Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анархизм





Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

§ идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;

§ любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.

В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

 

9. Политические партии и партийные системы

Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной неоднородности. Чем она выше, тем больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы оп­ределенной социальной группы. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.

Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем.

В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность поли­тической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.

Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наибо­лее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством де­путатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых – возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской и демократической партиями.

Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие мно­гообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопар­тийности являют страны Западной Европы, в которых экономичес­кие, национальные, религиозные, идеологические различия порож­дают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.

Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масш­таб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:
а) число членов партии; б) количе­ство избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределени­ем депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.

По политическому весу выделяются четыре типа партий:

· мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство манда­тов и право на проведение собственного политического курса;

· партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих
выборах;

· доминирующая партия – получившая относительное большинство депу­татских мест;

· миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.

10. Политический процесс в современной России

Поэтому охарактеризовать политический процесс в России одним преобладающимкачеством, типом и т.п. невозможно. В политическом процессе России можно обнаружить противоположныечерты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшейстепени демократического. В силу незрелости становящегося гражданского общества. егонеструктурированности политический процесс неизбежно несет в себе качество неструктурированности. Еслигражданин, социальная общность людей не осознали свои индивидуальные и коллективные интересы, невыработали отношения к совместным целям и не определили свой социально-политический статус в еговзаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенностистановления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся,неструктурированных субъектов в политический процесс не принесет возможной и желаемойобщеколлективной цели. Субъекты не стали еще политическими субъектами и находятся на стадиипротополитического развития.

Отсюда вытекает еще одна специфика российского политического процесса. Поскольку политическое частоне является таковым, а лишь находится в стадии становления, обнаружения и проявления, то частополитический процесс не является таковым по существу, так как охватывает в своем содержании блокразличных неполитических характеристик, качеств и т.п. он является поэтому смешанным по содержанию,нерасчленению видов общественных отношений. В то же время преобладание прежнего смысла политики иее всеохватного, тотального характера часто продолжает проявляться и в новых российских условиях жизни.Парадоксальность нашего мира политики ведет к парадоксальности политического процесса. Этопроявляется еще в одной специфике политического процесса.

Поскольку в политику вовлекаются многие субъекты, не обладающие политическими качествами,представлениями, не достигшие в своей социальной зрелости политической образованности,компетентности, то данные субъекты просто не понимают необходимости в политике компромиссов,соглашений, уступок, согласованности разных интересов и т.д. Они привносят в процесс конфликты,амбиции, стремления решить только свои, индивидуальные интересы вне общественно-политических.Поэтому политический процесс часто разрывается в силу отмеченных факторов субъективного порядка.Наличие политической культуры у субъектов – необходимый и очень значимый компонент политическогопроцесса.

 

11. основные функции государства и тенденции его развития

С функциональной точки зрения государство призвано решить ряд задач в сферах внутренней и внешней политики.

Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

§ хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;

§ стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;

§ координационная - обеспечение общественного согласия и единства;

§ социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;

§ культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;

§ правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;

§ экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

§ отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;

§ организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Date: 2015-07-27; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию