Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СТИМУЛЬНО-ИНСТРУКТИВНАЯ СИТУАЦИЯ
Стимульно-инструктивная ситуация изменяется в зависимости от ряда параметров: (1) Реакция или ее отсутствие. В общем требуется реакция на стимул. Но это не всегда так, как, например, в тестах на чувствительность к боли. (2) Ограниченность versus неограниченность способов реагирования. В тестировании не известны случаи неограниченного разнообразия ответов. Предполагается, что испытуемые (как аргументируют Кэттелл и Уорбертон) не будут жевать материал тестов или портить его. Однако ответы могут быть относительно свободными, как, например, в тесте Роршаха, или с накладываемыми на них ограничениями, как при измерении времени реакции. (3) Ответы, придуманные (созданные самостоятельно) versus отобранные из набора вариантов. Значение этого параметра очевидно. Примером последних являются ответы типа "правда-неправда'', а примером первых – описание рисунков Теста тематической апперцепции (Thematic Apperception Test – TAT). (4) Единичные versus повторяющиеся ответы. (5) Последовательность ответов: упорядоченная versus неупорядоченная. Это относится к тому, до какой степени от испытуемых требуется давать ответы в определенном порядке. (6) Однородность versus разнородность ответов. В некоторых тестах требуются ответы одного и того же вида, а в других предусмотрены ответы различных типов. (7) Естественность темпа versus ограниченность времени на ответы. Сравните такие инструкции, как, например: "Работайте со свойственной вам скоростью", "Не тратьте слишком много времени на каждый вопрос" и "Работайте настолько быстро, насколько это возможно." (8) Завершенность (окончательность) реакции versus реагирование на реакцию. Испытуемый реагирует либо на материал теста, либо на свою собственную реакцию, например, тот или иной стимул как-либо оценивается, вызывает ассоциации или воспоминания. Cattell и Warburton (1967) считают, что это основные, не требующие дополнительной аргументации, параметры вариативности, связанные со стимульно-инструктивной ситуацией. Однако, ими представлены и три других, более субъективных параметра, которые при разработке объективных тестов могут приобрести особое значение. (9) Явный смысл versus неявный. Некоторые тесты не имеют никакого вне их лежащего значения, такие как измеряющие время реакции. Однако в определенных тестах (там, где интересуются мнением о чем-либо) это присутствует. Большинство видов искажений и сложностей, связанных с субъективным истолкованием слов и понятий возникают именно в тех тестах, значение которых неявно. (10) Представление теста в виде отдельных заданий versus целостное представление. Этот параметр касается различий между тестами, состоящими из отдельных заданий или из одного единственного. (11) Психологическая сущность действия, необходимого для выполнения задания. Этот параметр учитывает, требуется ли для ответа: (а) знания (напр., верное суждение); (б) мнение о чувствах, отношениях; или (в) опознание или распознание. Как утверждают Cattell и Warburton (1967), существуют еще два параметра: (12) Различия в мотивах приемлемости ситуации тестирования. (13) Различия в свободе выхода из ситуации тестирования. Вышесказанное обуславливает существование 2 типов стимульно-инструктивных ситуаций. Значение приведенных классификационных принципов огромно: если бы мы конструировали такой материал для объективных тестов, в целом содержавший бы в себе все эти параметры, то использовали бы все возможные виды материала. Это особенно важно, поскольку при применении этих тестов всегда есть опасность, что для данного теста специфично проявляется больше вариативности, чем это желательно. Как уже говорилось, еще одним важным источником различий между тестами является то, каким образом обрабатываются показатели, полученные с их помощью. Cattell и Warburton (1967) в исследовании ответов на тесты вводят некоторые параметры обработки показателей по тесту. Хотя эти параметры и не являются полностью независимыми от стимульно-инструктивных параметров, приведенных выше, они существенно отличны. Прежде чем перейти к описанию этих параметров, следует подчеркнуть, что ответы на тесты образуют весьма значительное число переменных. Например, если бы мы рассматривали в качестве объективного теста личностный опросник, то, в добавление к стандартной шкале подсчета показателей могли бы быть вычислены следующие переменные: время выполнения теста, время выполнения половины теста, количество подтвержденных ответов "да", количество подтвержденных ответов "нет", количество альтернативных ответов, количество пропущенных заданий, количество неопределенных ответов ("не знаю", "не уверен"). Следует заметить, что все эти показатели, в отличие от показателя по стандартной шкале, являются объективными, поскольку ни один испытуемый не может знать, что они измеряют, и они могут быть измерены с высокой надежностью, не зависящей от лица, проводящего тестирование. Date: 2015-07-27; view: 364; Нарушение авторских прав |