Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественно-публицистические жанры: общая характеристика





В художественно - публицистических жанрах отражается социальный характер тематики. В них присутствует комбинация фактов и событий, отраженных в образной форме. Преимущественная сфера отражения в художественно – публицистических жанрах – это социальные духовные, нравственные коллизии личности. Тексты в СМИ имеют свою стилевую особенность, она определяется такими факторами, как актуальность, оперативность, периодичность, ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания. Публицистический стиль характеризуется единством двух функций – информационной и воздействующей. Информационная – это документальность, официальность, объективность. Воздействующая связана с формированием оценочности, императивности, выразительности, эмоциональности, полемичности. Взаимодействие этих двух функций обусловило стилеобразующий принцип публицистической речи: чередование стандартных и экспрессивных единиц языка. Публицистический текст направлен на воздействие, убеждение. В публицистическом тексте используются приемы выразительного письма, что сближает его с художественной речью. Публицистический жанр предполагает не только констатирующую речь, но и выражение отношения к сообщаемому.

Интервью: это больше чем вопросы и ответы
глава из книги "Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"


Интервью может провалиться по многим причинам, но это произойдет почти наверняка, если репортер к нему не готов. Тот, кто соглашается дать интервью, как правило, предполагает, что репортер будет максимально подготовлен и осведомлен. Неподготовленного репортера очень легко ввести в заблуждение, и, разумеется, добытая информация в этом случае будет малоценной. Компетентно поставленные вопросы располагают к диалогу большинство интервьюируемых.
Поэтому репортеру следует сначала прочитать все, что можно достать, об интервьюируемом (или о предмете расследования). Для созданий его портрета опросите сначала тех, кто его хорошо знает. Разумеется, бывают случаи, когда герои интервью ранее не был объектом интереса газет. И даже в таком случае можно пронести полезные расспросы о вашем будущем собеседнике у членов его семьи, соседей, коллег по работе, учителей к т. д.
Затем репортеру нужно составить список вопросов, запомнить главные из них н во время интервью держать список наготове на случай внезапного провала памяти. Но список не должен управлять интервью. Уже первые вопросы и ответы могут придать беседе совершенно иное, чем предполагалось репортером, направление. В результате может получиться даже более удачный материал.
Интервью тет-а-тет гораздо предпочтительнее беседы по телефону. При личном общении, особенно если это происходит на работе или дома, репортер увидит окружение интервьюируемого. В этом случае интервью не прерывается н совмещается с личными наблюдениями репортера. Телефонный же собеседник может в любой момент отключиться, и тогда - конец интервью.
Репортер должен быть одет соответствующим образом, любезен н деловит. Во время интервью важно вес время быть начеку и соответствующими вопросами возвращать разговор в нужное русло, если собеседник забирается в какие-то не относящиеся к делу области. Это не слишком легко для начинающих репортеров, особенно если их собеседники намного старше, знамениты или облечены властью. Но и в этом случае может помочь предварительная подготовка.

Как добиваться ответов
Популярные личности, привыкшие часто давать интервью, умеют отвечать на вопросы, не сообщая при этом ничего по сути дела. Особенно любят эту практику политики. В таких ситуациях репортер должен спросить себя: действительно ли он получил ответ на заданный вопрос или же ответ абсолютно ничего не означает? Если вопрос все-таки остался без ответа, попробуйте перефразировать его н задать еще раз. Можно даже сказать собеседнику, что он не ответил на ваш вопрос.
Те, кто не привык часто давать интервью, обычно пугаются блокнота или диктофона репортера. Можно ободрить такого собеседника, сказав, что вы заинтересованы в получении абсолютно точной информации. Если вы пользуетесь диктофоном, параллельно выборочно делайте записи - диктофон неожиданно может отказать. Если интервьюируемый все-таки стесняется блокнота или диктофона, сразу после интервью сядьте где-нибудь поблизости - прямо за дверью рабочего кабинета, например. - н восстановите разговор, набрасывая заметки или наговаривая в диктофон. Память может подвести, и то, что кажется совсем свежим впечатлением, часто забывается уже по пути в редакцию. Кстати, диктофон-это надежная защита от ошибок при цитировании, так же как и от претензий собеседника по поводу неверного цитирования. Интервью обычно проводится тет-а-тет: репортер и интервьюируемый. Иногда мудрым шагом будет проведение интервью вместе с еще одним репортером - один задает вопросы, другой записывает. Это особенно полезно при подготовке материалов-расследований, например, когда предполагаемому правонарушителю предоставляется для комментария доказательство его преступления.

Предварительные любезности
Почти всегда о длительных интервью договариваются заранее. Профессиональные манеры репортера не исключают кратких предварительных любезностей. Так, репортер должен быть уверен в том, что произносит имя собеседника правильно: искаженное имя может сильно повредить беседе.
Смысл любого интервью в том, что ваш собеседник должен говорить. Если он молчит, попробуйте сказать, что вы только выполняете свою работу и хотите сделать ее хорошо.
Несколько дополнительных советов по ведению интервью:
1. После нескольких кратких любезных фраз начните с легкого или менее спорного вопроса, оставив самые трудные на конец разговора. Иногда можно растянуть вступительную часть и дать собеседнику поговорить немного о том, о чем он хочет. Когда тон и настроение разговора установятся, переходите к самым простым из ваших вопросов.
2. В начале разговора задайте вопрос-другой, на которые вы сами знаете ответ. Это поможет проверить, насколько правдив собеседник. Относитесь скептически к любому ответу, который нельзя проверить. Ваш собеседник, особенно если это политическая фигура, может иметь свои планы относительно интервью.
3. Записывая ответы, отмечайте также, как одет собеседник, как себя ведет, что его окружает - это те специфические детали, которые помогут вам воссоздать место действия для читателя вашего материала.
4. Убедитесь в том, что понимаете ответы. Если сомневаетесь, попросите объяснить. Если сомнения остались, опишите ваше понимание ответа и спросите у собеседника, верно ли оно. Это особо важно в беседах на научно-технические темы.
5. Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно “да” - или “нет”. Незавершенные вопросы обычно вызывают более откровенные ответы.
6. Попробуйте начать вопрос с “как” или “почему” - “Как вы себя чувствовали в тот момент?” или “Приняли бы вы такое же решение еще раз?” и так далее. Такие вопросы помогают вам больше узнать о собеседнике.
7. Метод, сходный с предыдущим. Задайте вопрос: “Что удивило вас (в такой-то ситуации)?” Иногда это может много добавить к вашим наблюдениям.
8. Поговорите о биографических подробностях. Вызовите собеседника на разговор о нем. Спросите: “Какое самое тяжелое переживание связано у вас с...?”
9. Ведите разговор так, чтобы всегда предполагался ответ. Не просите: “Не хотите ли прокомментировать то-то и то-то...” Собеседник может сказать “нет”. По возможности задавайте вопрос так, как будто вы уже знаете ответ или часть ответа.
10. Если собеседник уклоняется от ответа, перефразируйте вопрос и задайте его снова, но немного позже.
11. Опираясь на свои предварительные исследования, задавайте вопросы типа: “О вас говорят так-то и так-то. Какова ваша реакция на это?”
12. Используйте так называемую “беременную” паузу. Если собеседник сразу не отвечает на вопрос полностью, тихо ждите, изображая ожидание. Часто по мере того, как убегают секунды, собеседник делает для себя заключение, что вам нужны еще какие-то детали, и дополняет короткий ответ. Трюк заключается в умении с пользой “перемолчать” собеседника.
13. Когда беседа близится к концу, начинайте задавать самые сложные вопросы, на которые, по вашему мнению, собеседник не склонен отвечать охотно. К этому моменту нежелание говорить может уже исчезнуть. Если оно все же имеет место, это не испортит ваше интервью, так как на большинство вопросов вы уже получили ответы.
14. Продолжайте беседу и после того, как вы закрыли блокнот и выключили диктофон. Это самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов.
15. В конце интервью поблагодарите собеседника, который потратил на вас свое время, и договоритесь о возможности связаться с ним, может быть, по телефону, если вы вдруг обнаружите какие-то пробелы в своем материале. Оставьте о себе самые лучшие воспоминания - ведь этот человек может не раз пригодиться вам в качестве информатора. Если есть вероятность того, что он не сможет приобрести газету, пошлите ему вырезку с опубликованным интервью.

Ким М.Н. Технология журналистского произведения

Интервью. Среди разновидностей интервью выделяют: событийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог. По постановке вопросов интервью делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (свободные). С учетом этих особенностей и строится композиция той или иной публикации. Например, в стандартизированных интервью (имеются в виду прессовые или анкетные опросы) заранее продумывается логика вопросов, а полученные ответы выстраиваются в той последовательности, в которой они были заданы в вопроснике. «Структура познавательного процесса, – отмечает В.В. Учёнова, – в этом случае может почти без изменений перевоплотиться в структуру жанра»[10][4]. Более сложным представляется структурно-композиционное построение публикации, основанной на свободном интервью, которое организуется не четко обозначенными вопросами, а темой. Здесь респондент высказывает мысли по своему усмотрению. Журналист направляет и стимулирует ход беседы, вступая в активный диалог с собеседником. Теоретики считают, что «исходный метод информирования читателя посредством сообщения ответов осведомленного лица на вопросы журналиста переживает в современной журналистике заметную эволюцию по следующим направлениям:

1) увеличивается содержательно-смысловая роль журналиста в беседе;

2) отношение к собеседнику как источнику информации преобразуется в интерес к нему самому как личности;

3) локально-информационная, комментаторская задача беседы сменяется обменом мнениями как импульсом к постановке проблемы, началу широкой дискуссии»[11][5].

 

На базе таких изменений жанр классического журналистского интервью преобразуется в социально-проблемный, проблемно-психологический или историко-биографический диалог. С учетом этих особенностей журналисту необходимо почерпнутые из беседы факты не только тщательно отобрать, но и структурно-композиционно осмыслить. Здесь и начинаются так называемые муки творчества, когда из разнородных суждений человека необходимо создать некий целостный рассказ. Если автору необходимо «задокументировать» воспоминая человека, то целесообразно упорядочить факты по временному признаку. Если нужно отразить ход состоявшейся дискуссии, то лучше всего выстроить материал по принципу «тезис – антитезис». Если задачей интервью является раскрытие внутреннего мира человека, то следует представить монолог респондента в виде цельного рассказа, который может сопровождаться авторскими ремарками и комментариями. В жанре интервью возможны перестановки частей беседы по различным смысловым блокам, компоновка, исключение второстепенных суждений, подчинение всех ответов респондента единой концептуальной идее и т.п.

Таким образом, подходы в структурно-композиционном построении информационных жанров (заметка, репортаж, интервью) могут быть весьма различными.

Грабельников, работа журналиста в прессе

Аналитическое интервью

Это интервью предназначено разобраться в мотивах поступков конкретных людей (героев интервью), или в причинах каких-то событий и их возможных последствиях для общества и т.д. Аналитическое интервью обычно, кроме того, что несет в себе сообщение о факте, содержит и анализ этого факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Со стороны журналиста здесь должны быть очень взвешенные и продуманные вопросы, он должен задавать направление анализа, а ответы собеседника должны быть насыщены примерами и аргументами. В аналитическом интервью может подниматься экономическая или политическая проблема, но также это может быть портретное интервью, посвященное конкретной личности, представляющей интерес для общества.[12]

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[12] Там же

Date: 2015-08-15; view: 1330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию