Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация деятельности и состав ПМПК





■ПМПк организуется на базе образовательного учреждения неза­висимо от типа и вида.

■ПМПк утверждается приказом директора образовательного уч­реждения.

■Общее руководство ПМПк возлагается на директора образова­тельного учреждения.

■ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структур­ными подразделениями Психолого-медико-педагогической службы.

■Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляет­ся по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно' быть получено согласие на обследование ро­дителей (иных законных представителей).

При несогласии родителей (иных законных представителей) специалистами ПМПк должна проводиться работа по формирова­нию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть под­тверждено их заявлением. Прием подростков старше 12 лет, обра­тившихся к специалистам ПМПк, допускается без сопровождения родителей.

■Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требо­ваний профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хра­нить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденци­альность информации, содержащейся в заключении.

■Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (иных законных представителей).

■ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

 

- свидетельство о рождении ребенка;

- подробную выписку из истории развития ребенка с заключения­ми врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, орто­педа (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской инфор­мации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствую­щим медицинским специалистам;

- педагогическое представление (характеристику);

- письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятель­ности ребенка.

■ Результаты обследования ребенка протоколируются, отражают­
ся в заключении, которое составляется коллегиально и является ос­
нованием для реализации соответствующих рекомендаций по обу­
чению, воспитанию, лечению, при необходимости - по профориен- тации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

■В диагностически сложных или конфликтных случаях специа­листы ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже сущес­твующих, а также вновь создаваемых специальных классов данного образовательного учреждения.

■В ПМПк ведется следующая документация:

 

- журнал предварительной записи детей на ПМПк;

- журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;

- карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;

- список специалистов ПМПк;

- график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

- списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной спе­циальной образовательной направленности, находящихся под дина­мическим наблюдением специалистов ПМПк;

- нормативные и методические документы, регулирующие де­ятельность специалистов ПМПк.

■ Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учеб­
но-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший
спецподготовку; учитель (классный руководитель) или другой спе­
циалист, представляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим
опытом работы; учителя классов коррекционно-развивающего обуче­
ния; учитель-логопед (и/или учитель-дефек-толог); педагог-психолог,
врач (педиатр, невропатолог или детский психиатр); медсестра. При
отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на
договорной основе.

■ Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специ­алистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном обра­зовательном учреждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках одного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка.


■ Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекци-онно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином социаль­ном обучении.

4. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПМПк

■ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

■Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образова­тельного учреждения на комплексное обследование детей с отклонения­ми в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динами­ки развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической диагностики-коррекционной помощи.

■Деятельность плановых консилиумов направлена на:

 

- анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее ко­личественного и качественного состава (учащиеся классов коррекци­онно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);

- определение путей психолого-медико-педагогического сопро­вождения учащихся с трудностями адаптации в данных образователь­ных условиях;

- профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развива­ющей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

■ Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалис­
тов (в первую очередь - учителей), непосредственно работающих с
ребенком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экс­тренных мер по выявленным обстоятельствам;

- внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

 

■В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагнос­тическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

■ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (иными законными представителями).

■Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных спе­циалистов сотрудников образовательного учреждения, непосредс­твенно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Председатель ставит в известность специалистов ПМПк о необхо­димости обследования ребенка.

■В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки.

■Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.

■На период реализации рекомендаций, разработанных спе­циалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуаль­ной коррекционно-развивающей программы и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребен­ка на ПМПк.


■Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекцион-ную работу.

■ПМПк проводится под руководством председателя, а в его от­сутствие - заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.

■Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвую­щий в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. По­следовательность представлений специалистов определяется пред­ставителем ПМПк. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключе­ние по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психо­лого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается предста­вителем и всеми членами ПМПк.

■Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). Предложенные рекомендации реали­зуются только при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).

■Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основа­нии устных представлений специалистов, непосредственно работа­ющих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты раз­вития ребенка вносятся сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщен­ное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в рекомендации.

■При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержа-

щихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправ­ляется по почте.

Необходимо отметить в заключение, что в условиях массовой шко­лы, где в психолого-медико-педагогическом консилиуме не всегда есть специалист-дефектолог, большая ответственность и в то же время на­дежда на помощь в установлении причин неуспеваемости или осо­бенностей в поведении ребенка возлагаются на школьного психолога. Именно психолог раскрывает характер и особенности в развитии ре­бенка. На основе анализа результатов собственного психологическо­го обследования, а также изучения материалов, собранных коллегами (учителем, логопедом, врачом), и данных, полученных из бесед с роди­телями, психолог представляет свое видение проблем ребенка.


Как член ПМПк, психолог участвует в коллегиальном решении вопросов дальнейшего обучения ребенка; в выработке конкретных рекомендаций по оказанию ему необходимой помощи; в составлении индивидуальной программы развития (ИПР), о содержании которой речь пойдет в последней лекции.

Контрольные вопросы

1. Какие основные задачи решает ПМПк?

2. Кто входит в состав ПМПк в массовой школе?

3. Может ли ПМПк переводить учащегося в образовательное учреждение другого типа?

4. Каковы функции психолога в ПМПк?

Литература

1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект

рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. - М., 1999.

2. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко,

С.Д. Забрамной. - М., 2003, гл. 6.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического раз-

вития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2005.


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ПМПК)

В настоящее время в стране существуют различные организаци­онные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреж­дения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений. Ти­повое положение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством обра­зования и науки РФ.

ПМПК является государственным консультативно-диагности­ческим, коррекционным учреждением в системе специализирован­ной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполня­ет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководству­ется Международной конвенцией о правах ребенка, а также дейс­твующими законоположениями Российской Федерации об обра­зовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррек-ционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диа­гностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нужда­ется. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, пе­дагоги, подростки по личной инициативе. В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечествен­ной дефектологией.







Date: 2015-07-27; view: 1211; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию