Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейная педагогика как наука, её взаимосвязь с другими науками





Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, т.е. по социальному институту, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, – семье.

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения.

Цель семейной педагогики – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту.

Объект семейной педагогики - состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института.

Предмет семейной педагогики - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:

- разработка теоретических проблем семейного воспитания;

- изучение опыта семейного воспитания;

- внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;

- исследование путей повышения педагогической культуры родителей;

- обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание:

- анализ произведений искусства и художественной литературы;

- искусство педагогической герменевтики (умение истолковывать и понимать педагогический опыт, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры);

- метод идентификации (в его основе лежит понимание исследователем другого человека, благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в него).

2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института:

- сбор фактического материала, который характеризует семью и домашнее воспитание;

- изучение литературных источников;

- наблюдение;

- беседа;

- «педагогический консилиум»;

- метод независимых характеристик;

- метод сочинений;

- изучение и обобщение опыта;

- изучение продуктов деятельности детей;

- изучение документации;

- опытная работа и др.

- социологические методы (социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия);

- психологические методы (помогают расширить и углубить представления о семье; дают возможность испытуемым осознать свои взаимоотношения, сделать выбор);

- метод изучения семьи глазами ребёнка;

- методы математической обработки полученных экспериментальных данных (шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин);

- методы теоретического анализа и диалектического познания;

- сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ;

- раскрытие;

- обобщение и систематизация полученных данных;

- прогностическое моделирование и др.

Теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, конкретизация, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, математические и статистические методы и др.

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, обобщение опыта, научная экспедиция, метод педагогического консилиума, опросы, тесты, 5 изучение и анализ документации, продуктов деятельности, близнецовый метод, генеалогический метод исследования и др.

Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Место семейной педагогики в системе педагогических наук: Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании.

Система педагогических наук:

- общая педагогика;

- отраслевая педагогика (семейная, производственная, социальная педагогика);

- возрастная педагогика (предшкольная, дошкольная и педагогика школы; педагогика среднего-профессионального обучения; педагогика высшей школы);

- коррекционная педагогика (сурдопедагогика, лагопедия);

- история педагогики;

- частные методики (методика развития речи; экологического, музыкального воспитания).







Date: 2015-07-27; view: 4337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию