Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронная коммерция. Фазы процесса электронной коммерции. Структура БД электронного магазина. Архитектура сайта электронного магазина





Электронная коммерция (от англ. e-commerce) — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

 

К электронной коммерции относят:

 

электронный обмен информацией (Electroniс Data Interchange, EDI),

электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFT),

электронную торговлю (англ. e-trade),

электронные деньги (e-cash),

электронный маркетинг (e-marketing),

электронный банкинг (e-banking),

электронные страховые услуги (e-insurance).

Электронная коммерция также включает рыночное пространство Б/Б (бизнес/бизнес), претендующее на значительную часть деловых операций в Интернете. Только представьте себе всю цепочку операций, связанных с производством и поддержкой многих ежедневно используемых нами товаров и услуг! Примером электронной коммерции типа Б/Б является взаимодействие оптовых компаний с розничными торговцами - например, когда крупный производитель PC продает свои товары дистрибьюторам и крупным розничным торговцам. По мере развития коммерции Б/Б бизнес будет все чаще опираться на этот тип электронной коммерции как на повседневное деловое решение. Вероятно, ваш любимый ресторан за углом будет использовать эту технологию для закупки продуктов у разных поставщиков; то же самое будут делать бакалейные лавки, книжные магазины и другие традиционные предприятия. Наступит день, когда Интернет превратится в стандартную среду для проведения деловых сделок, и этот день уже не за горами.

Фазы процесса электронной коммерции

В этой книге наше внимание будет сосредоточено на базовых концепциях, которые обычно ассоциируются с розничной покупкой товаров, однако имеют отношение и к деловым операциям Б/Б. Но прежде чем начинать, необходимо хорошо понять полную цепочку электронной коммерции; разобраться, где начинаются и кончаются операции через Интернет и где на смену им приходит более традиционная офисная технология.

На рис. 1.1 показана диаграмма процесса покупки. Плоские блоки изображают действия клиента, а рельефные - действия, к которым клиент не имеет отношения. Учтите, что не все фазы являются обязательными.

Давайте рассмотрим все фазы и их роль в процессе электронной коммерции.

Маркетинг

В маркетинге и ориентации на потребителя нет ничего нового. Главная цель заключается в привлечении потенциальных покупателей на ваш сайт. Новым является разве что возможность использования Интернета для разностороннего привлечения клиентов. Хотя рекламные баннеры, целевые рассылки электронной почты, розыгрыши призов и т. д. и не относятся к "электронной коммерции", они могут играть важнейшую роль в коммерческом цикле.

Другая модная тенденция в Сети - построение сообществ. Целью является создание среды, которая бы привлекала посетителя и провоцировала его на повторные посещения. Примеры - дискуссионные форумы, опросы, обзоры, чаты и т. д.

В этой книге мы не будем рассматривать технологию применения Интернета для проведения маркетинга и построения сообществ. Наше внимание будет сосредоточено на применении этой технологии для обслуживания клиентов, посетивших ваш Web-сайт (см. главу "Рекламные кампании" части 4).

Клиент/посетитель

Конечно, чего стоит электронная коммерция без клиента! В нашем случае клиентом является пользователь Сети, который решил ввести ваш URL или щелкнуть на ссылке для посещения вашего Web-узла. В данном случае необходимо различать две категории клиентов, "бизнес/бизнес" и "клиент/бизнес". Типичным покупателем из первой категории является другая компания, которой необходимо предоставить различные возможности оформления покупки, такие как оплата по кредитной карте, в кредит и/или оформление заказа на приобретение. Возможно, продавец должен будет предоставить покупателю номер заказа. При оформлении заказов на большую сумму и критически важных покупках могут возникнуть дополнительные требования - например, аутентификация полученного заказа, электронный перевод средств и т. д. Многие проблемы традиционно решаются посредством механизма EDI (Electronic Data Interchange), обеспечивающего согласованные стандарты обмена данными в деловых операциях.

В традиционной модели "клиент/бизнес" покупателем обычно является частное лицо, которое собирается заплатить по кредитной карте и получить товар на дом. В этой книге технология базового процесса покупки рассматривается с ориентацией на модель "клиент/бизнес". Впрочем, многие базовые концепции в равной степени относятся и к операциям "бизнес/бизнес".

Посещение Web-сайта

С момента посещения клиентом Web-узла начинается самое интересное. После загрузки сайта могут происходить разные события, из которых в конечном счете и складывается понятие "электронной коммерции". Например, вы можете немедленно заняться построением профиля клиента. На основании собранной информации можно составить представление о товарах, которыми интересуется данный клиент. На этом этапе начинается процесс покупки.

Просмотр товаров

Если посетителю понравилось то, что он увидел при входе на Web-сайт, он начинает просматривать страницы с информацией об отдельных товарах. Обычно посетитель сначала выбирает раздел, а затем товары в этом разделе. Возможно, со временем потенциальный покупатель начнет интересоваться распродажами, рекламными кампаниями, сведениями о взаимосвязанных или усовершенствованных товарах и т. д.

Отбор товаров

На следующем этапе покупатель отбирает товары в свою "корзину". Корзина представляет собой обычный список отобранных товаров, содержащих информацию о количестве, цене, атрибутах (цвет, размер и т. д.) и прочие сведения, относящиеся к потенциальному заказу. Клиенту часто предоставляется возможность полностью очистить корзину, удалить из нее отдельные позиции или изменить количество заказанных единиц товара. В части 2 мы рассмотрим основные составляющие процесса покупки, в том числе просмотр товаров, заполнение корзины и т. д.

Оформление заказа

Когда покупатель будет готов приобрести все отобранные товары, он переходит к стадии оформления заказа. В модели "клиент/бизнес" покупатель обычно вводит адресные данные для доставки и выписки счета. Кроме того, иногда в этой фазе вводятся дополнительные требования - подарочное оформление и т. д. - для вспомогательных услуг.

Налоги и стоимость доставки

Располагая информацией о месте доставки и оплаты, коммерческий сайт может вычислить две важные величины: налоги и стоимость доставки. Налоги могут сводиться к простому взиманию государственного налога, если покупатель живет где-то поблизости. Иногда приходится предусматривать поддержку местных (областных или городских) налогов на основании почтового индекса покупателя. Стоимость доставки также может представлять собой фиксированную величину или вычисляться отдельно по каждому купленному товару с внесением поправки на расстояние.

Ситуация усложняется, если речь идет о поддержке международных заказов. Если фирма никогда не поддерживала международные заказы, это обернется множеством проблем и новых требований. Но не сомневайтесь - после запуска вашего сайта жители других стран рано или поздно появятся на нем.

Оплата

После вычисления промежуточного итога, налогов и расходов на доставку можно представить покупателю счет для оплаты. Как упоминалось выше, варианты для сделок "бизнес/бизнес" и "клиент/бизнес" будут существенно отличаться. В модели "клиент/бизнес" оплата обычно осуществляется по кредитной карте. В зависимости от ситуации также могут быть доступны варианты наложенного платежа или накладной. В модели "бизнес/бизнес" могут потребоваться все возможные варианты, включая заказы на приобретение. Для больших закупок, когда могут появиться проблемы инвентаризации и пр., также может возникнуть необходимость соблюдения квот или же отложенного расчета окончательной цены, времени доставки и т. д.

При использовании кредитных карт проверка/оплата может осуществляться как в автономном, так и в подключенном режиме. Онлайновая обработка кредитных карт через Интернет может производиться через такие службы, как Cyber-Cash и HP-Veriphone. При онлайновой обработке происходит защищенная пересылка данных кредитной карты по Сети и возвращается ответ, показывающий, прошла кредитная карта проверку или нет.

Построение отчета

После размещения заказа покупателю может выдаваться отчет. В модели "бизнес/бизнес" отчет может представлять собой печатную квитанцию, прилагаемую к заказу на покупку. Для модели "клиент/бизнес" обычно используется экранная копия заказа или список, отправленный покупателю по электронной почте. В обоих случаях этот процесс легко автоматизируется (как будет показано в книге).

Обработка заказа

На этой стадии клиент выходит из игры, а цикл электронной коммерции подходит к концу. Если данные кредитной карты не были обработаны автоматически, обработка заказа начинается с финансовой транзакции. Как правило, на этой стадии действуют стандартные правила ведения бизнеса, словно заказ поступил по телефону или почте. Интернет позволяет информировать клиента о статусе обработки заказа. Например, можно сообщить о том, что заказ был полностью обработан, что все товары имеются в наличии и т. д. Соответствующие методы реализуются на Web-узле. Данная возможность рассматривается в главе 8 "Оформление заказа".

ПРИМЕЧАНИЕ.
При продаже через Интернет цифровой информации доставка товара может происходить сразу же после проверки кредитной карты. В этом случае покупателю передается необходимая ссылка и предоставляется доступ к файлам. Все происходит за один этап.

Исполнение заказа

После получения проверенного заказа его необходимо выполнить. На самом деле этот этап нередко вызывает наибольшие затруднения. В зависимости от специфики вашей деятельности здесь могут применяться самые разные сценарии.

У традиционных розничных торговцев с несколькими складами может возникнуть проблема поставки заказанных товаров из центрального хранилища. Кроме того, хотя 90% всех операций будет осуществляться электронными средствами, с некоторыми клиентами все же придется общаться по телефону или электронной почте.

Если заказ исполняется при помощи специальной службы или организации, иногда возникают проблемы интеграции с их системой. Но даже если вы исполняете заказы самостоятельно, могут возникнуть проблемы интеграции между Web-сервером и вашей системой исполнения заказов.

Доставка

Цикл завершается доставкой товаров клиенту. Как и на стадии обработки заказа, клиент может получать информацию о текущем состоянии заказа. В данном случае это могут быть номера транспортных накладных почтовых служб типа UPS или FedEx, по которым клиент следит за ходом доставки.

Управление магазином

Работа коммерческого Web-сайта не ограничивается взаимодействием с пользователем. Также приходится учитывать всевозможные аспекты управления магазином. Правильный выбор средств для управления коммерческим Web-сайтом столь же важен, как и выбор средств для построения интерфейса пользователя. Средства управления магазином могут решать разнообразные задачи, от простого составления отчетов и отслеживания заказов до полноценных операций с базами данных. В табл. 1.1 приведены некоторые функциональных возможностей, поддерживаемых приличным интерфейсом управления. Все управляющие средства могут строиться на основе тех же технологий, что и интерфейс покупателя. Все примеры магазинов, входящие в поставку Site Server 3, Commerce Edition, содержат управляющие интерфейсы.

Таблица 1.1. Функциональные возможности интерфейса управления

Функция Описание
Безопасность Высокий уровень безопасности гарантирует, что доступ к управляющим функциям предоставляется только проверенным пользователям, обладающим необходимыми полномочиями. Кроме того, вы должны позаботиться о том, чтобы данные кредитной карты и информация о заказе не были перехвачены на пути к поставщику
Управление товарами При желании операции с товарами магазина могут выполняться прямо с Web-сервера. В этом случае записи товаров создаются, обновляются и удаляются прямо на Web-страницах. Возможно, при этом вам придется организовать автоматизированное согласование электронного магазина с традиционной системой управления товарами
Отслеживание заказов и составление отчетов Существует много вариантов организации отслеживания заказов и составления отчетов. Отчеты могут генерироваться в формате базы данных (например, Microsoft Access) или в виде ASCII-файлов с разделением полей запятыми - например, с целью интеграции с отдельными средствами анализа данных. Возможно, вы захотите строить отчеты для анализа истории заказов и т. д.
Управление разделами/ категориями Наряду с управлением товарами можно реализовать средства управления классификацией товаров по разделам
Управление рекламными средствами Одним из важнейших аспектов управления сайтов может оказаться администрирование рекламных кампаний, распродаж, горизонтальных и вертикальных связей и прочих рекламных акций, предложенных вашими специалистами по маркетингу
Управление данными покупателей Если ваш коммерческий сайт хранит профильные данные и автоматически опознает покупателей, вам понадобятся средства для работы с профилями
Управление бизнес-логикой Практический каждый аспект работы магазина должен настраиваться при помощи специальных управляющих средств. Вычислением налогов, стоимости доставки и другими критическими бизнес-правилами работы сайта можно легко управлять из Web-интерфейса

Однако технология, на базе которой строится интерфейс управления, не обязательно строится на основе технологии Web-страниц. Традиционные средства разработки "клиент/сервер" также могут предоставить средства, необходимые для управления электронным магазином. Единственный потенциальный недостаток такого решения заключается в том, что удаленное расположение серверного комплекса затрудняет реализацию управления магазином на Visual Basic. Конечно, для подключения к базам данных можно использовать такие технологии, как RDS (Remote Data Services), но такое решение по своей гибкости уступает интерфейсу на базе Web-броузера.

Итоги

Электронная коммерция бывает простой, как ввод данных кредитной карты на форме, а бывает и очень сложной, как интеграция систем разных поставщиков при многофазовых закупках.

В этой книге основное внимание уделяется технологическим решениям, на которых базируется процесс электронной коммерции. Следует подчеркнуть, что эти решения лежат в основе любых деловых операций - обслуживания клиентов, выполнения заказов, маркетинга, управления складом и т. д.

Успешное ведение электронного бизнеса требует основательного планирования. В этой книге будет показано, как использовать уже знакомые вам программные средства - Visual Basic, SQL Server, Windows NT и т. д. - для построения успешного, многофункционального электронного представительства вашей отрасли бизнеса.

Структура БД:

Прежде, чем создавать страницы сайта (HTML- и ASP-документы), нужно тщательно продумать структуру базы данных, лежащей в его основе.


Пусть, к примеру, в нашем магазине будет всего 3 категории: книги, игрушки, спортивный инвентарь. Товары эти весьма разнородны, поэтому информацию о них лучше хранить в разных таблицах.


Таким образом, база данных будет содержать несколько таблиц:


Таблица category для хранения информации о категориях:


Поле Тип Описание
kod_cat счетчик код категории
naz_cat текстовый название категории
naz_tab текстовый название таблицы с информацией о товарах данной категории

 


Пусть, к примеру, данные о книгах содержатся в таблице books, данные об игрушках - в таблице toys, данные о спортивных товарах - в таблице sports.


Эти таблицы будут иметь разную структуру.


Таблица books для хранения информации о книгах:


Поле Тип Описание
kod счетчик код книги
avt текстовый автор(ы) книги
naz текстовый название книги
description поле MEMO подробное описание книги
izd текстовый издательство
gorod текстовый город
god числовой год выпуска
kols числовой количество страниц
price числовой цена

 


Таблица toys для хранения информации об игрушках:


Поле Тип Описание
kod счетчик код игрушки
naz текстовый название игрушки
description поле MEMO подробное описание игрушки
country текстовый страна-производитель
age текстовый возраст детей, для которых предназначена игрушка
stuff текстовый материал(ы)
zvet текстовый цвет(а)
price числовой цена

 


Таблица sports для хранения информации о спортивных товарах:


Поле Тип Описание
kod счетчик код товара
naz текстовый название товара
description поле MEMO подробное описание товара
country текстовый страна-производитель
stuff текстовый материал(ы)
zvet текстовый цвет(а)
size текстовый размер(ы)
price числовой цена

 

Структура сайта:

На главной странице электронной витрины пусть выводится список категорий с указанием количества имеющихся в магазине наименований товаров по каждой категории.


Наименование категории должно быть гиперссылкой, по которой будет открываться список товаров данной категории с указанием цены и страны-производителя (для игрушек и спортивных принадлежностей) или автора (для книг).


При выборе товара должна открываться страница с полным его описанием и всей прочей информацией о данном товаре, хранящейся в базе данных.

 

Архитектура сайта - систематизация информации и навигации по ней с целью помочь посетителям более успешно находить нужные им данные. Хорошо продуманная грамотная архитектура сайта гарантирует, что пользователи потратят меньше времени на поиск нужной информации.

Разработка архитектуры сайта должна вестись с учётом наиболее важной информации с точки зрения продвижения товаров/услуг на интернет-рынке. В процессе создания структуры нового сайта, либо оптимизации структуры уже существующего, необходимо концентрировать внимание потребителей именно на этой информации и управлять посещаемостью сайта потенциальными клиентами именно в наиболее важных разделах сайта в соответствии с позиционированием на рынке, продвигаемых товаров/услуг.

Грамотное распределение приоритетов между разделами и страницами сайта, сделает их основными точками входа на сайт, что позволит потенциальному потребителю быстро найти необходимую ему информацию об искомых товарах/услугах и повысит успешность бизнеса в интернете.

Структура комплекса управления Интернет-магазином или торговой частью системы реализуется в виде трехзвенной архитектуры клиент/сервер:

Рис. 2.7. Архитектура Интернет магазина

Процесс обработки данных происходит по схеме "клиент - сервер приложений - база данных". Поступивший запрос обрабатывается сервером приложений, который в свою очередь связывается с хранилищем данных и платежной системой, а при наличии подключения к бизнес процессу организации, производит обмен данными с соответствующими системами.

В общем случае минимум компонентов необходимых для функционирования Интернет-магазина включает в себя:

Web-сервер - распределяет поступающие запросы, производит разграничение доступа;

Сервер приложений - управляет работой всей системы, в частности бизнес-логикой Интернет-магазина;

СУБД - осуществляет хранение и обработку данных о товарах, клиентах, счетах и т.п.

Архитектура интернет – магазина должна быть проста и интуитивно удобна. И состоит из Клиентской части, Программной части

Особенности веб-программирования (основы WorldWideWeb; классификация веб-сайтов; обзор редакторов для верстки веб-страниц; языки программирования сайтов; программирование на стороне сервера и клиента; основные протоколы передачи данных)

Чем веб-программирование отличается от обычного программирования

Контекст исполнения. Если в случае с обычным “настольным” приложением контекст его исполнения представлен структурами данных, размещенными в оперативной памяти в рамках одного процесса на клиентской машине, то в случае веб-программирования все несколько сложнее. Попытаюсь сформулировать, чем отличается веб-программирование от программирования обычного приложения в плане организации контекста его исполнения. Во-первых, контекст исполнения поделен на всех участников распределенной системы, и они обязаны его как-то делить и синхронизировать между собой. Во-вторых, в случае с веб-программированием контекст исполнения теоретически существует только в ходе формирования и обработки одного клиент-серверного запроса. Имеется в виду, что жизненный цикл всех структур данных в оперативной памяти ограничен не всем периодом работы клиента с веб-приложением, а временем подготовки, отправки и обработки одного HTTP запроса. После перезагрузки интернет страницы все структуры контекста необходимо восстанавливать. Безусловно, существуют различные способы сохранять состояние сеанса между запросами, но эти способы не вписываются в канву программирования по принципу “запрос-ответ” и являются искусственными надстройками над инфраструктурой веб-программирования. Ведь так называемая stateless (без состояния) модель использования сервера, когда система не хранит своего состояния между запросами, а “просыпается” только тогда, когда запрос необходимо обработать, является более надежной в сравнении со stateful (с поддержкой состояния) моделью. Это так, поскольку выход из строя аппаратной или системной программной части сервера может привести к непредсказуемому поведению веб-приложения только в том случае, если этот сбой произойдет в момент обработки запроса. Также, элементарно может не хватить оперативной памяти для обслуживания большого количества клиентских запросов, при условии, что каждому сеансу необходимо обеспечить возможность сохранять и восстанавливать свое состояние. Тем не менее, совсем без контекста исполнения, разделяемого между запросами в некоторых задачах обойтись довольно сложно, поскольку в ходе вычислений часто приходится работать к ресурсам, обращение к которым может занимать много времени. Для того чтобы минимизировать подобные издержки наиболее критичные ресурсы разработчики предпочитают хранить “под рукой” - в оперативной памяти веб-сервера. Рассмотрим, какие существуют способы управлять состоянием веб-приложения. Поскольку мы имеем дело с общением клиента и сервера, то и контекст делится на клиентский и серверный. Далее перечислены способы сохранения и восстановления контекста исполнения или по-другому состояния сеанса работы веб-приложения на стороне клиента и на стороне сервера.

Контекст исполнения на стороне клиента можно сохранять:

В оперативной памяти приложения клиента (интернет браузера). С выходом HTML5 для этих целей в браузерах должна появиться поддержка сервисов SessionStorage и LocalStorage. Это весьма разумно, поскольку используется оперативная память клиента, а не сервера, который “один на всех”. С другой стороны, не все данные есть возможность хранить на стороне клиента, поскольку не все данные можно преобразовать в текстовый формат и передать на сервер.

 

В небольших фрагментах текстовых данных, сохраняемых на стороне клиента – cookies. Cookies сохраняются в текстовых файлах, в разделах, выделенных операционной системой для хранения различной пользовательской информации. Эти данные передаются каждый раз серверу в заголовках HTTP запроса. Отдельным недостатком этого способа является то, что прием cookies может быть запрещен клиентом.

Контекст исполнения на стороне сервера можно сохранять:

В области оперативной памяти, выделяемой веб-сервером (Apache, IIS) и называемой состояние приложения. Эти данные доступны со всех страниц веб-приложения всем его пользователям.

 

В области оперативной памяти, называемой состояние сеанса. В отличие от состояния приложения эта область выделяется отдельно для каждого пользователя и сохраняется в течение сеанса его работы с веб-приложением (от момента перехода на страницу приложения и до момента закрытия последней его страницы).

 

В структурах базы данных. Это наиболее универсальный и надежный способ хранения контекста приложения. Универсальный потому что не зависит от природы веб-сервера, а надежный, потому что жизненным циклом состояния приложения и состояния сеанса управляет веб-сервер, в то время, как информацию в базе данных контролирует веб-приложение.

Еще одним довольно надежным способом хранения данных состояния сеанса является использование элементов HTML разметки. Приложение на стороне клиента может силами того же JavaScript и DOM создать скрытые элементы со скрытыми полями, о существовании которых будет знать только сервер. Сервер, в свою очередь, обработает эти данные и в них же поместит ответ, если это необходимо.

Взаимодействие различных компонентов. Проблема стандартизации и унификации взаимодействия различных программных компонентов сложных программных продуктов свойственна не только веб-приложениям. Современные настольные приложения также состоят из различных библиотек, которые могут быть написаны различными разработчиками и с использованием различных программных платформ и языков программирования. Для универсального способа общения таких компонентов между собой ведущими компаниями-разработчиками создаются соответствующие стандарты и технологии, например Component Object Model (COM) и.NET Framework от компании Microsoft или архитектура Common Object Request Broker Architecture (CORBA), продвигаемая консорциумом OMG.

Элементам веб-приложения также приходится общаться между собой, просто в их случае проблема стоит не так остро, поскольку их общение происходит на расстоянии (не в рамках одного процесса). С целью организации обмена информацией между клиентом и сервером довольно часто используют XML, который великолепно подходит для описания чего угодно, если это “что угодно” имеет ярко выраженную структуру. XML помещают в тело HTTP запроса и отправляют на сервер. Язык XML – это универсальный строительный материал, пригодный для решения абсолютно разных задач, поэтому на его базе создаются специализированные языки – протоколы сетевого взаимодействия, которые в последствии становятся общепринятыми стандартами. К таким протоколам следует отнести Web Services Description Language (WSDL) – язык описания интерфейсов веб-сервисов и Simple Object Access Protocol (SOAP) – протокол обмена структурированными сообщениями между компонентами распределенной информационной системы. Чаще всего сообщения SOAP представляют собой сигнатуру удаленных вызовов процедур и функций (методов) веб-сервиса с параметрами и без. Безусловно, для написания простейших веб-приложений, построением клиента и сервера которых занимается один программист или одна группа программистов необязательно использовать все эти надстройки, но если вы создаете интернет ресурс, клиентами которого должны стать не только рядовые пользователи, но и веб-приложения, создаваемые другими компаниями, то в процессе его разработки лучше придерживаться общепринятых стандартов.

Далее, я приведу краткий перечень областей и технологий веб-программирования со списком разделов сайта codingcraft.ru, им посвященных.

Составляющие веб-программирования

Веб-дизайн

Разработка дизайна и функциональности графического пользовательского интерфейса веб-приложения, создаваемого с помощью языка разметки гипертекста и сопутствующих ему технологий.

Основы HTML/XHTML. На сегодня существует два стандарта разметки гипертекста: HTML и XHTML. В этом разделе я постарался описать то, откуда они появились и чем отличаются. Также, здесь вы найдете краткий справочник по HTML 4.01 с примерами. В дополнение ко всему будет не лишним прочитать про универсальный язык разметки XML.

Шаблоны и макеты. Здесь описаны решения типовых задач, с которыми часто имеют дело веб-дизайнеры: создание макета или шаблона интернет страницы, меню, элементов управления закладками, иерархической навигации типа “дерево” и многое другое.

HTML5. Перечень нововведений, которые начнут поддерживаться всеми современными браузерами после того, как HTML5 официально получит статус рекомендации консорциума W3C.

Программирование на стороне клиента

Тема веб-программирования на стороне клиента непосредственно связана с веб-дизайном, но вынесена отдельным пунктом с целью еще раз заострить внимание читателя на том, что веб-программирование делится на клиентское и серверное.

JavaScript. Самый популярный и поддерживаемый всеми современными интернет браузерами язык программирования. Здесь вы найдете описание того, как на HTML страницу добавить JavaScript код и как использовать объектно-ориентированных подход при написании на нем пользовательских сценариев. Здесь есть и примеры JavaScript приложений.

jQuery. Библиотека, написанная на JavaScript, в состав которой входит огромное количество полезных функций для работы с объектной моделью загруженной интернет страницы: от редактирования содержимого страницы до создания различных визуальных эффектов. Примеры использования jQuery здесь также присутствуют.

AJAX. Технология создания динамических интернет страниц на основе асинхронной загрузки гипертекста (результат асинхронного выполнения HTTP запросов) в отдельные области текущей страницы. Приведено описание того, как использовать технологии AJAX с примерами на JavaScript, в том числе с использованием библиотеки jQuery.

Программирование на стороне сервера

В этом разделе будут собраны описания различных технологий и языков серверного веб-программирования. Постараюсь привести примеры программной обработки параметров HTTP запросов, проверки корректности переданных данных, а также принципы работы с серверными базами данных и т.д.

PHP. Наиболее популярное средство веб-программирования на стороне сервера. PHP поддерживается большинством хостинг-провайдеров, и провайдер данного сайта не исключение. Здесь я постараюсь кратко изложить основные принципы программирования на PHP и привести примеры небольших приложений, написанных на нем.

ASP.NET. Очень крутая технология веб-программирования от компании Microsoft. К сожалению, пока я не могу размещать здесь примеры веб-приложений, создаваемых с помощью ASP.NET, поскольку мой хостинг-провайдер не поддерживает эту технологию. Хочу сказать, что окружение ASP.NET позволяет создавать веб-приложения так же легко, как и обычные приложения. Вы имеете дело с привычными пользовательскими элементами управления, которые размещаете на странице с помощью привычных GUI мастеров интегрированной среды разработки Microsoft Visual Studio. Также, привычным образом вы добавляете к ним обработчики событий. Преобразование элементов управления в код HTML и JavaScript, генерацию proxy-классов по описанию WSDL, установку соединения и упаковку удаленных вызовов к другим веб-сервисам в сообщения SOAP берет на себя инфраструктура ASP.NET. Доступ к сервисам сохранения и восстановления контекста исполнения приложения, асинхронное обновление страницы средствами AJAX и многое другое также находится в зоне ее ответственности.

К минусам ASP.NET можно отнести то обстоятельство, что она стирает для разработчика границы между обычным программированием и веб-программированием, и он может не отдавать себе отчет, как именно работает его приложения. Возможно, это и не минус вовсе, но я считаю, что перед изучением этих замечательных технологий следует освоить базовые принципы веб-программирования на примере того же PHP. На этом про веб-программирование у меня пока все.

WorldWideWeb — самый первый интернет-браузер, созданный в 1990 году под операционную систему NeXTSTEP. Сам по себе браузер был очень прост — текст отображался в текстовом формате с несколькими изображениями. Также использовал протокол HTTP, кроме обыденного тогда FTP. В 1993 году программный код браузера был передан в общественное достояние.

В последние годы выработан единый стандарт TCP/IP (TransmissionControlProtocol/InternetProtocol – Протокол управления пересылками/Протокол Интернета) и работающая на его основе всемирная паутина WorldWideWeb (сокращённо WWW).

И самое главное – несколько лет назад создано универсальное средство передвижения по сетям, с помощью которого мы с вами получим доступ ко всем ресурсам Интернета. Средство это называется браузером (посетитель магазина). С помощью браузеров NetscapeNavigatorbMicrosoftInternetExplorer мы получаем в Интернете доступ ко всем его ресурсам.

Классификация веб-сайтов.

По доступности сервисов:

Открытые — все сервисы полностью доступны для любых посетителей.

Полуоткрытые — для доступа необходимо зарегистрироваться (обычно бесплатно).

Закрытые — полностью закрытые служебные сайты организаций (в том числе корпоративные сайты), личные сайты частных лиц. Такие сайты доступны для узкого круга людей. Доступ новым людям обычно даётся через т. н. инвайты (приглашения).

По природе содержимого:

Статические — всё содержимое заранее подготавливается. Пользователю выдаются файлы в том виде, в котором они хранятся на сервере.

Динамические — содержимое генерируется специальными скриптами (программами) на основе других данных из любого источника.

По физическому расположению:

Внешние сайты сети Интернет.

Локальные сайты — доступны только в пределах локальной сети. Это могут как корпоративные сайты организаций, так и сайты частных лиц в локальной сети провайдера.

По схеме представления информации, её объёму и категории решаемых задач можно выделить следующие типы веб-ресурсов:

Интернет-представительства владельцев бизнеса (торговля и услуги, не всегда связанные напрямую с Интернетом):

Сайт-визитка — содержит самые общие данные о владельце сайта (организация или индивидуальный предприниматель). Вид деятельности, история, прайс-лист, контактные данные, реквизиты, схема проезда. Специалисты размещают своё резюме. То есть подробнаявизитная карточка.

Представительский сайт — так иногда называют сайт-визитку с расширенной функциональностью: подробное описание услуг, портфолио, отзывы, форма обратной связи и т. д.

Корпоративный сайт — содержит полную информацию о компании-владельце, услугах/продукции, событиях в жизни компании. Отличается от сайта-визитки и представительского сайта полнотой представленной информации, зачастую содержит различные функциональные инструменты для работы с контентом (поиск и фильтры, календари событий, фотогалереи, корпоративные блоги, форумы). Может быть интегрирован с внутренними информационными системами компании-владельца (КИС, CRM, бухгалтерскими системами). Может содержать закрытые разделы для тех или иных групп пользоватлей — сотрудников, дилеров, контрагентов и пр.

Каталог продукции — в каталоге присутствует подробное описание товаров/услуг,сертификаты, технические и потребительские данные, отзывы экспертов и т. д. На таких сайтах размещается информация о товарах/услугах, которую невозможно поместить в прайс-лист.

Интернет-магазин — веб-сайт с каталогом продукции, с помощью которого клиент может заказать нужные ему товары. Используются различные системы расчётов: от пересылки товаров наложенным платежом или автоматической пересылки счета по факсу до расчётов с помощью пластиковых карт.

Промо-сайт — сайт о конкретной торговой марке или продукте, на таких сайтах размещается исчерпывающая информация о бренде, различных рекламных акциях (конкурсы, викторины, игры и т. п.).

Сайт-квест — Интернет-ресурс, на котором организовано соревнование по разгадыванию последовательности взаимосвязанных логических загадок.

Информационные ресурсы:

Тематический сайт — веб-сайт, предоставляющий исчерпывающую информацию о какой-либо теме.

Тематический портал — это очень большой веб-ресурс, который предоставляет исчерпывающую информацию по определённой тематике. Порталы похожи на тематические сайты, но дополнительно содержат средства взаимодействия с пользователями и позволяют пользователям общаться в рамках портала (форумы, чаты) — это среда существования пользователя.

Веб-сервис — обычно решает конкретную пользовательскую задачу напрямую связанную с сетью Интернет:

Поисковые сервисы — например, Яндекс, Google.

Почтовый сервис.

Веб-форумы.

Блоговый сервис.

Фотохостинг — например, Flickr, ImageShack, Panoramio, Photobucket.

Хранение видео — например, YouTube, RuTube.

Доска объявлений.

Каталог сайтов — например, Open Directory Project

Редакторы для верстки веб-страниц бываю двух типов: визуальные и текстовые.

Визуальные редакторы не требуют от вас знаний html, css и прочих технологий для разметки страниц. В визуальном редакторе вы располагаете различные элементы вашего сайта, как будто на листе бумаги, а редактор пишет за вас код самостоятельно. Именно поэтому визуальные редакторы еще называютWYSIWYG-редакторами. Аббревиатура WYSIWYG расшифровывается как What You See Is What You Get - что видишь, то и получаешь.

Однако, следует заметить, что ни один визуальный редактор не совершенен и все они так или иначе ограничены в своих возможностях, поэтому от профессиональных кодеров требуется умение писать код руками, именно поэтому профессиональным кодерам нужны текстовые редакторы. В этих редакторах вы пишите код своими руками. В текстовых редакторах, как правило, бывают разные функции облегчающие кодеру написание кода, такие, как подсветка кода (так легче видеть, где в коде вставлены стили, или скрипты, а где просто текст), различные горячие кнопки и клавиши, которые вставляют уже готовые конструкции (куски кода, спецсимволы) в код, и т.д.

Какого же типа вам следует заводить редактор? Если вы изучаете html, css или другие технологии для разметки страниц, если вы хотите уметь создавать качественные страницы и быть профессиональным кодером, то безусловно вам нужен текстовой редактор. Если же у вас нет времени на изучение html, css и прочих технологий, если перед вами не стоит очень сложных задач в выполнении страницы, то смело заводите себе визуальный редактор и пользуйтесь им, он очень экономит время и силы. А лучше всего иметь у себя на компьютере и визуальный, и текстовой редакторы для разных нужд.

ЯП для сайтов

Для реализации функционала различной направленности, web-программисты “пишут” сайты, используя соответствующий языки веб-разметки, с целью максимально расширить интерактивные возможности веб-ресурса. Мы не будем глубоко забираться в дебри web-терминологии, но лишь поможем вам разобраться в основных моментах написания кода сайта, которые могут всплыть в процессе обсуждения проекта и при его дальнейшей реализации.

HTML

HTML - это один из самых старых языков web-программирования, появившийся еще на заре развития Интернета, и зарекомендовавший себя как один из самых простых и надежных способов web-программирования. HTML расшифровывается как Hyper Text Markup Language – Язык Разметки Гипертекста. Сайты, созданные по технологии HTML в большинстве своем являются набором статических страниц, не требующих наличия базы данных.

Технология HTML может подойти для создания небольших, легких сайтов в несколько страничек, функционал которых не требует интерактивности и динамики.

Как и любая технология, стандарт HTML не стоит на месте, и сегодня в среду веб-проектирования входит новый стандарт, носящий название HTML5. Данная технология очень молодая, но предоставляет большие возможности в плане создания сайтов, и позволяет реализовать новый, ранее невозможный, функционал. Хотя технология HTML5 еще не до конца вошла в сферу web-разработки, и еще далеко не все Интернет-браузеры ее поддерживают, программисты студии HINEX.RU, учитывают влияние HTML5 на дальнейшее развитие Интернет-технологий в будущем, и создают сайты, используя самые прогрессивные технологии web-программирования.

PHP

PHP является серверным языком программирования и осуществляет связь сайта с сервером и его базой данных. Сам по себе язык PHP за создание сайта не отвечает, и если взглянуть на код страницы такого ресурса, мы увидим все тот же HTML, только с вкраплениями PHP кода.

В сайтах на PHP часть кода, написанная на HTML, отвечает за внешний вид и вывод информации, а PHP в свою очередь за динамику и интерактивность функционала. Благодаря своей простоте, гибкости и скорости выполнения операций, язык PHP является одним из самых популярных стандартов, в веб-разработке.

В разработке преобладающей части сайтов, созданных студией HINEX.RU, была использована технология PHP, т.к. связь сайта с базой данных, по средством PHP кода является неотъемлемым условием, при создании динамичных, многофункциональных Интернет-ресурсов.

FLASH

По сути, сама технология флеш не является языком web-программирования, но используется для визуализации элементов, написанные на языке XML.

Создание сайта по технологии flash сложный и трудоемкий процесс, но результат стоит, затраченных на него сил и средств. Flash-элементы, позволяют сделать ваш сайт ярким и интерактивным. Живые, динамические страницы оставят неизгладимое впечатление о вашем ресурсе у посетителей, и положительный образ о вашем сайте надолго останется в умах зачарованных пользователей. Имидж же компании от использования в на своем ресурсе технологии flash, только выиграет, так как элементы сделанные на flash не из дешевых и считаются люксовым.

Но во всем как говориться нужно, знать меру, и создание flash-сайтов не исключение. Flash-блоки значительно тяжелее стандартных web-элементов и поэтому на их подгрузгу требуется больше времени. А пользователи сети, как правило, ждать не любят. Поэтому, доверяйте создание своего flash сайта профессионалам, которые оптимизируют его для максимально продуктивной работы.

WAP

WAP (Wireless Application Protocol) – это технология позволяющая получать доступ к ресурсам Интернета прямо с мобильного устройства.

Основным отличием WAP-сайта от обычного Интернет-ресурса, является, то что WAP-сайт “заточен” под просмотр на небольших дисплеях телефонов и коммуникаторов, в связи с чем к разработке WAP-сайта предъявляется рад требований и стандартов, направленных на облегчение веса страницы WAP-портала и оптимизации содержимого сайта именно под просмотр в WAP-браузере телефона.

Сайты, написанные под WAP имеют свой язык разметки, адоптированный именно под обмен информацией с WAP-браузером. И если обычные сайт, предназначенные для просмотра с компьютера в большинстве своем написаны на языках html, php, Perl, или xml, то для создания WAP-сайтов используется стандарт WML (Wireless Markup Language). Помимо всего прочего при разработке WAP-ресурсов используется свой формат изображений - WBMP, позволяющий максимально облегчить WAP-страницу.

В связи с постоянным ростом рынка мобильных устройств, развиваются и стандарты передачи данных, между всемирной сетью и мобильными устройствами, поэтому специалисты web-студии HINEX.RU не прекращают отслеживать нововведения в данной отрасли создания сайтов и в разработке WAP-сайтов всегда используют самые прогрессивные методы и передовые технологии.

ASP

ASP (Active Server Pages) - это открытая среда разработки web-приложений, которая позволяет комбинировать язык HTML, скрипты, и ActiveX серверные компоненты, с целью создать динамические и мощные web-решения для бизнеса. ASP-страницы это страницы, содержащие в себе скрипты, исполняемые на стороне сервера.

PERL

Perl (Practical Extraction and Report Languge) - универсальный, интерпретируемый язык web-программирования, используемый для написания cgi-скриптов и cgi-программ, выполняемых на стороне сервера и позволяющих автоматизировать работу сайта. Perl - это одна из наиболее удобных и распространённых сред для создания динамических web-страниц, хотя и вытесняемое в последнее время более новыми Интернет-технологиями. Формат Perl является прекрасным средством для взаимодействия с web-серверами через CGI (общий интерфейс взаимодействия). В настоящее время язык Perl теряет позиции по отношению к своему функциональному аналогу - PHP.

C+

С, С++ - широко распространённые языки веб-программирования, используемые для написания cgi-скриптов. В настоящее время поддерживаются большинством серверов. Скрипты, написанные на C+ необходимо компилировать на стороне сервера.

SSI

SSI (Server Side Include) - технология позволяющая собирать web-страницу из нескольких скриптов или файлов в единое, функциональное целое. SSI позволяет включить в web-страницу информацию на сервере, недоступную средствами HTML. По сути SSI – это своеобразный аналог инклудов в PHP. Позволяет внедрять в код сайта общие для каждой, или группы страниц элементы, позволяющих осуществлять редактирование каждой страницы через один только файл. SSI директивы поддерживаются .shtml, .htm и .html и прописываются в файле.htaccess.

Протокол передачи данных — набор соглашений интерфейса логического уровня, которые определяют обмен данными между различными программами. Эти соглашения задают единообразный способ передачи сообщений и обработки ошибок при взаимодействии программного обеспечения разнесённой в пространствеаппаратуры, соединённой тем или иным интерфейсом.

Стандартизированный протокол передачи данных также позволяет разрабатывать интерфейсы (уже на физическом уровне), не привязанные к конкретной аппаратной платформе и производителю (например, USB, Bluetooth).

Сигнальный протокол используется для управления соединением — например, установки, переадресации, разрыва связи. Примеры протоколов: RTSP, SIP. Для передачи данных используются такие протоколы как RTP.

Примеры сетевых протоколов

TCP/IP — набор протоколов передачи данных, получивший название от двух принадлежащих ему протоколов: TCP (англ. Transmission Control Protocol) и IP(англ. Internet Protocol)[1]

Наиболее известные протоколы, используемые в сети Интернет:

HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) — это протокол передачи гипертекста. Протокол HTTP используется при пересылке Web-страниц с одного компьютера на другой.

FTP (File Transfer Protocol) — это протокол передачи файлов со специального файлового сервера на компьютер пользователя. FTP дает возможность абоненту обмениваться двоичными и текстовыми файлами с любым компьютером сети. Установив связь с удаленным компьютером, пользователь может скопировать файл с удаленного компьютера на свой или скопировать файл со своего компьютера на удаленный.

POP (Post Office Protocol) — это стандартный протокол почтового соединения. Серверы POP обрабатывают входящую почту, а протокол POP предназначен для обработки запросов на получение почты от клиентских почтовых программ.

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) — протокол, который задает набор правил для передачи почты. Сервер SMTP возвращает либо подтверждение о приеме, либо сообщение об ошибке, либо запрашивает дополнительную информацию.

TELNET — это протокол удаленного доступа. TELNET дает возможность абоненту работать на любой ЭВМ сети Интернет, как на своей собственной, то есть запускать программы, менять режим работы и так далее. На практике возможности ограничиваются тем уровнем доступа, который задан администратором удаленной машины.

Другие протоколы:

DTN — протокол, предназначенный для обеспечения сверхдальней космической связи.

Создание и продвижение сайта(план создания сайта; тематический индекс цитирования и PageRank; ранжирование сайта; виды запросов; семантическое ядро сайта; способы раскрутки сайтов; фильтры поисковиков)


[1] Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum — много и media, medium — средоточие; средства) — электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.).

[2] On-line — процедура доступа к сети, обработка запросов пользова­теля и обмен информацией в режиме реального времени.

Date: 2015-07-27; view: 2246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию