Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семейная педагогика как наука, её взаимосвязь с другими науками
Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни. Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, т.е. по социальному институту, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, – семье. Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Цель семейной педагогики – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту. Объект семейной педагогики - состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка. Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят: - разработка теоретических проблем семейного воспитания; - изучение опыта семейного воспитания; - внедрение научных достижений в практику семейного воспитания; - исследование путей повышения педагогической культуры родителей; - обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов. Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы: 1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание: - анализ произведений искусства и художественной литературы; - искусство педагогической герменевтики (умение истолковывать и понимать педагогический опыт, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры); - метод идентификации (в его основе лежит понимание исследователем другого человека, благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в него). 2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института: - сбор фактического материала, который характеризует семью и домашнее воспитание; - изучение литературных источников; - наблюдение; - беседа; - «педагогический консилиум»; - метод независимых характеристик; - метод сочинений; - изучение и обобщение опыта; - изучение продуктов деятельности детей; - изучение документации; - опытная работа и др. - социологические методы (социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия); - психологические методы (помогают расширить и углубить представления о семье; дают возможность испытуемым осознать свои взаимоотношения, сделать выбор); - метод изучения семьи глазами ребёнка; - методы математической обработки полученных экспериментальных данных (шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин); - методы теоретического анализа и диалектического познания; - сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ; - раскрытие; - обобщение и систематизация полученных данных; - прогностическое моделирование и др. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, конкретизация, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, математические и статистические методы и др. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, обобщение опыта, научная экспедиция, метод педагогического консилиума, опросы, тесты, 5 изучение и анализ документации, продуктов деятельности, близнецовый метод, генеалогический метод исследования и др. Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Место семейной педагогики в системе педагогических наук: Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании. Система педагогических наук: - общая педагогика; - отраслевая педагогика (семейная, производственная, социальная педагогика); - возрастная педагогика (предшкольная, дошкольная и педагогика школы; педагогика среднего-профессионального обучения; педагогика высшей школы); - коррекционная педагогика (сурдопедагогика, лагопедия); - история педагогики; - частные методики (методика развития речи; экологического, музыкального воспитания). Date: 2015-07-27; view: 4313; Нарушение авторских прав |