Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скульптура. В скульптуре индской цивилизации со свойственным ей богатым содержанием ярче всего выражается внутренний мир ее творцов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В скульптуре индской цивилизации со свойственным ей богатым содержанием ярче всего выражается внутренний мир ее творцов. Это искусство говорит о сложившихся традициях, уверенном мастерстве ремесленников, своеобразии и самобытных корнях местной художественной культуры. Ясно видно в скульптуре и различие в трактовке образов человека в зависимости от его общественного положения — от сакрального до чисто светского. Последнее обстоятельство отчасти относится и к характеру изображения животных, многие из которых обожествлены. На скульптурных изображениях представителей жреческого сословия, очевидно, сказывалось влияние господствующей идеологии, а высокий ранг подчеркивался некоторыми условностями в трактовке образа и аксессуарами. В результате в искусстве хараппской культуры появляется неоднородность в характере образа и формах пластического творчества. Круглая скульптура, изображающая людей, встречается довольно редко, но особенно важна и интересна. Д.Р.Сахни обнаружил в Мохенджо-Даро замечательную статуэтку девушки-танцовщицы (бронза, высота 10,5 см, 3 тыс. до н.э., Нью-Дели, Национальный музей Индии, ил. 28, 29). Ее обнаженная фигурка представлена в метко схваченной позе готовности к танцу. Непринужденно подбоченившись правой рукой и выдвинув полусогнутую левую ногу, она готова вновь вступить в пляску, очевидно, поджидая нужного момента в музыкальном сопровождении. В опущенной руке,,закованной" в сплошной ряд браслетов, она держит небольшой сосуд в форме светильника. Несмотря на то что у фигуры ноги обломаны выше ступней, впечатляет совершенная законченность и четкость ее постановки, динамичность свободной позы, искусство, с которым передана легкая напряженность спокойного ожидания. Густые волосы падают спиралевидным валиком сзади наискось на правое плечо, слева они либо не были уложены, либо растрепались в вихре танца. Тоненькое, совсем юное тело девушки с незрелыми формами неожиданно контрастирует с массивной нижней частью лица, с его грубыми чертами. Нос широкий, неправильной формы (или обезображен повреждением?), короткий, переносица сливается со лбом. Полузакрыты глаза с широким разрезом, нижняя губа отвисла, форма головы брахикефальная (ил. 28). Некоторые ученые считают, что это австралоидный или негроидный тип; быть может, девушка — рабыня, служащая танцовщицей при храме и на празднествах. Девушки, танцующие при храме, — обычай популярный в Индии вплоть до нашего столетия. Удлиненные тонкие ноги и руки танцовщицы кажутся не вполне естественными, но это не слу чайно. Индийские искусствоведы усматривают в этом традиции изображения женского образа, сохранившегося в искусстве дравндииского Юга Индии, ярким примером которого служат фигуры на рельефах (2 в.) ступы в Амаравати (штат Андхра-Прадеш). Совсем иной, иератический образ предстает в единственной сравнительно крупной скульптуре божества (бюст высотой 18 см) или, скорее, жреца из Мохенджо-Даро (3 тыс. до н. э.. Карачи. Национальный музей Пакистана, ил. т,2. 33). Среди искусствоведов и археологов этот бюст стал знаменитым и уникальным, благодаря тому что сохранился почти без повреждений. Скульптура изваяна из белого стеатита со следами красной пасты и обжига. Это властного вида бородатый мужчина с сильной короткой шеей. У него крупный довольно широкий нос, линия переносицы которого переходит прямо в покатый лоб, очень толстые мясистые губы и длинного разреза полузакрытые как бы в самоуглубленности глаза. Они инкрустированы перламутром, них зрачки сведены к переносице; по мнению индийских искусствоведов, это означает состояние йогического самосозерцания, когда взгляд устремлен на кончик носа. Это подтверждает особую роль и значение данного персонажа в религиозном культе. Соответственно его сану мантия, перекинутая через левое плечо (как и у буддистов, сангхати), украшена орнаментом в виде священного трилистника, на шее следы свисавшего ожерелья. Условность трактовки деталей видна по тому, как расчесаны борода, широкие баки и волосы на голове, — прямыми жесткими бороздками. Усы сбриты. Волосы прихвачены лентой с красиво ниспадающими сзади длинными концами и с круглой пряжкой на лбу. Эта статуэтка может быть изображением только божества. Но этому мнению противоречит тот факт,что в чертах лица мужчины выражен не только этнический тип; скульптор явно стремился передать индивидуальность: в постановке головы, в линии плотно сжатых губ чувствуется надменность. Вероятно, перед нами „портрет" жреца высокого сана. Но как ни интересны описанные выше скульптуры, они не могут сравниться с мужским торсом из Хараппы. Великолепный торс обнаженного мужчины (красный песчаник, высота 9 см, 3 тыс. до н.э., Нью-Дели, Национальный музей Индии), стоящего прямо, в спокойной позе, поражает совершенством пластической моделировки фигуры как подлинно «круглой» скульптуры. Здесь передано не только ощущение земной плоти, но ясно чувствуется и внутреннее строение тела, что требовало глубоких знаний анатомии и тонкого мастерства ваяния. Это тем более замечательно, что, хотя анатомическая натуралистичность частей корпуса отсутствует, его объемность передана великолепно. Формы сильного тела дышат полнокровным здоровьем. Но нигде не подчеркнута мускулатура, не ощущается ни ребер, ни ключиц или лопаток, зато живот сделан заметно выпуклым. Моделируя формы тела искусно сглаженными поверхностями, ваятель стремился выразить внутреннюю жизненную силу человека – прану, как говорят индийцы, но не крепость его мышц. Этим искусство Индии принципиально отличалось от классического древнегреческого идеала все последующие века. Письменность. Население городов имело довольно развитую письменность. Найдены многочисленные надписи на глиняных, каменных и металлических пластинках, часть которых служила, очевидно, печатями, а часть—амулетами, а также на металлическом оружии и орудиях. Все сохранившиеся надписи очень коротки, так как обычно писчим материалом служила, вероятно, ткань, кора или что-либо иное, не сохранившееся до наших дней. Сохранились только печати, которые ставились на этот писчий материал. В пользу такого предположения говорит и находка упомянутой выше глиняной чернильницы. Из-за отсутствия двуязычных надписей, а также длинных связных текстов, исполненных этим древнейшим индийским письмом, а также вследствие того, что язык, на котором составлены эти надписи, неизвестен, все многочисленные попытки дешифровки этой письменности нельм признать успешными. Тем не менее можно сейчас считать уже окончательно установленным, что письменность эта в основном носила слоговой характер, и только некоторые ее значки являются идеограммами. Каждый из остальных значков передавал отдельный слог. В пользу этого свидетельствует то, что общее количество значков лишь незначительно превышает 400, и из них можно выделить группы значков, имеющих одинаковый основной рисунок и отличающихся друг от друга только наличием или отсутствием некоторых дополнительных линии. В этих группах значков можно видеть сочетания одного согласного, передаваемого основным рисунком, с различными гласными, изображаемыми дополнительными линиями. Такая система передачи гласных известна в позднейших видах индийского слогового письма, которые могут происходить от письма Хараппы и Мохенджо-Даро. Особая загадка протоиндийской цивилизации – печати, найденные в Хараппе и Мохенджо-Даро. На многих находках такого типа были изображены деревья, очень напоминающие акации, ветвь дерева с трилистником, скачущая по деревьям рогатая богиня плодородия, животные. Печати давали ключ к пониманию социальной структуры общества. Сравнение с печатями, найденными в Месопотамии, чьи клинописные надписи были расшифрованы и переведены, давала основание полагать, что надписи выгравированные на печатях, означают имя владельца, его занятия и различные титулы. В отличие от собственных имен и титулов, которые могли быть написаны на печати, клановая принадлежность ее владельца, по-видимому, указывалась с помощью выгравированной картинки. Обычно это были изображения животных, таких, как быки, носороги или слоны. Изображение слона на печати говорило о том, что ее владелец — член клана слона, социальной группы, общественной обязанностью которой была торговля. Среди огромного количества изображений животных на печатях, найденных на территории Хараппы, единорог, пожалуй, встречается чаще всего. Индийский антрополог Шерин Ратнагар полагает, что клан единорога занимал главенствующее положение в обществе Хараппы. В индийских народных сказках первого тысячелетия до нашей эры единорог — символ сверхчеловека, полубожества. Члены клана единорога, скорее всего, могли принадлежать к правящей верхушке жрецов. Важно отметить, что 64% всех печатей с единорогом были найдены в Мохенджо-Даро, который, как считал Файрсервис, был главным религиозным центром. 20% печатей с единорогом были обнаружены в Хараппе, а остальные — в других селениях долины Инда. Был или не был клан единорога кланом священнослужителей, точно не известно, но почти абсолютно ясно, что его члены принимали участие в торговле с далекими государствами. Около дюжины печатей из Хараппы были найдены в Месопотамии и Иране, и на четырех из них — четко различимое изображение единорога. Но до сих пор никто, несмотря на многочисленные попытки выдающихся лингвистов и археологов, не смог расшифровать эти надписи. Цивилизация, создавшая великие города Хараппу и Мохенджо-Даро, исчезла в первой половине II тысячелетия до н.э., оставив в истории едва различимый след. Что же случилось с этим древним народом, какое влияние его культура оказала на более поздние индийские цивилизации? Эти вопросы будут мучить археологов и историков еще многие годы.
Date: 2015-07-27; view: 606; Нарушение авторских прав |