Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Игры и упражнения в произнесении звука Б (с 2 лет)⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 54
Кратко, звонко и четко несколько раз подряд произносите звук Б. Воздух резко вырывается наружу через плотно сомкнутые губы, артикуляция такая же, как при произнесении звука П, но с подключением голоса. Разучите артикуляционное упражнение «Поиграем на губах». Перебирая средним и указательным пальцами по губам, длительно произносите звук Б. Разучите звукоподражания: би‑би (машина), бом‑бом (барабан). Выполните упражнение «Пальчики здороваются», проговаривая слоги ба, бо, бу, бы. Выполняйте сначала правой, а потом левой рукой. Разучите стихотворение: Баю‑бай, баю‑бай! Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди! Разучите скороговорку: «Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок!» Научите ребенка различать на слух звукоподражания: би‑би (машина), пи‑пи (мышонок). Игры и упражнения в произнесении звука Ф (с 2–3 лет) Длительно, на одном выдохе, тяните звук Ф (верхняя губа приподнята, нижняя губа приближена к верхним зубам) – так фыркает ежик. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», одновременно произнося слоги фа, фа, фу, фы. Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой. Изобразите вместе с ребенком вьюгу – качайте руками из стороны в сторону над головой, приговаривая: Фиу‑фиу, фиу‑фиу! Машет вьюга белой гривой! Попросите ребенка повторить стихотворение: Федя фокус показал, Федя фокусником стал. Попросите ребенка повторить скороговорку: «Федя Фенечку позвал, Федя Фене финик дал». Игры и упражнения в произнесении звука В (с 2–3 лет) Длительно, на одном выдохе, тяните звук В – это песенка ветра. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ф, но с подключением голоса. Изобразите вместе с ребенком легкий ветерок: тихо произносите звук В. Затем изобразите, как гудит сильный ветер: громко произносите звук В. Поиграйте с ребенком в игру «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе). Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ва, во, ву, вы. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой рукой. Разучите с ребенком стихотворение: Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. (И. Суриков)
Повторите с ребенком скороговорку: «Витя Вову угощал. Витя Вове вафли дал». Игры и упражнения в произнесении звука Т (с 2–3 лет) Четко и громко несколько раз подряд произнесите звук Т. При произнесении звука кончик языка прижимается к верхним зубам, зубы разомкнуты. Разучите звукоподражания: тук‑тук (молоток), тик‑так (часы). Игра «Угадай, что это». Взрослый произносит одно из звукоподражаний, а ребенок отгадывает, что это: молоток или часы. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги та, то, ту, ты, сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками. Поиграйте в игру: Большие ноги шли по дороге: ТОП‑ТОП‑ТОП (низким голосом)! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ‑топ‑топ, топ‑топ‑топ (высоким голосом)! Проговаривайте чистоговорки: ТА‑ТА‑ТА – хвост пушистый у кота. ТУ‑ТУ‑ТУ – молочка налью коту. Разучите стихотворение: Там котик усатый По садику бродит. А козлик рогатый За котиком ходит. (В. Жуковский)
Разучите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит». Игры и упражнения в произнесении звука Д (с 2–3 лет) Четко и громко несколько раз подряд произносите звук Д. Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук Д. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Т, но подключается голос. Повторите звукоподражания: ду‑ду (дудочка), ту‑ту (поезд). Игра «Угадай, что это». Произнесите: «Ду‑ду!», а ребенок должен отгадать: «Это дудочка». Затем говорите: «Ту‑ту!», а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги да, до, ду, ды. Выполняйте сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками. Проговаривайте чистоговорки: ДА‑ДА‑ДА – холодная вода. ДЫ‑ДЫ‑ДЫ – наберу воды. Скажите ребенку фразы: Мальчик Том рисует дом. Был жаркий день, мы сели в тень. Затем попросите малыша подсказать вам нужное слово.
После этого повторите те же фразы, пропуская слова: Мальчик … рисует … Был жаркий …, мы сели в … Разучите стихотворение: Бубенчики висят, Качаются, звенят. Ты повтори их звон: «Динь‑динь, дан‑дан, дон‑дон!» Разучите скороговорку: «Дина, Диму угощай – Дина, Диме дыни дай!» Игры и упражнения в произнесении звука К (с 2–3 лет) Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук К, при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута. Если не получается, попросите ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот (поиграйте в «доктора Айболита»). Повторите звукоподражания: ко‑ко (курица), ку‑ку (кукушка), ква‑ква (лягушка), кап‑кап (дождик). Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ко‑к о или ку‑ку), а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка. Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ка, ко, ку, кы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары слогов: ка–кя кы–ки ко–кё кэ–ке ку–кю Проговаривайте чистоговорки: КА‑КА‑КА – белая мука. КУ‑КУ‑КУ– булочку пеку. КИ‑КИ‑КИ – булка из муки. Разучите стихотворение: У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: «Ку‑ку, ку‑ку, ку‑ку!» Разучите скороговорку: «У киски в миске сливки скисли».
Игры и упражнения в произнесении звука Г (с 2–3 лет) Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К, но с подключением голоса. Разучите звукоподражания: га‑га (гусь), гу‑гу (голубь), гоп‑гоп (лошадка), топ‑топ (малыш). Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ку‑ку или гу‑гух), а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп–гоп и топ–топ.) Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов га, го, гу, гы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Проговорите чистоговорки: ГА‑ГА‑ГА – зеленые луга. ГУ‑ГУ‑ГУ – гуси на лугу. ГИ‑ГИ‑ГИ – от гусей беги. Произнесите пары слогов: га–гя гы–ги го–гё гэ–ге гу–гю Разучите стихотворение: Белые гуси к ручейку идут. Белые гуси гусяток ведут. Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: «Га‑га‑га!» Разучите скороговорку: «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай». Скажите ребенку такие фразы: Мы пришли сегодня в гости, Принесли собаке кости. А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки: Мы пришли сегодня в кости, Принесли собаке гости. Подберите рифму:
Заглянула в дверь коза – Очень грустные… (глаза). Где же, где же петушок, Золотой наш… (гребешок)? Игры и упражнения в произнесении звука X (с 2–3 лет) Длительно тяните звук X. При этом выдыхайте теплую струю воздуха на ладони («согреем ручки»). Артикуляция такая же, как при произнесении звука К. Разучите звукоподражания: ха‑ха (посмеялись), ах‑ах (удивились). Произносите с разной интонацией и мимикой: «Ах! Как красиво!», «Ох! Зубы болят!», «Ух! Тяжело!» Игра «Угадай, что это». Произносите одно из звукоподражаний (га‑га или ха‑ха), а ребенок пусть отгадает, что это – гуси гогочут или люди смеются. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ха, хо, ху, хы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Проговаривайте чистоговорки: ХИ‑ХИ‑ХИ – дайте нам ухи. ХУ‑ХУ‑ХУ – любим мы уху ХА‑ХА‑ХА – вкусная уха! Произнесите пары слогов: ха–хя хэ–хе хо–хё ка–ха хы–хи ко–хо Разучите потешки: Ходит по двору петух, Поскользнулся, в речку – бух! На улице две курицы С петухом дерутся. Девицы‑красавицы Смотрят и смеются: – Ха‑ха‑ха, ха‑ха‑ха, Как нам жалко петуха! Разучите скороговорки: «Жеребенка Коля моет, жеребенка Коля холит»; «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали». Игры и упражнения в произнесении звука С (с 3–4 лет) Длительно тяните звук С. При этом губы растяните в улыбке, зубы сблизьте на 1–2 мм, кончиком языка упирайтесь в нижние зубы. Скажите ребенку, что «С‑с‑с» – это песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана. Попросите ребенка спеть эту песенку. Подставьте ладонь к губам и произнесите звук С. Ладонь ощутит холодную струйку воздуха – «холодный ветерок». Игра «Насос». Скажите ребенку: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Но сначала надо накачать шины. Возьмем насос и будем качать: „С‑с‑с“ (при этом совершайте соответствующие движения руками)». Игра «Угадай, чья это песенка» – ежа или водички. Длительно произносите одно из звукоподражаний (с или ф), а ребенок должен отгадать, чья это песенка – водички (с) или ежа (ф). Потом поменяйтесь ролями – пусть ребенок загадает звуковые загадки, а вы отгадывайте. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги са, со, су, сы. Сначала действуйте правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары и цепочки слогов: са–ся сы–си со–сё сэ–се су–сю Для того чтобы ребенок учился различать твердые и мягкие звуки, предложите научиться себя контролировать: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным), например «са», стучите кулаком по столу, как будто это твердый молоток; при произнесении второго слога (с мягким согласным – «ся») неспешно проведите ладонью по столу, словно это мягкая кисточка. Произнесите цепочки слогов: са–са–ся со–со–сё су–су–сю сэ–сэ–се Проговорите чистоговорки: СА‑СА‑СА – вот идет лиса. СЫ‑СЫ‑СЫ – хвост Пушистый у лисы. СУ‑СУ‑СУ – видел я В лесу лису. Разучите стихотворения:
Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. (С. Маршак) В поле, в поле, во пустом Сидит зайка под кустом. Повторите скороговорки: «У Сани сани едут сами», «У Сани сом с усами», «Саня в лесу поймал лису». Игры и упражнения в произнесении звука З (с 3–4 лет) Длительно, на одном выдохе, тяните звук 3. Артикуляция такая же, как при произношении звука С, но с подключением голоса. Скажите ребенку, что «З‑з‑з» – это песенка комара. Поиграйте с малышом, в игру: «Чей комар дольше звенит?» Разучите звукоподражание дзинь‑дзинь (звонок). Научите ребенка произносить звукоподражание тихо и громко.
Игра «Угадай, чья это песенка». Произносите одно из двух звукоподражаний, а ребенок пусть отгадает, чья это песенка – комара (з) или водички (с). Затем поменяйтесь ролями: пусть звуковые загадки загадывает ребенок, а вы их отгадывайте. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги за, зо, зу, зы. Сначала двигайте правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары слогов: за–зя зо–зё зу–зю зэ–зе зы–зи Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие звуки, предложите ему себя контролировать: при произнесении первого слога из пары с твердым согласным, например «за», вместе с ребенком стукните кулаком по столу (так стучит твердый молоток); при произнесении второго слога с мягким согласным («зя») медленно проведите ладонью по столу (так рисуют мягкой кисточкой). Произнесите цепочки слогов: за–за–зя зо–зё–зо зу–зю–зю зэ–зе–зэ зы–зи–зи Проговорите чистоговорки: ЗА‑ЗА‑ЗА – вот идет коза. ЗУ‑ЗУ‑ЗУ – накормлю козу, ЗЫ‑ЗЫ‑ЗЫ – несу сено для козы. ЗЕ‑ЗЕ‑ЗЕ – сено дам козе. СА‑СА‑ЗА – вот идет коза. ЗА‑ЗА‑СА – вот летит оса. Разучите стихотворения: Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто кашу не ест, молоко не пьет – Забодает, забодает, забодает! Из‑за леса, из‑за гор Едет дедушка Егор. Повторите скороговорку: «Зина Зое позвонила, в гости Зою пригласила». Игры и упражнения в произнесении звука Ц (с 3–4 лет) Кратко и громко, несколько раз подряд, произнесите звук Ц. Артикуляция должна быть такая же, как при произнесении звука С (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы). Если сразу не получается, то следует произносить один за другим звуки Т и С: сначала раздельно, с паузой, а потом слитно, на одном выдохе, ускоряя темп. Скажите ребенку, что Ц – песенка синички. Спойте песенку с малышом. Разучите звукоподражания: цик‑цик (белочка), цок‑цок (лошадка), цып‑цып (бабушка цыплят созывает), цап‑цап (кошка мышку ловит). Игра «Угадай, кто это». Вы произносите одно из звукоподражаний, а ребенок должен отгадать, кто это – белочка или лошадка, цыплята или кошка. Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ца, цо, цу, цы. Сначала действуйте правой рукой, потом левой рукой, затем – одновременно двумя руками. Повторите пары слогов: са–ца сы–цы со–цо сэ–цэ су–цу Проговорите чистоговорки: ЦА‑ЦА‑ЦА – вот идет овца. ЦУ‑ЦУ‑ЦУ – накормлю овцу. ЦЫ‑ЦЫ‑ЦЫ – несу сено для овцы. ЦЕ‑ЦЕ‑ЦЕ – сена дам овце. Разучите загадки: На шесте – дворец, Во дворце – певец. (Скворец) Из горячего колодца Через нос водица льется.
(Чайник) Повторите скороговорку: «Невелика птица синица, да умница». Игра «Подскажи словечко». Сначала прочитайте фразы. Предложите малышу подсказать подходящее слово. ЦА‑ЦА‑ЦА – белая овца. СА‑СА‑СА – рыжая лиса. ЦУ‑ЦУ‑ЦУ – видели … (овцу). СУ‑СУ‑СУ – видели … (лису). ЦЫ‑ЦЫ‑ЦЫ – у нас нет … (овцы). СЫ‑СЫ‑СЫ – у нас нет … (лисы). Игры и упражнения в произнесении звука Й (с 3–4 лет) Четко и громко, несколько раз подряд, произнесите звук Й, при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами. Произнесите звук Й в сочетании с гласными а, э, о, у (й + а = я, й + э = е, й + о = ё, й + у = ю). Произнесите междометия «ай!» и «ой!» и объясните ребенку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполняйте мимические движения, а ребенок пусть повторяет. «Ай!» – удивился (поднять брови, изобразить удивление на лице). «Ой!» – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице). Игра «Угадай, что со мной». Произнесите одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребенок должен придать своему лицу соответствующее выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребенок должен их озвучить, произнося «ай!» или «ой!» Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием: а) слогов ай, ой, эй, ый; б) звуков: й + а = я, й + э = е, й + о = ё, й + у = ю. Выполняйте упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Игра «Спой, как птичка». Попросите ребенка за собой произнести следующие пары и цепочки: а – я я – ля я – я –ля о – ё ё – лё лё – лё– ё у – ю ю – лю ю – лю – лю э – е е – ле ле – е –ле Проговорите чистоговорки: ОЙ‑ОЙ‑ОЙ – поиграй со мной. АЙ‑АЙ‑АЙ – мяч кидай. ЭЙ‑ЭЙ‑ЭЙ – бей сильней. ЭЛЬ‑ЭЛЬ‑ЭЛЬ – прямо в цель. Я‑Я‑Я, Я‑Я‑Я – это песенка моя. Ю‑Ю‑Ю, Ю‑Ю‑Ю – звонко песенку пою. Е‑Е‑Е, Е‑Е‑Е – подарю ее тебе. Разучите стихотворения: Падай, падай, падай, снег, Радуй, радуй, радуй всех! Ель на ежика похожа, Ель – в иголках, ежик – тоже. (С. Маршак) Предложите малышу отгадать загадки: Мохнатенькая, усатенькая, Ест и пьет, песенки поет. (Кошка) Я водою землю мою, Землю мою, мою, мою. (Дождь) Повторите скороговорку: «Еле‑еле Лена ела. Есть от лени не хотела». Игра «Назови ласково». Попросите ребенка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова: Яна – Яночка Юра – Юрочка Юля – Юлечка Яша – Яшенька Егор – Егорушка Игра «Добавь словечко». Сначала прочитайте ребенку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем, при повторном чтении, предложите ребенку самостоятельно их «добавить». Я ем, и ты ешь. Я пью, и ты … (пей). Я даю, и ты … (дай). Я стою, и ты … (стой). Я пою, и ты … (пой). Прочитайте ребенку строчки: – Я сейчас водичку пью. – А я песенку пою. Затем попросите ребенка подсказать нужное слово при повторном чтении фразы.
– Я сейчас водичку… (пью). – А я песенку… (пою). Игры и упражнения в произнесении звука Ш (с 4–5 лет) Длительно тяните звук Ш. При этом губы округлены, широкий язык имеет форму ковша, поднят кверху. Подставьте ладонь к губам и произнесите звук Ш. Ладонь ощущает теплую струйку воздуха – «теплый ветерок». Поднесите к губам ребенка ладонь, на которой лежит маленький кусочек ваты. Ребенок громко произнесет звук Ш, при этом вата должна слететь с ладони. Игра «Лес шумит». Скажите ребенку, что звук Ш похож на шелест листьев. Встаньте, подняв руки вверх, покачивайте ими из стороны в сторону – «как деревья ветками на ветру» – и произносите звук Ш. Звук Ш можно услышать, когда из шарика или шины выходит воздух. Игра «Угадай, что это». Произнесите звук С или Ш, а ребенок пусть отгадает, что это: накачивают шину насосом (С) или из шины выходит воздух (Ш). Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок загадывает звуковые загадки, а вы их отгадывайте. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ша, шо, шу, ши. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары и цепочки: ша–са ша–ша–са со–шо су–су–шу шу–су шо–со–шо Разучите звукоподражания: кис‑кис (позови кошку) и кыш‑кыш (прогони кошку). Игра «Что я делаю». Произнесите одно из звукоподражаний, а ребенок пусть отгадает – позвали вы или прогнали кошку. Проговорите чистоговорки: ШУ‑ШУ‑ШУ – я флажком машу, машу. ША‑ША‑ША – вот флажок для малыша. ШИ‑ШИ‑ШИ – ты флажком маши, маши. ШО‑ШО‑ШО – получилось хорошо. ШУ‑ШУ‑СУ – я флажок несу, несу. СУ‑СУ‑ШУ – я флажком машу, машу. Разучите стихотворение: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко – Дам тебе горошка! Повторите скороговорку: «Тише, мыши, кот на крыше!» Игра «Добавь словечко». Я иду, и ты … (идешь). Я беру, и ты … (берешь). Я пою, и ты … (поешь). Я несу, и ты … (несешь). Объясните ребенку значение и разучите поговорку: Поспешишь – людей насмешишь. Скажите ребенку такие фразы: На доме крыша. В подвале крыса. Папа сказал сыну: «Иди накачай шину». Затем попросите ребенка подсказать нужное слово.
Повторите те же фразы, пропуская слова: На доме … В подвале … Папа сказал …: «Иди накачай …». Игры и упражнения в произнесении звука Ж (с 4–5 лет) Длительно, на одном выдохе, тяните звук Ж. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ш, но подключается голос. Скажите ребенку, что «Ж‑ж‑ж» – песенка жука. Поиграйте в игру «Чей жук дольше жужжит?» Игра «Угадай, чья это песенка». Произнесите одно из звукоподражаний, а ребенок пусть отгадает, чья это песенка: комара (з) или жука (ж). Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок загадывает звуковые загадки, а вы их отгадывайте. Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов жа, жо, жу, жи. Двигайте сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары и цепочки слогов: жа–за жа–жа–за жу–зу шу–шу‑жу зи–жи ши–жи‑ши Проговорите чистоговорки: ЖИ‑ЖИ‑ЖИ – в лесу живут ежи. ЖА‑ЖА‑ЖА – я нашел ежа. ЖУ‑ЖУ‑ЖУ – молока даю ежу. ЖА‑ЖА‑ША – позовите малыша. ША‑ША‑ЖА – покажу ему ежа. Разучите стихотворения: Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет. (С. Маршак) Отгадайте и разучите загадки: Я над речкою лежу, Оба берега держу. (Мост) В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд) Скажите ребенку такие фразы: «Кошка любит сметану лизать. Кошка любит на печке лежать». Попросите ребенка слушать внимательно и исправить ошибки: «Кошка любит сметану лежать. Кошка любит на печке лизать».
Игра «Назови ласково». Предложите малышу продолжить: снег – снежок сапог – … (сапожок) флаг – … (флажок) друг – … (дружок) пирог – … (пирожок) шаг – … (шажок) Игры и упражнения в произнесении звука Ч (с 4–5 лет) Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук Ч. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ш (губы округлены, широкий язык имеет форму ковша, поднят кверху). Если сразу не получается, то ребенку следует произнести один за другим звуки Т и Ш, сначала раздельно, с паузой, а потом слитно, на одном выдохе, ускоряя темп. Скажите ребенку, что «Ч‑ч‑ч» – песенка поезда. Спойте эту песенку: «Ч‑ч‑ч, чу‑чу‑чу, чух‑чух‑чух – мчится поезд во весь дух». Разучите звукоподражания: чик‑чик (ножницы), тик‑тик (часики). Игра «Угадай, что это». Вы произносите одно из звукоподражаний, ребенок пусть отгадает, что это – ножницы или часики. Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок загадывает звуковые загадки, а вы их отгадываете. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ча, чо, чу, чи. Делайте движения сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Повторите пары и цепочки слогов: ач–оч ча–ча–тя ац–ач ти–ти–чи цо–чо чу–чу–шу Проговорите чистоговорки: ЧА‑ЧА‑ЧА – печка очень горяча. ЧУ‑ЧУ‑ЧУ – калачи испечь хочу. ЧО‑ЧО‑ЧО – ничего, что горячо. ЧИ‑ЧИ‑ЧИ – очень вкусны калачи, С пылу, с жару из печи! АЧ‑АЧ‑АЧ – всем ребятам дам калач. Разучите стихотворения:
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. (А. Барто) Бежала лесочком Лиса с кузовочком. А что в кузовочке? Лесные грибочки, Грибочки‑груздочки Для сына и дочки. Отгадайте и разучите загадку: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Я стучу, стучу, стучу. Быстро‑быстро всех домчу! (Поезд) Повторите скороговорку: «Горячи кирпичи – соскочи‑ка с печи!». Скажите ребенку такие фразы: Дует сильный ветер. Скоро будет вечер. Речка течет. Печка печет. Попросите ребенка подсказать нужное слово: Дует сильный... Скоро будет... Речка... Печка... Игра «Назови ласково»: Таня – Танечка Оля – … (Олечка) Ваня – … (Ванечка) Женя – … (Женечка) Игры и упражнения в произнесении звука Щ (с 4–5 лет) Длительно, на одном выдохе, тяните звук Щ. При этом губы в улыбке, широкий кончик языка находится за верхними зубами. Если сразу не получается, то ребенку следует многократно произнести сочетание звуков Ш‑ТЬ‑Ш, постепенно ускоряя темп. Прочитайте ребенку стихотворение, выделяя голосом звук Щ: Буду маме помогать – Сковородку подавать. Дам и масло, и картошку, И лучку еще немножко. «Щ‑Щ‑Щ» – шипит картошка, Щиплет лук мои глаза. Жарим, жарим… – Где же ложка? Все готово – есть пора! Попросите ребенка спеть песенку «Щ‑щ‑щ» – так шипит картошка на сковороде. (Когда вы будете что‑нибудь жарить, позовите ребенка на кухню, чтобы он сам послушал этот звук.) Игра «Угадай, что это». Вы произносите звук С или Щ, а ребенок отгадывает: водичка бежит из крана (С) или картошка жарится на сковороде (Щ). Затем ребенок произносит звук, а вы отгадываете. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ща, що, щу, щи. Двигайте сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары и цепочки слогов: ча–ша ши–ши–щи шу–щу ащ–ач–ащ си–щи ощ–ось–ощ Проговорите чистоговорки: ЩИ‑ЩИ‑ЩИ – ты меня ищи, ищи. ЩУ‑ЩУ‑ЩУ – я в шкафу тебя ищу. ЩЕ‑ЩЕ‑ЩЕ – я запутался в плаще. АЩ‑АЩ‑АЩ – на меня свалился плащ. СИ‑СИ – воду неси. ЩИ‑ЩИ – готовим щи. ЩИ‑ЧИ – где ключи? ЧИ‑ЩИ – поищи! Разучите стихотворение и потешку: Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. (С. Маршак) Совища из лесища Глазищами хлоп‑хлоп. Козлище из хлевища Ножищами топ‑топ. Отгадайте и разучите загадку: Глазищи, усищи, Хвостище, когтищи, А моется всех чище. Кто это?… (Кот‑котище!) Повторите скороговорки: «Тащи леща, неси карася», «Чищу щук, жарю щук». Скажите ребенку фразы: «Мы купили новый плащ»; «Тише, Танечка, не плачь». Затем попросите его подсказать нужное слово при повторении тех же фраз: «Мы купили новый …»; «Тише, Танечка, не …». Игра «У кого больше?» Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает:
– У меня – дом. – А у меня – домище. – У меня – кот. – А у меня – … (котище). – У меня – мяч. – А у меня – … (мячище). – У меня – слон. – А у – меня … (слонище). Игры и упражнения в произнесении звука Л (с 5–6 лет) Длительно, на одном выдохе, тяните звук Л. При этом губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Если сразу не получается, то сначала можно произносить его, зажав широкий кончик языка зубами. Скажите ребенку, что «Л‑л‑л» – песенка самолета, когда он летит высоко за облаками. Поиграйте в игру «Чей самолет дальше улетит?»: расправив руки‑крылья, «полетайте», произнося звук Л. Поиграйте в игру «Большой и маленький самолеты». Для этого сложите из бумаги два самолетика разного размера. Дайте их малышу и объясните, что большой самолет гудит громко – Л, а маленький самолетик гудит тише и нежнее – ЛЬ. Повторите с ребенком звукоподражания: «в‑в‑в» – ветер завывает, «л‑л‑л» – самолет летит. Поиграйте в игру «Угадай, что это». Длительно произносите звук Л или В, а ребенок должен отгадать – самолет летит или ветер завывает. В следующий раз ребенок произносит звук, а вы отгадываете. Игра «Угадай, какой это самолет». Л – большой самолет, ЛЬ – маленький самолетик. Произносите звук Л или ЛЬ, а ребенок отгадывает, какой это самолет – большой или маленький. Потом наоборот. Выполните упражнение «Пальчики здороваются», одновременно с движениями пальцев произнося слоги ла, ло, лу, лы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары слогов: ла–ля лы–ли ло–ле лэ–ле лу–лю Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие звуки, предложите ему контролировать себя: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным), например «ла», вместе с ребенком стукните кулаком по столу (так стучит твердый молоток); при произнесении второго слога (с мягким согласным), например «ля», медленно проведите ладонью по столу (так рисуют мягкой кисточкой). Произнесите пары и цепочки слогов: ла–ва ла–ла–ва ла–ля ла–ла–ля ву–лу лу–лу–ву лу–лю лу–лу–лю Скажите ребенку, что большой колокольчик звенит вот так: «ЛА‑ЛА‑ЛА!», а маленький – «Ля‑ля‑ля!» Затем поиграйте в игру «Угадай, какой колокольчик звенит». Проговорите чистоговорки: ЛА‑ЛА‑ЛА – вот стоит скала. ЛУ‑ЛУ‑ЛУ – заберемся на скалу. ЛО‑ЛО‑ЛО – ой, куда нас занесло! ЛЫ‑ЛЫ‑ЛЫ – как слезем со скалы? ОЛ‑ОЛ‑ОЛ – я люблю футбол. АЛ‑АЛ‑АЛ – мяч в окно попал. ИЛ‑ИЛ‑ИЛ – вот так гол забил! АЛ‑АЛ‑АЛ – меня папа наказал. УЛ‑УЛ‑УЛ – посадил в углу на стул. АЛКА‑АЛКА‑АЛКА – себя мне очень жалко. ЛЫ‑ЛЫ‑ЛИ – малину мы нашли. ЛУ‑ЛУ‑ЛЮ – малину я люблю. Разучите стихотворения: Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. (И. Токмакова) Мышка мыла мылом нос, Мыла уши, мыла хвост, Мыла так, что стала белой И от счастья мыло съела. (М. Мышковская) Повторите скороговорки: «Мама Милу моет мылом», «У елки иголки колки». Игра «Добавь словечко». Ребенок должен подобрать рифму к каждой строчке: Елка, елка, елочка – Колкая… (иголочка). Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную… (лепили). Возле этой елки Бродят злые… (волки). Попросите ребенка повторить пары слов:
Угол Мел уголь мель Алла – Аля Лук – люк Ел – ель Скажите ребенку такую фразу: «У Лёшки новые ложки». Затем попросите его послушать внимательно и исправить ошибки: «У ложки новые Лёшки». Игра «Добавь словечко». Ваня пел, и Таня… (пела). Ваня ел, и Таня… (ела). Ваня сел, и Таня. (села). Затем наоборот: Таня пела, Ваня … (пел). Таня ела, Ваня … (ел). Таня села, Ваня … (сел). ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Р (С 5–6 ЛЕТ) Длительно, на одном выдохе, тяните звук Р. При этом губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка напряжен, приподнят и колеблется под воздействием выдыхаемой воздушной струи. Если у ребенка звук не получается, помогите. Предложите ему лечь на диван или кровать и попросите быстро произносить: «Д‑д‑д…» Объясните, что так прогревается мотор, а затем скажите, что теперь надо завести моторчик вот этим волшебным ключиком (покажите шпатель с соской). Ребенок продолжает говорить: «Д‑д‑д…», стуча кончиком языка за верхними зубами (по альвеолам), а вы соской, надетой на шпатель, выполняете быстрые маятникообразные движения из стороны в сторону, каждый раз задевая кончик языка с нижней его стороны, – должен получиться звук Р. Скажите малышу, что теперь моторчик заработал и можно ехать. А чтобы было интереснее, спросите, на чем он поедет, куда и хочет ли кого‑нибудь взять с собой. Выполняйте это упражнение постоянно: «ездите» в гости то к бабушке, то к друзьям. Когда упражнение будет выполняться легко, можно делать его сидя. Затем предложите ребенку попробовать заводить свой моторчик с помощью соски самостоятельно. Когда ребенок впервые самостоятельно произнесет звук Р, предложите ему померяться с вами силой. Пусть малыш упрется своими ладошками в ваши ладони и с усилием толкает вас, а вы, не поддаваясь, предложите ему включить свой моторчик. Для этого ребенок должен, сделав глубокий вдох и с усилием толкая вас, произнести «Р‑р‑р…» – теперь малыш стал сильнее и он обязательно победит вас. Поиграйте в игру «Чья ватка улетит». Для этого маленький кусочек ватки кладете на ладонь и подносите ко рту малыша. Предложите ребенку громко сказать звук Р. Если воздушная струя достаточно сильная, то ватка будет подпрыгивать или даже слетит с ладони. Разучите звукоподражания в сочетании с движениями: Р‑р‑р – тигр рычит (нахмурьте брови, сожмите кулаки); Др‑др‑др – дрель или сверло (на каждое звукоподражание совершайте правой рукой круговые движения в горизонтальной плоскости); Кар‑кар – ворона (взмахните «крыльями» – руками). Игра «Угадай, что это». Вы произносите звукоподражания, а ребенок совершает соответствующие движения. Затем наоборот: ребенок произносит, а вы отгадываете. Поиграйте с ребенком в игру «Угадай, что это». Сравните на слух звукоподражания: др‑др‑др (дрель сверлит) и тр‑тр‑тр (сорока трещит). Вы произносите начало слова, а ребенок должен добавить последний звук Р, выделяя его голосом: жа(р) ти(р) кома(р) па(р) мото(р) шахте(р)
ша(р) забо(р) светофо(р)
бо(р) топо(р) помидо(р)
со(р) шофе(р) мухомо(р)
хо(р) кове(р) самова(р)
ми(р) бобе(р) полоте(р)
пи(р) кефи(р) команди(р) Затем ребенок произносит эти слова целиком, по‑прежнему выделяя последний звук в слове. Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ра, ро, ру, ры. Двигайте сначала правой рукой, затем левой, а потом сразу двумя руками. Произнесите пары и цепочки слогов: ра–ла ры–лы ру–лу ры–ры–лы ро–ло ра–ла–ра Проговорите чистоговорки: ОР‑ОР‑ОР – в гости Мурку звал Трезор. АР‑АР‑АР – на стол ставил самовар, ЫР‑ЫР‑ЫР – подавал икру и сыр. УР‑УР‑УР – говорила кошка: «Мур!» ИР‑ИР‑ИР – ах, спасибо вам за пир! РА‑РА‑РА – в гости нам идти пора. РО‑РО‑РО – надо ехать на метро. РЫ‑РЫ‑РЫ – мы возьмем с собой шары. РУ‑РУ‑РУ – всем подарим по шару. РА‑РА‑РА – будет рада детвора. Разучите стихотворения: Я протру стекло и раму, Потому что в раме – мама. Дочиста протру я раму: Очень уж люблю я маму! (Г. Виеру) Заяц Егорка Свалился в озерко. Бегите под горку – Спасайте Егорку! Отгадайте и разучите загадки: Бей его сто раз подряд – Не шалун и не буян, Он ударам только рад. Это просто… (барабан). Сидит в норке, Ест хлеба корку. (Мышка)
Повторите скороговорку: «На горе Арарат растет крупный виноград». Скажите ребенку; что большой тигр рычит громко и грозно – Р, а маленький тигренок тише и нежнее – Рь. Предложить малышу изобразить сначала папу‑тигра, а затем тигренка. Игра «Угадай, кто это». Вы произносите звук Р или Рь, а ребенок должен отгадать, кто это рычит – папа‑тигр или маленький тигренок. Затем ребенок произносит звуки, а вы отгадываете. Выполните упражнения «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ря, ре, рю, ри. Двигайте сначала правой рукой, потом левой, затем сразу двумя руками. Произнесите пары слогов: ра–ря ры–ри ро–рё рэ–ре ру–рю Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие звуки, предложите контролировать себя: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным), например «ра», вместе с ребенком стукните кулаком по столу (так стучит твердый молоток); при произнесении второго слога (с мягким согласным), например «ря», медленно проведите ладонью по столу (так рисуют мягкой кисточкой). Произнесите цепочки слогов: ра–ря–ря ро–рё–рё ру–рю–рю ры–ри–ри рэ–ре–ре Проговорите чистоговорки: РИ‑РИ‑РИ – зажигают фонари. РЮ‑РЮ‑РЮ – подойду я к фонарю. РЯ‑РЯ‑РЯ – яркий свет от фонаря. РЕ‑РЕ‑РЕ – погуляю во дворе. РЁМ‑РЁМ‑РЁМ – только здесь, под фонарем. РА‑РА‑РА – высокая гора. РЫ‑РЫ‑РЫ – прокачусь с горы. Скажите ребенку такие фразы: «Здесь хорошее местечко – протекает рядом речка»; «Роет землю серый крот – разоряет огород» (С. Маршак). Затем попросите послушать внимательно и исправить ошибки: «Здесь хорошее местечко – протекает рядом печка»; «Роет землю серый кот – разоряет огород». Разучите стихотворения: Малышам сказал Тарас: «Самый трудный – первый класс! Всех труднее первый класс, Потому что в первый раз!» (А. Прокофьев) Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. (С. Маршак)
Повторите скороговорку: «Наша Иринка спит на перинке». Прочитайте ребенку стихотворение: У меня не получалась В разговоре буква «Р». Как я только ни старалась – Вместо «Р» звучало «Л». Рано утром я проснулась, Раза три перевернулась… – Прекрати! Пора вставать! – Проскрипела мне кровать. Наконец сообразила, Как исправить речь мою, – Я частушку сочинила И теперь весь день пою. Кто захочет, тот добьется – Сам исправит речь свою! Почему же брат смеется? Я ж отрично говолю! (Г. Ладонщиков) Пусть ребенок ответит на вопрос девочки и поможет ей правильно произнести фразу.
ЛИТЕРАТУРА
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство‑пресс, 2004. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство‑пресс, 2000. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М.: Айрис‑пресс, 2004. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2005. Детешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. Жукова О. С., Балабанова В. П. Как помочь ребенку? – СПб.: Нева, 2004. Краузе Е. Н. Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. – СПб.: Корона‑принт, 2004. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М.: Айрис‑дидактика, 2005. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: Корона‑принт, 2005. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. – М.: Просвещение, 1970. Печора К. Л., Пантюхина В. Л., ГолубеваЛ. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. Смирнова М. В. 2500 скороговорок. Для детей 46 лет. – СПб.: Нева, 2005; М.: ОЛМА‑пресс, 2005. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
Date: 2015-08-15; view: 450; Нарушение авторских прав |