Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте





Основными показателями умственного развития дошкольников является развитие мышления, внимания, памяти, воображения.

Развитие мышления дошкольника В дошкольном возрасте дети начинают познавать мир с помощью мышления - общественно обусловленного психического процесса, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности Его развитие у дошкольников зависит от развития воображения Ребенок механически заменяет в игре одни предметы другими, предоставляя им несвойственных, но определенных правил игры новых функций Позже предметы она заменяет их образа мы, в связи с чем отпадает необходимость практического действия с ними.

Если в раннем детстве мышление осуществляется в процессе предметных действий, это у дошкольника оно начинает опережать практические действия, поскольку он уже учится переносить ранее усвоенный способ действия на другую, тождественную первой, ситуации.

В дошкольном возрасте ребенок решает жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным (реальное испытание свойств предметов), наглядно-образным (оперирование конкретными образами предметов и ситуаций) и благодаря логическим суждениям с опорой на понятия Чем она старше, тем реже использует практические попытки и чаще наглядно-образные, а позже и логические способы.

Основой развития мышления дошкольника является формирование умственных действий Исходным пунктом этого формирования является реальное действие с материальными предметами Затем дошкольник предпринимает действия с реальными материальными п предметами во внутреннем плане, с их образами Например, если ребенку говорят, что у нее есть 2 яблока, и спрашивают, сколько у нее будет яблок, если ей дадут еще одно, то ей уже не нужно реально переставлять яблоки и считать их, это действие она может осуществить в образной форме Далее внутренние действия становятся свернутыми.

На высших этапах развития мышления, в частности, в процессе логически-понятийного, умственные действия осуществляются с помощью внутренней речи, использование различных знаковых систем Однако дошкольник в процессе мышление оперирует не столько знаками, сколько образами, которые либо отражают конкретные предметы или более или менее обобщенными и схематизированной При этом он представляет себе решение задачи как ряд развернутых действий с предметами или их заменителями.

По результатам исследований Ж Пиаже, особенностями детского мышления является отсутствие возвратности (возможности, проследив любое преобразование, осуществить его мысленно в обратном направлении) и влияние наглядной ситуации на процесс решения задачи Образ восприятия оказался доминирующим на слабее, неустойчивым представлениям.

Однако, несмотря на то что в некоторых случаях образное мышление дошкольника неточное и сопровождается ошибками, оно является мощным инструментом познания окружающего мира, обеспечивает создание обобщенных представлений ребенка о вещах и явлениях. Это вполне проявляется в процессе дошкольного обучения.

Возможность овладеть в дошкольном возрасте логические операции, способность к усвоению понятий не означает, что это должно быть основной задачей умственного воспитания детей Им является развитие наглядно-образного мышления, для которого дошкольный возраст наиболее сенситивный и который имеет большое значение для будущей жизни, поскольку является неотъемлемой составляющей любой творческой деятельности.

Развитие внимания дошкольника В дошкольном возрасте ребенок начинает направлять свою психическую деятельность на предметы и явления, которые имеют для него важное значение, интересуют ее Это является свидетельством определенного уровня развития ее внимания - направленности и сосредоточенности сознания на определенном предмете, явлении и т.п. Внимание как процесс и этап настройки ребенка на восприятие значимой информации и выполнение поставленных задач в дошкольном в возрасте отражает его интерес к окружающим предметам и действиям, которые она выполняет Малыш сосредоточен только до тех пор, пока не угас его интерес С появлением, например, нового предмета внимание переключается на него Поэтому дети редко длительное время занимаются одним делом.

Формирование произвольного внимания в дошкольном возрасте связано также с общим ростом роли языка в регуляции поведения малышей Планирующая функция языка помогает и заранее сосредоточивать свое внимание на нужной деятельности, словесно формулировать задачи, на которые следует ориентироваться Хотя у дошкольников и начинает развиваться произвольное внимание, непроизвольное внимание преобладает протяжении всего дошкольного детства.


Развитие памяти дошкольника В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению Если человеку трудно или почти невозможно вспомнить что-нибудь из раннего детства, то дошкольное детство, в особенно старший дошкольный возраст, оставляет много ярких воспоминаний Память дошкольника, как правило, непроизвольный характер Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания и они реализуются в деятельности, обусловлены ею Произвольные формы запоминания и воспроизведения, начинают складываться в среднем дошкольном возрасте, существенно совершенствуются в старших дошкольников Условия для овладения произвольного запоминания и воспроизведения формируются в игре, когда запоминание является условием выполнения ребенком взятой на себя роли.

В некоторых дошкольников развивается Эйдетические (греч еисиов - образ) память - особый вид зрительной памяти, который заключается в запоминании, фиксировании и сохранении во всех деталях образов предметов и ситуаций после их восприятия ее образы своей яркостью и четкостью приближение к образам восприятия Вспоминая ранее воспринятые предметы, ребенок как бы снова видит их, может описать их со всеми деталями.

Развитие воображения дошкольника Ребенок дошкольного возраста уже способна представлять, то есть создавать образы тех предметов и явлений, которых она непосредственно не видела Как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений, мыслительных ситуаций, я которые в действительности не воспринимались человеком, воображение связана с знаковой функцией сознания - кодированием визуальной информации с помощью схем, фигур и более сложных условных знаков,

Воображение ребенка формируется в игре На первых этапах она неотделима от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий В игре детей младшего дошкольного возраста существенное значение имеет тождество предмета--заменика с предметом, который он заменяет Старшие дошкольники могут представлять предметы, совсем непохожие с предметами замещения Постепенно потребность во внешних опорах исчезает Происходит интериоризация - переход в игре к мнимой действия с предметом, которого в действительности нет, а также к игровому преобразования предмета, придания ему нового содержания и мнимых действий с ним.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

1. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. "Красивое не может быть плохим". Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".







Date: 2015-07-27; view: 4901; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию