Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение ускорения точки ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Ускорение точки характеризует изменение ее скорости в рассматриваемой системе отсчета с течением времени. 4.4.1. Векторный способ. Пусть за время D t точка переместилась из положения M, где она имела скорость , в положение , где ее скорость стала равной (рис. 4.5). Вектор скорости получил приращение . Средним ускорением точки за интервал времени D t называют отношение . Предел среднего ускорения (4.12)
называют ускорением точки в данный момент времени или просто ускорением точки. Таким образом, ускорение точки – это мера изменения ее скорости, равная производной по времени от скорости точки в рассматриваемой системе отсчета. Так как Вектор среднего ускорения лежит в плоскости, образуемой векторами и . При уменьшении D t точка приближается к точке М, и плоскость векторов изменяет свое положение в пространстве, поворачиваясь вокруг вектора . Предельное положение этой плоскости называют соприкасающейся плоскостью кривой в точке М (см. рис. 4.2, плоскость М t n). Следовательно, вектор ускорения лежит в соприкасающейся плоскости и направлен в сторону вогнутости траектории (см. рис. 4.5). Единица измерения ускорения в системе СИ – .
4.4.2. Координатный способ. Представим вектор скорости в виде . Тогда, учитывая неизменность ортов , в соответствии с формулой (4.12) получим ускорение
и его проекции: . (4.13) По проекциям ускорения определим его модуль (4.14) и направляющие косинусы: . (4.15) 4.4.3. Естественный способ. Представим вектор скорости в виде (4.11) , тогда из формулы (4.12) получим . (4.16) Определим модуль и направление вектора , для чего рассмотрим два случая. Случай 1. Точка М движется в сторону увеличения координаты S (рис. 4.6,а). За время D t она перемещается из положения М в положение , при этом ее координата увеличивается на величину D S, а вектор получает приращение , направленное в сторону вогнутости траектории. Вектор направлен перпендикулярно вектору в сторону вогнутости траектории и лежит в соприкасающейся плоскости. Вектор имеет такое же направление, так как координата S возрастает, при этом . Случай 2. Точка М движется в сторону уменьшения координаты S (рис. 4.6,б). Вектор , а вместе с ним и вектор , направлены в сторону выпуклости траектории. Вектор имеет противоположное направление, так как . Таким образом, вектор всегда направлен по главной нормали к траектории в сторону вогнутости и может быть представлен в виде: . (4.17)
Определим модуль вектора . Учитывая, что равнобедренный (см. рис. 4.6,а) и , получим . (4.18) Из формул (4.17) и (4.18) следует . откуда, учитывая, что , где k – кривизна, а ρ – радиус кривизны траектории в данной точке, получим . (4.19) Подставим (4.19) в (4.16) . (4.20) Таким образом, вектор ускорения имеет две составляющие: касательную и нормальную. Касательное ускорение (4.21) направлено по касательной к траектории в сторону увеличения координаты S, если алгебраическая скорость точки возрастает, или в сторону уменьшения S, если убывает. Проекция касательного ускорения на ось t: . (4.22) Нормальное ускорение (4.23) всегда направлено по нормали к траектории в сторону вогнутости, его проекция на ось n: . 4.24) Так как ^ (рис. 4.7), модуль вектора ускорения находим по формуле . (4.25) Касательное ускорение характеризует изменение скорости точки по модулю, а нормальное – по направлению. Касательное ускорение равно нулю: 1) если точка движется с постоянной алгебраической скоростью; 2) в те моменты времени, когда скорость принимает экстремальные значения. Нормальное ускорение равно нулю: 1) при прямолинейном движении (r = ¥); 2) в точках перегиба траектории (r = ¥); 3) в те моменты времени, когда скорость точки равна нулю.
|