Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические информационные системы





Экономическая информационная система — система, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-либо экономического объекта реального мира.

Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.

Назначение ЭИС:

Решение задач обработки данных — обработка и хранение экономической информации с целью выдачи сводной информации для управления экономическим объектом (регулярно или по запросу).

Автоматизация конторских работ — ведение картотек, обработка текстовой информации, машинная графика, электронная почта и связь.

Задачи, основанные на методах искусственного интеллекта — для принятия управленческих решений. Моделируют действия специалистов предприятия при принятии решений.

Принципы построения и функционирования ЭИС:

1) соответствие — ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью;

2) экономичность — экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации;

3) регламентность — обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью;

4) самоконтроль — обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки;

5) интегральность — однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование;

6) адаптивность — способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.

Оценка качества функционирования ЭИС выполняется по комплексу критериев. Оценке подлежат:

система в целом;

отдельные составляющие этапа проектирования;

важнейшие компоненты этапа эксплуатации системы.

Каждый критерий количественно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования системы и поставленными перед ней целями. Наиболее типичные цели и критерии можно представить таблицей 2.1, приведенной далее.

Одновременное достижение указанных целей практически неосуществимо, поэтому в качестве основного критерия выбирают, как правило, одну из них.

Классификация и основные характеристики современных экономических информационных систем (основные понятия и определения; структура и состав; типы систем). Современные тенденции развития информационных систем.

Классификация экономических информационных систем

По функциональному признаку.

По режимам работы ЭИС.

По способу распределения вычислительных ресурсов ЭИС.

Существует два типа ЭИС:

управляющие ИС (для управления технологическими процессами);

ИС административно-организационного типа (для обеспечения специалистов информацией в интересах управления предприятием).

Далее рассматриваются ИС административно-организационного типа.

Классификация ЭИС по функциональному признаку:

системы обработки данных (СОД);

автоматизированные системы управления (АСУ);

информационно-поисковые системы (ИПС).

Основные функции ЭИС (сбор, передача, хранение информации) требуют выполнения операций обработки:

ввод;

выборка;

корректировка;

выдача информации.

Для других операций преобразования входной информации в выходную необходимо создание прикладных программ.

ЭИС, дополненная прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных — СОД.

Особенность прикладных программ СОД — наличие математических соотношений, которые преобразуют входную информацию в выходную без применения методов оптимизации процессов управления экономическим объектом.

Пример:

программы расчета заработной платы сотрудников предприятия;

формирование статистической отчетности и т. п.

Рис. 2. Схема системы обработки данных

Таким образом, СОД производит информационное обслуживание специалистов органа управления объектом, принимающих управленческие решения.

Решение, принятое на основе представленной информации, передается на управляемый объект, минуя СОД.

СОД — система, преобразующая поток входной информации в поток выходной информации.

Потоки информации:

входная информация — поступает от управляемого объекта и из внешнего мира (от других предприятий и организаций);

необрабатываемая информация, т. е. часть входной информации, которая непосредственно передается органу управления, минуя обработку;

нормативно-справочная информация;

выходная информация, т. е. информация, обработанная системой и представляемая органу управления и внешнему миру;


промежуточная информация, т. е. часть выходной информации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в последующие периоды времени.

АСУ — автоматизированная система управления — это СОД, способная выполнять выбор управленческих решений (автономно или с участием специалистов).

Рис. 3. Схема АСУ

Принятие решений системой может производиться на основе:

экономико-математических методов;

путем моделирования действий специалиста по принятию управленческого решения.

Прикладные программы АСУ используют экономико-математические методы для выбора оптимальных решений.

Исходные данные для оптимизационной задачи рассчитываются в режиме СОД.

Например: себестоимость продукции для расчета оптимальной производственной программы (в MBS Navision).

Моделирование принятия решений специалистом реализуется в экспертных системах (ЭС). ЭС основаны на принципах искусственного интеллекта и баз знаний.

Типичная задача для АСУ — оптимальное управление запасами материалов и полуфабрикатов на складах предприятия (MRP-система).

MRP — MaterialResourcePlanning — планирование потребностей в материалах.

АСУ прогнозирует поступление материалов и их расход на основное производство.

В случае несоблюдения норм запаса материалов формирует заявки предприятиям-поставщикам.

Информационно-поисковые системы (ИПС) предназначены для отыскания в множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения.

Рис. 4. Схема информационно-поисковой системы

При вводе в ИПС каждый документ подвергается индексированию.

При индексировании выполняются два этапа:

определение тем, которые отражаются в данном документе;

выражение этих тем на языке, принятом в ИПС, и записи в виде поисковых образов, которые связываются с документом.

Для отыскания документов с помощью ИПС сам запрос также должен быть заиндексирован.

Процесс поиска осуществляется путем сопоставления поисковых образов документов с поисковым образом запроса.

При полном или частичном совпадении образов документ считается соответствующим запросу и выдается пользователю.

Классификация ЭИС по режимам работы

В ЭИС могут применяться два режима решения задач:

пакетный;

диалоговый.

При пакетном режиме данные в системе накапливаются до тех пор, пока не наступит заданный момент времени или объем данных не превысит некоторый предел.

Затем имеющаяся информация обрабатывается несколькими последовательно запускаемыми программами.

Пример — система сбора и группировки статистической отчетности предприятий.

Недостатки пакетного режима:

потребитель информации обособлен от процесса ее обработки (это в некоторых ситуациях вызывает у него сомнения в правильности исходных данных и результатов в применяемых алгоритмах);

пакетная система снижает оперативность принятия решений на управляемом объекте.

При диалоговом режиме работы происходит обмен сообщениями между пользователем и системой.

Роль «активного» элемента пользователь и система выполняют попеременно.

ЭИС активна от момента завершения ввода информации и команд пользователем до завершения обработки команды (запроса).

Пользователь обдумывает результат обработки запроса и вводит данные для следующего запроса.


Последовательность команд, выдаваемых пользователем в диалоговом режиме работы, не является фиксированной заранее, а существенно зависит от результатов ранее выполненных команд.

Необходимость диалога с системой возникает при решении экономических задач с многовариантной логикой.

При этом пользователь выбирает наиболее приемлемые варианты решения задачи.

Типичная диалоговая задача — расчеты по распределению ресурсов между несколькими потребителями.

Классификация ЭИС по способу распределения вычислительных ресурсов:

локальные;

распределенные ЭИС.

Локальная система использует одну ЭВМ.

В распределенной — организуется взаимодействие нескольких ЭВМ, соединенных между собой каналами связи.

Распределенная ИС — объединение информационных систем с целью коллективного использования информационных фондов и вычислительных ресурсов этих систем.

Отдельные информационные системы, как правило, территориально удалены друг от друга.

Каждый из процессов в распределенной информационной системе может независимо обрабатывать локальные данные и принимать соответствующие решения.







Date: 2015-07-27; view: 1252; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию