Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь крови и кровь жизни. История меча и искусства работы с мечом в Японии - это модель дилеммы будо, относящейся к Айкидо





История меча и искусства работы с мечом в Японии - это модель дилеммы БУДО, относящейся к АЙКИДО. Как может боевое искусство вести к миру? С одной стороны, история японских самураев - это история, связанная с кровью, смертью и жестокостью. С другой стороны, из этого сословия вышли представители наиболее миролюбивой и просветленной части японского народа. Разрушение и хаос породили философию, основанную на идеях соединения со Вселенной и взаимной любви людей.

Это не такое сильное противоречие, как кажется. Очевидно, что истинную ценность жизни наилучшим образом познает именно человек, знакомый с реальностью смерти. Кто поймет слабость морали конфликта, кровопролития, повторных циклов мести и отмщения и сопряженной с ними силовой борьбы лучше человека, непосредственно с этим связанного? Разумеется, многие могут рассуждать об ужасах войны и делать вывод о ее опасности на расстоянии, но часто их идеи не основаны на истинном знании этих ужасов. Они не знают своего врага, поэтому при проверке их теорий враг оказывается сильнее.

На фоне духовной бедности войны мы находим ряд путей наиболее полного понимания идеи пути к миру. Это духовное богатство приобретено ценой больших страданий и многих жизней. Большинство тех, кто следовал Пути меча, пали жертвами конфликтов и смертельных схваток. Они не могли освободиться от страха смерти и от постоянного опасения, что их собственное насилие обратится в их сторону. Однако, процесс обучения и становления великих мастеров работы с мечом и великих воинов был основан на концепциях, содержащих ключи к спасению от втягивания в конфликты и кровопролитие.

Чтобы понять, как это получается, мы должны держать в уме концепцию ин и янь - каждая мысль или действие включает свою противоположность, и единство этих противоположностей создает истинную целостность. Основополагающая иллюстрация этого - концепция жизни и смерти. Жизнь и смерть противоположны, но ни одно из них не существует без другого. Все живые существа должны когда-нибудь умереть; смерть - это часть жизни. Мир без смерти - это мир без жизни; не умирает только то что не живет.

Мастер работы с мечом, которого учили убивать, не делал это только ради идеи убийства. Он убивал, чтобы защитить что-то ценное для себя - свою собственную жизнь, свою честь, своего хозяина, свой народ, или все это вместе. Поэтому, искусство владения мечом было связано одновременно с двумя противоположными идеями - сохранением и разрушением жизни.

Для успешного достижения этой двойственной цели мастеру, работающему с мечом, было необходимо развить в себе сознание, основанное еще на одном противоречии. Его стремление к цели должно было быть столь велико, чтобы с ним была несравнима ценность собственной жизни. Он должен был быть готов пожертвовать своей жизнью, чтобы добиться смерти врага. В этом состоит принцип ai uchi - "взаимного уничтожения". Однако, когда сознание человека действительно достигает такого состояния решимости и определенности, когда собственная смерть становится безразличной, он парадоксальным образом увеличивает свои шансы выжить. Идея ai uchi выводит единоборство на тот уровень, когда сила и слабость не имеют значения. Жизнь и смерть каждого человека равны, и решается только вопрос жизни и смерти. Кроме того, когда мастер, работающий с мечом, принимает идею о неизбежности своей смерти, он избавляется от страха перед ней. Он может действовать без сомнений и с полной решимостью.

Осознание идеи ai uchi не может быть достигнуто на основе развития презрения к жизни. Оно может быть достигнуто только при условии осознания истинной ценности жизни. Реальный человек не может расстаться с жизнью, если не имеет представления о ее ценности. Если он сталкивается со смертью, не понимая ценности своей жизни, излишнее сожаление и раздумье может охватить его, доведя до паники. Аналогично, человек не может желать смерти врага, не зная цены того, чего желает. Достигаемая мастером работы с мечом готовность умереть может быть только результатом его поднятия над притягательностью жизни, но не недооценки этого ценного дара.

Следовательно, мастер, работающий с мечом, при своей готовности к смерти вынужден считаться с жизнью. При попытках сохранить жизнь он вынужден спокойно воспринимать смерть. Принимая идею смерти, он достигает внутренней собранности и решимости, помогающей ему сохранить жизнь, и отвергая привязанность к жизни, он получает большее понимание ее значения. В этом заключается концепция ai uchi.


Тем не менее, ai uchi остается философией разрушения и смерти. Некоторые мастера владения мечом смогли преодолеть ограниченность ai uchi и достичь еще большего уровня развития сознания и внутренней собранности. Одним из них был Харигая Секиун, великий мастер работы с мечом, живший в 17 веке. Он понял, что никакой уровень силы и ловкости не гарантирует душевного спокойствия или физической безопасности. Он писал:

"Тех, кто по уровню ниже меня, я смогу победить. Те, чьи возможности выше, чем мои, смогут победить меня. Если мои возможности и возможности противника будут сходными, произойдет ai uchi. Это вершина неведения и глупости. Это проявление умственного состояния и тактики зверей - тигров, волков и других диких животных, борющихся за свое существование. Я полностью отвергаю этот путь. Это не Путь Меча, и не так должны вести себя люди".

Харигая Секиун явно не относился к многочисленным сторонникам идеи ai uchi, считающим ее состоянием просветления. Он чувствовал, что из-за инстинкта самосохранения, присущего человеку по его природе, ни один человек не расстанется с жизнью добровольно. Доказательства своих убеждений он находил в истории человеческой цивилизации. Любой человек, вынужденный выбирать между жизнью и смертью, захочет быть победителем.

Секиун ввел концепцию ai nuke, или взаимного сохранения жизни. По его словам, для постижения ai nuke человек должен проникнуть в сущность mu - внутренней силы. Он должен осознать единую основу существования всего живого и принять принцип любви как основу жизни. Он считал борьбу за свою жизнь и стремление к победе проявлениями слишком узкого представления и жизни. Говоря собственными словами Секиуна:

"Путь меча основан на сознании мудрости. Он предусматривает соответствующий умственный настрой. Существует единственный путь, проявляющийся в разнообразных формах. Об этом говорит и древняя, и современная Мудрость. Одинаковый умственный настрой ведет к тому, что отсутствуют мысли о том, кто выше и кто ниже. Исходом противоборства двух мудрых людей неизбежно будет ai nuke"

Казуми Изе но Ками Нобутсена, основатель школы работы с мечом Shin Kage Ryu, имел сходные представления:

"Победа над злом или защита от него - основная цель боевого искусства. Занимающийся должен стремиться к такому умственному настрою, когда происходит полное избавление от остановок и желаний. Чтобы хотя бы на шаг приблизиться к такой цели, необходимо научиться понимать значение жизни. Нужно иметь меч мудрости и учиться соединению со вселенной. В процессе этого можно прийти к пониманию истинного значения bu в реальных условиях."

Мастера работы с мечом, достигшие такой степени просветления, участвовали во многих сражениях и преодолевали большие трудности, прежде чем их умственный настрой стал именно таким. Секиун участвовал более, чем в 50-ти схватках с мечом и выжил. Суровый опыт войны показал этим людям духовную пустоту противоборства. В окружении смерти они открыли для себя красоту жизни. Они поняли, что satsu jin ken - убийство врага - равносильно духовному самоубийству. В katsu jin ken - сохранении жизни врага они увидели единственную возможность истинной победы, единственный путь к сохранению в целости собственной жизни.

Эта концепция budo - наличие любви к жизни, которая столь велика, что дает возможность любить своего врага и духовную силу, чтобы применять это на практике - составляет суть философии Айкидо. Ее физические и практические аспекты проявляются в принципе ikkyo.

Satsu jin ken: убийство врага
Katsu jin ken - сохранение жизни врага
Kurai dori: контроль сознания врага







Date: 2015-07-27; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию