Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и правила педагогической этики





Педагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий.

Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Процесс формирования личности связан с преодолением сложных противоречий, порождающих многочисленные конфликты, поэтому в ходе этого процесса возникает объективная необходимость регулировать взаимоотношения и участников педагогической деятельности. Так возникают требования педагогической морали, часть которых адресована от имени общества учителю, а часть - от имени учительства обществу, ученическому коллективу и родительской общественности.

Моральные обязанности учителя складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знании. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знании, поступает безнравственно» (К. А. Гельвеций). Он должен систематически обновлять и пополнять свои знания.

Принципы педагогической этики – это наиболее общие содержательные требования, предъявляемые к поведению специалиста в целом. Они определяют основную линию профессиональной деятельности педагогов.

Данные принципы вполне могут претендовать на роль методологической базы профессионально-нравственного поведения педагога, опосредующей воплощение его профессиональной позиции в конкретные профессиональные шаги во всех случаях педагогической практики.

Важно подчеркнуть, что данные принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает.

В чем конкретно они заключаются?

Добро

Принцип благодеяния, или принцип любви;

Принцип ненасилия

Свобода

Принцип автономии

Принцип толерантности

Ответственность

Принцип ответственности

Справедливость

Принцип справедливости

Достоинство

Принцип уважения прав и достоинства

Честь

Принцип компетентности

Такт

Принцип порядочности

Охарактеризуем выше перечисленные принципы.

Принцип благодеяния, или принцип любви: предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, глубинное знание другого человека (Э. Фромм). Добро в деятельности педагога воплощается в заботе о ребенке, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении ребенка необходимым для него навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, т.е. способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать труд​ности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Распространяется данный принцип и на отношение человека к тому делу, которое он избрал для себя не только как источник существования, но и как перспективу своего самоосуществления.

Принцип ненасилия: проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные (позволяют сторонам сохранить достоинство).

Принцип автономии: проявляется в уважении свободной личности ребенка, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не быть высокомерным, не навязывать свое мнение, а привлекать учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, обере​гать его самоуважение.

Принцип толерантности: основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему, доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию.

Принцип ответственности: проявляется в осуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит.

Принцип справедливости: представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д. Предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности; соответствующее воздаяние за это в виде благ, которые тот может получить; равную доступность для всех учеников основных прав и свобод.

Date: 2015-07-27; view: 2689; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию