Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономические информационные системы
Экономическая информационная система — система, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта. Назначение ЭИС: Решение задач обработки данных — обработка и хранение экономической информации с целью выдачи сводной информации для управления экономическим объектом (регулярно или по запросу). Автоматизация конторских работ — ведение картотек, обработка текстовой информации, машинная графика, электронная почта и связь. Задачи, основанные на методах искусственного интеллекта — для принятия управленческих решений. Моделируют действия специалистов предприятия при принятии решений. Принципы построения и функционирования ЭИС: 1) соответствие — ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью; 2) экономичность — экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации; 3) регламентность — обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью; 4) самоконтроль — обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки; 5) интегральность — однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование; 6) адаптивность — способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях. Оценка качества функционирования ЭИС выполняется по комплексу критериев. Оценке подлежат: система в целом; отдельные составляющие этапа проектирования; важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы. Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования системы и поставленными перед ней целями. Наиболее типичные цели и критерии можно представить таблицей 2.1, приведенной далее. Одновременное достижение указанных целей практически неосуществимо, поэтому в качестве основного критерия выбирают, как правило, одну из них. Классификация и основные характеристики современных экономических информационных систем (основные понятия и определения; структура и состав; типы систем). Современные тенденции развития информационных систем. Классификация экономических информационных систем По функциональному признаку. По режимам работы ЭИС. По способу распределения вычислительных ресурсов ЭИС. Существует два типа ЭИС: управляющие ИС (для управления технологическими процессами); ИС административно-организационного типа (для обеспечения специалистов информацией в интересах управления предприятием). Далее рассматриваются ИС административно-организационного типа. Классификация ЭИС по функциональному признаку: системы обработки данных (СОД); автоматизированные системы управления (АСУ); информационно-поисковые системы (ИПС). Основные функции ЭИС (сбор, передача, хранение информации) требуют выполнения операций обработки: ввод; выборка; корректировка; выдача информации. Для других операций преобразования входной информации в выходную необходимо создание прикладных программ. ЭИС, дополненная прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных — СОД. Особенность прикладных программ СОД — наличие математических соотношений, которые преобразуют входную информацию в выходную без применения методов оптимизации процессов управления экономическим объектом. Пример: программы расчета заработной платы сотрудников предприятия; формирование статистической отчетности и т. п. Рис. 2. Схема системы обработки данных Таким образом, СОД производит информационное обслуживание специалистов органа управления объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе представленной информации, передается на управляемый объект, минуя СОД. СОД — система, преобразующая поток входной информации в поток выходной информации. Потоки информации: входная информация — поступает от управляемого объекта и из внешнего мира (от других предприятий и организаций); необрабатываемая информация, т. е. часть входной информации, которая непосредственно передается органу управления, минуя обработку; нормативно-справочная информация; выходная информация, т. е. информация, обработанная системой и представляемая органу управления и внешнему миру; промежуточная информация, т. е. часть выходной информации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в последующие периоды времени. АСУ — автоматизированная система управления — это СОД, способная выполнять выбор управленческих решений (автономно или с участием специалистов). Рис. 3. Схема АСУ Принятие решений системой может производиться на основе: экономико-математических методов; путем моделирования действий специалиста по принятию управленческого решения. Прикладные программы АСУ используют экономико-математические методы для выбора оптимальных решений. Исходные данные для оптимизационной задачи рассчитываются в режиме СОД. Например: себестоимость продукции для расчета оптимальной производственной программы (в MBS Navision). Моделирование принятия решений специалистом реализуется в экспертных системах (ЭС). ЭС основаны на принципах искусственного интеллекта и баз знаний. Типичная задача для АСУ — оптимальное управление запасами материалов и полуфабрикатов на складах предприятия (MRP-система). MRP — MaterialResourcePlanning — планирование потребностей в материалах. АСУ прогнозирует поступление материалов и их расход на основное производство. В случае несоблюдения норм запаса материалов формирует заявки предприятиям-поставщикам. Информационно-поисковые системы (ИПС) предназначены для отыскания в множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения. Рис. 4. Схема информационно-поисковой системы При вводе в ИПС каждый документ подвергается индексированию. При индексировании выполняются два этапа: определение тем, которые отражаются в данном документе; выражение этих тем на языке, принятом в ИПС, и записи в виде поисковых образов, которые связываются с документом. Для отыскания документов с помощью ИПС сам запрос также должен быть заиндексирован. Процесс поиска осуществляется путем сопоставления поисковых образов документов с поисковым образом запроса. При полном или частичном совпадении образов документ считается соответствующим запросу и выдается пользователю. Классификация ЭИС по режимам работы В ЭИС могут применяться два режима решения задач: пакетный; диалоговый. При пакетном режиме данные в системе накапливаются до тех пор, пока не наступит заданный момент времени или объем данных не превысит некоторый предел. Затем имеющаяся информация обрабатывается несколькими последовательно запускаемыми программами. Пример — система сбора и группировки статистической отчетности предприятий. Недостатки пакетного режима: потребитель информации обособлен от процесса ее обработки (это в некоторых ситуациях вызывает у него сомнения в правильности исходных данных и результатов в применяемых алгоритмах); пакетная система снижает оперативность принятия решений на управляемом объекте. При диалоговом режиме работы происходит обмен сообщениями между пользователем и системой. Роль «активного» элемента пользователь и система выполняют попеременно. ЭИС активна от момента завершения ввода информации и команд пользователем до завершения обработки команды (запроса). Пользователь обдумывает результат обработки запроса и вводит данные для следующего запроса. Последовательность команд, выдаваемых пользователем в диалоговом режиме работы, не является фиксированной заранее, а существенно зависит от результатов ранее выполненных команд. Необходимость диалога с системой возникает при решении экономических задач с многовариантной логикой. При этом пользователь выбирает наиболее приемлемые варианты решения задачи. Типичная диалоговая задача — расчеты по распределению ресурсов между несколькими потребителями. Классификация ЭИС по способу распределения вычислительных ресурсов: локальные; распределенные ЭИС. Локальная система использует одну ЭВМ. В распределенной — организуется взаимодействие нескольких ЭВМ, соединенных между собой каналами связи. Распределенная ИС — объединение информационных систем с целью коллективного использования информационных фондов и вычислительных ресурсов этих систем. Отдельные информационные системы, как правило, территориально удалены друг от друга. Каждый из процессов в распределенной информационной системе может независимо обрабатывать локальные данные и принимать соответствующие решения. Date: 2015-07-27; view: 1252; Нарушение авторских прав |