Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обществознание в системе наук. Особенности социально-гуманитарных и естественных наук





 

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

 

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).

 

Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология, культурология, политология.

 

Как одна из сфер общего научного познания, социально-гуманитарные науки имеют все признаки науки вообще. Но они имеют и свою специфику. Одна из важных особенностей социально-гуманитарных наук – необходимость учета в них феномена свободы.

 

Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Человеческая деятельность свободна (не абсолютно, конечно, а относительно). Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше гипотетичности, чем в естественных науках.

 

Вторая особенность социально-гуманитарных наук – необходимость изучения субъективной реальности. Естественные науки изучают материальные объекты. Социально-гуманитарные науки тоже исследуют материальные системы, то есть объективную социальную реальность. Но существенным компонентом всех объектов социально-гуманитарных наук служит субъективная реальность – сознание человека.

 

Третья особенность социально-гуманитарных наук – высокая степень уникальности изучаемых объектов. Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект.

 

Для естественных наук обязательна опытная проверка знания, либо прямая, либо косвенная, применение строгих логических доказательств. Главный научный принцип - независимый от человека (или почти независимый) критерий истинности результата.

 

Практические задания.

 

1. В стране Н. коалиция политических партий, получившая в парламенте большинство мест, выступила с инициативой о запрещении партий, за которые во время выборов проголосовало менее 7% избирателей. Соответствует ли этот принцип демократии? Приведите два аргумента, подтверждающие вашу позицию

 

Этот принцип не соответствует демократии, так как:

1) Одним из критериев демократии является политический плюрализм (многопартийность), что в данном случае не соблюдается.

 

2) Одна партия запрещает другие, соответственно, происходит угнетение меньшинства большинством, что не может соответствовать принципу демократии.

 

Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.

 

Утверждение верное. Потребители диктуют распределению, что они хотят видеть, по какой цене (приблизительно), с какими функциональными характеристиками. Распределению выгодно это знать, т. к. от спроса зависит прибыль распределения. А распределение не сможет без производства удовлетворить возникший спрос. А производство не сможет без распределения и потребления, продать то, что оно произвело, и как следствие, прибыль тоже не получит. Поэтому все они связаны между собой. Например, потребитель дает заказ распределению, что он желает приобрести именно такую мебель, с такими свойствами (цвет, размер, качество и т. д.), распределение передает заказ в производство. Уже видна взаимосвязь. Все остаются довольными: потребитель - мебелью, а производство и распределение - прибылью!

 

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью? Аргументируйте свой ответ.

 

С утверждением Ф. Р. Шатобриана можно согласиться. Политика, по своей сути, является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средства и результат — основные компоненты политической и любой другой деятельности. Цель представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. В политической деятельности она выполняет организующую и мотивационную функции. Средства политики — это инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия.


Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом споров. Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основных:


1) нравственный характер политики определяется ее целью;


2) приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства;


3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.


Между целями и средствами (в том числе и методами, характеризующими использование средств) существует взаимовлияние.


С одной стороны, цель и условия ее реализации во многом предопределяют используемые средства, с другой — средства, непосредственно влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, ее изменение или вообще отказ от цели. Причем причиной несовпадения целей и результатов политики может быть как утопическая цель, так и неадекватные ей и обстоятельствам средства. В целом же именно средства, будучи выбранными для реализации цели, оказывают непосредственное влияние на результаты политики.

 

4. Сергей, по совету адвоката, подал иск о признании недействительным завещания своего отца, согласно которому в права наследства вступал его брат Виктор. В рамках какого процесса может быть разрешен этот спор? Как называются стороны в данном судопроизводстве? Назовите обе стороны и укажите, кто из названных участников данного спора относится к каждой из них.

 

Речь идет о гражданском процессе.

 

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) — урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, связанная с рассмотрением и разрешением по существу спорных и бесспорных гражданских дел, а также деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, принятых в результате такого рассмотрения и разрешения.

 

Присутствуют две стороны: истец и ответчик.

 

Истец - тот, кто предъявляет иск (требование, предъявляемое истцом в судебном порядке).

 

Ответчик — тот, кто привлекается в качестве предполагаемого нарушителя прав истца.

 

В данном случае истцом является Сергей, ответчиком – Виктор.

 

5. Предприятие К., производящее детские товары, нацелено на извлечение максимальной прибыли. Оно проводит открытую подписку на выпускаемые ценные бумаги и осуществляет их продажу. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак подобной организационно-правой формы, не указанной в условиях задачи.

 

Организационно-правовая форма этого предприятия - Открытое акционерное общество (ОАО). Определено по 2-м признакам:

1) предприятие нацелено на извлечение прибыли, значит это коммерческая организация;

2) осуществляет подписку и продажу ценных бумаг (акций). Дополнительный признак - неограниченное число акционеров.

 

6. В стране Н. коалиция политических партий, получившая в парламенте большинство мест, выступила с инициативой о запрещении партий, за которые во время выборов проголосовало менее 7% избирателей. Соответствует ли это демократическим принципам. Какие ещё демократические признаки государства вас известны?

 

Этот принцип не соответствует демократии, так как:

 

1) Одним из критериев демократии является политический плюрализм (многопартийность), что в данном случае не соблюдается.

 

2) Одна партия запрещает другие, соответственно, происходит угнетение меньшинства большинством, что не может соответствовать принципу демократии.

 

Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие общие принципы:

1. Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета.
2. Выборность основных органов государства.
3. Равноправие граждан и прежде всего - равенство их избирательных прав.
4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

 

7. По мнению западных социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Я считаю, что более реальным и приемлемым путем численного увеличения населения России является увеличение рождаемости. Расширение иммиграции порождает некоторые проблемы, несмотря на то, что увеличивает численность людей в стране. К таким проблемам можно отнести безработицу, которая появляется вследствие того что иностранные граждане занимают рабочие места, а для наших собственных граждан работу становится найти проблематичнее. Другой проблемой является переориентация ценностей, традиций и т.д. из-за смешения разных культур, которые иммигранты «привозят» с собой, вследствие чего внутренняя культурная целостность государства разрушается.

 

Известно, что впервые в истории вопросы, каком должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму политического режима характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму политического режима.

 

Сам факт широкого обсуждения данного вопроса, как и содержание принятого решения очевидно характеризуют демократический политический режим. В современной политической науке под демократией понимают политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Все важнейшие политические решения в демократическом государстве принимаются либо непосредственно народом (как в описанном случае), либо его представителями. При этом все граждане пользуются равными правами. Демократия предполагает: признание принципа равноправия и свободы всех людей независимо от пола, возраста, социального статуса и материального положения, а также их активное' участие в политической жизни страны. Термин «демократия» в буквальном переводе означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Перикла. В европейском I Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Генуя и др.). Демократический политический режим утвердился в XX в. в большинстве стран Западной Европы. В ст. 1 Конституции РФ наше государство характеризуется как демократическое. Статья 3 (ч. 1) Конституции гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

 

9. Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других»,- говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности.

 

Варианты ответов:

- Не согласен с этим изречением, по крайней мере, оно должно выглядеть так! Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится мудрым! На мой взгляд, развитие - это воспитание Личности; а самопознание - раскрытие непознаного (потенциал, например).

- Развитие личности начинается с самопознания, когда человек познает себя и находит ошибки, то естественно в фундамент его личности "ничего не вкладывается"
именно поэтому человек становится скромным и тихим, а вообще тот, кто действительно духовно развит, тот никогда об этом не скажет.

- Самопознание и есть путь развитие личности и это высказывание как раз эту мысль и поддерживает.

- В принципе вопрос уже содержит ответ и логику умозаключений... Гордиться своей просвещённостью, нагнетать нелепый пафос на простых смертных означает лицемерить, ставить себя выше - значит низвергать себя, т. к недостатки есть у каждого, показывая же их мы принижаем себя. Следовательно, пытаясь исправить себя, мы пытаемся развивать свою личность.

10. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав.

 

Я согласен с этим мнением. Естественные права – это права, которыми люди обладают от природы, т.е. без каких-либо договоренностей, или при отсутствии каких-либо политических или юридических институтов. Примеры естественных прав: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность и т.д. Примером неизбежности выступления гражданского общества против ущемления естественных прав может служить Восстание Спартака в Древнем Риме. Рабы, которых ограничивали в правах, захотели стать свободными и восстали против действующей власти.

 

11. С помощью трёх примеров покажите роль образования в жизни личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.

 

· пе­ре­да­ча зна­ний под­рас­та­ю­ще­му по­ко­ле­нию. (Уче­ни­ки в школе по­лу­ча­ют не­об­хо­ди­мый ми­ни­мум зна­ний)

· вос­пи­та­ние (Учре­жде­ния об­ра­зо­ва­ния за­кла­ды­ва­ют ос­но­вы лич­но­сти);

· под­го­тов­ка кад­ров (Про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние го­то­вит кадры для эко­но­ми­ки)

 

12. Утверждают, что к концу ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.

 

Утверждение верное так как, в современном производстве на стадии постиндустриального общества интеллектуальный труд определяет масштабы производства. Фактическим доказательством данного явления является высокий спрос на труд программистов и других интеллектуальных профессий которые могут управлять различными видами механизмов, для чего ранее требовалось большое количество физической рабочей силы.

 

Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.

 

Потребности во внимании, признании и самовыражении – одни из основных социальных потребностей человека. Без удовлетворения этих потребностей индивид не сможет стать личностью. А как известно, личность может сформироваться только в обществе, посредством коммуникации с людьми. Лишь общаясь с разными людьми, человек может получить для себя внимание, своими поступками получить признание в глазах других, а так же самовыразиться, показать свои способности и свой духовный мир. В группах эти потребности удовлетворить еще проще, так как связи между людьми в них прочнее. В пример можно привести школу. Каждый ученик – это часть класса (группы). В процессе общения с другими членами группы, он удовлетворяет как свои потребности, так и чужие одновременно.

 

14. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при условии контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

Первая точка зрения. Разместить базу при установлении контроля со стороны Комитета по экологии, так как во первых, это даст возможность предоставить новые рабочие места, во вторых, уничтожение двигателей твердотопливных ракет в любом случае необходимо и это необходимо сделать легально.

Вторая точка зрения. Нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем и настоять на переносе базы в регион, где она не будет представлять угрозы жизни и здоровью людей.

15. Противоречат ли друг другу следующие утверждения? Аргументируйте свой ответ

А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.

Date: 2015-07-27; view: 7153; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию