Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Крымский федеральный университет имени В. И





Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной и методической

деятельности

____________________В.О. Курьянов

«____»______________2014 года

 

 

ПРОГРАММА

Вступительного испытания по направлению подготовки «Физическая культура» для поступления по программам

высшего образования «магистр»

 

Симферополь 2014 г.

 

Программа составлена зав. кафедрой теории и методики физического воспитания проф. Сышко Д.В.

Программа одобрена на заседании кафедры теории и методики физического воспитания

Протокол № ____ от ____________ 2014 г.

 

Зав. кафедрой Сышко Д.В.

 

Программа составлена зав. кафедрой медико-биологических основ физической культуры к.б.н., доцентом Грабовской Е.Ю.

Программа одобрена на заседании кафедры медико-биологических основ физической культуры

Протокол № ____ от ____________ 2014 г.

 

Зав. кафедрой Грабовская Е.Ю.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Вступительное испытание для абитуриентов, поступающих на направление подготовки 49.04.01 «физическая культура» (квалификация «академический магистр») проводится в форме собеседования. Программа вступительного испытания включает в себя вопросы, позволяющие выявить уровень знаний в области общих основ теории и методики физического воспитания, методики физического воспитания различных групп населения и физиологических основ физической культуры.

Итоги собеседования оцениваются по 5-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, составляет 3 балла.

Абитуриент, поступающий в магистратуру на направление подготовки 49.04.01 «физическая культура» должен

знать:

- основные понятия теории физического воспитания, содержание, цели и задачи, условия функционирования национальной системы физического воспитания;

- методы физического воспитания для сохранения и укрепления здоровья человека;

- общие основы обучения физическим упражнениям и методику совершенствования физических качеств;

- структуру процесса обучения и особенности его этапов, значение межпредметных связей в процессе физического воспитания;

- основы системы организационного и методического управления педагогическим процессом.

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов;

- функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии внешней среды, физической нагрузки, закономерности функционирования отдельных органов и систем;

- основные этапы онтогенеза; морфофункциональные предпосылки возрастной периодизации;

- физиологические основы формирования физических (двигательных) качеств и навыков в онтогенезе.

Студент должен уметь:

- реализовывать методические принципы физического воспитания, правильно применять эффективные средства и методы обучения сохранения и укрепления здоровья занимающихся физическими упражнениями;

- методически правильно строить, проводить и анализировать уроки и другие формы организации физического воспитания;

- планировать и контролировать процесс физического воспитания;

- проводить педагогические исследования процесса физического воспитания;

- количественно и качественно оценить физиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме;

- организовать и провести исследование физиологических функций организма в норме и при различных заболеваниях;

- организовать и провести исследование физиологических функций организма спортсменов при физической нагрузке;

- применять теоретические знания на практике для решения заданий учебного и тренировочного процессов в детских учебных заведениях и учебно-оздоровительных учреждениях;

-корректировать учебно-тренировочные нагрузка соответственно с физиологичными особенностями состояния организма в онтогенезе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа вступительного испытания состоит из двух разделов: теории и методики физического воспитания и физиологических основ физической культуры.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Цель и задачи физического воспитания. Понятия теории и методики физического воспитания: физическая культура, физическая культура человека (индивидуума), физическое воспитание, физическое образование, физические качества, физическое развитие, физическая рекреация, физическая реабилитация, спорт.


Общие и методические принципы физического воспитания.

Общие принципы физического воспитания: принцип гармонического развития личности, принцип связи с жизнедеятельностью, принцип оздоровительной направленности.

Методические принципы физического воспитания:

Принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности.

Принципы построения занятий в процессе физического воспитания: принцип непрерывности, принцип прогрессирования тренирующих воздействий, принцип цикличности, принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Физическое упражнение. Классификация физических упражнений. Техника физических упражнений. Основа техники, основное (ведущее) звено техники, детали техники. Характеристики движений: пространственные характеристики, временные характеристики, пространственно – временные характеристики, силовые характеристики, ритмические характеристики, обобщенные качественные характеристики. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ. Физическая нагрузка. Объем и интенсивность физической нагрузки. Функциональные изменения у людей на физическую нагрузку. Отдых между физическими нагрузками как фактор оптимизации тренировочных воздействий. Интервалы отдыха их виды.

МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление». Методы, направленные на приобретение специальных знаний. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками. Методы упражнения, направленные на преимущественное развитие физических качеств и на совершенствование двигательных навыков. Методы стандартного упражнения. Методы вариативного упражнения с регламентацией нагрузки и интервалов отдыха. Методы упражнения без строгой регламентации нагрузки и интервалов отдыха.

ТЕОРИЯ АДАПТАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Общая характеристика адаптации. Гомеостаз. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Срочная адаптация, накопительная (кумулятивная) адаптация. Процесс деадаптации. Закономерности формирования накопительной адаптации в процессе физического воспитания. Изменения в мышечных волокнах под влиянием нагрузок различной направленности. Адаптация кислородтранспортной системы. Адаптация системы утилизации кислорода.

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ. Двигательные умения и навыки, их характеристика. Взаимодействие двигательных навыков. Структура процесса обучения двигательным действиям и ее этапы.

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

СИЛА И МЕТОДИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ. Общая характеристика силы. Виды силы. Режимы работы мышц. Факторы, обуславливающие силовые возможности человека. Возрастная динамика естественного развития силы. Средства развития силы. Методики развития силы. Особенности методики развития силовых качеств девушек и женщин. Контроль за развитием силы.

БЫСТРОТА И МЕТОДИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ. Общая характеристика быстроты. Факторы, обуславливающие проявление быстроты. Возрастная динамика естественного развития быстроты. Средства развития быстроты. Методики развития быстроты. Контроль за развитием быстроты.


ВЫНОСЛИВОСТЬ И МЕТОДИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ. Общая характеристика выносливости. Факторы, обуславливающие выносливость человека. Возрастная динамика естественного развития выносливости. Средства развития выносливости. Методики развития выносливости. Контроль за развитием выносливости.

ГИБКОСТЬ И МЕТОДИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ. Общая характеристика гибкости. Факторы, обуславливающие проявление гибкости. Возрастная динамика естественного развития гибкости. Средства развития гибкости. Методика развития гибкости. Контроль за развитием гибкости.

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ. Общая характеристика координационных способностей. Факторы, обуславливающие проявление координационных способностей. Возрастная динамика естественного развития координационных способностей. Средства развития координационных способностей. Методика развития координационных способностей. Контроль за развитием координационных способностей.

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ.

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Особенности различных возрастных периодов дошкольников. Содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми преддошкольного возраста. Содержание и методика физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста.

ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Цели, задачи и направленность физического воспитания детей школьного возраста. Особенности различных возрастных периодов школьников. Формы занятий в системе школьного физического воспитания. Содержание и особенности преподавания предмета «Основы здоровья и физическая культура» в школе. Подготовка педагога к уроку, планирование и контроль работы по физическому воспитанию в школе. Характеристика действующей программы по физической культуре в школе (структура, направленность, преемственность). Школьный коллектив физической культуры (задачи, организация, планирование работы). Особенности обучения двигательным действиям школьников в младшем, среднем и старшем возрасте. Методы контроля деятельности учащихся и анализа урока физической культуры в школе (словесный анализ, хронометрия, пульсометрия). Техника безопасности при занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательной школе. Домашние задание по физическому воспитанию. Их особенности, содержание, контроль. Особенности средств физического воспитания ослабленных детей (физическое воспитание в специальных медицинских группах).

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ. Цель физического воспитания в ВУЗе. Содержание физического воспитания. Программа физического воспитания студентов и ее разделы. Методы (способы) физического воспитания в ВУЗе. Основные направления физического воспитания в ВУЗе (общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреационное, лечебное). Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе. Формы организации физического воспитания студентов (учебные занятия, факультативные занятия, занятия студентов во внеучебное время). Основные виды физической культуры и их приоритетное значение (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация).


ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ. Содержание и структура физической подготовки в Вооруженных Силах Украины. Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих Формы физической подготовки военнослужащих.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ. Цель физического воспитания взрослого населения. Особенности физического воспитания взрослого населения (задачи, формы, виды физкультурно-оздоровительных занятий). Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека. Факторы, влияющие на здоровье взрослых людей. Основные факторы, определяющие особенности физического воспитания взрослого населения. Особенности организации и методики занятий физическими упражнениями людей среднего и пожилого возраста. Содержание различных видов физкультурно-оздоровительных занятий. Варианты индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий. Методика физкультурно-оздоровительных занятий. Методика закаливания. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни. Врачебно-педагогический контроль на занятиях оздоровительной направленности с людьми зрелого и пожилого возраста.

ОСНОВЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Цели и задачи адаптивного физического воспитания. Формы адаптивного физического воспитания. Методы адаптивного физического воспитания. Принципы адаптивного физического воспитания. Средства адаптивного физического воспитания. Адаптивное физическое воспитание при нарушениях слуха. Адаптивное физическое воспитание при нарушениях зрения. Адаптивное физическое воспитание при умственной отсталости. Адаптивное физическое воспитание при поражениях опорно-двигательного аппарата.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Общие закономерности, определяющие формирование физкультурно-оздоровительных технологий. Классификация фитнесса. Структура и содержание фитнесс-программ. Физическая рекреация.

ВОПРОСЫ ПО «ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Учебная программа по физической культуре как документ, отражающий задачи и содержание физической подготовки молодежи. Характеристика действующей программы в школе – «Основы здоровья и физическая культура».

2.Физическое воспитание в школе как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и как общеобразовательный предмет учебного плана в школе.

3.Урок физической культуры – основная форма организации учебного процесса в школе. Типы уроков. Требования к методике проведения уроков физической культуры.

4. Сущность и причины возникновения и развития физического воспитания.

5. Источник и этапы развития теории и методики физического воспитания.

6.Основы современной системы физического воспитания: научно- методическая, программно – нормативная, организационная.

7.Сферы направления внедрения физической культуры в быт в соответствии с Законом Украины «О физической культуре и спорте». (1993).

8.Основные требования к организации и проведению уроков физической культуры в школе.

9.Единство образовательной, воспитательной и оздоровительной направленности урока физической культуры при ведущей роли задач обучения.

10.Спорт – его специфическое назначение в системе физического воспитания, особенности методики проведения занятий.

11.Основные понятия теории и методики физического воспитания и их содержание: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «спорт».

12.Методы научного исследования, применяемые при изучении вопросов теории и практики физического воспитания.

13.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: периодизация дошкольного возраста; особенности развития движений, особенности оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

14.Связь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания.

15.Физические упражнения как основные и наиболее специфические средства физического воспитания.

16.Классификация физических упражнений. Характеристика существующих классификаций.

17.Характеристика гимнастики как средства и метода физического воспитания.

18.Основные документы планирования учебной работы по физическому воспитанию в школе.

19.Характеристика туризма. Место туризма в современной системе физического воспитания Украины. Виды туристических походов.

20.Характеристика игр как средства физического воспитания.

21.Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания. Значения, виды, принципы использования.

22.Структура процесса обучения, ее значение и этапы.

23.Особенности обучения в соответствии с решением образовательных, воспитательных и оздоровительных задач учащихся различных возрастных групп.

24.Быстрота как двигательное качество человека (характеристика, проявление, средства и методы воспитания, определение уровня).

25.Сила как двигательное качество человека (характеристика, проявление, средства и методы воспитания, определение уровня).

26.Выносливость как двигательное качество человека (характеристика, проявление, воспитание, методика определение уровня проявления).

27.Профессионально- прикладная физическая подготовка: задачи, средства, методические основы построения ППФП.

28.Подвижность в суставах как двигательное качество человека (характеристика, проявление, воспитание, методика определение уровня проявления).

29.Двигательно-координационные способности (характеристика, проявление, воспитание, методика определение уровня проявления).

30.Особенности физического воспитания студентов факультетов физической культуры: учебный план, учебные программы, формы занятий, оценка успеваемости.

31.Двигательное умение: определение понятия, характерные признаки, значение.

32.Двигательный навык: определение понятия, характерные признаки, значение; стабилизация, пластичность навыка, перенос навыка.

33.Техника физических упражнений и ее характеристика.

34.Типы ошибок, предупреждение и исправление ошибок в процессе обучения двигательным действиям.

35.Средства рекреационно-оздоровительной физической культуры.

36.Классификация и характеристика методов обучения в физическом воспитании.

37.Характеристика практических методов обучения.

38.Характеристика игрового и соревновательного методов и особенности их применения в различных возрастных группах.

39.Педагогический контроль в процессе физического воспитания, самоконтроль занимающихся.

40.Домашние задания по физическому воспитанию: их особенности, контроль за выполнением домашних заданий.

41.Содержание и средства пропаганды физической культуры и спорта в Украине (формы, средства и организация пропаганды).

42.Формы организации физического воспитания в школе.

43.Методы упражнений, направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

44.Методы вариативного упражнения с регламентацией нагрузки и интервалов отдыха.

45.Общеметодические и специфические принципы физического воспитания.

46.Особенности задач физического воспитания и их реализация в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

47.Методы анализа урока физической культуры (педагогический анализ, хронометрирование урока, пульсометрия).

48.Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в школе.

49.Методика составления план-графика учебно-воспитательной работы на год, поурочно тематического рабочего плана на четверть и конспекта урока.

50.Система учета успеваемости по физической культуре в школе. Классный журнал как основной документ учета учебной работы.

51.Особенности содержания и методики проведения уроков физического воспитания в подготовительной и специальной медицинских группах.

52.Внеклассная работа в системе физического воспитания школьников. Значение, задачи, разделы работы, руководство.

53.Характеристика нагрузки и отдыха как взаимосвязанных компонентов процесса выполнения физических упражнений.

54.Физическое воспитание в школах интернатного типа. Значение, особенности режима учебного дня. Особенности методики уроков физического воспитания. Физическое воспитание во внеурочное время.

55.Характеристика движений, используемая при анализе техники физических упражнений.

56.Задачи физического воспитания взрослого населения. Формы знаний.

57.Профессиональная подготовка учителя физической культуры.

58.Профессиональная педагогическая деятельность учителя физической культуры.

59.Методы организации деятельности учащихся на уроке.

60.Особенности структуры урока, зависимость структуры от возрастных особенностей школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»







Date: 2015-07-27; view: 475; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию