Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовые формы предоставляемой Фондом странам-членам финансовой помощи
§ 463. Первоначальным видом помощи согласно Уставу МВФ были так называемые транш-соглашения ("золотые транши", "резервные транши"). Операция состояла в получении от Фонда (покупке) государством иностранной (конвертируемой) валюты с оплатой в своей собственной валюте с последующим выкупом в установленные сроки этой своей валюты путем внесения в Фонд конвертируемой валюты. Это юридически трактовалось не как займ, но как продажа с правом выкупа. "Резервные транши" выдавались по сути автоматически, не требуя соблюдения заемщиком каких-либо особых условий. § 464. Приведенная форма транш-соглашений оказалась неэффективной, и с 1952 г. ее вытеснили так называемые соглашения "стенд-бай" (stand by arrangements). Это уже по сути (если не формально) цивилистически - кредит (так называемый "кредитный транш"), получаемый от Фонда на основе "кредитной линии" в течение определенного времени и определенными частями (траншами) в согласованной общей сумме финансовой помощи. "Стенд бай" оформляется обычно 2 документами: во-первых, соглашение с набором определенных стандартных условий (цели, сроки, объемы, обязательства заемщика), и во-вторых, "письмо (меморандум) о намерениях" от министра финансов или управляющего центральным банком страны-члена МВФ с изложением обязательств по осуществлению финансовой политики страны-заемщика. В отличие от так называемого "резервного транша" получение кредита "стенд-бай", как и других "кредитных траншей" (о которых см. ниже) сопряжено обычно с выполнением определенных условий, в том числе: - представление в общем виде доказательств нужды в кредите и использование его в целях, строго соответствующих Уставу Фонда; - кредит не может превышать 200% квоты государства в капитале Фонда (за вычетом доли в национальной валюте в этой квоте); - особые условия, которые могут быть выдвинуты Фондом, исходя, в частности, из общей политики Фонда, из состояния валютных резервов и платежного баланса государств, в валюте которых выдается кредит, и т.п. Достаточно жесткие условия, согласовываемые в принципе в ходе переговоров между Фондом и страной-заемщиком; - ограничения во времени погашения кредита (3-5 лет). § 465. Вместе с тем многие уставные ограничения и требования предоставления, использования и погашения кредитов могут в силу Устава МВФ (ст. IV, разд. 4) смягчаться и отменяться по усмотрению Фонда. На практике многие "кредитные транши" выдавались вообще без всяких условий. Особенно значительные отступления, в частности, в части размеров кредитов допускались в связи с катастрофическими финансовыми кризисами в Мексике (1995 г.), в Южной Корее, Индонезии и в Таиланде (1997 г.), а также для массированной финансовой помощи России и другим бывшим коммунистическим режимам в Европе в 90-е гг. для целей содействия переходу их к рыночной экономике. Практика предоставления помощи Фондом развивалась в направлении более гибкого подхода к выдаче кредитов при чрезвычайных обстоятельствах, с использованием так называемых "подразумеваемых полномочий" Фонда, в том числе посредством создания при необходимости особых механизмов выделения помощи. При этом условия, применяемые Фондом, обычно менее жестки, если трудности у стран возникают в результате не внутренних, но внешних обстоятельств или объяснимы конъюнктурными экономическими проблемами, не зависящими от контроля и воли страдающих от этого государств. Соответствующими особыми механизмами, практически рассчитанными для применения в отношении развивающихся стран и стран с "переходной" экономикой в частности, являются следующие. § 466. Механизм компенсационного финансирования ("компенсационное финансирование колебаний экспорта"). Этот механизм применяется с 1963 г. в целях оказания помощи государствам, испытывающим трудности с платежным балансом вследствие падения доходов от экспорта в результате нестабильности цен на сырьевые продукты или природных катастроф. Фонд может предоставлять в таких случаях кредиты для компенсации потерь от экспортной выручки в пределах до 105% квоты государства в Фонде. В частности, с 1981 г. механизм такого рода применяется для компенсации потерь от зернового экспорта (до 85% квоты страны в Фонде), а с 1979 г. также и для потерь от падения доходов от туризма и от переводов в страну заработков рабочих-мигрантов (т.е. в сфере услуг). Модель компенсационного финансирования была рецепирована в 1975 г. в виде системы "Стабекс" (стабилизация экспорта) и в рамках очередной Ломейской конвенции, одной из периодически перезаключаемых в рамках регионального сотрудничества между Евросоюзом и странами так называемого региона АКТ (страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, бывшие ранее колониями государств-членов Евросоюза) (см. § 257, 258). § 467. Механизм расширенного кредитования (EFF), применяется с 1974 г. в отношении стран, испытывающих экономические трудности структурного характера, оказывающие пагубное воздействие на платежный баланс. Кредиты могут выдаваться в этих случаях в размерах до 140% квоты данного государства и на сроки от 4 до 10 лет, но выдача их сопряжена с особо жесткими требованиями, в частности: представление Фонду подробной программы и планов преодоления трудностей, ежегодная отчетность перед Фондом об осуществлении планов и продление погашения кредитов сверх 3 лет только при констатации последовательного выполнения планов. § 468. Механизм политики расширенного доступа. Применяется с 1981 г. На основе данного механизма кредит предоставляется на сроки от 3,5 до 7 лет, целиком за счет займов Фонда, в случаях, когда дефицит платежного баланса намного превышает долевую квоту данного государства в капитале Фонда. § 469. Механизм структурного урегулирования (FAS). Действует с 1986 г. применительно примерно к 60 странам с низкими доходами и с длительными нарушениями платежного баланса, для исправления которых требуются макроэкономические меры среднесрочного характера. Срок погашения до 10 лет под 0,5% годовых. Размеры помощи в пределах до 47% квоты страны. Новационной характерной особенностью данного механизма является то, что рассчитанная на 3 года программа структурного урегулирования государства-заемщика разрабатывается совместно службами МВФ и МБРР. При этом особо льготные условия кредита, предоставляемого на основе данного механизма, практически сходны с условиями, применяемыми Международной ассоциацией развития (МАР), созданной под эгидой МБРР специально для оказания помощи беднейшим развивающимся странам. § 470. Механизм усиленного структурного урегулирования (FASR) - 1987 г. Условия финансирования на основе данного механизма схожи с вышеприведенным механизмом FAS, но предоставляемые кредиты могут достигать 150% квоты в Фонде государств-получателей, а в исключительных случаях до 350%. Сохраняется сотрудничество МВФ и МБРР. Усиленное структурное урегулирование производится за счет специальных вкладов (займов и дарений) государств-членов Фонда. Страна-проситель должна представить Фонду рамочный документ по экономической политике на 3 года, который должен содержать решительные и реальные меры по повышению экономического роста и укреплению платежного баланса, причем приемлемые в социальном и политическом отношении. § 471. Механизм дополнительного резерва (FRS) принят в 1997 г. под воздействием дефолта в Юго-Восточной Азии и предназначается для преодоления чрезвычайных кризисов платежного баланса и связанным с этим массовым оттоком капитала из страны. Кредит реализуется максимум в течение 1 года и погашается в течение 1-1,5 лет по получении. § 472. Фонд при особых обстоятельствах применяет и ряд других кредитов, в том числе временные кредитные механизмы, например: - система "рециклирования нефтедолларов" (1975 г.), действовавшая в связи с нефтяным кризисом и скачком цен на нефть; - механизм системных преобразований, действовавший в 1993-1994 гг., для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы при переходе их на рельсы рыночной экономики; - также и другие "facilities".
Специальные права заимствования (Special drawing rights - SDR)
§ 473. SDR формально возникли в МВФ в 1969 г. Им приписывались и приписываются качества учетной единицы; эталона, заменяющего золото; резервного средства международной валютной системы; международного ликвидного средства, потенциально способного заменить национальные валюты и золото. Между тем и сегодня SDR "остаются тем, чем они не переставали быть, - валютной двусмысленностью" (Д. Карро, П. Жюйар). Природа SDR не ясна. Им свойственно качество и кредитной единицы, и отчасти валюты. В отличие от золота на SDR могут начисляться проценты, но они не могут быть объектом частного накопления. При этом SDR единственная учетная единица МВФ, используемая в международных отношениях. SDR могут использоваться в качестве валюты сделок либо по согласию государств-сторон, либо по назначению Фонда; быть платежным средством, заменяющим золото, в расчетах между Фондом и государствами-членами. Реально, таким образом, SDR в рамках Фонда - расчетная единица и платежное средство между государствами, добровольно участвующими в распределении SDR в Фонде. SDR не существуют в физическом, натуральном виде денег. § 474. Стоимость SDR первоначально соотносилась с золотом, но уже с 1974 г. стала определяться на основе "корзины" валют сначала 16, потом 5 стран, а теперь - 4 валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена) с учетом "веса" каждой из них и в соответствии со сложной схемой. Поскольку курсы названных валют плавающие, плавает и курс SDR. Формально участие государств в распределении SDR в рамках Фонда добровольно. С таким участием связано право использования SDR, т.е. право получать у других участников в указанной Фондом пропорции - разноценных сумм в так называемой "могущей быть свободно используемой валюте". С другой стороны, участник, назначенный Фондом для предоставления "могущей быть свободно используемой валюты" (государство, состояние платежного баланса и резервов которого достаточно прочно), может (но не обязано) предоставлять такую валюту в обмен на SDR. Единственным "эмитентом" и распределителем SDR является Фонд. При распределении Фондом SDR между всеми государствами, участвующими в этой системе (а практически участвуют почти все члены МВФ), такое распределение осуществляется на основе классического для Фонда метода - в соответствии с квотами государств в капитале Фонда. Сверх такой "нормы" SDR могут на основе сложной системы получать участники, в основном назначенные для предоставления "могущей быть свободно используемой валюты", иначе - промышленно развитые страны или страны - производители нефти, вроде Саудовской Аравии. Следует в заключение отметить, что SDR еще далеки от того, чтобы стать действительно резервным средством международной валютной системы, на SDR приходится лишь около 2% всех международных ликвидных средств, а твердые национальные валюты остаются гораздо более привлекательными, нежели SDR.
Date: 2015-08-15; view: 475; Нарушение авторских прав |