Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности омонимии





Кроме лексических омонимов различают также омоформы, омофоны и омографы.

Омоформы Омографы Омофоны
Слова, которые в одной или нескольких грамматических формах совпадают по написанию и звучанию Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся с разной постановкой ударения Слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково
лечу (совершаю полет) – лечу (осуществляю лечение) пила (столярный инструмент) – пила (утоляла жажду) замОк – зАмок засЫпать – засыпАть мУка – мукА пруд – прут лук – луг бочок – бачок  

 

 

15. неологизмы, историзмы, архаизмы.

Архаизмы - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время.
1 Зерцало - зеркало;
2 Ироизм - героизм;
3 Осьмнадцать - восемнадцать;


Историзмы - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали.
1 Зипун-старинная одежда;
2 Князь;
3 Шестопер-оружие;


Новые слова (неологизмы) появляются в языке, чтобы обозначить какое-либо новое явление, понятие, предмет.
1 стоппер -защитник ворот;
2 дриблинг-ведение мяча в баскетболе;
3 автолавка.

16.типы словарей: энциклопедические и лингвистические словари.

Лексикография (греч. Lexicon - словарь, grapho - пишу) - раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
Прежде всего различают словари энциклопедические и словари лингвистические, или филологические.
В энциклопедическом словаре описывается реалия (то есть какой-либо предмет, явление, исторический факт), а в лингвистическом словаре объясняется, описывается слово, называющее эту реалию.
Все словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические, или языковые.

В энциклопедических словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях, в лингвистических — информация о словах, называющих предметы, понятия, явления и пр. Энциклопедические словари делятся на универсальные (например, «Краткая российская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Большой энциклопедический словарь школьника») и отраслевые (например, энциклопедия «Русский язык», «Энциклопедический словарь юного филолога», энциклопедический словарь «Языкознание»).

Чёткое представление о различии между энциклопедическим и лингвистическим словарём может дать сопоставление соответствующих по заглавному слову двух объяснительных статей.

Большой энциклопедический словарь школьника, сост. А.П. Горкин Словарь русского языка СИ. Ожегова,под редакцией С.П. Обнорского
Лорд (англ. lord),в средневековой Анг­лии первоначально землевладелец (лорд манора, ленд- лорд), затем собиратель­ный титул английского высшего дворянства; присваивался пэрам королевства, образующим палату лордов британского парламента. С 19 в. титул лорда жалуется также представителям других социальных групп, деятелям науки, культуры. Лорд, -а, м. В Англии: выс­ший дворянский титул. Палата лордов (верхняя палата английского парламента). Лорд-канцлер (председатель палаты лордов). Лорд-мэр (городской голова крупных городов в Англии).

Лингвистические (языковые) словари можно подразделить на:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англо­русский и русско-английский; 2) немецко-русский и рус­ско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. Одноязычные словари бывают комплексными и аспектными. Комплексными являются толковые словари. В таких словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в речи и т. д. Аспектные словари отражают тот или иной аспект языка. К ним относятся: словари иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, орфоэпический, орфографический, словообразова­ельный, морфемный, этимологический, обратный, сокращений и другие типы словарей. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.

17.морфема как единица языка. Функции морфем и их типы. Аффиксы и их разновидности. Понятие основы слова. Словообразующая и формообразующая основы.

Морфемика - раздел словообразования (иногда грамматики), изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Задачи морфемики:

1. Изучение принципов выделения морфем.

2. Изучение значений морфем.

3. Классификация морфем по их характеристикам.

4. Изучение функционирования морфем.

Главная единица морфемики - морфема. Это минимальная значимая часть слова. В этом определении оба признака морфемы являются одинаково важными: 1) обязательное наличие значения (в отличие от фонемы); 2) минимальность, т. е. дальнейшая нечленимость на значи­мые части (можно расчленить только на фонемы).

Наличие значения отличает морфему от слога. В отличие от слова, значение морфемы доста­точно обобщенное и представлено не совокупностью сем, а отдельными семами. Некоторые мор­фемы (окончания) имеют только грамматическое значение. Например, переносчик - 'лицо, кото­рое что-либо переносит' (лексическое значение). Морфемный состав: пере-нос-чик -□:

пере - 1) направление процесса; 2) сделать заново;

нос - перемещать при помощи чего-либо;

чик - лицо мужского пола, выполняющее действие, названное в корне; □ - м.р, ед.ч., Им.п.

 

Поскольку морфемы обладают значением, то они могут быть:

- синонимичными: горож-анин, гор-ец, тул-як, петербурж-ец;

- омонимичными: нос-овой, нос-ить, вод-а, вод - и-ть;

- многозначными: учи-тель, выключа-тель. Пре - 1) очень, 2) близкое к пере-.

По происхождению морфемы могут быть:

- заимствованными: антинаучный, примитив-изм;

- собственно русскими: обучать, подойти.

Морфема - единица обобщенного характера, так же, как и фонема, в языке реализуется в виде конкретных единиц, своих вариантов - морфов: бр-ать, бер-у, вы-бир-ать, от-бор; снаб-жен-ец, снабжен-ц-а, снабжен-ч-еский.

Термин «морфема» в научный обиход введен И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г. («Морфе­ма - дальше не делимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышле­ния. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде «ко­рень», «префикс», «суффикс», «окончание» и т.п. Считать подобный термин лишним - это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными назва­ниями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т.д.» [Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - Т. 1. - М., 1963. - С. 272. Цит. по: Тихонов, А.Н. Современный русский язык (Морфемика. Словообразование. Морфология). / А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2002.]).

 

Аспекты изучения структурного состава слова

При изучении любых единиц языка необходимо учитывать временной аспект. Словообра­зовательная структура и словообразовательные отношения между словами зависят от того, в каком временном аспекте рассматривается структура слова. Исторический аспект - диахро­ния и одновременной аспект изучения словообразовательных единиц - синхрония могут да­вать разные результаты строения слова и его отношения к производности / непроизводности. На этот факт указывал еще в Ф.Ф. Фортунатов, отмечая, что «нельзя смешивать факты, суще­ствующие в данное время, и факты, открывающиеся при изучении истории языка». Так, слово мгла, льгота в современном синхронном словообразовании рассматриваются как непроизвод­ные слова, в которых выделяются основа, корень и флексия (окончание). Исторические иссле­дования показывают, что слово мгла образовалось от слова мга - туман, тьма - при помощи суффикса -л-, а слово льгота - посредством суффикса -от(а)- от слова льга - свобода, легкость. Поэтому с исторической точки зрения эти слова членимые на корень, суффикс и окончание. Иногда, в зависимости от временного аспекта рассмотрения, может меняться порядок произ-водности: в диахронии зонтик Т зонт, в синхронии зонт %1! зонтик.

 

Основные единицы морфемики

Основными единицами морфемики являются минимальные значимые части слова - мор­фемы. Минимальные значимые части слова представлены следующими основными группами: 1) корневые - заключающие в себе основное лексическое значение; 2) аффиксальные - содер­жащие словообразовательное и грамматическое значение. Помимо этих морфем в слове могут присутствовать вспомогательные соединительные элементы, не имеющие собственного значе­ния и служащие для соединения морфем: двухэтажный, певец.

 

Классификация морфем

В настоящее время сложилась устойчивая классификация морфем на основании несколь­ких признаков:

1. По наличию значения морфемы делятся значимые (содержат лексическое, грамматичес­кое или словообразовательное значение) и асемантичные (не имеют значения и служат для со­единения морфем). От аффиксов, имеющих ГЗ, ЛЗ, СЗ эти асемантичные сегменты структуры слова отличаются тем, что не имеют никакого значения, а необходимы только для морфонологи-ческого оформления (фонемного оформления морфемы). Асемантичыми элементами являются: 1) глагольные гласные основы: -а-, -и-, -е-: чит-а-ть, воз-и-ть, вечер-е-ть; 2) соединительные гласные, необходимые для присоединения морфем: сух-о-фрукты, четыр-е-жды, дв-ух-ярусный.

2. По роли в слове: обязательные, корневые морфемы, содержащие основное лексичес­кое значение и аффиксальные, факультативные, некорневые, имеющие дополнительные лексические и грамматические значения.

Корень -лес- содержит основное ЛЗ - дикорастущие деревья. Это значение сохраняется в словах лесной, лесник благодаря наличию корня. Слова кино, пальто, вчера, завтра и многие другие имеют только корень и функционируют в языке без дополнительных аффиксов, они факультативны в слове. Аффиксы привносят в слова дополнительные грамматические и лекси­ческие значения. Лесной - признак, имеющий отношение к лесу. Лесник - человек, профессио­нально занимающийся лесом. Бывают исключения, когда именно суффиксальные морфемы со­здают основное значение слова: перебой, разбой, бой, битва.

Аффиксы в зависимости от места, занимаемого по отношению к корню, подразделяются на: 1) префиксы, или приставки (стоят перед корнем); 2) суффиксы (стоят за корнем, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 3) окончания, или флексии (стоят за корнем или суффиксом, являются изменяемой частью слова, передают его грамматическое зна­чение); 4) постфиксы (стоят за корнем или суффиксом, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 5) интерфиксы (соединительные элементы, находящиеся меж­ду корнями или между корнем и суффиксом).

3. По способу формального (материального) выражения:

1) материально выраженные (графически и фонетически): стран-а, чит-а-ть, больш­ой; Всегда материально выраженными являются корни.

2) не выраженные графически, но выраженные фонетически: истории[]]-я(а), листь[]]-я(а), предчувствии[]]-е; такой способ выражения имеют только суффиксы;

3) материально не выраженные (нулевые) аффиксы. Это нулевые окончания (флексии): домП, городи и нулевые суффиксы синьслП.

Нулевые суффиксы встречаются:

а) у некоторых форм прошедшего времени: ср.: нес-л-а - нес-гл-П.

б) у слов, перешедших в другую часть речи безаффиксальным способом; чаще у существительных, реже прилагательных и других частей речи, образованных от глаголов или прилагательных, при отсутствии материально выраженного суффикса: беггП, переломгП, зеленьгП, золот-г -ой, шест-г -ой.

4. По способу передачи значения корневые морфемы могут быть свободными и связанными. Свободные корни выражают основное значение самостоятельно, при наличии только формообразующих аффиксов: нес-ти, домП, теперь, режьП. Связанные корни выражают ЛЗ только вместе с другими словообразующими аффиксами: при-вык-ать, от-вык-ать, ул-ица, ул-
очка, переул-ок.

Аффиксальные морфемы не бывают свободными, они всегда связанные.

5. По функции (по участию в слово- или формопроизводстве) могут быть словообразовательные, формообразующие и словоформообразующие.

Благодаря лексической и грамматической семантике аффиксов, они могут участвовать в производстве новых слов и в производстве новых форм одного и того же слова. Формообразу­ющие (добрый - добрее, делать - сделать), словообразующие (автор - соавтор, учить - учи­тель) и словоформообразующие (писать - переписать).

6. По продуктивности использования аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивные аффиксы участвуют в современном слово- и формообразовании. Так, например, суффикс инфинитива -ть является продуктивным, новые появляющиеся глаголы образуются именно с этим суффиксом: инвестировать, президентствовать. Продуктивными являются суффиксы:

- суффикс -ист-: авангардист, саблист, регбист, программист, документалист, про­гнозист, саксофонист;

- суффиксы -к-, -ш- со значением наименования лиц женского пола: рапиристка, гандбо-листка, юристка; операторша, санинсрукторша, партнерша и многие другие.

Непродуктивные аффиксы перестали участвовать в образовании слов и грамматических форм. Непродуктивным является, например, суффикс инфинитива -ти, новые модели глаголов не образуются с этим суффиксом.

Являются также непродуктивными: суффиксы -б-, -няк-, -знь-: борьба, ходьба, резьба; бе­резняк, ивняк; жизнь, боязнь.

7. По воспроизводимости (повторяемости) аффиксы могут быть: регулярными и нерегу-
лярными.

Регулярные аффиксы аффиксы повторяются регулярно в одних и тех же моделях словооб­разования (глупый — глупость, нежный — нежность, святой — святость) или в одних и тех же формах слов: в окончаниях глаголов 1-го спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) и 2-го спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят); в суффиксах имен существи­тельных: -чик, -щик, -ник, -тель, -ость и мн. др.;

Нерегулярные аффиксы - это суффиксы и окончания, которые встречаются лишь в отдель­ных словах. Например, это окончания глаголов типа: -м (ем, дам, создам), -шь (ешь, дашь, со­здашь), -т (ест, даст, создаст); приставка па- в современном русском языке употребляется в составе немногих слов: пасынок, паводок, падчерица, пагуба. К нерегулярным аффиксам от­носятся все унификсы.

Все уникальные и нерегулярные аффиксы являются непродуктивыми. Среди регулярных аффиксов есть продуктивные и непродуктивные. Например, суффикс -ич- в названиях жителей городов - регулярный (москвич, костромич, вятич, пскович, вязьмич и др.). Однако он давно не образует новых слов. Это непродуктивный аффикс.

Основные характеристики структурных частей слова

Корень - главная значимая часть слова, в котором заключено основное лексическое значе­ние, общее для всех однокоренных слов. Корень - это обязательная общая часть всех родствен­ных слов, которая является носителем основного лексического значения (вода, водный, подвод­ник, наводнение). Слов без корня не бывает.

Большинство корней может употребляться без приставок и суффиксов, т.е. быть свобод­ными (употребляются самостоятельно, без сочетания с другими, кроме словоизменительных, аффиксов). Такие корни называются свободными: карман - карман-чик, кармаш-ек, карман­щик, карман-н-ый, при-карман-и-ть. Часть корневых морфем не способна употребляться в со­ставе слова свободно, т.е. без аффиксов. Такие корни называются связанными.: -ня- (поднять, снять), об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, на-де-ть, раз-де-ть; слад-к-ий, слад-ость; ул-иц-а, пере-ул-ок; в-ключ-и-ть, вы-ключ-и-ть, от-ключ-и-ть. Правильно выделить такие корни можно только подбором однокоренных слов с другими приставками (часто противоположного значе­ния) или другими суффиксами.

Основы со свободными корнями называются свободными, основы со связанными корнями связанными.

Корни могут быть омонимичными: нос-ить и но-совой, при-мир-ить иу-мир-ать, вод-ить и водичка.

В корнях слов может наблюдаться чередование, например:

г//ж//з: друг - дружить - друзья; к//ч//ц: клич - кликать - восклицать; ж//ж//жд: ходить - хожу - хождение; б//бл: любить - люблю; п//пл: попить - топлю; в//вл: ловить - ловлю; ф//фл: графить - графлю; м//мл:сломить - сломленный.

Аффиксы - некорневые морфемы по значению, функции в слове и по месту, занимаемому по отношению к корню, делятся на префиксы (приставки), суффиксы, унификсы, флексии (окон­чания), постфиксы и интерфиксы, аффиксоиды. Аффиксальные морфемы есть не в каждом слове, они придают дополнительное лексическое или только грамматическое значение слову, имеют фиксированное место в слове. Аффиксы всегда привязаны к корню и в свободном виде не употребляются.

Приставки (префиксы) - стоят перед корнем. Основная функция - словообразующая. Фор­мируют новую основу. Приставки чаще образуют новые глаголы: зайти, уйти, сойти, реже новые слова других частей речи: автор - соавтор, моральный - аморальный. В русском языке более 70 префиксов. Могут быть собственно русскими: над-, под- и заимствованными: транс-, анти-, архи-.

Суффиксы - морфемы, стоящие после корня. Обладают лексической и грамматической семантикой, т.е. выполняют словообразующую и формообразующую функцию. Словообразо­вательная функция связана с образованием новых слов, часто иной части речи: нежный -нежн-ость, стрелять - стрель-б-а, переходить - переход - г - □. Формообразующую функ­цию выполняют суффиксы при образовании совершенного или несовершенного вида глагола и его различных форм (причастия, деепричастия, инфинитива): забросить - забрасывать - заб­расывал - забрасывая - забрасывающий; при образовании сравнительной степени прилага­тельных и наречий, а также при образовании форм множественного числа некоторых суще­ствительных, смело - смелее, брат - брать/я.

 

Виды суффиксов

 

Суффиксы Функция Примеры  
Словообразовательные (входят в основу) служат для образования однокоренных слов мастер —► мастерица роса —► росистый  
Формообразующие (не входят в основу) служат для образования грамматических форм слова ждать бежали плывущий  
     
Прошедшее время глагола -л-, -г-. писал, нёс, несла
Причастие (особая форма глагола) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-(-ен-), -т- бегущий, опоздавший, подписанный, умытый
Деепричастие (особая форма глагола) -а, -я, -в, -вши обозначая, выступив, настроившись
Степени сравнения имен прилагательных и наречий -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш- добрее, короче, величайший, богатейший
Множественное число -/-//-ей, -ес- друзь/а, друзей □, небеса
           

Суффиксы не обязательно имеют материальное выражение. Ряд суффиксов обнаружива­ет свое присутствие только на уровне значения. В таких случаях принято говорить о нулевых суффиксах. Нулевые суффиксы также могут быть формообразующими и словообразующими. Формообразующий г имеет значение прошедшего времени, выделяется в составе парадиг­мы, где в других формах присутствует суффикс прошедшего времени -л-: сох-л-а, сох-л-о, сох-л-и, сохг □. Несла, несло, несли - несг □. Словообразовательный г выделяется в про­изводных словах, образованных от основ других частей речи, но не имеющих материальных следов этого перехода. Это слова типа: ходить - ходг □, переломать - переломи □, синий -синьг □, глухой - глушьг □, похвалить - похвали а. (Не путать: рабочий человек - рабочий (сущ.), теплым летом - летом (нар.)

 

Унификсы - особый вид аффиксов (сегментов), существующих в единичных словах. Уни­кальные аффиксы, т.е. такие аффиксы, которые встречаются только в одном слове языка (от уни -усеченная часть прилагательного уникальный и лат. fixus - 'прикрепленный'). Например, дет-вор-а, почт-амт, жен-их, флот-или-я, ва-банк, люб-овь и др. Основной признак - отсутствие произво­димой модели, т.е. новые слова при помощи этих суффиксов или приставок не образуются. Слова с унификсами не создаются в речи, их надо знать. Обычно унификсы занимают позицию суффик­сов: бел-ес-ый, мач-ех-а, опер-етт-а, но могут стоять и в позиции приставки: кур-нос-ый, ра-дуг-а. Унификсальный характер морфа может утрачиваться, если с этим аффиксом начинают образовы­ваться новые слова (утрачивается уникальность модели): космо-дром, вело-дром, ракето-дром. Из унификса родился суффикс -иад(а), ср.: олимпиада, спартакиада, универсиада и др.

 

Окончания (флексии) занимают положение после корня или суффикса. Это конечная изме­няемая часть слова, выражающая его грамматическое значение: парта, парты, парте, парту, партой, парты и т. д. Выделяются окончания только в словоформе изменяемых слов: изменяе­мых существительных, прилагательных, местоимений, числительных, изменяемых форм глаго­лов. Нет окончаний у неизменяемых слов и словоформ: инфинитива (слушать, зажечь), деепри­частия (играя, решив), наречий (навзничь, легко), служебных слов (чтобы, вследствие), некото­рых неизменяемых существительных (кафе, колибри) и прилагательных (авиа, беж, красивее, сложнее), категория состояния (жаль, нельзя) и т. п. Обычно у слова имеется одна флексия. Ис­ключение составляют сложные имена числительные, падежные формы которых позволяют вы­делять 2 окончания: пятьюстами шестьюдесятью, о пятистах шестидесяти.

 

Постфиксы - значимая часть слова, находящаяся после формообразующих суффиксов или окончания: какой-то, дожидат ься. В русском языке постфиксов немного: это глагольный слово­образовательный постфикс ся/сь: улыбаться, мыться и местоименные постфиксы -то, -ли­бо, нибудь: где-нибудь, кто-либо; словоизменительный глагольный постфикс -те, который об­разует формы глаголов повелительного наклонения множественного числа: читай - читай-те.

 

Интерфиксы - аффиксальные морфемы соединительного типа: голубоглазый, пылене­проницаемый, нефтедобывающий. В работах по словообразованию интерфиксы трактуются учеными по-разному. Во-первых, под интерфиксами понимают соединительные гласные, слу­жащие для образования новых слов, в таком случае интерфикс трактуется как морфема. Такие соединительные морфемы встречаются в сложных словах, обычно это интерфиксы -о-, -е-: паро­воз, кукловод, птицефабрика, но могут быть и другие: пят-и-борец, тр-ёх-этажный, дв-у-бор-тный. Во-вторых, под интерфиксом понимают также межморфемную прокладку, которая не имеет статуса морфемы. Это вставки между корнем и суффиксом, возникающие по морфоно-логическим причинам: пе-в-ец, жи-л-ец, шоссе-й-ный, кофе-й-ный.

 

Морфемы промежуточного типа - такие словообразовательные части слов, которые за­нимают промежуточное значение между корневыми и аффиксальными морфемами. Они аф-фиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. Например, -вод (оленевод, соба­ковод, птицевод и др.), -вед (языковед, краевед, искусствовед, книговед и др.), -мёт (бомбо­мет, водомет, миномет, гранатомет и др.), -рез (хлеборез, стеклорез, ледорез, водорез, тру­борез и др.), пол(у)- (полукруг, полуботинки, полусидеть, полулежать, полуголый, полудикий и др.). С корнями их сближает то, что они не утрачивают смысловых связей с однокоренными словами (-рез, водорез, резка, резать, обрезать, отрезать и т.д.). С аффиксами их сближает то, что каждый из них формирует продуктивный словообразовательный тип. Таким образом, аф-фиксоиды занимают промежуточное положение между корнем и аффиксами, поскольку содер­жат отчетливое ЛЗ и работают то как корни, то как приставки или как суффиксы: пол отцовско­го дома и полдома; не прошу ничего сверх и сверхъестественный; приехал на своем авто и авторучка.

 

Основа слова

 

Основа слова - особая комплексная единица (элемент структуры слова), состоящая из корня (у непроизводных слов), корня и аффиксов (у производных). Обычно это более крупная, чем аффикс, значимая комплексная единица. Существует два основных типа основы: основа слово­образования и основа формообразования.

 

Основа словообразования - это часть слова без словообразовательного аффикса и фор­мообразующих аффиксов. Например: пере- писа -ла образовано от слова писа -ть с помощью приставки пере-; основа словообразования данного слова - писа -. Основа формообразования или основа словоформы - часть слова без формообразующего аффикса читатель - П. Чи-тай -ущ-ий, люб- и-те, высоч-а йш-ий, выш -е.

 

Таким образом, производное слово может иметь несколько типов основ, например, завола­кивалось: основа формообразования - заволакивал - сь; основа формоизменения - заволаки- ва-сь; основа словообразования - заволакива -, т.к. заволакивалось образовано от слова завола­кивать с помощью постфикса -сь.

 

Основа словоформы - это конкретная линейная единица, вычленяемая в речевом потоке при сопоставлении одной формы слова с другой формой того же слова. Это общая часть слова в парадигме.

 

Основа (постоянная часть слова) содержит лексическое значение и грамматическое, если есть формообразующие (переменные) аффиксы.

 

Обычно для выделения основы именных частей речи достаточно двух форм. Однако надо помнить, что основы могут варьироваться (иметь фонематические варианты). У сущ. это 2 ва­рианта: трав -а и трав ' -е, у прилагательных может быть 3 варианта: ясн- ый, ясн '- ее, ясен- □.

 

У глаголов выделяют 2 типа основ: основу настоящего времени: чита-т ь и читай -ут и основу инфинитива, которая чаще совпадает с основой прошедшего времени, но: ид -ут, ид­ти и ше-л. Может быть и 3 разновидности основ: би-ть, бей, бь]- ю.

 

Основы имен и глаголов существенно отличаются по своему строению. У глаголов в зави­симости от вариантов основ выделяют классы глаголов, т.к. варьирование основ носит регу­лярный характер.

 

Типы основ

 

1. Простые, содержащие только один корень, и сложные.

 

Долгожданный пароход прибыл в порт утром.

 

2. Прерывистые, содержащие постфикс, и непрерывные.

 

Расскаж ите, что случи лось с кем- нибудь из вас летом.

 

3. Супплетивные, имеющие разные материальные оболочки. Несмотря на возможные
варианты, морфемы, как правило, сохраняют материальную общность в пределах парадигмы.
Однако иногда основы словоформ отдельных слов сохраняют только лексическое значение, а
материальная общность их разрушается: отойт и, отош ел, отойду.

 

Супплетивными могут быть корни: плохой - хуже, хороший - лучше, я - меня, суффик­сы: волчонок - волчата.

 

4. Производные, содержащие, кроме корня, словообразовательные аффиксы, и непро-
изводные.

 

Производные содержат корень и словообразовательные аффиксы. Их значение мотивиро­ванно. Мотив-ировать (иметь, выдвигать мотив), бокс-ер (тот, кто занимается боксом). Непроизводные содержат только корень=основе: рисоват ь, образ.

 

5. Членимые, содержащие более одного морфа, и нечленимые.

 

Членимые - содержат более одного морфа. О-свобод-и-тель-П. Нечленимые содержат одну морфему. День-П. На первый взгляд, понятие членимые / нечленимые совпадает с понятием производные / непроизводные. Но это не так. Например, слово мечтать - непроизводное, но членимое (мечт-а, мечт-а-ть).

 

Таким образом, понятие членимости шире понятия производности. Членимость связана со степенью свободы корней, повторимостью аффиксов. Слова со свободными корнями и по­вторяющимися аффиксами членятся легче.

 

6. Свободные, содержащие свободный корень, и связанные, которые содержат корни,
не употребляемые без словообразовательных аффиксов.

 

Свободные основы - это основы, содержащие свободные корни: река, трава, синий, бе­леть. Связанные основы содержат корни, не способные употребляться самостоятельно, без других аффиксов: вой-на, вое-вать, ул-ица, пере-ул-ок, об-у-ть, раз-у-ть.

Связанные корни отличаются от свободных тем, что: 1) не могут употребляться без слово­образовательных морфем; 2) обязательно повторяются в ряде слов.

 

18.словообразование как раздел науки о языке. Основные единицы и способы словообразования.

Словообразование - один из разделов курса "Современный русский язык", представляющий собой описание словообразовательной системы в синхроническом (синхронном) плане. Термин "словообразование" употребляется также и для обозначения самого словообразовательного строя языка, определенного яруса его структуры, создаваемого словообразовательными, или деривационными [от лат. derivatio - отделение, отклонение; образование] значениями и средствами их выражения.

Изучение законов словообразования знакомит с внутренними ресурсами русского языка, показывает перспективы в создании новых слов и приносит большую пользу в овладении орфографией.

В учебной практике раздел "Словообразование" принято делить на две части:

1. Морфемика, изучающая состав и типы морфем, морфологическую структуру слова, членимость слова на морфемы и т. п.

2. Собственно словообразование, занимающееся рассмотрением способов, типов и моделей словообразования, их продуктивности в различных частях речи, слово- и формообразования и т. п.

I. МОРФЕМИКА

Морфемой [от греч. morphe - форма] называют мельчайшую (далее неделимую) часть слова, обладающую значением. Последним она, прежде всего, и отличается от фонемы, которая никаким значением, кроме словоразличительного, не обладает. Так, с фонетической точки зрения, конечный "звук" в словоформе вода [вад а ] - это определенный вариант фонемы [a], позволяющий отличить ее звуковую оболочку от звуковой оболочки, например, предложного словосочетания в аду [вад у ] и т.п. С морфологической же точки зрения - а в вода - это окончание, имеющее следующие грамматические значения: именительный падеж, женский род, единственное число имени существительного.

Прежде чем перейти к собственно морфемике (составу морфем русского языка и членению этих слов на морфемы), необходимо остановиться на некоторых особенностях слов русского языка.

Основные единицы словообразования: морфемы, участвующие в построении новых слов, производные слова, словообразовательные пары, цепочки, парадигмы, гнезда; способы и типы словообразования - взаимосвязаны и образуют систему словообразования.

Главным объектом изучения в словообразовании является производное слово. В отличие от лексикологии, грамматики, словообразование изучает слово с точки зрения его построения, производности: от какого слова произведено, какие слова может произвести, какие смысловые связи возникнут между этими словами.

Такие единицы словообразования, как пары, парадигмы, гнезда являются комплексными, представляют собой объединение нескольких слов, связанных отношением словообразователь­ной мотивации.

Минимальная единица - производное слово - входит в состав более сложной единицы -словообразовательной пары, словообразовательные пары образуют словообразовательные це­почки, парадигмы, гнезда, словообразовательные типы и категории.

Берег береж-ок берег-ов-ой
  на-береж-н-ый набережная без-бреж-н-ый безбрежн-о

 

Date: 2015-07-27; view: 869; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию