Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Культура речи





Задание № 1. Законспектировать раздел «Лексикография» (с. 128 – 137) книга:

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1997. и другие издания или раздел «Словари и речевая культура» (с. 21 – 33), книга Черняк В.Д. «Русский язык и культура речи» - М., 2002г.

Задание 2. Сделать конспект аннотации и одной словарной статьи следующих словарей:

1. Бельчикова Ю.А., Панюшева М.О. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994. Или: Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.

2. Большой словарь иностранных слов. – М., 1999. Или: Васюкова И.А.

3. Словарь иностранных слов. – М., 1999; Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М., 1999; Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998; Словарь иностранных слов: Актуальная лексика, Толкование. Этимология. – М., 1997; Современный словарь иностранных слов. – М., 1992.

4. Большой толковый словарь русского языка. – СПб., 1998. Или: Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – Спб., 2002.

5. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – Спб., 1996. Или: Словарь синонимов. Справочное пособие. – Л., 1975; Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1969.

6. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов – на –Дону. 1995. Или: Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

7. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1984. Или: Словарь антонимов русского языка. – М., 1984.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1991 и дальн. изд. Или: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994.

9. Словарь русского языка АН СССР: В 4 т.- М., 1981 – 1984.

10. Толковый словарь русского языка конца 20 века. Языковые изменения. – СПб., 1998.

11. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М., 1964 – 1973 и другие издания. Или: Черных П.Я. Историко – этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – М., 1993

12. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. / Сост, А.И. Федоров. – М., 1997. Или: Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1986.

 

Задание № 3. Орфоэпические нормы

Ознакомьтесь с особенностями произношения и постановке ударений в разделе VI. «Нормы современной русской речи» из книги Черняк В. Д. Русский язык и культура речи- М., 2002. с.137-164 или гл. V, «Литературное произношение» из книги Голуб И. Б. «Русский язык и культура речи»- М., 2002. с. 332-336.

1. Используя словарь (укажите выходные данные), расставьте ударения в словах, укажите варианты (с пометами устаревшее, просторечное, дополнительное и проч.). К словам, значения которых вы не знаете или знаете неточно, выпишите толкования.

Общеупотребительные слова: мусоропровод, откупорить, баловать, кашлянуть, исчерпать, облегчить, ободрить, начать, принять, углубить, приданое, багроветь, ржаветь, дремота, ломота, ломоть, столяр, торты, новорожденный, зубчатый, пуловер, цепочка, ревень, шприцы, досыта, издревле, искони, исстари, недуг, донельзя, иначе, завидно, наотмашь.

Общеупотребительные книжные слова: генезис, диоптрия, ракурс. диспансер, феномен, апостроф, уведомить, намерение, созыв, заиндеветь, принудить, бюрократия, некролог, аналог, изобретение, псевдоним, эксперт, инсульт, мизерный, обеспечение, ходатай.

Конфессиональные (церковные) слова: апокриф, апокалипсис, догмат, вечеря, еретик, вероисповедание, иконопись, послушник, духовник, мытарство, знамение, христианин.

 

2. Измените слова по образцу и расставьте ударения в формах прилагательных.

Образец: важный – важна, важно, важны, важнее.

Валовой (сбор), веселый, балованный, безудержный, бледный, кухонный, русый, алый, нужный, крутой, простой, пьяный, ясный, красивый, круглый, босой, глупый.

 

3. Поставьте ударения в глаголах:

кружит, премируют, солят, звонишь, брала, взяла, звала, приняла, забрала, задали, отпер, отперли, родился, отняла, родилась, поселимся, включит, облегчим, закупорим, начал.

 

4. Напишите транскрипцию слов по образцу, отметьте варианты.

Образец: конечно – коне[шн]о.

Булочная, горчичный, выборочный,Ильинична, пустячный, яичница, что, чтобы, достаточно, точно, молочница, нарочно, троечник, порядочный, скучно, пятерочный, копеечный, пасечник, сердечный.

 

Задание № 4. Грамматические нормы

Предварительно изучив соответствующие правила, выполните задания. Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи – М., 2002, с. 300-326

2. Черняк В. Д. Русский язык и культура речи. – М. 2002 с. 164-259

 

1. Определите род имен существительных: Рубака, щипцы, кенгуру, Колорадо, идальго, НАТО, юноша, вуз, салями, пенальти, колибри, подмастерье, жалюзи, манси, рефери, сани, Бештау, какаду, лебедь, мозоль, леди.

 

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение (отметьте стилистические варианты): Договор, тоска, пропуск (прогул), человек, учитель, токарь, торт, профессор, образ, хлеб, мех, ребенок.

 

3. Раскройте скобки, отметьте стилистические варианты: Производство (сахар), выпил стакан (чай), бутылка (лак), много (народ), без (год) неделя, не до (смех), упустить из (вид), уйти из (дом), нет (лес).

 

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:. Помидор, чулок, носок, мечта, погон, простыня, кочерга, баклажан, гусар, ставня, рельс, борьба.

 

5. Образуйте форму творительного падежа единственного числа: Тысяча, Чаплин, Карамазов, Ростов, Дарвин, Черных, плащ, огурец.

 

6. Исправьте неточности в употреблении местоимений: 1) Сестра поступила в артистическую труппу. Она скоро уезжает на гастроли. 2) Директор застал помощника у себя в кабинете. 3) Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат. 4) Считая появление Базарова преждевременным, писатель был уверен, что будущее за ним. 5) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки.

 

7. Найдите и исправьте ошибки в употреблении числительных. Исправьте предложения там, где это необходимо. 1) Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 2) Так мы и живем: семь в одной комнате. 3) Подойдем поближе к этим троим студентам. 4) Эти двести метров отделяющих оба факультета, преодолеть не трудно. 5) Мы заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 6) Над этой темой работает пятеро сотрудников. 7) На работе вместо семерых занято только пять человек. 8) Время существования этого спутника – 93 суток. 9) Преступник отстреливался с обеих рук.

 

8. Образуйте формы степеней сравнения прилагательных: Пустой, редкий, громкий, жидкий, низкий, жаркий, четкий, прыткий, броский, частый, хлесткий, вязкий, мерзкий, сладкий, короткий, поздний, бойкий, дерзкий.

 

9. Исправьте ошибки в управлении: Согласно распоряжения ректора всем студентам необходимо пройти флюорографический осмотр. Вопреки прогноза погода в День победа была без дождя. По окончанию экзаменационной сессии необходимо все ведомости сдать в деканат. Руководитель написал очень хороший отзыв на мою курсовую работу. Какова точка зрения по этой проблеме?

 

Задание № 5. Лексические нормы

1.Ознакомьтесь с соответствующими разделами русской лексики в учебнике «Русский язык и культура речи» раздел 3 (Черняк В.Д.), а также со статьями «Терминологического словаря. Русский язык. Стилистика. Культура речи» IV-V-VI разделы. (http://eumk/new/manuals/CFHome/LitDept/rucultreci/bz_umk_rkr9.html) Исправьте и объясните лексические ошибки в предложениях:

На этой фирме есть свободная вакансия, можешь обратиться.

Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Москвы.

В состав многих лекарств входят ароматичные масла и красители.

Общество возросло на 1 млн. человек.

На сцене были гитаристы: один высокий, а другой – низкий.

Из лекции по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний.

Связь без брака – только за валюту (из рекламы телефонной компании).

В Древнюю Грецию ехали толпы туристов из Египта.

Получил бесценную бандероль.

В балете «Пушкин» заглавную роль исполняет молодая балерина.

 

Задание № 6. Орфографические нормы

Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные.

Праз…не…ство, ислан…ский, кон…статировать, ровес…ник, предвес…ник, уча…ствовать.

Вставьте, где нужно двойную согласную.

Тер…ас…а, а…огичность, ба…юстрада, ко…румпировать, импре…арио.

Вставьте проверяемые безударные гласные.

Пок…яние, огр…ненный, разоч…рованный, обог…щать, упр…щенно.

 

4. Вставьте непроверяемые гласные.

В…ол…нчель, экстр…в…гантный, ут…л…тарный, с…ната, об…яние.

Вставьте чередующиеся безударные гласные.

Оз…ренный, заг…раться, пл…вец, пром…кательная, р…стущий.

Вствьте пропущенные буквы Ы или И.

Небез…нтересный, пред…стория, сверх…нтеллектуальный, пост…мпрессионизм, пред…нфарктное состояние, вз…мать, с…ронизировать, с…знова.

Вставьте гласные в слова с ПРЕ- и ПРИ-.

Пр…небрегать, пр…цедент, беспр…кословить, пр…амбула, пр…рывистый, непр…творно.

 

8. Вставьте Ы или И после Ц.

Ц…в…л…зация, цикламен, Куниц…н, моц…он, ц…ганщина.

 

9. Вставьте О или Е после шипящих.

Грош…вый, крыж…вник, подж…г дома, ш…роховатый, беч…вка.

Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов 3-го лица, единственного числа.

Дремл…т, трепещ…т, постел…т, стрекоч…т, увид…т.

Вставьте, где нужно, суффиксы - Н, -НН.

Вяза…ный, серебря…ый, вышеназва…ый, непроше…ый гость, ветре…ое утро.

Определите написание НЕ с разными частями речи.

Совершенно (не)интересный, далеко (не)простой, отнюдь (не)обременительный, вовсе (не)обязательно.

Определите написание частиц НЕ или НИ.

Н… видно н… зги, н… н… заметить, н… н… обманывал. Куда он только н… заходил!

Вставьте, где нужно твердый - Ъ или мягкий- Ь знаки.

Сверх…естественный, четырех…ярусный, пас…янс, трех…актный, меж…ядерный.

 

Определите написание сложных слов.

(Пол)ананаса, (пол)второго, (пол)Москвы, (пол)листа, (зам.)декана,

(макро)структура, (жизненно)важный, (чае)питие, (выше)названный.

 

Напишите словосочетание:

Пр…в…легии (транс)европейских корпораций.

Я…ства, купленные в течение месяца.

Что бы н… случилось, хочется надеяться на лучшее.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

  1. Культура речи как научная дисциплина. Место культуры речи в системе языковых и неязыковых дисциплин. Культура языка и культура речи.
  2. Единицы языка и речи, структурные уровни языка и соответствующие им типы норм. Нарушение норм на разных языковых уровнях.
  3. Характеристика основных коммуникативных качеств речи (правильность, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность и уместность речи).
  4. СРЛЯ и его признаки. Хронологические рамки СРЛЯ.
  5. Литературный язык и нелитературные разновидности языка.
  6. Понятие о норме СРЛЯ. Типы норм. Общеязыковая норма и норма литературного языка. Динамика норм и основные тенденции развития СРЛЯ.
  7. Языковая вариантность и культура речи.
  8. Типичные нарушения норм СРЛЯ. Типология ошибок.
  9. Общая характеристика орфоэпических норм. Произношение гласных и согласных.
  10. Произношение заимствованных слов.
  11. Акцентологические нормы. Характеристика русского ударения. Акцентологические варианты. Причины изменения и колебания ударения.
  12. Основные закономерности в постановке ударения у имен существительных и прилагательных.
  13. Основные закономерности в постановке ударения у глаголов.
  14. Основные закономерности в постановке ударения у причастий.
  15. Морфологические нормы. Варианты морфологической нормы.
  16. Род несклоняемых имен существительных. Родовые различия в названиях лиц типа секретарь-секретарша.
  17. Склонение имен и фамилий.
  18. Варианты падежных окончаний имен существительных.
  19. Употребление форм имен прилагательных.
  20. Склонение и употребление имен числительных.
  21. Особенности употребления в речи некоторых форм местоимений.
  22. Употребление глагольных форм.
  23. Варианты форм причастий и деепричастий.
  24. Синтаксические нормы. Вариантность в формах управления и согласования.
  25. Порядок слов в предложении. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе существительное с собирательным значением.
  26. Ошибки в употреблении однородных членов предложения в речи.
  27. Функционирование сложных предложений в речи.
  28. Общая характеристика лексических норм. Возможные нарушения норм словоупотребления в речи юриста.
  29. Понятие о функциональных стилях и функционально- стилевой дифференциации языка. Функционально- стилевая дифференциация СРЛЯ и речевая культура.
  30. Стилистическая структура русского языка (стилистические парадигмы). Стилистическая норма.
  31. Стили языка, стили речи и жанры. Основные положения стилистики.
  32. Официально-деловой стиль и его жанры. Культура деловой речи.
  33. Научный стиль и его жанры. Культура научной и профессиональной речи.
  34. Публицистический стиль и его жанры.
  35. Разговорный стиль и его жанры. Культура разговорной речи юриста.
  36. Риторика, ораторское искусство – важнейший элемент человеческой культуры.
  37. Основные правила построения ораторской речи.
  38. Выразительные средства ораторской речи.
  39. Значение деловой речи в профессиональной коммуникации. Основные требования к деловой речи.
  40. Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.
  41. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Предполагается, что ответ на зачете по курсу “Русский язык и культура речи” должен включать “теоретическую” часть – изложение принципов выполнения практического задания (построения указанного типа текста, коррекции речевых ошибок и т.д.) – и собственно практическое задание:

1. Составление устного и письменного текста жанра-повествования

2.Составление устного и письменного текста жанра-рассуждения

3.Составление устного и письменного текста рекламного жанра

4.Определение функционального стиля текста (с пояснниями).

5.Исправление языковых ошибок, редактирование текста заданного жанра.

6.Трансформация текста заданного жанра по заданным параметрам (в сторону сокращения, распространения, изменения структуры и т.п.)

7.Переход от устного текста к письменному

8.Переход от письменного текста к устному.

9.Переход от текста структуры к связному тексту.

10.Переход от изображения к словесному тексту.

11.Переход от словесного текста одного жанра / функционального стиля к другому

12.Анализ образцового текста

 

Date: 2015-07-25; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию