Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глиптика и керамика
Небольшая часть гончарных изделий формовалась не на гончарном круге, а от руки. Сюда относятся самые большие и наиболее миниатюрные сосуды. Первые представлены кувшинами для хранения продовольственных припасов. Они достигают около 1,4.м высоты, имеют крутые оплечья, а тулово сильно сужается книзу, переходя в узкое высокое основание (закапываемое в землю). Горлышко у них совсем низенькое, широкое. Сосуды эти в целом очень просты; их орнамент состоит из одних черных горизонтальных полос. Не могли, естественно, формоваться на круге и крошечные сосудики (высотой иногда меньше 1,3 см), исполненные с ювелирной тонкостью. Очевидно, они служили для хранения благовонных масел. Кроме этих двух противоположных типов сосудов встречается много другой разнообразной по размерам и формам посуды. Загадочны по назначению ажурные сосуды, близкой к цилиндру формы, стенки которых имеют сетку равномерных круглых сквозных отверстий. Возможно такие сосуды служили для варки риса на пару; подобная посуда и теперь используется населением Бирмы. Найден сосуд, который имеет форму лежащего барана с глубокой впадиной на спине, служивший, очевидно, чернильницей. В целом керамика в бассейне Инда отличалась большим разнообразием форм и декораций. Найдены сосуды в форме горшка с округлым, сплюснутым по вертикали туловом и низким широким горлом. Примечательно, что им подобны типичные для Индии, очень распространенные и в 20 веке горшки для воды, называемые лота. В расписной посуде чаще всего встречается декорация в виде растительных и геометрических мотивов. Последние состоят из треугольников, кружков, ромбов, прямоугольников и параллелограммов. Внутри они бывают иногда пустые, заштрихованные или сплошь закрашенные. Простейший линейны и рисунок состоит из петелек, волнистых линий и т.п.. а один из самых любимых — из пересекающихся кругов, образующих четырехлепестковые остроконечные формы. Растительные мотивы хотя и переданы упрощенно, даже примитивно, посреди них можно узнать, банан, акацию, листья пальмы и пипала, ползучие травянистые растения, а из злаков—пшеницу и кукурузу. Встречаются изображения солнечных знаков, а из бытовых предметов — гребней для волос. Нижняя часть больших сосудов (примерно одна четверть), предназначенная для закапывания в землю, не орнаментировалась. Фигуры животных, птиц (ил. 27) и пресмыкающихся (обычно в сочетании с растительными формами) изображались не часто, и совсем редко — змеи 11 рыбы. Среди животных — быки. олени (рогатые самцы), антилопы, козы, тигры. Птицы сидят на ветвях или на земле около деревьев. Найден единственный фрагмент сосуда (в Хараппе), где нарисован мужчина с ребенком. Фигуры обычно не закрашены целиком, а только заштрихованы внутри контуров. Любые узоры, как бы просты и даже примитивны они ни были, всегда имеют целью украшение предмета. Они нанесены опытной рукой с учетом формы и назначения изделия. Их композиция показывает вкус и безошибочное декоративное чутье мастера как в отношении рисунка, так и сочетания цветов. Это типично для искусства ранних стадий развития человеческого общества, а в историческую эпоху—для народного художественного ремесла. На одном из сосудов нарисован олень с разветвленными рогами, красивый в своей величественной, верно подмеченной позе. Хорошо передана кроткая, грациозно склоненная голова и большие глаза животного. Складки кожи на его шее намечены условно, но очень выразительно. В крепости форм, обобщенности и вместе с тем правдивости трактовки образа благородного животного видно уверенное мастерство. создающее в беглом рисунке впечатляющую убедительность. На другом сосуде пара журавлей очерчена схематично, но все же породу птиц можно узнать — так верно выражены их повадка вышагивать по земле, стойка, характерный изгиб шеи. Общие контуры птиц написаны, как обычно, черным по красному фону. Еще на одном сосуде изображены две кобры под деревом, которые приподнялись от земли, изогнувшись и раздув капюшоны; их изгибы зафиксированы верным ударом кисти. Интересен фрагмент сосуда из Лотхала (ил. 22), где представлена полная движения гибкая фигура антилопы-винторога, свободно выступающей на упругих ногах, повернув голову назад. Контурный рисунок с редкой штриховкой прост, но живость движения и поза животного переданы умело. Позади антилопы, за деревцем, нарисована птица, ее слегка напряженная поза с приподнятым крылом говорит о том, что она только что села или, наоборот, собирается, вспорхнуть. Тут же, согнувшись, сидит на земле обезьянка, опустив передние лапки на землю. Рисунок фигуры обезьянки бегл и потому неясен, но заставляет догадываться о замысле керамиста нарисовавшего ее тремя-четырьмя мазками, проведенными как бы случайно. Богато расписан удлиненный, закругляющийся книзу фрагмент вазы «с птицами в джунглях». Округлая часть ее тулова над узкой ножкой разрисована четырехлепестковыми формами, образованными находящими друг на друга кругами. Выше проходит поясок с кружками. Над ним рисунок переходит в вертикальную композицию — стебель с тонкими, полукругом свисающими листьями. Рядом, среди волнистых вертикально-параллельных линий, кружков, ромбов и других геометризованных форм, нарисованы одна над другой две крупные птицы в одинаковых позах. Несмотря на условность фона и незатейливость ветвистого растения, в этой росписи зрителю представляется пышная природа джунглей с птицами среди густой растительности, как это и было в те времена, когда территория Синда была еще покрыта лесами. В рисунках на керамических изделиях штриховка иногда очень удачно сочетается с чешуйчатым орнаментом; красные клетки в шахматном порядке чередуются с черными; особенно эффектны ряды треугольников попеременно красного и черного гвета. Суровая выразительность их сочетания как в рисунке, так и в цвете типична для художественной культуры древней долины Инда, вступившей в век бронзы и меди. Индийские авторы, например 3. Д. Ансари, считают, что керамика Мохснджо-Даро и Хараппы оставалась непревзойденной в течение двух тысячелетий. Действительно, хотя в средневековье появились усовершенствования, например сложные орнаменты, полихромность, глазурование, древние художественные качества хараттпской керамики были в некотором отношении более высоки. Ансари относит это к „жизненности рисунка". Нам кажется такое утверждение верным лишь отчасти: жизненность проявлялась и позже в изображении животных и растений. Но столь заметная схематичность в трактовке растительных форм в хараппской керамике едва ли может воплощать большую жизненность, которая заметнее проявляется в образах животных и птиц, но они занимают в декорации древней керамики скромное место. И если говорить о жизненности, то искусство долины Инда уступает в этом изумительным по силе и мастерству изображениям птиц в росписях глиняных сосудов древнего Ирана (в Нехавенде и Тепе-Сиалке). Что касается декоративности росписей, то это качество развито в индской керамике действительно высоко даже в таком примитивном рисунке, как, например. на уже описанной вазе,,с птицами в джунглях". Простой геометризованный орнамент может быть просто великолепен. Таков и сосуд, где изображены четырехлепестковые формы, созданные пересекающимися полосами. Этот простой четкий орнамент завершается под горлом сосуда фризом из силуэтов птиц и лиственных мотивов, написанных с промежутками, что создает более легкий рисунок, „несомый" плотной массой росписи всего тулова (причем над ножкой поверхность черепка чистая). Подобный орнамент черного цвета на интенсивном красном фоне необыкновенно впечатляет, причем масса цвета в рисунке и в фоне гармонично уравновешены. Что в древнеиндской керамике действительно замечательно, так это ее превосходные формы, непревзойденная гармония пропорций, монументальность, лаконичная спокойная сила криволинейных контуров. Ни в какие последующие эпохи никакие подражания, а также новые достижения и найденные интересные формы и декорации сосудов работы современных, нередко очень талантливых художниц-керамистов Индии, естественно, не могут сравниться с художественными качествами гончарных изделий из Мохенджо-Даро и других древнейших индских городов, так как каждая эпоха неповторима и создает свое. Так, один из сосудов (Нью-Дели. Национальный музей) имеет тулово в форме неправильного шара, невысокое горлышко, расширяющееся кверху, с закраиной в виде круглой плоскости с острыми краями, удачно завершающей весь сосуд. Его форма членится на три основные геометрические фигуры — шар, конус и диск, — ив этом проявляется своеобразная монументальность, столь характерная для древнего искусства. Как бы подчеркивая неровно очерченные стенки шаровидного тулова, его окружает орнамент - из параллельных бороздок. С большим пониманием и художественным чутьем их расположили тоже неровно: не всегда совсем параллельно относительно друг друга и слегка наискось по отношению к тулову; о свободе декорации свидетельствует и то, что бороздки не покрывают оплечий. Трактовка общей формы сосуда и его скудной, но в высшей степени выразительной орнаментации удивительно удачно оттеняется точностью формы дисковидной закраины горла. В своей монументальности и выразительной простоте этот сосуд — шедевр. Тулово другого сосуда в виде вазы расширяется книзу каплеобразно и заканчивается легкой выпуклостью, образующей,,ножку", а вверху незаметно удивительно искусно сливается с толстым горлом с небольшим раструбом. Роспись геометризованными лепесткообразными формами кончается там, где можно ощутить границу тулова с горлом; рисунок росписи горла иной и менее насыщен. Ножка вазы украшена не сплошной росписью, а только несколькими узкими черными поясками. Date: 2015-07-27; view: 342; Нарушение авторских прав |