Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура политической культуры





Политическая культура представляет собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Назовем некоторые из них:

§ ценностно-нормативный — политические чувства, ценности, идеалы, убеждения, нормы, правила;

§ познавательный - политические знания, способы политического мышления, умения, навыки;

§ оценочный - отношение к политическому режиму, к политическим явлениям, событиям, лидерам;

§ установочный — устойчивые личные ориентиры поведения, ориентация на определенные действия в тех или иных условиях;

§ поведенческий - готовность к тем или иным действиям в определенной ситуации, а при необходимости — участие в соответствующих действиях.

Кроме компонентов, можно выделить также уровни политической культуры:

§ мировоззренческий — представления о политике и ее различных аспектах;

§ гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями;

§ политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д. Поэтому политическая культура общества, как правило, включает ряд субкультур. Например, субкультура одного региона может существенно отличаться от субкультуры другого; одной социальной группы — от другой и т. д. Кроме того, в каждой культуре взаимодействуют новые и традиционные компоненты.

 

14. Государство и церковь в современном мире.

Церковь - это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями.

Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства - черта современного мира.

В Российской Федерации Государственной Думой 19 сентября 1997 г. принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". В соответствии с данным законом, религиозное объединение - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.

Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах: религиозной группе и религиозной организации.

Религиозная группа - добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация - добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государства, образованное в целях совместного исповедания религии и зарегистрированное в качестве юридического лица.

В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются светские, теократические, клерикальные и атеистические государства.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.).

Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.

Клерикальное государство - это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве по-прежнему очень сильны.

Атеистическое государство - это государство, в котором религиозные сообщества преследуются властями. Они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем. В таких государствах церковь лишается имущества, запрещено издание и распространение религиозной литературы. Любая религиозная агитация наказывается - верующие и священнослужители подвергаются репрессиям. Нередко применяется открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем. Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50-60-е гг. прошлого столетия.

 

15. политическая жизнь общества и ее основные характеристики.

Политическая жизнь – специфическая область человеческого общества, одна из сторон общественного бытия. Без политической жизни немыслимо существование современного общества.

Сущность понятия политической жизни определяется как сфера политического бытия, где реализуется политическая деятельность человека. Эта сфера – весьма сложное, многослойное и вместе с тем целостное структурное образование. В ней фиксируется то общее, что характеризует всю совокупность политических институтов, политических отношений, процессов, явлений в их взаимосвязи и образует целостность.

Будучи многомерным явлением, политическая жизнь общества различается:

а) по политическим убеждениям;

б) по уровню политической культуры общества и регионов;

в) по особенностям политической жизни в центре и на периферии.

 

По критерию общности можно выделить два уровня политической жизни:

- индивидуальный;

- общественный.

 

По критерию участия в политике явно просматриваются три уровня:

- активное;

- пассивное;

- безразличное (нейтральное).

 

В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы:

- субъекты и объекты политической деятельности;

- направления политической деятельности;

- средства политической деятельности;

- политическое поведение;

- политические процессы;

- политические конфликты;

- политические ситуации;

- политические отношения.

 

Ядро политической жизни составляют политическая деятельность и политические отношения. Если представить себе структурный срез оптимальной модели политической жизни, то можно сделать вывод, что входящие в нее компоненты обладают относительной самостоятельностью, их взаимосвязи и взаимодействия предполагают наличие механизма, обеспечивающего их равновесие и эффективное функционирование, направленное на достижение баланса интересов и политической стабильности общества.

С институциональной и функциональной точек зрения можно выделить основные формы политической жизни общества. Критерием для их выделения является наличие автономности и специфичности функций, связанных с властными отношениями. В таком случае структурными компонентами политической жизни общества выступают:

- государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура и т.д.);

- политические партии и политические движения;

- общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные;

- средства массовой информации;

- политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе;

- политическое сознание, идеология, общественное мнение;

- политика и политическое руководство, лидерство;

- политическая культура как совокупность политических ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти;

- политическая деятельность.

16. Политика и экономическая сфера жизни общества.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями, экономическими интересами. В то же время, вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.

Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами [c.82] и взаимоотношениями людей. В этом существо проблемы. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними – все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов.

17. Средства массовой информации и власть.

Интерес к средствам массовой информации как к носителю возможностей влияния на мысли и чувства людей, их побуждения и поступки возник в последние десятилетия XX в. и был тесным образом связан с глобальным распространением прессы, радио, телевидения и Интернета по всему миру. При этом, чем более увеличивался интерес, тем чаще звучало мнение о том, что СМИ по своей сути представляют не что иное, как инструмент манипулирования людьми с целью внедрения угодных властям политическим и экономическим правящим кругам идей и устремлений, формирующих мысли и потребности человека. Эти желания никогда не могут быть до конца удовлетворенными, т.к. человек, едва успев обрести вещь последней марки или модели, видит рекламу новой и снова чувствует непреодолимое желание приобрести ее.

Понятно, что четвертой властью средства массовой информации стали называть, желая продолжить список властей, на которые, согласно сложившимся канонам, разделена вся власть в государстве (законодательная, исполнительная и судебная). Что же дает аналитикам возможность говорить о СМИ как о целом аппарате управления людьми, наделенном властью? Прежде всего, следует сказать несколько слов о том, какого рода эта власть. В отличие от власти над физическими проявлениями человека (ограничением его проявлений в пространстве и времени) средства массовой информации завладевают душой и помыслами такая власть является куда более мощной и всепроникающей. Если ограничив перемещение человека или его свободу, мы не можем гарантировать, что за этим изменятся и его помыслы, то СМИ нацеливаются прежде всего на них, с тем чтобы потом исходя из искусственно сформированных идей и устремлений человек собственнолично, по «свободному» желанию ограничивал себя и во всех прочих отношениях. Пути для такого влияния многочисленны: внушение разного рода идей с экрана телевизоров, пропаганда, изображения и звуковой ряд, подобранные специалистами определенным образом для того, чтобы беспрепятственно проникать в мозг человека и воздействовать на него в нужном направлении.

Наиболее ярким примером воздействия на человека средств массовой информации может служить реклама, причем не одну только рекламу товаров народного потребления, но и рекламу политических деятелей, партий и движений и даже самих идей, мощными потоками выливаемую всеми без исключения средствами марсовой информации в период разного рода избирательных кампаний.

Однако наряду с точкой зрения о том, что СМИ представляют собой четвертую власть, манипулирующую мыслями и поступками людей и направляющую их к поставленной кем-то цели. Существует и противоположная точка о том, что это не может быть правдой, потому как власть над помыслами не означает власти над человечеством, да и так ли сильна эта власть, если во время рекламных роликов почти все человечество переключается или же попросту выключает телевизор.

На вопрос о том, являются ли средства массовой информации властной структурой, может быть названо две точки зрения:

1) СМИ – действительно четвертая власть, хотя у них нет аппарата насилия, но они могут формировать общественное мнение;

2) называть СМИ четвертой властью — ошибка. Да, так говорят, но ведь это метафора. Государство составляют три власти. Четвертой быть не может. Власть – это ответственность. Когда власть перестает быть ответственной, она перестает быть властью.

Телевидение не несет той ответственности, какую несет политический деятель. И в нормативной стабильной обстановке телевидение властью быть не должно. Оно должно информировать, анализировать, развлекать.

Телевидение лишь транслирует, передает то, что обладает властью: идеи или слова.

18. Политическая модернизация и ее особенности в России

В политологии переход от одного типа политической системы к другому обозначается терминами «политическое развитие» или «политическая модернизация».

Политическая модернизация – возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Модернизация обусловлена объективными (социально-экономическими и культурными) и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективное изменение политической системы) факторами.

Политическая модернизация – это часть социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных сферах социальной системы: экономике, социальной сфере, культуре, образовании и т. д.

Развитие модернизации в России имеет свои особенности.

Становление свободной частной собственности на землю происходило медленнее, чем на Западе. Крестьянское землевладение оставалось общинным до столыпинской аграрной реформы. Крепостная зависимость сохранялась до 1861 г. Главная роль принадлежала государственной власти.

Самые значимые модернизации в истории России:

– реформы Петра – военная реформа, городская реформа, установление порядка государственной службы, создание Сената, Синода и коллегий, уравнивание вотчинных (наследственных) и поместных (дарственных за службу) владений;

– реформы Екатерины II – поддержка дворянства, расширение их прав и свобод, создание губернских дворянских обществ и собраний, избрание ими должностных лиц для сословного управления – предводителей и депутатов и т. д.;

– отмена крепостного права в 1861 г.;

– судебная, военная, земские реформы 1860—1870-х гг.;

– столыпинская аграрная реформа – освобождение крестьян от общинной зависимости, предоставление желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создание хозяйств при сохранении помещичьего землевладения;

– учреждение многопартийности в России в 1905 г. и формирование законодательного органа – Думы;

– реформы, проводимые в России после 1991 г., направленные на переход к рыночной экономике и либеральной демократии.

Политическая модернизация в России на современном этапе явилась результатом не длительного эволюционного развития, а реформ, проводившихся ускоренными темпами. При этом использовался опыт западных стран становления подлинно демократического общества и свободной рыночной экономики. Однако проблема современного этапа модернизации заключается в том, чтобы, используя западные модели, сохранить при этом национальную и культурную самобытность. Например, нынешнюю политическую систему в России разные политологи определяют как переходную от авторитаризма к демократии, «управляемой демократии», «формальной демократии», «молодой демократии».

Формы процесса модернизации зависят от типа политических систем и политической власти:

– насильственные, репрессивные меры – общество «переводится» в новое состояние (практика тоталитарных режимов);

– меры, стимулирующие и создающие возможность оптимального развития той сферы человеческой жизнедеятельности, которая подлежит модернизации, создание условий и стимулов.

 

19. Демократия как форма политической власти.

Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

§ народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;

§ свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;

§ политический плюрализм;

§ гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

§ контроль представительных институтов за работой правительства;

§ устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии:

§ принцип народного суверенитета, согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ

§ свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей

§ участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)

§ конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом

§ наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство

§ принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

§ прямую;

§ представительную.

 

20. Роль внешней политики в мировом политическом процессе.

Система международных отношений характеризуется совокуп­ностью связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе международных отноше­ний произошли коренные изменения. Эти изменения связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его создателя — Советского Союза. Изменения в мировой политике пос­ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок­ратизация поставили Россию в по­ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес­кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше­ний.

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариантвыбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен­ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль­тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).

Второй путьпредполагает обретение Россией статуса региональ­ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре­имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль­ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по­литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка­зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель­ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путьпредполагает, что Россия может занимать сугубо праг­матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин­ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу­дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми­роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос­ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше­ние экономических и других внутренних проблем.

В реальной политической деятельности государства переплетают­ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш­неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внут­ренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отноше­ния со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарны­ми тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявле­ния национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя откры­тости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:

- создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци­алистическими странами;

- вхождение в европейское и ми­ровое сообщество;

- разработка новых принципов межгосударственных отноше­ний с бывшими республиками СССР;

- разработка новой военно-поли­тической доктрины в изменив­шемся геополитическом про­странстве;

- активизация отношений с Кита­ем, странами Юго-Восточной Азии;

- равноправное развитие отношений с США;

- противодействие установлению «однополюсного» мира под эги­дой США;

- участие в миротворческих акциях пре­кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

 

Date: 2015-07-27; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию