Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава ххVIII. Производство по делам
С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ <*>
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Спарк", юр. бюро "Городец", 1997 (издание второе, исправленное и дополненное).
<*> Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1989; Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс. М., 2001; Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1986; Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2001; Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (научно-практический) / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2000; Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. М.А. Викут. М., 2003. Гл. 43 - 45; Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. Гл. 32.
§ 1. Законодательство, регулирующее производство по делам с участием иностранных лиц
Международное частное право регулирует не только гражданские, семейные, трудовые, но и процессуальные права иностранных граждан, предприятий, организаций, лиц без гражданства. Развитие рыночных отношений, привлечение иностранных инвестиций, "потепление" политического климата приводят и в дальнейшем будут приводить к более частому пребыванию иностранцев, лиц без гражданства, нахождению филиалов зарубежных фирм на территории России. Следовательно, вопросы защиты их прав и интересов в судебном порядке должны быть законодательно урегулированы. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Это положение Конституции РФ имеет определяющее значение для судопроизводства по делам с участием иностранного элемента. Гражданское процессуальное законодательство развивает конституционное положение. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее также в настоящем разделе - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с ГПК и иными федеральными законами. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций (ст. 398 ГПК). ГПК регламентирует основные аспекты международного гражданского процесса, а именно: 1) гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, процессуальную правоспособность иностранных организаций и международных организаций; 2) подсудность дел по спорам с участием иностранного элемента; 3) иски к иностранным государствам и международным организациям, дипломатический иммунитет; 4) исполнение судебных поручений иностранных судов и обращение судов Российской Федерации с поручениями к иностранным судам; 5) признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей. Именно в соответствии с этим будет строиться изложение данной главы. СССР, а затем Российская Федерация (в качестве правопреемника) участвует: - в Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.; - в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.; - в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. и т.д. Действуют многосторонние и двусторонние международные договоры, устанавливающие нормы международного гражданского процесса. Это: - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., участниками которой являются многие государства - члены СНГ; - двусторонние договоры - Договор между СССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; - Договор между СССР и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
§ 2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, процессуальная правоспособность иностранных организаций и международных организаций
1. Предоставление иностранным гражданам, юридическим лицам, лицам без гражданства национального режима
Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации устанавливает национальный правовой режим в области защиты прав и интересов иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства. Национальный режим означает, что иностранным гражданам, предприятиям, организациям и лицам без гражданства предоставляется такой же режим, как и для физических и юридических лиц РФ, на них распространяются одинаковые процессуальные права. Национальный режим не предусматривает введение каких бы то ни было условий в виде требования о проживании на определенной территории и проч. В некоторых государствах существует правило, согласно которому иностранец, предъявляя иск в суд, должен внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если в удовлетворении иска будет отказано <*>. В российском процессуальном законодательстве подобных требований не содержится. -------------------------------- <*> См.: Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1989. С. 323.
Положение о национальном режиме отражается как в российском гражданском процессуальном законодательстве, так и в международных договорах. Так, в соответствии с ГПК иностранные граждане, лица без гражданства имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны (ч. 1 ст. 1). И далее в рассматриваемой Конвенции отмечается, что граждане каждой Договаривающейся Стороны, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны (ч. 2 ст. 1). Национальный режим устанавливается двусторонними международными договорами. Например, в Договоре между РСФСР и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам отмечено, что граждане одного из государств Договора пользуются на территории другого государства в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этого государства. Следовательно, граждане имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения другого государства, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане (ст. 1) <*>. Аналогичным образом определяется национальный режим в других двусторонних договорах <**>. -------------------------------- <*> См.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1986. С. 340. <**> См., например: Договор между СССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 1); Договор между СССР и МНР о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 1) // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 399, 487.
Национальный режим может быть установлен и применительно к отдельным видам отношений. Так, национальный режим в наследовании установлен Договором между СССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В названном Договоре отмечается, что граждане одного государства приравниваются в правах к гражданам другого государства, проживающим на его территории, в отношении приобретения по наследству имущества, находящегося на территории другого государства, и прав, которые должны быть там осуществлены, а также в отношении способности составления и отмены завещания на такое имущество и такие права. Имущество и права переходят к ним при наследовании по закону и по завещанию на тех же условиях, какие установлены для собственных граждан, проживающих на территории этого государства (ст. 24) <*>. -------------------------------- <*> Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 492, 493.
В силу наличия национального режима на иностранных граждан, лиц без гражданства распространяются положения внутреннего гражданского процессуального законодательства, а также положения международных договоров. Однако действует правило о преимуществе положений международных норм над нормами внутреннего, российского права. Ответные ограничения могут быть установлены в отношении граждан, предприятий и организаций тех государств, в которых допускаются специальные ограничения гражданских процессуальных прав российских граждан, предприятий и организаций.
2. Терминология
Для изложения гражданских процессуальных прав иностранцев, лиц без гражданства необходимо определить субъектов, подпадающих под действие разд. V ГПК. В соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О гражданстве РСФСР" иностранными гражданами признаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ, лицами без гражданства - лица, не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Применительно к иностранным предприятиям, учреждениям российское законодательство не использует термин "юридическое лицо". Новый ГПК, определяя гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, процессуальную правоспособность иностранных организаций и международных организаций, вводит понятие личного закона: "Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом" (ч. 1 ст. 399 ГПК). Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью (ст. 399 ГПК). Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации также определяется личным законом. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность. Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом. Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации (ст. 400 ГПК).
3. Осуществление процессуальных прав иностранцами, лицами без гражданства
Иностранные граждане, лица без гражданства могут участвовать в гражданском судопроизводстве лично или через представителя. Если представителем является российский гражданин, то он наделяется полномочиями в общем порядке, установленном ГПК. В Российской Федерации действует Инюрколлегия, которая осуществляет представительство по делам с "иностранным элементом". Однако иностранцы и лица без гражданства вправе привлечь к процессу адвоката другой страны либо любого российского адвоката, обладающего полномочиями на ведение дела в суде. В этом случае вопрос о допуске такого представителя решается в каждом случае индивидуально судьей в порядке, установленном ГПК. Полномочия представителя во всех названных случаях оформляются доверенностью. В связи с этим представитель может быть наделен как общими, так и специальными полномочиями.
§ 3. Подсудность гражданских дел с участием иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства
Термин "международная подсудность" несколько отличен от принятого толкования понятия подсудности в российском законодательстве, ибо он определяет распределение дел между судами не одного, а разных государств. Поэтому международную подсудность толкуют как компетентность судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом <*>. -------------------------------- <*> См.: Богуславский М.М. Указ. соч. С. 319.
Приняты три основные системы определения подсудности: 1) по признаку гражданства сторон спора. Например, в некоторых странах для признания суда компетентным рассматривать дело достаточно, чтобы спор был о сделке, заключенной гражданином данного государства, независимо от места ее заключения; 2) по признаку распространения правила внутренней территориальной подсудности на дела с участием иностранного элемента; 3) по признаку "присутствия" ответчика. Законодательством многих стран допускается договорная подсудность <*>. -------------------------------- <*> См.: Богуславский М.М., Указ. соч. С. 319.
В соответствии с гражданским процессуальным законодательством, если иное не установлено правилами гл. 44 ГПК, подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации определяется по правилам гл. 3 ГПК. Иными словами, по общему правилу при рассмотрении дел с участием иностранного элемента применяются нормы о подсудности гражданских дел, установленные в общей части ГПК и распространяющиеся в равной степени на российских граждан и российских юридических лиц. Общим критерием отнесения дел с участием иностранного элемента к подсудности российских судов является нахождение организации-ответчика на территории Российской Федерации или место жительство гражданина-ответчика в Российской Федерации. Суды в Российской Федерации вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если: 1) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории Российской Федерации; 2) ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации; 3) по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в Российской Федерации; 4) по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории Российской Федерации или истец имеет место жительства в Российской Федерации; 5) по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имели место на территории Российской Федерации; 6) иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации; 7) иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации; 8) по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином; 9) по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в Российской Федерации (ст. 402 ГПК). Вновь принятый ГПК также определяет случаи рассмотрения дел российским судом в силу исключительной подсудности дел с участием иностранных лиц: 1) дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации; 2) дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории Российской Федерации; 3) дела о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации; 4) дела, предусмотренные гл. 23 - 26 ГПК; 5) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, имеет место жительства в Российской Федерации или факт, который необходимо установить, имел или имеет место на территории Российской Федерации; 6) гражданин, в отношении которого подается заявление об усыновлении (удочерении), об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации), о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, о принудительном психиатрическом освидетельствовании, является российским гражданином или имеет место жительства в Российской Федерации; 7) лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации и при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации; 8) подано заявление о признании вещи, находящейся на территории Российской Федерации, бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, находящуюся на территории Российской Федерации; 9) подано заявление о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги, выданных гражданином или гражданину, которые имеют место жительства в Российской Федерации, либо организацией или организации, которые находятся на территории Российской Федерации, и о восстановлении прав по ним (вызывное производство) - ст. 403 ГПК. Ныне действующий ГПК вводит также договорную подсудность дел с участием иностранного элемента, устанавливая при этом некоторые ограничения, не позволяющие в некоторых случаях по договору изменять правила о подсудности. По делу с участием иностранного лица стороны вправе договориться об изменении подсудности дела (пророгационное соглашение) до принятия его судом к своему производству. Однако не подлежит изменению по соглашению сторон подсудность дел с участием иностранных лиц, установленная ст. ст. 26, 27, 30 и 403 ГПК (ст. 404 ГПК). Дело, принятое судом в Российской Федерации к производству с соблюдением правил подсудности, разрешается им по существу, если даже в связи с изменением гражданства, места жительства или места нахождения сторон либо иными обстоятельствами оно стало подсудно суду другой страны (ст. 405 ГПК). Надо отметить, что международными договорами также регламентируются вопросы подсудности гражданских дел с участием иностранного элемента. Интересна в этом плане Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная государствами - членами СНГ. На содержание норм данной Конвенции о подсудности, бесспорно, повлияло и содержание внутреннего законодательства, общие правовые корни (в частности, регулирование подсудности в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик). По общему правилу иски к лицам, имеющим место жительства на территории одной из Договаривающихся Сторон, предъявляются независимо от их гражданства в суды этой Договаривающейся Стороны. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал (ч. 1 ст. 20). Если в деле участвуют несколько ответчиков, имеющих местожительство (местонахождение) на территории разных Договаривающихся Сторон, спор рассматривается по месту жительства (местонахождению) любого ответчика по выбору истца (абз. 2 ч. 1 ст. 20). По искам о праве собственности и иным вещным правам на недвижимое имущество исключительно компетентны суды по месту нахождения имущества (ч. 3 ст. 20) и т.д. Суды Договаривающихся Сторон могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам (ч. 1 ст. 21). Но договором не может изменяться исключительная подсудность. Из приведенных примеров видна взаимосвязь решения вопроса о подсудности в рассмотренной Конвенции с существующими во внутреннем законодательстве правилами об общей территориальной, исключительной, договорной подсудности. В двусторонних договорах также предусматриваются вопросы подсудности гражданских дел. Помимо общих правил определения подсудности по делам с иностранным элементом выделяются специальные (по отдельным категориям дел). К специальным правилам о подсудности можно отнести разграничение компетенции судов по наследственным делам, делам о расторжении брака, о лишении дееспособности и проч. Специальная подсудность может устанавливаться как внутренним законодательством, так и международными договорами. Например, ч. 2 ст. 160 СК устанавливает специальную норму о подсудности дел о расторжении брака. Гражданин РФ, проживающий за пределами территории Российской Федерации, вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает как общие, так и специальные правила о подсудности. Например, по делам о расторжении брака между супругами, являющимися гражданами разных Договаривающихся Сторон и проживающих на территории разных Договаривающихся Сторон, дело компетентны рассматривать учреждения обеих Договаривающихся Сторон, на территории которых проживают супруги. Аналогичное правило закреплено в ч. 2 ст. 28 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В названном Договоре, например, предусмотрены специальные нормы о подсудности дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Такие дела рассматриваются судом того государства, чьим гражданином является данное лицо (ч. 1 ст. 23).
§ 4. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет
1. Абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет иностранного государства
Иностранные государства обладают судебным иммунитетом, под которым понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. В основе судебного иммунитета лежит суверенитет и равенство государств. В международном праве различается абсолютный и ограниченный (функциональный) иммунитет иностранного государства. В российском гражданском процессуальном законодательстве отражается влияние абсолютного иммунитета, что отражается и на содержании ч. 1 ст. 401 ГПК: "Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом". ГПК определяет и порядок предъявления исков к международным организациям в судах Российской Федерации в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 401 ГПК). В силу судебного иммунитета: 1) одно государство неподсудно другому (это положение принято называть судебным иммунитетом в узком смысле слова); 2) существует иммунитет от предварительного обеспечения иска; 3) действует иммунитет от принудительного исполнения решения. В силу наличия иммунитета иностранное государство не может быть привлечено без его согласия к суду в качестве ответчика, без его согласия не могут быть приняты меры обеспечения иска или осуществлено принудительное исполнение решения <*>. -------------------------------- <*> Подробнее об этом см.: Богуславский М.М. Указ. соч. С. 326.
В силу функционального иммунитета государство обладает иммунитетом только при совершении публично-правовых актов, при осуществлении коммерческой деятельности оно становится в положение обычного предпринимателя с лишением привилегий, вытекающих из судебного иммунитета.
2. Дипломатический иммунитет
Важным аспектом международного гражданского процесса является дипломатический и консульский иммунитет, который регулируется и внутренним законодательством, и международными конвенциями. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. наделяет дипломатического агента иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных полномочий. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением перечисленных выше трех случаев и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. В соответствии со ст. 32 названной Конвенции возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Но отказ от иммунитета от юрисдикции относительно гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнения решения, для последнего требуется отдельный отказ.
3. Консульский иммунитет
Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. устанавливается судебный иммунитет консульских должностных лиц и консульских служащих, которые не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением гражданского иска: а) вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; б) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством, судном или самолетом (ст. 43).
§ 5. Исполнение судебных поручений иностранных судов и обращение судов Российской Федерации с поручениями к иностранным судам
1. Передача судебных поручений
Процедура судебных поручений хорошо известна российскому гражданскому процессу. По делам с участием иностранного элемента нередко возникают случаи, когда необходимо совершить те или иные действия вне территории соответствующего государства. В этом случае необходимо использовать процедуру судебного поручения. Точно так же и российские суды выполняют судебные поручения иностранных судов. При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившиеся процедуры: 1) непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства; 2) обращение суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой. После этого данное министерство направляет поручение суду своего государства; 3) выполнение поручений в государстве В специально уполномоченным, назначенным судом государства А; 4) выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции <*>. -------------------------------- <*> См.: Богуславский М.М. Указ. соч. С. 331.
Иностранные государства направляют поручения российским судам, как правило, через Министерство юстиции РФ. Однако в международных договорах могут предусматриваться некоторые исключения. Например, в соответствии с Договором между СССР и МНР о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам при оказании правовой помощи (пересылка и вручение документов, допрос сторон, свидетелей, проведение осмотра, экспертизы и проч.) по вопросам, возникающим на территории пограничных республик, краев и областей Российской Федерации и аймаков МНР, их учреждения юстиции могут сноситься друг с другом непосредственно (ч. 4 ст. 3) <*>. -------------------------------- <*> См.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 400.
Сношение российских судов с иностранными судами осуществляется чаще всего дипломатическим путем. В соответствии со ст. 407 ГПК суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.). Законом определены также случаи, запрещающие выполнять поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий - оно не подлежит исполнению, если: 1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; 2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
2. Порядок выполнения судебного поручения
В любом случае передача судебного поручения иностранного суда должна соответствовать установленному порядку, которым является передача поручения через Министерство юстиции РФ. Судебное поручение должно быть снабжено апостилем. Проставление апостиля компетентным органом государства, в котором документ был совершен, удостоверяет подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ (ч. 1 ст. 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.). Апостиль может быть проставлен на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с документом. Исполнение поручений иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий осуществляется на основе российского законодательства. Однако если иное предусмотрено международным договором Российской Федерации, то применяются нормы международного права (ст. 407 ГПК). Имели место примеры, когда при допросе свидетелей по поручению судов Великобритании и США российский (и в свое время советский) суд исходил из вопросов, представленных судами названных стран и характерных для процедуры основного и перекрестного допросов <*>. -------------------------------- <*> Подробнее об этом см.: Богуславский М.М. Указ. соч. С. 333.
В многосторонних и двусторонних договорах о правовой помощи могут быть более детально урегулированы вопросы осуществления судебных поручений. Так, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. подробно регламентирует процедуру исполнения судебных поручений на территории государств - членов СНГ, участвующих в данной Конвенции. В частности, закреплены содержание и форма поручения об оказании правовой помощи. Прямо устанавливается возможность применения процессуальных норм запрашивающей стороны при исполнении судебного поручения, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны. При этом общее правило остается в силе - при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны (ч. 1 ст. 8). Содержится регламентация вызова свидетелей, сторон, их представителей, экспертов, вручения документов (ст. ст. 9 - 11). Аналогичным образом суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
§ 6. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)
1. Признание и принудительное исполнение решений иностранных судов на территории Российской Федерации
По общему правилу действие решения суда ограничено территорией этого государства. Признание на территории государства решения иностранного суда придает ему ту же самую юридическую силу, которой обладает решение суда данного государства. Порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами. Законодательство различных стран знает три системы исполнения решений иностранных судов. Во-первых, система регистрации, в соответствии с которой для принудительного исполнения судебного решения необходима его регистрация в определенном судебном органе государства. Во-вторых, система упрощенного производства, в силу которого решение иностранного суда служит основанием не для исполнения, а лишь для предъявления иска. В-третьих, система подтверждения решения иностранного суда компетентным судом государства, на чьей территории решение подлежит исполнению (система экзекватуры). Советское, а позже российское законодательство восприняло систему экзекватуры. Возможность признания судебного решения и его исполнения предусматривается внутренним законодательством и международными договорами. Статья 409 ГПК устанавливает правила признания и исполнения решений иностранных судов: "Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации". В рамках действия гражданского процессуального права под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением. Для предъявления решения иностранного государства к принудительному исполнению ГПК устанавливает трехлетний срок со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 112 ГПК.
2. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда
Новый ГПК содержит регламентацию подсудности дел о рассмотрении ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного государства (ст. 410 ГПК), относя решение вопроса о принудительном исполнении к ведению верховных судов республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области или судам автономных округов. Территориальная подсудность определяется по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества. Статья 411 ГПК подробно излагает содержание ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда, в котором должно быть указано: 1) наименование взыскателя, его представителя, если ходатайство подается представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем является организация, указание места ее нахождения; 2) наименование должника, указание его места жительства, а если должником является организация, указание места ее нахождения; 3) просьба взыскателя о разрешении принудительного исполнения решения или об указании, с какого момента требуется его исполнение. В ходатайстве могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела. К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором Российской Федерации, а если это не предусмотрено международным договором, прилагаются документы, перечисленные в ч. 2 ст. 411 ГПК. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства. Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства. В случае если должник обратился в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения ходатайства и эта просьба признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом должника. Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные доказательства, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения суда о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения решения иностранного суда. В случае если у суда при решении вопроса о принудительном исполнении возникнут сомнения, он может запросить у лица, возбудившего ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда, объяснение, а также опросить должника по существу ходатайства и в случае необходимости затребовать разъяснение иностранного суда, принявшего решение (ч. ч. 3 - 6 ст. 411 ГПК). Суд вправе отказать в принудительном исполнении решения иностранного суда при наличии оснований, указанных в ст. 412 ГПК: 1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению; 2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела; 3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации; 4) имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде; 5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации либо противоречит публичному порядку Российской Федерации; 6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.
3. Решения иностранных судов, не требующие принудительного исполнения
Не все решения иностранных судов требуют своего принудительного исполнения. Иногда достаточно признания решений иностранных судов. В таком случае решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения относительно этого. Заинтересованное лицо по месту его жительства или месту нахождения в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа возражения относительно признания этого решения. Возражения заинтересованного лица относительно признания решения иностранного суда рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений. Неявка без уважительной причины заинтересованного лица, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению возражений. В случае если заинтересованное лицо обратится в суд с просьбой о переносе времени рассмотрения возражений и эта просьба будет признана судом уважительной, суд переносит время рассмотрения и извещает об этом заинтересованное лицо. После рассмотрения судом возражений относительно признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сроки, которые установлены ГПК (ст. 413 ГПК). Отказ в признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, установленных для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда на основании п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 412 ГПК. В Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов: а) относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение; б) о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации; в) о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Российской Федерации; г) в других предусмотренных федеральным законом случаях (ст. 415 ГПК).
4. Законодательство по признанию судебного решения иностранного государства
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривает условия признания решений: - решения вынесены учреждениями юстиции Договаривающихся Сторон; - решения вступили в законную силу; - по своему характеру решения не требуют исполнения; - учреждения юстиции запрашиваемой стороны не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу; - дело не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции стороны, на территории которой решение должно быть признано (ч. 1 ст. 52). Примером признания судебного решения иностранного государства, предусмотренного внутренним законодательством, можно рассматривать положение ч. 3 ст. 160 СК, где говорится, что расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака, подлежащего применению при расторжении брака, признается действительным в Российской Федерации. Точно так же признается действительным в Российской Федерации расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами Российской Федерации при соблюдении тех же условий (ч. 4 ст. 160 СК). Раздел III Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. также подробно регламентирует вопросы исполнения решений иностранных судов. Каждая из Договаривающихся Сторон признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон: а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств; б) решения по уголовным делам о возмещении вреда (ст. 51). Конвенция регулирует подачу ходатайства о разрешении принудительного исполнения решения, порядок признания и принудительного исполнения решений. Среди оснований к отказу в признании и исполнении решений перечислены практически те же положения, что и в рассмотренном выше Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей". Дополнительным основанием к отказу в признании и исполнении решения, установленным Конвенцией, является отсутствие документа, подтверждающего соглашение сторон по делу договорной подсудности. Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. регламентирует вопрос принудительного исполнения решений о взыскании судебных расходов странами - участницами данной Конвенции. В рассматриваемой Конвенции отмечается следующее. Решения о взыскании судебных издержек и расходов объявляются подлежащими исполнению без заслушивания сторон при условии, однако, что сторона, с которой производится взыскание, имеет право на последующее обжалование в соответствии с законодательством государства, где испрашивается исполнение. Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении, ограничиваются рассмотрением следующих вопросов: 1) отвечает ли копия решения требованиям законодательства страны, где оно было вынесено, относительно аутентичности копии; 2) вступило ли решение в законную силу в соответствии с указанным законодательством; 3) изложены ли постановления решения на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или к документу приложен перевод на один из указанных языков, и при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, засвидетельствован ли он дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства. Для выполнения условий, предусмотренных в п. п. 1 и 2 абз. 2, достаточно либо заявления компетентных властей запрашивающего государства, подтверждающего, что решение вступило в законную силу, либо представления должным образом заверенных документов, свидетельствующих, что соответствующее решение вступило в законную силу. Компетентность указанных выше властей при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, удостоверяется высшим должностным лицом, возглавляющим органы юстиции запрашивающего государства. Упомянутые выше заявления и свидетельство должны быть составлены или переведены в соответствии с правилами, изложенными в п. 3 абз. 2. Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении судебного решения, производят оценку общей суммы затрат по засвидетельствованию, переводу и удостоверению в соответствии с п. 3 абз. 2 при условии, что об этом одновременно просит сторона. Такие затраты будут рассматриваться в качестве издержек и расходов по ведению дела <*>. -------------------------------- <*> См.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 9 - 10.
Двусторонние международные договоры также могут регулировать вопросы исполнения решений договорившихся стран.
5. Исполнение решений иностранных арбитражей
Помимо решений иностранных судов ГПК предусматривает исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей). На уровне международных договоров исполнение решений иностранных арбитражей регулируется Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.). Термином "арбитражные решения" охватываются арбитражные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, и постоянными арбитражными органами. Названная выше Конвенция подробно регламентирует основания отказа в признании и приведении в исполнение арбитражного решения. Эти основания, отражая суть арбитражного производства, отличаются от рассмотренных в этом параграфе оснований отказа в признании и исполнении решений иностранных судов. В частности, применительно к арбитражным решениям Конвенция вводит такие основания для отказа в признании и исполнении, как: - решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре; - состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовали закону той страны, закон которой применялся, и т.д. <*>. -------------------------------- <*> Подробнее об этом см.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. С. 20 - 24.
В соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" исполнительными документами на территории Российской Федерации являются, в частности, исполнительные листы, которые суд выдает на основании решений иностранных судов и арбитражей <*>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.
Новый ГПК регулирует признание и исполнение решений иностранных третейских судов и арбитражей, практически распространяя на них правила о признании исполнения решений иностранных судов, за некоторыми исключениями (ч. 1 ст. 416 ГПК). Сторона, ходатайствующая о признании или об исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража), должна представить подлинное решение иностранного третейского суда (арбитража) или его должным образом заверенную копию, а также подлинное арбитражное соглашение или его должным образом заверенную копию. В случае если арбитражное решение или арбитражное соглашение изложено на иностранном языке, сторона должна представить заверенный перевод этих документов на русский язык (ч. 2 ст. 416 ГПК). В признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) может быть отказано: 1) по просьбе стороны, против которой оно направлено, если эта сторона представит компетентному суду, в котором испрашиваются признание и исполнение, доказательство того, что: - одна из сторон арбитражного соглашения была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно в соответствии с законом, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого доказательства - в соответствии с законом страны, в которой решение было принято; - сторона, против которой принято решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве либо по другим причинам не могла представить доказательства либо решение принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения. В случае если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, часть решения суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и исполнена; - состав третейского суда или арбитражное разбирательство не соответствовали арбитражному соглашению либо в отсутствие такового не соответствовали закону страны, в которой имел место иностранный третейский суд (арбитраж); - решение еще не стало обязательным для сторон или было отменено или его исполнение было приостановлено судом страны, в которой или в соответствии с законом которой оно было принято; 2) если суд установит, что спор не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и исполнение этого решения иностранного третейского суда (арбитража) противоречат публичному порядку Российской Федерации. В случае если в суде заявлено ходатайство об отмене или о приостановлении исполнения решения иностранного третейского суда (арбитража), суд, в котором испрашиваются признание и исполнение, может отложить принятие своего решения, если сочтет это надлежащим (ст. 417 ГПК).
Date: 2015-08-15; view: 329; Нарушение авторских прав |