Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные теории, объясняющие возникновение асимметрии мозга⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
С давних пор явление право- и леворукости рассматривалось как частное проявление право- или левосторонности, под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям. Начало такому представлению положили Г. Хемфри, Дж. Ле Конте, впервые употребивший этот термин, Дж. Бирфлит, Е. Стир. Г. Хемфри первый указал на случаи совпадения ведущей руки с ведущей ногой и ведущим глазом. Дж. Бирфлит пошел еще дальше: он стал доказывать, что имеет место не просто совпадение функций по одной стороне тела, но и степень асимметрии одинаковая для этих функций. Изучив силу рук, кожную и мышечную чувствительность, остроту зрения и слуха, он нашел, что у правшей на правой стороне они лучше развиты на одну девятую часть. Несмотря на многие данные, полученные в последующие годы и противоречившие этой точке зрения, она оказалась очень популярной и живучей в науке (К. Дарт),К. Чандлер, особенно среди тех ученых, которые рассматривают функциональную асимметрию абстрактно, с общебиологических позиций. Например, Б.В. Огнев и Г.Д. Новинский в не столь отдаленные времена писали, что «...и биохимические реакции правой и левой сторон у человека и животных должны быть различными». Теории доминантности полушарий придерживался и Б.Г. Ананьев. Поскольку сторонники центрально-нервной теории происхождения праворукости связывают асимметрию периферических органов с функцией больших полушарий, начали говорить о доминантном полушарии или о «право- или левомозговости подразумевая превосходство ведущего полушария по всем функциям. Праворукость же стали рассматривать как частное проявление «левомозговости». проявилась и другая крайность. Стали говорить, что доминирование различных парных органов не зависит от доминантности больших полушарий головного мозга, что нет никакой связи между асимметрией рук и ног, что асимметрия полушарий у человека относится только к речевым функциям и к праксии рук и ног (последняя мысль принадлежит Г. Беквину. Один из авторов писал даже, что раз не существует доминантного полушария, значит, праворукость не является врожденной, а есть результат тренировки или бессознательной имитации. В целом, критика теории доминантного полушария оказалась правильной. Функциональная асимметрия обнаружена не у всех людей, примерно у одной трети она не выражена, т.е. полушарии не имеют четкой функциональной специализации. Выделяют несколько видов функциональных асимметрий: 1. Моторная асимметрия - неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга. 2. Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела. 3. Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности. 49. Основные различия в механизме обработки информации… Человек имеет два полушария — правое и левое, выполняющий разные функции, но совместно обеспечивающие целенаправленное поведение. Полушария связаны между собой пучками волокон, мощным из которых является мозолистое тело. Правое полушарие контролирует и регулирует сенсомоторные и функции левой половины тела, левое — правой. Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятием, мыслями и идеями, характеризуется разной эмоциональной оценкой идентичных событий. Каждое полушарие располагает собственной цепью воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого полушария. В определенных отношениях каждое имеет собственное мышление. Левое – речевое, правое — зрительно-пространственное. Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, правое — повременно и целостно. Левое и правое полушария в равной степени способны к распознаванию стимулов внешнего мира, но пользуются разными способами или стратегиями решения задачи и имеют разные возможности в выражении результатов решения — языковую для левого полушария и пространственно-зрительную для правого полушария. Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание. Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству. Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Параллельная обработка информации: Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Следующее различие, которое обусловливается характером воспринимаемой информации: левое полушарие работает преимущественно (напомним, речь идет о доминировании) как цифровая система, а правое - как аналоговая. Наглядно-практическое, образное мышление реализуется через динамическую систему аналогий. В соответствии с описанными отличиями организована и память — левое полушарие специализировано на словесной информации, а правое - на запоминании образов, лиц, интонаций. В качестве примера в таблице приведены некоторые операции, на выполнении которых специализированы полушария, — левое осуществляет чтение, письмо, счет (работа с дискретной информацией), правое производит слежение за движущимися предметами (работа с непрерывной информацией). Соответственно специализация на дискретной информации обусловливает осуществление левым полушарием таких видов мышления, как вербальное, формально-логическое, аналитическое. Правое полушарие, работая с непрерывной информацией, специализировано на неречевом, наглядно-практическом, наглядно-образном мышлении. Исходя из описанных выше особенностей, левое полушарие, естественно, специализировано на вербальном, а правое на «доречевом» общении. Предлагаемое объяснение показывает, почему максимальную асимметрию имеют такие функции, как восприятие (и воспроизведение) речи, обоняние: речь может существовать только в дискретной форме, а запах в непрерывной, тогда как другие стимулы имеют двойственную природу. Чтобы объяснить, почему при инактивации левого полушария преобладают отрицательные эмоции, а при подавлении деятельности правого полушария доминируют положительные, необходимо обратиться к генезису психики. На первых этапах ее возникновения у простейших животных поведение осуществляется только на основе работы с непрерывной информацией. Причем их поведение, как показали этологи, в основном направлено на то, чтобы избежать неприятного воздействия. 50. Проявление функ. асимметрии мозга. Функциональная асимметрия мозга в деятельности мозговых структур проявляется довольно рано. Есть сведения о том, что еще в зародышевом состоянии реакция полушарий на голос различна, левое полушарие еще до рождения обладает предпосылками восприятия речи. Нарастание асимметрии продолжается практически на протяжении всей активной деятельности человека. В настоящее время физиологи выявляют прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями человека. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение - все это стало развиваться так бурно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Как правило, в дошкольном возрасте процесс латерализации еще не завершен. На формирование латерального фенотипа влияет большое число факторов, которые можно разделить на две группы: 1. Биологические: наследственность, органические поражения мозга в дородовый период, в родах, в первые годы жизни ребенка, длительные и частые соматические заболевания и прочие. 2. Факторы среды (условия развития ребенка): материальная среда, тип воспитания, соответствие методов, приемов и содержания образования когнитивному стилю ребенка, эмоциональный фон и тому подобное. Функциональные изменения в высшей нервной деятельности, возникающие под этим воздействием затягивают и нарушают процесс латерализации, тормозят выделение ведущего полушария, что может привести к задержке психического развития, а в крайних случаях разрушить психическое и физическое развитие здоровье ребенка межполушарные функциональные различия проявляются и при обработке информации, поступающей структурами первой сигнальной системы. Правша лучше воспринимает информацию правым ухом, а у левшей такая закономерность не прослеживается. У большинства людей бинокулярное зрение осуществляется преимущественно правым глазом (60-70%). Таким образом, у многих людей асимметрия мозга проявляется в двух формах: право-и левосторонняя. Принадлежность к правши или левши наследственно запрограммирована. Переучивание в детстве левши, у которого врожденно центр речи расположен справа, приводит к одновременному переносу центра речи (полностью или частично) в левое полушарие большого мозга, а это может существенно повлиять на языковую функцию мозга, в частности, привести заикания. Высказывают предположение, что левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, по мере ее поступления, права же работает сразу с несколькими входами, одномоментно и параллельно. Вероятно, интуиция и прозрения функциями правого полушария большого мозга. Сегодня наши представления о функции головного мозга, его левой и правой половины совпадают с представлениями о возможности выделения мыслящего и художественного типа людей. Итак, функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом. Тональный слух идентичен для обоих полушарий. Участие левого полушария необходимо для обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, а правого — для опознания интонаций, музыкальных мелодий. Восприятие звуков речи обеспечиваются левым полушарием, а улучшение извлечения сигнала из шума — правым. Правое полушарие обеспечивает понимание устной речи и написанных слов. Правое полушарие обеспечивает понимание интонаций, опознание по голосу.
Date: 2015-07-27; view: 944; Нарушение авторских прав |