Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование обращения с опасными веществами





Радиоактивные вещества представляют источник особо повышенной опасности как для здоровья людей, так и для всех живых организмов.К радиоактивным веществам относятся:

1) ядерные материалы;

2) взрывчатка;

3) ядерные боеприпасы;

4) радиоактивные газы;

5) многочисленные источники ионизирующего излучения как закрытого, так и открытого типов;

6) радиоактивные отходы. Естественный радиоактивный фон представляет собой дозу излучения, которая создается космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воздухе, воде, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

 

 

Ядерная и радиационная безопасность – составная часть экологической безопасности, под которой понимается состояние защищенности граждан, животного и растительного мира, государства или региона в целом от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф.Законодательство о ядерной и радиационной безопасности объединяет правовые акты различной юридической силы. К базовым законодательным актам, которые регулируют общественные отношения в области использования атомной энергии и защиты населения от радиационного загрязнения, относятся Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170–ФЗ «Об использовании атомной энергии» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».В законах и иных нормативных актах закрепляется:

1) исключительное право РФ на разработку, использование и реализацию радиоактивных веществ;

2) исключительно разрешительный порядок работы с радиоактивными веществами;

3) строго детализированные правила обращения с радиоактивными веществами;

4) правила эксплуатации ядерных реакторов и иных подобных установок и приборов радиологического профиля, призванных предотвращать наступление вредных последствий;

5) устанавливаются виды и размеры юридической ответственности физических и юридических лиц за несоблюдение названных правил.Предприятиям, учреждениям и организациям запрещено:

1) производить работы с радиоактивными веществами, не имея соответствующего разрешения;

2) применять технологии и использовать оборудование, не отвечающее требованиям ядерной и радиационной безопасности;

3) размещать оборудование и установки для работы с радиоактивными веществами в жилых зданиях и вблизи детских учреждений, больниц.

Санитарно—защитная зона – территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения.

54. Правовое регулирование обращения с отходами. Понятие и классификация отходов. Этапы обращения с отходами.

Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

 

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

 

.охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

 

.научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

 

.использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

 

.комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

 

.использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

 

.доступ в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;

 

.участие в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.

 

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, полупродуктов, продукции (товаров), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении отходов (по договору купли-продажи, мены, дарения).

 

Собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему (оставаясь собственником) право владения, пользования или распоряжения ими, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

 

Лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где имеются брошенные собственником отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или иным законным способом.

 

Полномочия органов власти в области обращения с отходами разделены между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

 

К полномочиям Российской Федерации, в частности, относятся:

 

.лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

 

.установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

 

.осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

 

Полномочиями субъектов РФ, в частности, являются:

 

.проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

 

.организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

 

.проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

 

Общие требования обращения с отходами. Закон об отходах устанавливает ряд общих требований обращения с ними:

 

1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

 

2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, требуется:

 

.наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы;

 

.соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

 

.наличие технической и технологической документации об использовании, обезвреживании образующихся отходов;

 

.обеспечение площадками для сбора отходов, образующихся в процессе эксплуатации.

 

3. При эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности:

 

.внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

 

.проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

 

.проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

 

.соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

 

.в случае возникновения или угрозы аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

 

4. Требования к объектам размещения отходов (ОРО). Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Закон устанавливает следующие основные требования к ОРО:

 

.создание ОРО допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

 

.определение места строительства ОРО осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

 

.на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники ОРО обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды;

 

.собственники ОРО, а также лица, во владении или пользовании которых они находятся, обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель;

 

.запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также во-доохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ;

 

ОРО вносятся в государственный реестр.

 

5. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

 

6. Требования к обращению с опасными отходами. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

 

В зависимости от степени вредного воздействия опасные отходы подразделяются на классы опасности в соответствии с установленными критериями. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение образующихся у них опасных отходов к конкретному классу. На опасные отходы должен быть составлен паспорт.

 

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами. (Обратим внимание на норму Закона: «может быть ограничена или запрещена», а значит, может быть не ограничена и не запрещена. Такая норма вряд ли обеспечит безопасность.)

 

7. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

 

8. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

 

.наличие паспорта опасных отходов;

 

.наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

 

.соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

 

.наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

 

9. Требования к трансграничному перемещению отходов. Трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств.

 

Ввоз отходов на территорию РФ:

 

.в целях их захоронения и обезвреживания запрещается;

 

.в целях использования — осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

 

Нормирование, учет и отчетность в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

 

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

 

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

 

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с предельно допустимыми нормами воздействия на окружающую природную среду.

 

При нарушении нормативов и лимитов предпринимательская деятельность может быть ограничена, приостановлена или запрещена.

 

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

 

.вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

 

.предоставлять в установленные сроки соответствующую отчетность.

 

Государственный кадастр отходов. В Российской Федерации ведется по единой системе Государственный кадастр отходов. Он включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

 

Экономическое стимулирование в области обращения с отходами. Экономическое стимулирование осуществляется в следующих направлениях:

 

1. Уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. В этих целях разрабатывают федеральные и региональные программы в области обращения с отходами.

 

2. Плата за размещение отходов по дифференцированным ставкам, устанавливаемым с учетом экологической обстановки на соответствующей территории на основании базовых нормативов, определяемых Правительством РФ.

 

3. Экономическое стимулирование, осуществляемое, в частности, посредством:

 

.понижения размера платы при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение отходов;

 

.применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

 

Контроль. За деятельностью в области обращения с отходами осуществляется государственный (на федеральном а региональном уровнях), производственный и общественный контроль.

 

Государственный контроль предусматривает, в частности, привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами.Порядок осуществления производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.Ответственность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

 

Исковые требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются:

.в отношении юридических лиц — судом или арбитражным судом;

.в отношении индивидуальных предпринимателей — судом.

78. Понятие и классификация отходов

Отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасные отходы – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786, выделяет их виды по совокупности приоритетных признаков: по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу, экологической опасности. Каталог имеет пять уровней классификации, расположенных по иерархическому принципу: блоки, группы, подгруппы, позиции, субпозиции.

По происхождению выделяют:

– отходы органического природного (животного и растительного) происхождения;

– минерального происхождения;

– химического происхождения;

– коммунального (включая бытовые) происхождения.

Основная часть отходов образуется на предприятиях горнодобывающего комплекса, включающего в себя топливно-энергетический комплекс, черную и цветную металлургию, химическое производство и стройиндустрию. К таким отходам относятся образовавшиеся в процессе добычи и переработки минеральных руд неиспользуемые отвалы вскрышных и вмещающих пород, забалансовых руд, золошлаковые отходы, шлаки черной и цветной металлургии, отходы химической и нефтехимической промышленности.

Наибольшую экологическую опасность представляют органоминеральные отходы, которые могут самовозгораться: вскрышные и шахтные породы. Наиболее вредным для экологии является производство алюминия: в результате в отвалах и хранилищах скапливаются многотонные залежи шламов глиноземного цикла, бокситовых нефелиновых шламов.

В особую группу экологически опасных крупнотоннажных отходов производственного и бытового потребления отнесены мышьякосодержащие отходы.

К ртутьсодержащим отходам относятся отработанные люминесцентные лампы, некоторые приборы и пр. Отходы гальванического производства (цинк, никель, хром, кадмий, олово и пр.).

В Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды в РФ в 2002–2003 гг. приведены данные по новой классификации классов экологической опасности отходов:

– I класс характеризуется необратимым нарушением экосистем, т. е. их восстановление невозможно;

– II класс требует не менее 30 лет восстановления, при условии, что воздействие источника прекращено;

– III класс опасности предполагает десятилетний срок восстановления экосистем;

– IV класс – не менее трех лет.

Токсичные отходы делятся на четыре класса опасности (I–IV) по Временному классификатору токсичных промышленных отходов и Методическим рекомендациям по определению класса токсичности промышленных отходов.

В отношении отходов ведется Государственный кадастр, включающий федеральный классификационный каталог, государственный реестр объектов размещения отходов и банк данных об отходах.

79. Этапы обращения с отходами

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» для обозначения действий, объектом которых являются отходы, введены следующие термины:

– обращение;

– образование;

– сбор;

– использование;

– обезвреживание;

– транспортирование;

– размещение;

– хранение;

– захоронение;

– трансграничное перемещение.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит обязательному лицензированию. Лица, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Использование – это применение отходов для производства товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии).

Обезвреживание – обработка отходов, в том числе сжигание и обезвреживание их на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Захоронение – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, а хранение осуществляется в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Размещение отходов делится на два этапа обращения с ними – хранение и захоронение и осуществляется на специально оборудованных сооружениях (полигонах, хвостохранилищах, отвалах горных пород и пр.).

Трансграничное перемещение отходов – их перевозка с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств. Трансграничное перемещение отходов через (на) территорию Российской Федерации осуществляется только для их использования на основании разрешения.

Ввоз отходов в целях их захоронения и обезвреживания запрещался, но Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 Закона РСФСР “Об охране окружающей среды”» разрешен, что подтверждено Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Транспортирование опасных отходов – их перевозка при наличии паспорта опасных отходов специально оборудованными и снабженными специальными знаками транспортными средствами, соблюдении требований безопасности при собственно перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, маркировке и при наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием их количества, цели и места назначения и т. д.

Иные термины, встречающиеся в ряде актов:

утилизация – обезвреживание отходов, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для дальнейшего производства;

переработка;

складирование отходов – временное их размещение;

сбор отходов – их накопление в месте образования (производства);

удаление отходов, охватывающее их сбор, сортировку, перевозку, обработку, хранение и захоронение на поверхности или под землей;

переработка, рекуперация, рециркуляция и т. п.

 

 

 

Date: 2015-07-27; view: 824; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию