Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация международного экономического сотрудничества в рамках системы ООН





 

§ 207. Международное экономическое сотрудничество на действительно универсальном уровне в основном сосредоточено в рамках системы ООН, включая органы ООН, а также специализированные учреждения семьи ООН. Впрочем, следует оговориться: абсолютно универсально-организуемого экономического сотрудничества, строго говоря, не существует даже в рамках ООН.

Во-первых, все же не все страны являются членами ООН. При этом формально не соблюдается на 100% и основной принцип универсализма: свободный доступ к участию для любого государства (в идеале - самозачисление).

Во-вторых, не все отрасли экономического сотрудничества реально охватываются деятельностью органов ООН. К примеру: действенное регулирование внешнеторговых отношений, не говоря уже, в частности, о торговле оружием и товарами двойного использования, - осуществляется вне ООН.

 

Экономическое сотрудничество в ООН на универсальном уровне как по субъектам (ratione personae), так и по объектам (ratione materiae)

 

§ 208. Хотя ООН не является, конечно, исключительно экономической организацией, но ей присуща формально универсальная компетенция и в области международных экономических отношений. Уже в ст. 1 Устава ООН в качестве одной из целей создания Организации указывается: осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического характера. В Уставе ОН две главы: "IX. Международное экономическое и социальное сотрудничество" и "X. Экономический и социальный совет" - преимущественно посвящены организации сотрудничества и решению экономических проблем.

§ 209. Общей универсальной и руководящей компетенцией в рамках ООН наделена ее Генеральная Ассамблея, в деятельности которой экономические проблемы занимают важнейшее место. В проводимых ежегодно в сентябре очередных сессиях Генассамблеи работа ведется параллельно в двух основных сессионных комитетах пленарного состава: в политическом и в экономическом. Большое количество резолюций Генассамблеи было посвящено урегулированию международных экономических проблем, и это иллюстрируется многочисленными примерами в настоящем курсе. Именно Генассамблея принимает принципиальные решения в этой области, подготавливаемые и в других органах системы ООН.

§ 210. Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении этой задачи Совет Безопасности, во-первых, правомочен вести борьбу и с экономическими явлениями, подрывающими мир и безопасность, например, с противозаконной торговлей наркотиками, оружием, отмыванием "грязных" денег и т.п. А во-вторых, Совет наделен правами принимать силовые действия экономического характера: вводить торговую блокаду, эмбарго и т.п. меры в качестве санкций, применяемых к государствам, в интересах пресечения угрозы миру и безопасности. При этом существенно, что в отличие от резолюций других органов ООН резолюции Совета Безопасности имеют императивную силу.

§ 211. Универсальной компетенцией в экономической сфере обладает и один из главных органов ООН Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

ЭКОСОС обладает многообразными функциями координации экономической и социальной деятельности специализированных учреждений ООН и ее многочисленных органов, в частности, по проблемам экономического развития, мировой торговли, индустриализации, освоения природных ресурсов и т.д. ЭКОСОС состоит из 54 государств, его состав периодически обновляется, решения принимаются простым большинством голосов. Ежегодно проводятся одна организационная и две очередных сессии, причем экономические вопросы обсуждаются в Первом сессионном комитете очередных сессий. В составе ЭКОСОС большое количество подотраслевых постоянных комитетов и комиссий.

Все возрастающее разнообразие областей экономического сотрудничества предопределило появление, кроме ЭКОСОС, многочисленных отраслевых международных учреждений как в системе ООН, так и вне ее. Такие международные отраслевые организации, действующие на универсальном уровне, становятся центрами, под эгидой которых формируются нормы МЭП, в частности в сфере международной торговли, в промышленно-кооперационных связях, валютно-финансовом сотрудничестве, в области транспорта, связи, охраны интеллектуальной собственности и т.д.

 

Экономическое сотрудничество в ООН универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)

 

§ 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях ООН под эгидой ЭКОСОС, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:

- Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) состоит из европейских, а также азиатских постсоветских государств - членов ООН и, кроме того, также США и Канады. Штаб-квартира ЕЭК - Женева;

- членами Экономической и Социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) являются государства Азии (кроме арабских стран Западной Азии), Океании, а также Великобритания, США и Франция. Штаб-квартира - в Бангкоке;

- Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА) состоит из африканских государств. Штаб-квартира - в Аддис-Абебе;

- Экономическая комиссия ООН для Западной Азии (ЭКЗА) объединяет арабские государства Западной Азии, Египет, а также Палестину. Штаб-квартира - в Аммане;

- членами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) являются латиноамериканские и карибские государства, а также Великобритания, Нидерланды, Испания, Канада, США и Франция. Штаб-квартира - в Сантьяго, Чили.

В названных комиссиях в качестве ассоциированных участников, а также наблюдателей или консультантов могут сотрудничать другие страны и международные организации. Цели деятельности и функции перечисленных комиссий аналогичны. Это - содействие экономическому развитию стран региона, повышению уровня жизни их населения, поощрение экономических отношений как между странами-членами, так и между ними и остальным миром. Аналогичной является и организационная структура комиссий. Высший орган - пленарная сессия представителей государств. Имеются также постоянные и временные вспомогательные органы. Исполнительным органом служит секретариат во главе с исполнительным секретарем. Комиссии обладают правом проводить международные конференции, совещания и т.п.

§ 213. В качестве примера организационной структуры и практической деятельности региональных комиссий ООН целесообразно привести наиболее существенную для России Европейскую экономическую комиссию (ЕЭК) или, иначе, Экономическую комиссию ООН для Европы, тем более что деятельность ее не ограничивается рамками Европы, а разрабатываемые Комиссией документы широко используются во всей мировой торговле.

ЕЭК создана была в 1947 г. с целью содействия восстановлению экономики стран Европы, пострадавших во время Второй мировой войны. Целями Комиссии признается организация экономического сотрудничества внутри региона, а также со странами других континентов на основе выработки и осуществления согласованных мер, взаимных консультаций, обмена информацией и т.п. В ЕЭК, как упоминалось, входят все европейские страны, в том числе географически не европейские бывшие республики СССР, а также США и Канада, цивилизационно, политически, экономически и исторически связанные с Европой. Таким образом, реально Комиссия орган не региональный, а межрегиональный.

Сессии с участием представителей всех стран-членов проводятся ежегодно. Кроме того, в рамках ЕЭК создано более десяти отраслевых комитетов, включая Комитет по развитию внешней торговли. Ежегодно собираются также Совещание старших советников правительств и Конференция статистиков. Решения в Комиссии принимаются формально по большинству голосов с обычной для органов ООН рекомендательной силой, а практически используется метод консенсуса.

Весьма важной стороной деятельности ЕЭК является разработка документов правового характера, многие из которых используются на практике во всем мире, хотя имеют факультативно-рекомендательное правовое значение, в том числе:

- разрабатываемые совместно с Международной торговой палатой Унифицированные правила поведения при международной передаче торговых данных средствами компьютерной связи, 1988 г.;

- ряд руководств по составлению агентских соглашений; условий форс-мажора; по предотвращению мошенничества в международной торговле; по составлению договоров о промышленном сотрудничестве, о консультативном инженеринге;

- формуляры - образцы для унифицированных внешнеторговых документов (коносаменты, счета-фактуры, страховые полисы, сертификаты происхождения и т.п.);

- несколько десятков типовых общих условий экспортных поставок, в том числе поставок машинного оборудования; экспортных поставок и монтажа машинного оборудования; топлива; пиломатериалов; импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования и металлоизделий серийного производства; для зерновых, цитрусовых, картофеля, а также для сделок подряда. На основе проектов ЕЭК в 1956 г. была заключена Конвенция о договоре международной перевозки грузов ("TIR"), Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.

Все это является весомым вкладом в гармонизацию и унификацию права международной торговли.

 

Экономическое сотрудничество в ООН универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)

 

§ 214. Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства - члены ООН.

Основными функциями ЮНКТАД являются:

- поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности, торговля между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;

- установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;

- содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;

- содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;

- согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и развития.

Высший орган ЮНКТАД - сессия Конференции, созываемая раз в четыре года, а в период между сессиями - Совет ЮНКТАД.

Основными вспомогательными органами являются: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, Специальный комитет по преференциациям.

Уже из перечня комитетов видно, что многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее. Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности, в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и "невидимыми статьями" торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.

§ 215. К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности, разработку Общей системы преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г.); Глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.); Свода принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980 г.); содействие в функционировании международных соглашений по сырьевым товарам (какао, сахар, зерновые, и т.д.) и межправительственных исследовательских групп по сырьевым товарам (железная руда, вольфрам, медь, никель и т.д.), включая организацию Общего сырьевого фонда для финансирования операций международных "буферных" запасов и других проектов в области сырьевых товаров. Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в том числе в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.

§ 216. Кроме Генеральной Ассамблеи ООН (и особенно ее Комитета пленарного состава по экономическому сотрудничеству), ЭКОСОС и ЮНКТАД - основных органов, ведающих вопросами экономического сотрудничества в рамках ООН, - эти вопросы в части отдельных специфических проблем с социальными акцентами (и лишь косвенно с торгово-экономическими) входят в компетенцию следующих вспомогательных органов ООН под эгидой Генеральной Ассамблеи:

- Программа развития ООН (ПРООН, ИЛИ UNDP). Цель ПРООН, действующей с 1966 г. под эгидой Генассамблеи и ЭКОСОС, - содействие развивающимся странам в ускорении их экономического и социального развития путем оказания помощи правительствам развивающихся стран в выполнении их планов развития. Финансирование складывается из добровольных взносов правительств стран-членов ООН. Совет управляющих ПРООН руководит распределением средств, разрабатывает программы и директивы для ПРООН;

- Всемирный продовольственный совет, создан в 1974 г. под эгидой Генассамблеи и ЭКОСОС. Координирует сотрудничество в вопросах производства продовольствия, продовольственной безопасности, продовольственной помощи. Разрабатывает рекомендации правительствам и странам ООН в части разрешения продовольственных проблем. Особое внимание уделяется сотрудничеству между развивающимися странами в производстве продовольствия;

- Мировая продовольственная программа. Учреждена в 1961 г. в совместном ведении ООН и ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) в целях предоставления продовольственной помощи для поддержки проектов развития и для чрезвычайных нужд;

- Комитет по политике и программам продовольственной помощи, образован в 1975 г. совместно ООН и ФАО в качестве, по существу, аффилированного органа Мировой продовольственной программы с задачами: обеспечения руководства в выполнении этой Программы и разработки предложений по ее более эффективной реализации, а также для проведения межправительственных консультаций по национальной и международной политике и программам продовольственной помощи;

- Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития, образован в 1979 г. под эгидой Генассамблеи ООН с задачами: содействия согласованию политики органов ООН в научно-технической области; разработки Программы планирования развития науки и техники на международном, субрегиональном, региональном, межрегиональном и национальном уровнях; выявления и оценки новых научно-технических достижений, полезных для развивающихся стран; содействия мобилизации ресурсов и руководству финансирования ООН развития науки и техники.

Вспомогательным органом Межправительственного комитета по науке и технике является с 1980 г. Консультативный комитет по науке и технике в целях развития. Задачами его являются: оказание консультаций Межправительственному комитету и другим органам ООН.

§ 217. К "семье" ООН относятся и так называемые специализированные учреждения ООН. Само слово "специализированные" говорит о первоначальном резоне создания этих учреждений с сугубо отраслевой компетенцией с тем, чтобы "разгрузить" ООН как таковую от регулирования специфических межгосударственных отношений. Юридически так называемые специализированные учреждения - все представляют собой межправительственные организации, являются совершенно самостоятельными субъектами международного права, с составом участников, часто не совпадающим с составом членов ООН. Иногда членство в отдельных специализированных учреждениях (например МВФ, МБРР) обусловлено и особыми условиями, которые формально выводят эти учреждения в строгом смысле слова из-под понятия универсальности. В течение многих десятилетий Советский Союз и другие социалистические страны не участвовали ни в МВФ, ни в МБРР.

Отличается в отдельных специализированных учреждениях и порядок принятия правовых актов ("взвешенное" голосование), отличается и их правовая сила от решений, принимаемых органами ООН.

В то же время следует подчеркнуть, что специализированные учреждения находятся с ООН в самых тесных координационных (но не субординационных) отношениях.

Многие из специализированных учреждений либо целиком ориентированы на выполнение экономических функций, либо такие функции составляют существенную часть их компетенции.

§ 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.

Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МББР), иначе Всемирный банк - созданы в 1944 г. и прямо являются экономическими по своему характеру, но в специальной сфере валютно-финансовых отношений. (Подробнее о них см. в гл. X, в том числе § 450-455, 487 и др.)

К МБРР примыкают и входящие в "группу" Всемирного банка: Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) (см. § 487, 489, 724, 725 и др.).

Из числа специализированных учреждений в торгово-экономической сфере услуг задействованы:

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) (см. § 661);

Международная морская организация (ИМО) (см. § 389, 390);

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (см. § 402, 403).

В области связи это:

Всемирный почтовый союз (см. § 418);

Международный союз электросвязи (МСЭ) (см. § 419).

К сфере международного экономического сотрудничества следует отнести и Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), возникшую в 1966 г. и в 1985 г. преобразованную в специализированное учреждение ООН. Основной целью ЮНИДО стало содействие процессу индустриализации и оказания технической помощи развивающимся странам, а также координации всей деятельности ООН в области промышленного развития. Что касается, однако, правового регулирования промышленного развития как такового, это регулирование практически осуществляется в основном внутринациональным правом соответствующих государств или же "разносится" по отраслям международного торгового права и международного имущественного права. В рамках этих подотраслей МЭП рассматриваются и особые, в том числе преференциальные, правовые условия, действующие в части содействия промышленному прогрессу развивающихся стран.

С функциями международного экономического сотрудничества отчасти соприкасается компетенция и таких специализированных учреждений, как:

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО);

Международная организация труда (МОТ) (см. § 429);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

 

Date: 2015-08-15; view: 867; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию