Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XXI. Гражданское судопроизводство 5 page





 

§ 5. Производство по пересмотру постановлений и решений

по делам об административных правонарушениях

 

1. Законодательство, регулирующее производство

по пересмотру постановлений и решений по делам

об административных правонарушениях

 

Длительное время производство по жалобам на постановления административных органов и должностных лиц по наложению административных взысканий регулировалось помимо КоАП также гл. 24 ГПК РСФСР и рассматривалось в качестве одной из категорий в рамках производства ГПК по делам из административно-правовых отношений. Однако в новом ГПК такого специального производства нет. Как подчеркнуто в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", ГПК не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает КоАП.

Поэтому в настоящее время суды рассматривают и разрешают жалобы на постановления по делу об административных правонарушениях в соответствии с гл. 30 КоАП, а также применяя общие правила гл. 23 ГПК, установленные для всех категорий дел из публичных правоотношений <*>. По правилам гл. 30 КоАП судами общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются жалобы на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, которые применяли меры административного наказания в соответствии с КоАП, а также законами субъектов Федерации.

--------------------------------

<*> См.: Гражданский процесс. Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 439.

 

Судами могут использоваться и применяться, кроме КоАП и гл. 23 ГПК, иные правила искового производства, которые имеют характер общих для всех дел, подведомственных судам общей юрисдикции. В этом плане от ГПК выгодно отличается АПК, где в § 2 гл. 25 АПК предусмотрен специальный процессуальный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Поэтому вполне возможно на основании ч. 4 ст. 1 ГПК применение в гражданском процессе при рассмотрении жалоб на постановления об административных правонарушениях норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), содержащихся в гл. 25 АПК.

 

2. Возбуждение дела

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5 КоАП, а именно: лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, их представителями.

По данным делам установлена либо исключительная судебная, либо смешанная подведомственность, позволяющая выбрать заявителю между подачей жалобы сразу в суд либо через вышестоящий орган в суд. В частности, согласно ст. 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Данная жалоба по содержанию и реквизитам должна соответствовать требованиям ст. ст. 134 и 135 ГПК, но в силу прямого указания в законе (ч. 5 ст. 30.2 КоАП) государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей (ст. 30.3 КоАП).

 

3. Рассмотрение жалобы

 

В соответствии со ст. 30.4 КоАП при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья:

1) выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;

2) разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;


3) направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.

Жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соблюдаются общие процессуальные нормы о судебном разбирательстве, которые воспроизведены в ст. 30.6 КоАП, в том числе проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП и ГПК. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

 

4. Решение по жалобе

 

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно ст. 30.7 КоАП выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение суда вступает в законную силу и может быть обжаловано по общим правилам ГПК.

 

Глава ХХIII. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО <*>

 

--------------------------------

<*> Елисейкин П.Ф. Судебное установление фактов, имеющих юридическое значение. М., 1973; Кайгородов В.Д. Процессуальные особенности судебного рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Свердловск, 1987; Кайгородов В.Д. Судебное установление правового состояния граждан. Екатеринбург, 1992; Мельников А.А. Особое производство в советском гражданском процессе. М., 1964; Чечот Д.М. Неисковые производства. М., 1973.


 

§ 1. Понятие и сущность особого производства

 

1. Понятие особого производства

 

Особым производством называется не связанное с разрешением спора о праве судебное установление юридических фактов или состояний, а также контроль за правомерностью органов нотариата и загса.

Устраняя правовую неопределенность или неточность, решение суда по делу особого производства способствует предотвращению правовых конфликтов.

 

2. Отличие особого производства от искового производства

 

Особое производство несовместимо со спором о праве. Возникновение спора, подведомственного суду, влечет оставление поданного заявления без рассмотрения, а заинтересованным лицам разъясняется право на обращение с иском в обычном порядке (ст. 263 ГПК). Отсутствие спора о праве предопределяет отсутствие сторон с противоположными интересами. Лицо, возбудившее дело в порядке особого производства, называется заявителем. Заявители относятся к лицам, участвовавшим в деле (ст. 34 ГПК). Заявление в отличие от иска не направлено против каких-либо конкретных лиц, ибо защиты нарушенного или оспариваемого права не требуется. Если решение по делу может отразиться на правах иных организаций или граждан, то они участвуют в процессе в качестве заинтересованных лиц.

Отсутствие правового спора и сторон в особом производстве делает невозможным предъявление встречного иска, замену сторон, заключение мирового соглашения, обращение в третейский суд и т.д. В то же время не исключается совместное обращение к суду нескольких лиц, связанных общими интересами (соучастие).

 

3. Дела, рассматриваемые в порядке особого производства

 

В порядке особого производства рассматриваются дела (ч. 1 ст. 262 ГПК):

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;


11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Однако перечень дел особого производства, содержащийся в ч. 1 ст. 262 ГПК, не является исчерпывающим. Часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела. В частности, в самом ГПК к делам особого производства отнесены также дела об отмене ограничения гражданина в дееспособности (ч. 1 ст. 286 ГПК) и дела о признании гражданина дееспособным (ч. 2 ст. 286 ГПК).

 

§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение

 

1. Факты, устанавливаемые в порядке особого производства

 

Возникновение, изменение и прекращение субъективных прав зависит от определенных указанных в законе фактов.

Судебное разбирательство без установления юридических фактов невозможно. Однако в исковом производстве и в делах, возникающих из публичных правоотношений, установление фактов производится для определения прав и обязанностей сторон и служит предпосылкой разрешения возникшего спора. В особом производстве установление юридических фактов является конечной целью судебного разбирательства. А соответствующие правовые последствия наступают автоматически за пределами судебного процесса. Установление юридических фактов в особом производстве допустимо, если иным путем получение или восстановление соответствующих документов невозможно (ст. 265 ГПК).

В частности, не имеют правового значения многие родственные связи, кроме прямо предусмотренных законом (братьев и сестер, родителей и детей, иногда - деда (бабки) и внука (внучки)), нахождение на иждивении наследодателя и др.

В то же время, например, закон не предусматривает официальной регистрации факта родственных отношений между братом и сестрой, поэтому, кроме суда, заинтересованным лицам в случае необходимости обратиться некуда.

Согласно ст. 264 ГПК суды рассматривают дела об установлении:

1) родственных отношений;

2) факта нахождения на иждивении;

3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

4) факта признания отцовства;

5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выданных органами загса свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с аналогичными данными, указанными в паспорте или в свидетельстве о рождении;

6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;

7) факта несчастного случая;

8) факта смерти в определенное время при определенных обстоятельствах в случае отказа органов загса в регистрации смерти;

9) факта принятия наследства и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое значение фактов.

Суду нередко приходится устанавливать факт имеющих правовое значение родственных отношений между гражданами. Обычно заявитель просит подтвердить наличие родственной связи между ним и другим лицом. Но закон не запрещает установление родственных отношений между иными лицами, если это влияет на правовое положение заявителя.

Например, один из судов по просьбе Г. признал ее покойного мужа сыном умершей свекрови. Решение послужило законным основанием для получения свидетельства о праве наследования.

Суд вправе устанавливать факт нахождения на иждивении. Под иждивением понимается материальная помощь одного гражданина другому, носящая постоянный характер и служащая основным источником для существования. Нахождение на иждивении учитывается, в частности, в делах о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья или смертью кормильца при назначении пенсии. Для включения в круг наследников по закону необходим комплекс фактов: нетрудоспособность, нахождение на иждивении наследодателя не менее года (ст. 1148 ГК).

Судебное установление факта иждивения допускается и при наличии опровергающего его официального документа. Справка о том, что гражданин на иждивении покойного не состоял, не препятствует возбуждению дела и не влияет на разрешение его по существу. Установление факта иждивения в данном случае служит одной из форм судебного контроля за деятельностью административных органов. Не препятствует установлению факта иждивения наличие у нетрудоспособного иных доходов, если они не были основным источником существования.

Суды вправе устанавливать факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака и смерти, когда соответствующая запись в органах загса не сохранилась.

Если с просьбой об установлении факта регистрации брака обратился только один супруг, то второй привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Опровержение им факта регистрации не препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства. Это спор о факте, а не о праве, о котором говорит ст. 263 ГПК. Если же спор о регистрации брака перерастает в спор о праве, дело разрешается в исковом производстве.

Судом устанавливаются факты принадлежности заявителю правоустанавливающих документов, если указанные в них фамилия, имя, отчество не совпадают с данными паспорта или свидетельства о рождении. Расхождение может быть следствием ошибки или последующих изменений личных данных, когда подтверждающий изменения официальный документ утрачен.

В частности, суды подтверждают принадлежность гражданам дипломов, справок о ранениях, нахождении в госпиталях и других документов, не относящихся к личным удостоверениям. Не подведомственны суду заявления об установлении факта принадлежности удостоверений о награждении орденом или медалью. Ошибки и неточности в указанных документах устраняются выдавшими их органами, т.е. в административном порядке.

Суд может подтвердить факт владения и пользования недвижимым имуществом, в частности, если правоустанавливающие документы не сохранились, а восстановить их в административном порядке невозможно. Нельзя установить факт принадлежности на праве собственности самовольной постройки - это означало бы обход предусмотренного п. 3 ст. 222 ГК порядка оформления права собственности на самовольную постройку. Особое производство исключается, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеются сведения о том, что право на недвижимое имущество зарегистрировано на другое (нежели заявитель) лицо.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве регламентирован ст. 229 ТК. Суд вправе устанавливать факт несчастного случая лишь тогда, когда возможность его установления во внесудебном порядке исключается, что должно быть подтверждено соответствующим документом. Заявление об установлении факта несчастного случая принимается к производству суда, когда:

- акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в данное время невозможно;

- акт был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представилось возможным;

- при составлении акта была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и исправить эту ошибку во внесудебном порядке оказалось невозможным.

Вместе с тем в порядке особого производства не могут рассматриваться вопросы установления инвалидности, причинно-следственной связи несчастного случая с заболеванием и т.п. (данные вопросы могут быть разрешены, например, в рамках процедуры обжалования решений и действий (бездействия) медицинских, пенсионных и иных органов и должностных лиц). Иными словами, в порядке особого производства суд, как правило, восполняет недочеты в работе соответствующих органов, а не контролируют их деятельность и не пересматривает вынесенные ими акты.

Факт смерти гражданина в определенное время при определенных обстоятельствах устанавливается судом, если органы загса отказали в соответствующей регистрации ввиду отсутствия или недостаточности предъявленных документов. В порядке особого производства, например, удостоверяется гибель человека во время шторма, ледохода, наводнения и иных стихийных бедствий, когда тело обнаружить не удалось и получить свидетельство о смерти невозможно.

Суд устанавливает факт принятия наследства и место открытия наследства, когда у заявителя нет необходимых документов для подтверждения в нотариальном порядке этого факта. Если документы есть, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, то заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ в совершении нотариальных действий (ст. 310 ГПК), т.е. прибегнуть к другой форме судебной защиты в порядке особого производства.

Суд также вправе устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение, если законом не предусмотрен иной порядок их установления (например, факт участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; факт применения репрессий и т.п.).

 

2. Подача и рассмотрение заявления об установлении факта,

имеющего юридическое значение, и решение суда по заявлению

 

В заявлении об установлении факта указывается цель, т.е. правовые последствия его для заявителя. От цели зависит юридическая значимость факта, подведомственность спора суду, определение круга заинтересованных лиц. Иногда правовой характер факта очевиден и специальной оговорки и проверки при возбуждении не требуется. Так, не вызывает сомнения правовой интерес заявителя в установлении факта смерти супруга, факта регистрации брака. Помимо очевидных, факт может иметь последствия, непредвидимые в момент возбуждения дела и вынесения решения, ибо ни заявитель, ни суд просто не в состоянии определить все вытекающие из факта последствия. Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества (ст. 266 ГПК).

К заявлению, как правило, приобщается документ, подтверждающий невозможность установления факта в несудебном порядке (ст. 265 ГПК). Исключение составляют дела, в которых официальное удостоверение факта законом не предусматривается (например, родственных отношений между братьями и сестрами). В заявлении помимо цели указываются доказательства, подтверждающие соответствующий факт.

В ходе подготовки дела к слушанию судья определяет круг заинтересованных лиц, вызывает их в судебное заседание, собирает недостающие доказательства, совершает иные действия, предусмотренные ст. 150 ГПК. Судебное заседание ведется по правилам ГПК, с изъятиями и дополнениями, установленными законом, о которых уже говорилось.

В случае удовлетворения заявления в резолютивной части решения указывается, какой факт установлен. При необходимости удостоверения факта официальным документом решение служит безусловной правовой основой оформления, но не заменяет его (ст. 268 ГПК). Решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязательно для органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права, которые возникают в связи с установлением факта.

 

§ 3. Установление усыновления (удочерения) ребенка

 

В соответствии со ст. 125 СК усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления производится в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гл. 29 ГПК. Введение судебного порядка усыновления, в отличие от ранее действовавшего - административного, имеет целью усиление гарантий защиты прав ребенка, а также других лиц, участвовавших в рассмотрении данного дела. Ряд разъяснений по поводу разрешения дел об усыновлении дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 4 июля 1997 г. N 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления".

Заявление об установлении усыновления или удочерения (далее - усыновления) ребенка гражданином РФ, желающим усыновить ребенка, подается в районный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории России, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином нашей страны, должны подать заявление об установлении усыновления в областной и приравненный к нему суд общей юрисдикции также по месту жительства (месту нахождения) усыновляемого ребенка.

В заявлении об установлении усыновления ребенка должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;

2) фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения), сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;

3) обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;

4) просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родителя).

К заявлению об установлении усыновления ребенка должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.

К заявлению граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, прилагаются помимо вышеперечисленных документов также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства (ч. 2 ст. 271 ГПК).

К заявлению об усыновлении на территории Российской Федерации гражданами России ребенка, являющегося иностранным гражданином, помимо документов, указанных выше, также прилагается согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является, и, если это требуется, в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международным договором Российской Федерации, согласие самого ребенка на усыновление. Все документы подаются в двух экземплярах (ст. 271 ГПК). Документы усыновителей-иностранцев должны быть легализованы и переведены.

Судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Такое заключение оформляется и представляется в суд по правилам, установленным ст. 272 ГПК.

К заключению органа опеки и попечительства прилагаются:

1) акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя);

2) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;

3) медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка;

4) согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется);

5) согласие родителей ребенка на его усыновление (при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, - также согласие их законных представителей, а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства) или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых по ст. 130 СК усыновление ребенка допускается без согласия его родителей;

6) согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;

7) при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, - документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.







Date: 2015-08-15; view: 333; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию