Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по выполнению контрольной работыСтр 1 из 12Следующая ⇒
СТАТИСТИКА
Порядок оформления контрольной работы. 1. Работу следует выполнять в тетрадях или на скреплённых листах формата А4, оставляя поля для замечаний, возникших при проверке работы. 2. На обложке необходимо указать название ВУЗа, название работы, специальность, фамилию, имя, отчество, номер выполняемого варианты контрольной работы. 3. Страницы работы следует пронумеровать. Обязательно приводить условие задачи, используемые формулы, полный порядок расчёта результата и единицы его измерения, если они используются. 4. Полученные результаты следует обязательно прокомментировать, то есть должен быть дан их подробный и содержательный анализ. 5. Абсолютно идентичные работы, а также работы, переснятые на ксероксе, не принимаются и не рассматриваются.
Распределение вариантов контрольных заданий
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. При решении задачи №1 необходимо выделить две группы территорий и охарактеризовать их особенности с помощью системы показателей. Для проведения группировки рекомендуется расположить территории по возрастанию группировочного признака, указанного в условии, и отделить территории одной группы от другой. Для построения системы показателей выполняется расчёт итоговых значений только первичных признаков по каждой группе и по всему множеству. Система показателей включает в себя: а)число территорий в каждой группе и, в том числе, в % к итогу; б)средние значения первичных признаков в расчёте на 1 территорию; в)относительные характеристики как соотношение суммарных значений двух первичных признаков. Например, стоимость ВРВ на 1-го занятого в экономике, тыс. руб.= = Результаты группировки и сводки оформляются в заключительной таблице. Сравнительный анализ полученных результатов выполняется по группам и между группами, краткие выводы излагаются в аналитической записке. При решении задачи №2 необходимо, в первую очередь, определить единицу изучаемого множества, её первичные и вторичные признаки. По первичным признакам расчёт общей средней выполняется по схеме простой арифметической. Для вторичного признака определяем схему расчёта его индивидуальных значений и выражаем неизвестный по условию задачи признак через известные, используя их буквенные обозначения. Полученную расчётную схему используем для определения общей средней. Например, по условию задачи по нескольким предприятиям известна стоимость продукции - Признак Стоимость продукции: Численность работников. Численность работников по условию неизвестна, но её можно найти, если выразить через Стоимость продукции и Выработку на 1-го работника, то есть, Численность работников = При решении задачи №3 необходимо определить границы “открытых” интервалов, применяя величину интервала В задаче №4 предполагается выполнить расчёт абсолютных и нормированных показателей различий 2-х структур. Средние арифметические показатели Средние квадратические показатели различий 2-х структур характеризуются особым порядком расчёта: здесь используется форма квадратической средней:
Коэффициент Гатева принадлежит к группе квадратических нормированных характеристик и показывает сколько процентных пунктов составляют фактические различия 2-х структур от их возможных различий: Решение задачи №5 начинается с выяснения природы изучаемых явлений: относятся они к категории соизмеримых или несоизмеримых. Для несоизмеримых явлений характерна различная физическая форма и разное потребительское назначение. Затем анализируется связь признаков, значения которых приведены в условии задачи. При использовании индексов обычно предполагается наличие жёсткой мультипликативной связи признака-результата и признаков-факторов: Например, для оценки происшедших изменений признаков W, Q и P выберем систему индексов для анализа несоизмеримых явлений: систему индивидуальных индексов - Расчёт сводного индекса признака-результата - W выполняется по схеме:
Уровень товарооборота в отчётном периоде составил в среднем 102,6% от его уровня в базисном периоде, то есть он увеличился в среднем на 2,6% (1,026*100%-100%=2,6%), что составило 5,2 например, млн. руб. (205,2-200,0=5,2 млн. руб.). Сводный индекс первичного признака-фактора Q рассчитаем по схеме:
В нашем примере: Сводный индекс вторичного признака-фактора P рассчитаем по схеме:
В нашем примере: Представим результаты в виде системы индексов в относительной форме: Представим в виде системы величину абсолютных размеров прироста результата за счёт каждого фактора:
В нашем примере, в результате увеличения физического объёма продаж товарооборот увеличился на 16,0 млн.руб., а за счёт снижения цен товарооборот уменьшился на 10,8 млн.руб. В целом же, совместное влияние обоих факторов привело к увеличению товарооборота на 5,2 млн.руб.; это было вызвано более сильным воздействием возросшего физического объёма продаж. При решении задачи №6 необходимо по информации об изменениях цен рассчитать индивидуальные индексы цен: если по условию задачи известны значения
В данном случае для расчёта сводного индекса цен необходимо единицу разделить на полученный результат, который представляет собой величину, обратную значению сводного индекса цен. В расчёте участвует отчётная структура потребления, в которой нашла отражение склонность населения к потреблению более дешёвых товаров и тех, на которые цены снизились в меньшей степени, то есть здесь учтена эластичность потребительского рынка.
Индекс Ласпейреса получен как средний арифметический из индивидуальных индексов цен, скорректированных на базисную структуру признака-результата. Индекс цен Ласпейреса (в отличие от индекса цен Пааше) не учитывает эластичность потребительского рынка. Различия в значениях индексов цен Пааше и Ласпейреса, которые известны как эффект Гершенкрона, объясняются указанными особенностями их построения. Решение задачи №7 начинается с выяснения природы изучаемых явлений: относятся они к категории соизмеримых или несоизмеримых. Соизмеримые явления характеризуются одинаковой физической формой и общими, едиными потребительскими свойствами, назначением и использованием. Например, необходимо изучить зависимость и изменения значений признаков: W –стоимость произведённой продукции; T – численность работников; S – выработка продукции в среднем на 1-го работника. Зависимость признаков выражается соотношением: Wi = Ti * Si. Отсутствующие в условии задачи значения признаков у изучаемых единиц совокупности необходимо рассчитать: неизвестные значения Wi = Ti * Si; неизвестные значения Для анализа соизмеримых явлений используются система сводных индексов: В условии задачи предлагается рассмотреть ту часть системы, где более подробно анализируются факторы изменения среднего значения вторичного признака и рассчитать индекс переменного состава -
Для расчёта указанных индексов необходимы значения общей средней выработки, которые определяются по формуле: Индекс переменного состава или индекс общей средней рассчитаем по схеме:
В нашем примере Индекс постоянного состава или индекс собственно выработки покажет как изменилась общая средняя под влиянием изменений индивидуальных значений вторичного признака; его значение определим по схеме:
В расчёте участвует условная средняя выработка, значение которой определяется на основе условной величины результата – условной стоимости продукции; её необходимо предварительно рассчитать. В нашем примере Индекс постоянного состава показывает, что в результате изменения индивидуальной выработки работников общая средняя выработка в отчётном периоде составила 104,3%, то есть возросла на 4,3%. Индекс структурных сдвигов оценивает изменения общей средней под влиянием изменений удельного веса единиц с высокими и низкими значениями вторичного признака-фактора.
В результате увеличения удельного веса работников с высоким уровнем выработки и уменьшения удельного веса работников с низким уровнем общая средняя выработка составила 102,6% от базисного уровня, то есть возросла на 2,6%. Если бы в структуре произошли противоположные изменения, тогда бы общая средняя уменьшилась, а величина индекса структуры была бы меньше единицы. Представим полученные результаты в виде системы индексов в относительной форме:
Увеличение общей средней выработки на 7% произошло в результате увеличения индивидуальной выработки на 4,3% и на 2,6% за счёт изменений в структуре работников. Из двух факторов, повлиявших на увеличение общей средней выработки, изменения индивидуальной выработки были более значительными, а их влияние на увеличение общей средней - более сильным, чем влияние изменений в структуре работников. В задаче №8 необходимо сформировать случайную бесповторную выборку, рассчитать по ней значение средней ( При формировании выборочного множества используют либо механический отбор, либо жеребьёвку, обычно применяя таблицу случайных чисел (ТСЧ). Механический отбор предполагает расчёт шага отбора - При использовании ТСЧ устанавливается и фиксируется в комментариях правило, по которому будут отбираться пятизначные числа и их используемые разряды. Например, отбираем числа, двигаясь слева направо по строке, начиная с ячейки первой графы первой строки. Из выбранных 5-тизначных чисел используем первую и вторую цифры. В Приложении дана таблица случайных чисел (таблица 2). По указанному правилу производим отбор чисел и их цифр: 66 194, 28 926, 99547, 16 625, 45 515, 67 953, 78240, 43 195, 24 837, 32 511, 00833, 88000, 67299, 68 215, 11 274. Если генеральное множество содержит, например, 70 единиц, то номера 99547, 78240, 00833 не используются. Если выборка бесповторная, то раз отобранная единица, например, с номером 67 (67 953), в дальнейшем отборе не участвует. Из таблицы исходных данных выписываем значения изучаемого признака
Рассчитаем Определим значения средних возможных ошибок средней и доли:
С вероятностью P=0,972 определим величину предельных ошибок средней и доли. Для P=0,972 коэффициент доверия t =2,2. Тогда Определим границы доверительного интервала возможных значений генеральной средней - Границы значений генеральной средней: Значение генеральной доли будет находится в интервале: Решение задачи № 9 начинаем с определения вида динамического ряда: является он интервальным или моментным. Формальной отличительной чертой моментного ряда является заданность его значений по состоянию на определённую дату. Значения уровней интервального динамического ряда формируются в течение определённого периода времени и поэтому приводятся за определённый отрезок, интервал времени. Перечень показателей динамики за каждый год периода включает в себя: а) абсолютный прирост – d (цепной и базисный); б) абсолютное ускорение – D; в) темп роста (цепной и базисный) – К; г) относительное ускорение – U; д) темп прироста (цепной и базисный) – T; е) абсолютное значение 1% прироста – А. Результаты оформляются в расчётной таблице. Абсолютное ускорение Dt показывает на какую величину изменился абсолютный прирост за данный год по сравнению с абсолютным приростом за предыдущий год: Абсолютное значение 1% прироста рассчитывается по следующей схеме:
С помощью показателей динамики за каждый год и графика проводится периодизация динамического ряда, то есть изучаемый отрезок времени разделяется на качественно однородные периоды, для каждого из которых характерна специфическая форма основной тенденции. Особенности каждого периода находят своё количественное отражение в значениях динамических средних. Перечень динамических средних включает: а) среднегодовой уровень ряда – Количество рублёвых счетов вкладчиков в учреждениях Сберегательного банка РФ, на начало года, млн. счетов - Qt.
В данном примере представлены значения уровней моментного ряда на начало года. Рассматриваемый 7-летний отрезок времени содержит два периода: I-ый период: 1995 – 1998 гг., то есть с 1.01.1995 по 1.01. 1999 г.; II-ой период: 1999 – 2001 гг., то есть с 1.01.1999 по 1.01.2002 г. Среднегодовой уровень интервального и моментного ряда рассчитывается по-разному. По интервальному ряду используется: а) простая арифметическая, если расчёт проводится по значениям первичного признака –
Среднегодовой уровень моментного ряда обычно рассчитывается по формуле средней хронологической: Приведём порядок расчёта динамических средних по каждому периоду по материалам заданного динамического ряда, обращая особое внимание на дату регистрации уровней ряда – начало года.
Во втором периоде по сравнению с первым периодом среднегодовое число счетов было больше на 2,2% ( Расчёт показателя среднегодового абсолютного прироста по интервальным и по моментным рядам выполняется одинаково. Но для разных периодов могут быть использованы разные расчётные формулы: В нашем примере:
В первом периоде число счетов ежегодно сокращалось в среднем на 2,3 млн., а во втором периоде число счетов ежегодно увеличивалось в среднем на 4,1 млн. Расчёт показателей среднегодового темпа роста по моментным и интервальным рядам выполняется одинаково. Но для разных периодов используются разные расчётные формулы:
В нашем примере:
В первом периоде число счетов каждого следующего года составляло 99,0% от их числа в предыдущем году, то есть ежегодно число счетов уменьшалось в среднем на 1%. Во втором периоде число счетов каждого следующего года составляло 101,8% от их числа в предыдущем году. То есть, число счетов ежегодно увеличивалось в среднем на 1,8%. Система динамических средних выявила особенности каждого периода: в первом периоде отмечается более низкое среднегодовое число счетов, которое ежегодно снижалось на 2,3 млн. или на 1%. Во втором периоде отмечается иная тенденция – среднегодовое число счетов на 2,1% больше, чем в первом периоде; за каждый год второго периода число счетов увеличивалось в среднем на 4,1 млн. или на 1,8%. Тенденция сокращения числа счетов, характерная для первого периода, сменилась тенденцией увеличения их числа во втором периоде.
Варианты контрольной работы для студентов заочного отделения Вариант 1. Выполняют студенты, чьи фамилии начинаются с букв: Г, З, Л, Р, Ф, Ш, Я.
Задача №1. Приводятся данные по территориям Северного и Северо-Западного районов за 1999 год.
Задание: Необходимо построить групповую таблицу, выделив группы территорий со среднедушевым ежемесячным доходом: «до 1,500 тыс. руб.»; «1,500 тыс. руб. и более». В сказуемом рассчитать число территорий, в т.ч., в % к итогу, показатели обеспеченности ресурсами 1-ой территории, показатели доли занятых, фондовооружённости, фондоотдачи, выработки. Оформите таблицу с соблюдением известных правил. Проанализируйте результаты и основные выводы изложите в краткой аналитической записке.
Задача № 2. Приводятся фактические статистические данные за 2000 год по федеральным округам Российской Федерации. Задание: Необходимо рассчитать средние значения каждого из приведённых признаков, привести расчётные формулы, указать вид и форму использованных средних и проверить правильность полученных результатов.
Задача № 3. Приводятся данные за 1999 год о распределении территорий РФ по стоимости валового регионального продукта в среднем на 1 руб. стоимости основных фондов в экономике, копеек (E) -фондоотдача.
Задание: Выполните расчёт абсолютных и относительных показателей вариации (RE, Date: 2015-08-15; view: 806; Нарушение авторских прав |