Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скрытый порядок и раскрытая реальность
Как только Бом начал внимательно изучать голограмму, он увидел, что она представляет собой новый способ объяснения порядка. Интерференционные картины, записанные на кусочке голографической пленки, кажутся хаотичными для невооруженного глаза, подобно чернильной капле, расползшейся в глицерине, которая, однако, имеет скрытый (имплицитный) порядок. По мнению Бома, пленка также содержит скрытый порядок, ибо изображение, закодированное в интерференционных картинах, есть скрытая полнота, свернутая в пространстве. А голограмма, проецируемая пленкой, имеет раскрытый порядок, поскольку представляет развернутую и видимую версию изображения. Оба явления обладают скрытым, или свернутым, порядком, напоминающим порядок плазмы, состоящей из кажущегося случайным индивидуального поведения электронов. Поскольку каждая часть голографической пленки содержит всю полноту информации, то, следовательно, эта информация распределена нелокально. И это не было единственной блестящей догадкой, полученной с помощью голограммы. Чем больше Бом думал об этом феномене, тем более он убеждался в том, что Вселенная фактически использует голографический принцип в своей работе. Она пронизана бесчисленным количеством разнообразных волн различных уровней вибраций – от низкочастотных электромагнитных до высокочастотных торсионных. Каждая волна одного рода образует с когерентной ей волной того же рода интерферограмму. Таким образом, Вселенная – это огромная плавающая голограмма, в любой точке которой содержится информация обо всем Мире, но она закодирована в голографических интерференционных микроструктурах (5). И если Вселенная организована в соответствии с голографическим принципом, она, естественно, должна иметь нелокальные свойства. Эта голографическая Вселенная в конце концов позволила Бому создать целостную и поражающую своим радикализмом теорию. Гипотезу ученого, согласно которой наша Вселенная подобна гигантской голограмме, можно оценить как ошеломляющую. Ведь это означает, что мир, в котором мы живем, в действительности может представлять собой тонкую и сложную иллюзию наподобие голографического изображения (7). Под ней находится более глубокий порядок бытия – беспредельный и изначальный уровень реальности, – из которого рождаются все объекты, и в том числе видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. В VI веке до нашей эры великий египетский жрец Гермес Трисмегист, рассказывая сыну Тату о Боге, говорил:
…всякая видимость сотворена, ибо она проявлена; но невидимый есть всегда, не нуждаясь в проявлении. Он есть всегда, и Он делает все вещи явными. Невидимый, потому что вечный, Он, не показываясь Сам, приводит к появлению всего. Несотворенный, Он проявляет все вещи в видимости; видимость же присуща только вещам сотворенным, она есть не что иное, как рождение. Он рождает, Сам будучи нерожденным; Он не показывается нам в чувственном образе, но это дает чувственные образы всем вещам. В чувственных образах появляются только сущности рожденные: действительно, прийти в жизнь есть не что иное, как появиться в ощущениях… Только мысль видит невидимое, ибо она сама тоже невидима (11).
Не правда ли, как много общего в объяснениях Трисмегиста и современного физика Бома? Сегодня уже имеется немало данных, позволяющих предположить, что наш мир и все, что в нем находится, от электронов и снежинок до комет и падающих звезд, всего лишь призрачные картинки-проекции, спроецированные из некоего глубинного уровня реальности, который находится далеко за пределами нашего обычного мира – настолько далеко, что там исчезают сами понятия времени и пространства. Вселенная, и это подтверждает ряд серьезных исследований, представляет собой гигантскую голограмму, где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине бытия (Все во Всем!) и где все, от мала до велика, взаимосвязано и взаимозависимо. По мнению многих современных ученых и мыслителей, голографическая модель Вселенной является одной из самых перспективных картин реальности, имеющихся в нашем распоряжении на сегодняшний день. Свои первые статьи о голографическом характере Вселенной Бом опубликовал в начале 1970-х годов, а в 1980 году издал законченный труд под названием «Полнота и импликативный порядок»[4]. Книга не просто соединяет воедино мириады идей, она дает радикально новую картину мироздания. Поскольку все в космосе состоит из непрерывной голографической ткани, пропитанной импликативным (скрытым) порядком, то говорить о Вселенной, состоящей из «частей», бессмысленно. Вселенная, по Бому, представляет собой единое целое! Именно ненарушаемая целостность Вселенной объединяет две великие теории – теорию относительности и теорию квантовой физики, хотя их основные физические концепции довольно противоречивы. Относительность требует строгой непрерывности, строгого детерминизма и строгой локальности. В квантовой механике утверждается прямо противоположное: прерывистость, индетерминизм, нелокальность. Но ненарушаемая целостность Вселенной лежит в основе обеих теорий. Голодинамика, или голодвижение. Поскольку термин «голограмма» обычно относится к статичному изображению и не передает динамику и активный характер бесконечных свертываний и развертываний, непрерывно создающих нашу Вселенную, Бом предпочитает определять Вселенную не как голограмму, а как «голодинамику» или «голодвижение». В примере с фотопластиной речь шла о статической записи света, который является движением волн. Однако действительность, по мнению Бома, есть само движение, в котором информация о целом предмете динамически свернута в каждой части пространства, а потом развернута в изображении. Сходный принцип свернутости и развернутости можно наблюдать в широком спектре опыта. Например, свет из всех частей комнаты содержит информацию обо всей комнате и фактически свертывает ее в том крохотном луче, который проходит через зрачок нашего глаза. А мозг и каким-то образом сознание разворачивают эту информацию так, что у нас возникает ощущение целой комнаты. Подобным образом свет, проникающий в телескоп, свертывает информацию обо всей Вселенной пространства-времени. Иными словами, движения всевозможных волн свертывают целое в каждой части Вселенной (7). Более простой пример свертывания и развертывания информации можно наблюдать в работе телекамеры и телевизора. Так, камера, которой оператор снимает какой либо объект, свертывает информацию об объекте, переводя изображение в систему электромагнитных волн различной частоты. Телевизионный приемник развертывает эту информацию на экран. В старых телевизорах существовала даже такая регулировка изображения, как «развертка»: когда настройка сбивалась и изображение в полном смысле слова свертывалось «в точку», регулировка «развертки» приводила изображение в норму, и оно разворачивалось буквально на глазах во весь экран.
Непроявленное или тотальная потенциальность представляет собой бесконечное множество возможностей проявления переживаний, тенденций, реализующихся в процессе движения энергии Вселенной, направленного на осознание целым самого себя. По сути это движение (голодвижение) представляет собой динамическое явление, на основе которого образуются все формы материальной Вселенной, и есть сам процесс осознания (7).
По мнению Бома, именно движение свертывания и развертывания, которое он назвал «голодвижением», представляет собой первоначальную реальность, а объекты, сущности и формы – это относительно стабильные независимые и автономные черты голодвижения, точно в такой же степени, как, например, водоворот – подобная черта текущего движения жидкости. Создав термин «голодвижение», Бом показал, что реальность структурирована подобно голограмме. Он утверждает, что видимая реальность, которую мы знаем и ощущаем, – это голографическая проекция голограммы, сформированной в невидимой, скрытой сфере – свернутом порядке высшего пространства. Свернутый порядок облекается в конкретную форму или разворачивается в то, что мы знаем как реальность, которую Бом называет развернутым порядком. При таком подходе электрон – это уже не отдельный объект, а множество, возникшее в результате свертывания пространства. Когда прибор определяет присутствие отдельного электрона, это означает, что в данный момент проявляется только один аспект электронного множества, аналогично тому как чернильная капля обнаруживается из глицеринового пятна. Если электрон кажется движущимся, это вызвано непрерывной серией таких свертываний и развертываний. Таким образом, электрон и все другие частицы, как гейзер, фонтанирующий из земли, поддерживаются непрерывным притоком из скрытого порядка. Легко представить, как электрон развертывается из этого фона в какой-то частной позиции, затем свертывается в него снова, а поблизости развертывается другой и снова свертывается, и еще один, и еще – и постепенно это начинает походить на след одного электрона. Здесь можно увидеть прерывистость, поскольку места развертывания не обязательно должны быть непрерывными. Становится понятным, как из развертывания могут исходить прерывистость и непрерывность – волнообразные качества. Именно постоянный и динамический обмен между двумя порядками объясняет, как частицы могут превращаться из одного типа в другой, как квант проявляется то в виде частицы, то в виде волны. Словом, элементарные частицы, как и все во Вселенной, существуют не более независимо друг от друга, чем элементы орнамента на ковре. Оба аспекта всегда присутствуют в свернутом виде во всем множестве кванта, и только способ взаимодействия наблюдателя с этим множеством определяет, какой именно аспект проявится, а какой останется скрытым (7). В своей общей теории относительности Эйнштейн буквально ошеломил мир заявлением, что пространство и время – не раздельные, но плавно соединенные сущности, вытекающие как части целого, которое он назвал пространственно-временным континуумом. Бом делает еще один гигантский шаг вперед. Он говорит, что все во Вселенной – часть континуума. Это очень глубокий вывод. «Несмотря на кажущуюся разделенность вещей на экспликативном уровне, все представляет собой непрерывно распределенную реальность, в конце концов заканчивающуюся тем, что импликативные и экспликативные (скрытые и открытые) порядки сливаются друг с другом. Давайте на минуту остановимся на этом. Посмотрите на свою руку. Теперь посмотрите на свет, падающий от стоящей позади вас лампы. И на собаку, сидящую у ваших ног. Вы не просто сделаны из одной и той же сущности: вы и есть одна и та же сущность. Одна сущность. Неделимая. Огромное Нечто, протянувшее бесчисленное множество своих рук и придатков в кажущиеся объекты, атомы, беспокойные океаны и мерцающие звезды космоса» (5). Части и фрагменты. Действительно, если все элементарные частицы взаимосвязаны на более глубоком уровне, то электроны каждой клеточки нашего тела связаны с электронами каждого зверя, каждой рыбы, каждого сердца, которое стучит, каждой звезды, которая мерцает в небе. Все взаимопроникает во все, и хотя человеческой натуре свойственно все разделять, расчленять, раскладывать по полочкам все явления природы, все разделения искусственны, природа в конечном счете есть неразрывная паутина. Как человеческие существа, все мы являемся частью целого, которое внешне воспринимаем как Вселенную. Но скованность и ограничения наших обычных систем восприятия вводят нас в заблуждение и заставляют верить, что мы разделены. Мы воспринимаем себя отделенными не только от других человеческих существ, но и видим себя отличающимися от всех разумных жизненных форм. Мы загнали себя в ловушку, представляя, что пространство и время – единственные координаты, в которых мы можем определять свое существование. Но время и пространство в голографическом мире нельзя брать за основу, ибо такая характеристика, как положение, не имеет смысла во Вселенной, в которой ничто не отделено друг от друга. А поскольку в голографическом мире прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, то с помощью соответствующего инструментария можно проникать в глубь этой суперголограммы и видеть картины далекого прошлого или заглядывать в будущее. Всеобщая привычка разбивать мир на части и игнорировать динамическую взаимосвязь всех вещей порождает все наши проблемы, не только в науке, но и в личной и общественной жизни. Например, разделение между наблюдателем и наблюдаемым или разделение между разумом и материей повлекло за собой серьезные трудности в понимании мира как целого. Думая о целостности мира, мы выделяем себя как наблюдателя, смотрящего на эту целостность. И невольно раскалываем это целое, идентифицируя себя только с одной его частью. Несколько наблюдателей, каждый из которых является внешним объектом по отношению ко всем остальным, раскалывает это целое еще больше. Однако все множество образовавшихся таким образом частей взаимосвязано. К сожалению, мы, люди, разделяем целое даже не на части, а на фрагменты. А между частью и фрагментом существует принципиальная разница. Как указывает латинский корень и как видно из родственного английского слова fragile («хрупкий»), «фрагментировать» – это ломать или разбивать. Например, ударить молотком по часам – значит произвести не части, а фрагменты, разделенные так, что они перестают быть значимо связанными с целым. Конечно, существуют области, где фрагментация необходима. Например, чтобы приготовить бетон, нужно растолочь камни. Это нормально. С точки зрения Бома, проблема человечества заключается в том, что мы, люди, обладаем фрагментарным способом мышления, который производит поломки и фрагменты и не видит должные части в их связи с целым. Это приводит к общей тенденции «разламывать бытие» недолжным образом в соответствии с нашими мыслями. Например, все части человечества фундаментально взаимозависимы и взаимосвязаны. Однако первоначальное и доминирующее значение, придаваемое различию между людьми, семьями, профессиями, нациями, расами, религиями, идеологиями и т. д., не позволяет человеческим существам работать вместе ради общего блага или хотя бы ради выживания. Когда человек думает о себе таким фрагментарным образом, он неизбежно склонен видеть в первую очередь себя, собственную персону, собственную семью, словом, «собственную рубашку, которая ближе к телу». Он не думает о себе как о внутренне связанном с целым человечеством и, следовательно, с остальными людьми. Подобным образом он разделяет тело и разум, чтобы относиться к ним по отдельности. Физически это неблагоприятно для здоровья, а ментально – для ума. «Например, если мы говорим о том, что есть две нации, то здесь та жe самая проблема. Видите, люди в двух нациях могут не очень сильно отличаться друг от друга, как во Франции и Германии. Тем не менее они настаивают на том, что они абсолютно различны. Одни говорят: Deutschland über Alles, другие: Vive la France, a затем они говорят: „Мы должны установить жесткие границы; мы должны поставить гигантские заборы вдоль этих границ; мы должны уничтожать все, что угодно, только чтобы защитить их“, – и вот у нас уже Первая мировая война… Хотя, если пересечь границу, никакого разделения не заметно; люди не очень сильно разнятся, и если бы по исторической случайности произошло так, что две были бы одним, то такой вещи не случилось бы… А если вы думаете, что есть две части, то вы и станете навязывать их… Но, конечно, прежде чем вещи начнут от этого на самом деле меняться – из-за того что мы станем думать иначе, – эта мысль должна глубоко внедриться в наши намерения, действия и так далее, во все наше существо» (7). Итак, по мнению Бома, фрагментарное мышление, которым сегодня обладает человечество, способствует появлению такой реальности, которая постоянно разламывается на беспорядочную, дисгармоничную и деструктивную деятельность. И это в то время, когда мир представляет собой единое целое, которое может делиться на части (и они естественны), но не может разламываться на несвязанные друг с другом фрагменты. Деление на части можно применять лишь до известного предела – всегда следует помнить о том, что каждая часть зависит от любой другой части. Хорошим примером этому служит Чернобыль. Атомный взрыв произошел на Украине, а больные дети рождаются в Белоруссии, России и других странах. К сожалению, мы верим, например, что можем извлекать ценные материалы из Земли, не влияя на оставшуюся ее часть. Мы верим, что можем решать различные проблемы общества, такие как преступность, бедность, пристрастие к наркотикам, игнорируя общество в целом, и т. д. Мы даже верим, что можем победить терроризм в отдельно взятой стране, например в Ираке. Существующий способ фрагментации мира не только не работает, но даже может оказаться фатальным (7). Однако Бом предупреждает: это не значит, что Вселенная – гигантская неразличимая масса. Вещи могут быть частью неделимого целого и в то же время обладать уникальными качествами. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, он обращает наше внимание на небольшие водовороты и вихри, часто образующиеся в реке. На первый взгляд такие водовороты кажутся независимыми и обладают индивидуальными характеристиками, такими как величина, скорость и направление вращения и т. д. Но при внимательном рассмотрении оказывается невозможным определить, где заканчивается данный водоворот и начинается река. Таким образом, Бом не считает бессмысленным говорить о различии между «вещами». Он просто хочет, чтобы мы постоянно сознавали, что различные аспекты голодинамики, то есть так называемые «вещи», всего лишь абстракция, способ, с помощью которого наше сознание выделяет данные аспекты. Сознание как тонкая форма материи. Голографическая Вселенная Бома объясняет много других загадок. Одна из таких загадок – влияние, которое сознание оказывает на внутриатомный мир. Как мы уже видели, Бом отвергает идею о том, что частицы не существуют до тех пор, пока не попадают в поле зрения наблюдателя. И он настаивает на том, чтобы свести вместе сознание и физику. Однако он считает, что большинство физиков идут по ложному пути, пытаясь разделить реальность на части и заявляя, что одна независимая сущность – сознание – взаимодействует с другой независимой сущностью – элементарной частицей. Поскольку все вещи являются аспектами голодинамики, Бом полагает, что нет смысла говорить о взаимодействующих сознании и материи. В некотором смысле наблюдатель и есть само наблюдаемое. Наблюдатель – это также измерительный прибор, экспериментальные результаты, лаборатория и ветерок, дующий за стенами лаборатории. Фактически Бом считает, что сознание – это более тонкая форма материи, и основа для ее взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке. Сознание присутствует в разных степенях свертывания и развертывания во всей материи – вот почему плазма, например, обладает некоторыми признаками живого существа. Как говорит Бом, «способность формы быть динамичной – это наиболее характерный признак сознания, и мы уже видим нечто сознательное в поведении электрона» (5). Словом, сознание и материя, по Бому, представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни сознанием, ни материей в чистом виде. Правда, Бом не называет эту более высокую реальность Творцом. Подобным образом он считает, что разделение Вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла. Одушевленная материя и неодушевленная неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной. Даже камень в некотором смысле живой, говорит Бом, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в «энергии», «пространстве», «времени», во «всей ткани Вселенной» и во всем остальном, что мы абстрактно выделяем из голодинамики и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты. Бом утверждает: «Вы можете в равной степени называть импликативную область Идеалом, Духом, Сознанием. Разделение двух понятий – материи и духа – абстракция. Основа у них одна». Во Вселенной, в которой все вещи оказываются бесконечно взаимосвязанными, взаимосвязаны также сознания всех людей. Несмотря на кажущиеся внешние рамки, мы – существа без границ. Идея о том, что сознание и жизнь (и, по существу, все во Вселенной) суть свернутые во Вселенной множества, имеет потрясающие следствия. Подобно тому как каждый кусочек голограммы содержит в себе изображение целого, каждая часть Вселенной содержит в себе всю Вселенную. Следовательно, каждая клетка нашего тела также содержит в себе весь свернутый космос. Этим же свойством обладает и каждый лист, каждая капля дождя и каждая пылинка, придавая новый смысл знаменитым строчкам Уильяма Блейка:
В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.
Если наша Вселенная всего лишь бледная тень более глубокого порядка, что же лежит в изначальной основе нашей реальности? Бом предполагает следующее. Согласно современному пониманию физики, каждый участок космоса пронизывается различными видами полей, состоящих из волн различной длины. Каждая волна обладает некоторой энергией. Когда физики подсчитали минимальное количество энергии, которое может нести волна, они обнаружили, что каждый кубический сантиметр вакуума содержит больше энергии, чем вся энергия всей материи во всей наблюдаемой Вселенной! Некоторые физики отказываются всерьез принимать эти расчеты и полагают, что где-то скрыта ошибка. Однако Бом считает, что этот бесконечный океан энергии действительно существует. А ученые, как рыбы, не видящие воды, в которой они плавают, игнорируют существование огромного океана энергии, потому что сконцентрированы только на объектах, плавающих в этом океане, то есть на материи. Хорошим подтверждением точки зрения Бома являются работы по исследованию физического вакуума, о котором академик ЭАН Г. И. Наан говорит: «Вакуум есть все, и все есть вакуум». Согласно Дж. Уиллеру, планковская плотность энергии физического вакуума составляет 1095 г/см3, в то время как плотность ядерного вещества равна 1014 г/см3. Известны и другие оценки энергии вакуумных флуктуаций, но все они существенно больше оценки Уиллера (2). По мнению Бома, материя не существует независимо от этого океана энергии, от так называемого «пустого» пространства. «Пространство не пустое. Оно заполнено в противоположность вакууму и является основой существования всего сущего, включая и меня с вами. Вселенная неотделима от этого космического океана энергии и выступает как рябь на его поверхности, сравнительно незначительный „паттерн возбуждения“ среди невообразимо огромного океана» (5). Это означает, что, несмотря на свою видимую материальность и огромные размеры, Вселенная не существует сама по себе, а всего лишь отпрыск того, что неизмеримо больше и загадочней ее. Более того, Вселенная, по мнению Бома, даже не является производной этого неизмеримого Нечто, она лишь мимолетная тень, дальний отголосок более грандиозной реальности. Высказывания Бома подтверждаются заявлением директора Главной астрономической обсерватории Украины, членом УАН и многих зарубежных академий Ярославом Яцкивом: «Астрономические открытия последнего времени доказали наличие в Космосе недоступной приборам энергии, которая управляет ходом развития Вселенной» (12). Академик Яцкив является одним из основателей самой высокогорной и второй по величине в России обсерватории на пике Терскол в Приэльбрусье. Обсерватория действует в составе Международного центра астрономических и медико-экологических исследований, учрежденного академиями наук России, Украины и правительством Кабардино-Балкарии в 1992 году. По словам Яцкива, сегодня наблюдениям доступно лишь 7 % имеющегося в мире вещества. Это Луна, Земля, планеты, галактики, звезды. Около 16 % вещества – это темные материи, существование которых достоверно доказано, но они пока не исследованы. Возможно, это масса нейтрино, или неизвестных науке частиц, или галактик. «Остальное, – сказал Яцкив, – это некая загадочная темная энергия… Последние наблюдения в открытом Космосе открыли антигравитацию и флуктуации электрокосмического фона, которые говорят о том, что во Вселенной есть Нечто, что отвечает за сценарий развития Вселенной», – отметил академик. Он подчеркнул, что далек от мистики и не стал бы называть загадочную энергию Вселенским разумом, Абсолютом или Богом. «Это неизвестное науке свойство Космоса», – сказал Яцкив. Он напомнил, что еще Эйнштейн ввел условный лямбда-член в свои уравнения, но считал его своей ошибкой. «А теперь мы знаем, что он отвечает за темную энергию», – заявил Яцкив (12). Мы сочли уместным привести небольшой отрывок из диалога Д. Бома с Д. Кришнамурти, касающийся их размышлений о порядке, Универсуме и некой энергии (13). Джидду Кришнамурти (1896–1986) – один из наиболее выдающихся духовных учителей нашего времени. Обнаруженный теософами еще мальчиком в Индии, он был подготовлен ими в качестве нового Мессии, от роли которого отказался, когда независимо стал вести свой собственный духовный поиск. Разъезжая по миру со своими учениками, выступая с лекциями, он приобрел множество сторонников, включая видных государственных деятелей и интеллектуалов Знакомство с работами Дж. Кришнамурти побудили Бома искать непосредственной встречи с автором. Первая их встреча состоялась в 1960 году и оказалась чрезвычайно плодотворной для Бома. В дальнейшем их встречи и беседы стали регулярными, а знакомство со временем переросло в дружбу. Идеи Кришнамурти послужили мощным импульсом в дальнейшей научной работе Д. Бома. Они четко прослеживаются в книге Д. Бома «Целостность и присущий ей порядок» (Лондон, 1980), в его подходе к проблеме целостного видения мира, а также природы сознания. Особенно интересна в этом отношении книга «Раскрытие значения. Беседы с Дэвидом Бомом», в которой ученый и его собеседники выясняют, как могут быть реализованы на практике идеи, вытекающие из целостного восприятия мира. «В наших беседах с Кришнамурти, – вспоминал позднее Д. Бом, – рассматривались многие вопросы, связанные с моим научным творчеством. Мы беседовали о пространстве и времени, об универсуме и связях внешней природы с внутренней структурой человеческого духа. Мы обсуждали беспорядок и смятение, которые обусловливают человеческое сознание». Бом: Мы можем предположить, что существует какой-то порядок универсума[5], какой-то закон. Кришнамурти: Согласен. Универсум функционирует, и он имеет свой порядок. Бом: Да, и то, что отдельный механизм может действовать неверно, есть часть порядка универсума. Если машина ломается, то это не означает беспорядка в универсуме, это – часть порядка универсума. Кришнамурти: Да. В порядке универсума существует беспорядок, там, где это касается человека. Бом: Это не беспорядок на уровне универсума. Кришнамурти: Нет. Это на значительно более низком уровне. Бом: На уровне человека это беспорядок. Кришнамурти: Но почему человек от самого начала живет в этом беспорядке? Бом: Потому что он живет в неведении, он до сих пор не увидел главного. Кришнамурти: Хотя человек часть целого, он живет все же в крошечном уголке и живет в беспорядке. А этот огромный познающий разум не имеет… Бом: Да, вы могли бы сказать, что возможность творчества – это также и возможность беспорядка. Так, если у человека была возможность творить, то была также возможность и совершать ошибки. Не мог он быть фиксирован, как машина, чтобы всегда действовать в совершенном порядке. Этот разум не захотел бы обратить его в машину, которая не способна создавать беспорядок. Вы согласны, что универсум, тот разум, который сотворил природу, имеющую порядок, не действует всюду просто механически? В его деятельности есть какой-то глубокий смысл? Кришнамурти: Да. Мы сказали «пустота», эта пустота есть все, и, следовательно, она то, что является абсолютной энергией. Это совершенно чистая, неискаженная энергия. Существует ли что-то за нею? Я чувствую, что мы не можем этого коснуться, чувствую, что существует что-то за этой энергией. Бом: Можем ли мы сказать, что это Нечто есть основа, сущность всего? Вы говорите, что все возникает из внутренней основы? Кришнамурти: Да, существует другое. Вы знаете, тут нужно быть предельно осторожным, чтобы не утратить чувство реального, не впасть в иллюзию, не дать себя увлечь желанию или даже стремлению к исследованию и поиску. Это должно случиться. Вы понимаете, что я имею в виду? Существует Нечто за пределами этого. Как можем мы говорить об этом? Видите ли, энергия есть только тогда, когда есть пустота. Они вместе. Бом: Эта чистая энергия, о которой вы говорите, есть пустота. Вы полагаете, что существует Нечто за этой пустотой, основа этой пустоты? Кришнамурти: Да (13). По нашему мнению, говоря о некоем Нечто, являющимся основой всего, собеседники невольно касаются Творца. Итак, фундаментальной чертой космологии Бома является утверждение о том, что реальность ЕДИНА, что она представляет собой неделимую целостность, лежащую в основе всей Вселенной, в основе материи и сознания. Модель целостного мира информирует нас о том, что мы являемся частью неделимой реальности, обладающей врожденной способностью формулировать идеи о себе самой. «Биологические системы, живое вещество планеты и окружающее пространство могут быть представлены как единая физически организованная система, чем-то подобная единой гигантской околоземной голограмме». В беседе с журналисткой Р. Вебер Бом заявил: «Замена прежних представлений представляет собой ясную парадигму объединенного поля бытия, самосознающей Вселенной, воспринимающей себя целостной и взаимосвязанной. По аналогии с физикой эту реальность можно назвать полем Сознания. Это объединенное поле ни нейтрально, ни свободно от значений, как того требует существующий научный канон; это упорядоченная и благотворная энергия, заявляющая себя в той новой области, куда погружены физика, психология и религия» (14). Профессор Института теоретической физики университета в Орегоне (США) Амит Госвами в своей книге «Вселенная, создающая себя» с подзаголовком «Как сознание творит материальный мир» пишет по этому поводу следующее: «Сознание является тем основополагающим принципом, на котором зиждется все существующее, а следовательно, и наблюдаемая нами Вселенная» (15). Стремясь дать Сознанию точное определение, Госвами выделяет четыре обстоятельства. 1. Существует поле Сознания (или всеохватывающий океан Сознания), о котором иногда говорят как о психическом поле. 2. Существуют объекты Сознания, такие как мысли и чувства, которые поднимаются из этого поля и погружаются в него. 3. Существует субъект Сознания – тот, кто чувствует и / или является свидетелем. 4. Сознание является основой существования. Подобную точку зрения разделяют российские ученые академики А. Е. Акимов и Г. И. Шипов, утверждая: «Трудно рассматривать эволюцию Вселенной без такого фактора, как Сознание Вселенной, фрагментом которого является сознание Человека» (16). На сегодняшний день теория Бома находится еще на стадии становления. До последнего времени Д. Бом занимался разработкой математической основы своей теории, которая использует такие математические понятия, как «матрица», и такие разделы математики, как топология. Между его теорией имплицитного порядка и теорией бутстрапа существует многообещающее сходство. Обе эти концепции исходят из понимания мира как динамической сети отношений и выдвигают на центральное место понятие порядка, используют матрицы в качестве средства описания перемен и преобразований, а топологию – в качестве средства более точного определения категорий порядка. Наконец, оба этих подхода признают, что сознание представляет собой неотъемлемый компонент Вселенной, который в будущем должен войти в новую теорию физических явлений. Такая теория может возникнуть в результате объединения теорий Бома и Чу, которые представляют собой два наиболее изобретательных и глубоких в философском отношении подхода к описанию физической действительности. Однако в них нельзя ввести эксплицитные элементы сознания. Надежды возлагаются на объединение этих двух теорий с теорией торсионных полей (ТТП). Именно это объединение представляет сегодня наиболее успешное описание единства, устойчивости и гармонии в отношениях между компонентами физической действительности.
Date: 2015-08-15; view: 563; Нарушение авторских прав |