Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Монетаризм М. Фридмена. Чикагская школа
Милтон Фридмен (род. в 1912) – американский экономист, духовный отец монетаризма, глава Чикагской школы американской экономической мысли. Был экономическим советником ультрареакционного губернатора Б. Голдуортера, затем будущего президента США Р. Никсона, президента Р. Рейгана. Стал одним из первых экономистов лауреатом Нобелевской премии. М. Фридмен в своей концепции опирается на количественную теорию денег. В ее основе лежит уравнение Фишера: M V = P Y, где M – количество денег; V– скорость оборота; Y – объем производства; P – уровень цен. Следует отметить, что из учения М. Фридмена вытекают такие выводы, с которыми трудно согласиться и которые многие специалисты оценивали отрицательно. Так, Б. Селигмен пишет, что возражения М. Фридмена против государственного вмешательства продиктованы «похвальной заботой о свободе личности», но при этом он отдает ей предпочтение «перед критериями равенства, морали и справедливости». Сторонники невмешательства избегают обсуждения проблемы концентрации производства – проблемы монополистической конкуренции. Они требуют применения законов рынка даже в сфере образования и власти «ни в коем случае не должны обеспечивать бесплатность специального образования». Теория Фридмена, по мнению Б. Селигмена, питается «ветхими экономическими догмами, включая осуждение нечестивой природы современных профсоюзов». Другой специалист – английский экономист Тим Кингдон писал: «представляется совершенно немыслимым, что монетаристы могут выступать сторонниками какой-либо иной линии, кроме той, которая осуществляется в соответствии с самыми правыми воззрениями». Подтверждением этого могут служить следующие факты: М. Фридмен был в свое время советником чилийского диктатора Пиночета, правительства Великобритании, возглавляемого М. Тэтчер; монетаристы и сторонники экономической теории предложения составили «мозговой центр» администрации Р. Рейгана. Чикагская школа, в основе которой лежала монетарная концепция, возникла в качестве альтернативы кейнсианству. Особую популярность она приобрела во второй половине 70-х и начале 80-х гг. прошлого столетия. В этот период в экономике США и других развитых странах обнаружились негативные явления – рост потребительских цен (особенно болезненным оказался взрыв цен на топливо и сырье), рост безработицы, падение производства. Это явление получило название стагфляции (стагнация плюс инфляция), и для борьбы с ней меры, вытекающие из теории Кейнса, оказались недостаточными. Даже экономическая политика государства была не в состоянии решить задачу «магического треугольника» (темпы, занятость, устойчивость цен). В этих условиях внимание экономистов привлекли ранее сформулированные рекомендации монетаристов (чикагской школы). Эти рекомендации основывались на следующих положениях: 1. Рыночная экономика является сама по себе достаточно устойчивой и не требует (как полагал Кейнс) корректирующего воздействия государства. Отсюда даже возник лозунг: «Назад к Смиту!». Рынок обладает свойством амортизировать шоковые импульсы, являющиеся результатом внешнего вмешательства самостоятельно. 2. Самым важным инструментом воздействия государства на экономику является денежная политика. Между темпами роста денежной массы и динамикой валового национального продукта существует корреляционная зависимость. Отсюда следует, что регулирование динамики денежной массы можно рассматривать как средство воздействия на темпы роста валового национального продукта. 3. При регулировании экономики следует ориентировать ее развитие на решение долгосрочных задач. Денежная политика государства должна быть нацелена не на текущие или кратко-срочные изменения, а преследовать долговременные цели.
Date: 2015-07-27; view: 461; Нарушение авторских прав |