Географическая структура иностранных инвестиций Забайкальского края
Страна
| 2008 г.
| 2009 г.
| 2010 г.
| 2011 г.
| 2012 г.
| Всего, в тыс. долл. США
| 78995,7
| 48549,5
| 70352,0
| 150183,3
| 215337,7
| КНР
| 7927,1
| 17498,0
| 21865,1
| 100301,9
| 80932,5
| Швеция
| -
| -
| 9189,0
| 11522,3
| 17019,7
| Великобритания
| 3895,2
| -
| 513,1
| 1220,0
| 3887,1
| Кипр
| 41736,9
| 14438,0
| 34369,8
| 37139,1
| 110718,6
| Казахстан
| 25436,5
| 11613,5
| 4415,0
| -
| -
|
По итогам 2012 года основной страной – инвестором является Кипр, затем Китай и Швеция. Однако лидирующее место по объему инвестиций в реальный сектор экономики Забайкальского края занимает Китай, который, начиная с 2005 года, уделяет серьезное внимание вопросам приграничного инвестиционного сотрудничества с Россией. В 2012 году достаточно активно реализовывались крупные инвестиционные проекты с участием китайского капитала. Значительных вложений потребовала реализация инвестиционного проекта Создание лесопромышленного комплекса ООО ЦПК «Полярная» в северо-восточных районах Забайкальского края в связи с поставкой необходимого оборудования и введением в эксплуатацию первой очереди Амазарского лесопромышленного комплекса - лесопильного завода, способного перерабатывать до 100 тыс. куб.м. древесины в год.
Сотрудничество в области реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала оказывает заметное влияние на экономику региона. Однако, в связи с отсутствием четкой позиции федерального центра в отношении Китая, китайские инвесторы зачастую сталкиваются с проблемой синофобии. Существует мнение о том, что Китай активно инвестирует именно в Россию, а Россия осторожно относится к китайским инвестициям и старается их сдерживать. И это становится препятствием на пути осуществления инвестиционного сотрудничества. Для успешного осуществления приграничного инвестиционного сотрудничества необходима правовая основа (до сих пор отсутствует Закон Российской Федерации «О приграничном сотрудничестве»), а также четко сформулированная политика в отношении приграничных с Россией государств, а именно с Китаем.
Другой проблемой привлечения иностранных инвестиций является отсутствие проектов с высокой инвестиционной готовностью, что препятствует реальному осуществлению инвестиционной политики и привлечению иностранного капитала в соответствии с интересами самого региона, не ставя под угрозу экономическую безопасность региона.
Отсутствие транспортной инфраструктуры и инженерных сетей в местах реализации инвестиционных проектов следующая проблема, тормозящая развитие инвестиционного сотрудничества. Месторождения полезных ископаемых находятся в значительной удаленности от основных транспортных и коммунальных сетей, что требует дополнительных крупных финансовых затрат со стороны инвестора. В лесных массивах, сдаваемых в аренду в целях реализации лесопромышленных проектов, отсутствуют лесовозные дороги, которые должны обеспечиваться Государственной лесной службой. В реальности инвесторы за свой счет восстанавливают и строят дороги, проводят ЛЭП, коммунальные сети. Здесь необходимо более активное использование механизма государственно-частного партнерства, когда государство, заинтересованное в проекте, берет на себя инфраструктурные расходы.
Сегодня субъекты малого и среднего бизнеса недостаточно вовлечены в процессы приграничного сотрудничества. Здесь Забайкальский край явно уступает другим регионам, соседствующим с Китаем.
Сдерживающим фактором при осуществлении инвестиционного сотрудничества также является наличие бюрократических барьеров как федерального, так и регионального уровня. Не работает механизм возврата ввозной пошлины и НДС в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал». Еще одна проблема – вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не используемых с целью реализации крупных инвестиционных проектов.
Следующей основной формой внешнеэкономических взаимодействий Забайкальского края является внешняя торговля (таблица 32). В 2012 году внешнеторговый оборот составил 734,3 млн. долларов США.
Таблица 32
Date: 2015-08-15; view: 497; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|