Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды и формы систематизации нормативных актов
Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и автоматически. Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборник и и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия. В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства. Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни. Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям. Кодификационные акты делятся на три вида: § основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве; § кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.); § устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).
Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права. Авторы данного определения исходят из широкого понимания законодательства, но в узком смысле оно предполагает только совокупность законов. Независимо от понимания законодательства система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами - экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Вместе с тем они различаются между собой. Различия между системой права и системой законодательства: 1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя. 2. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства - нормативный правовой акт. 3. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства, она служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов. 4. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений. 5. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, (состоит из нормы права, отрасли, подотрасли, института и субинститута), т.е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические - по юридической силе нормативных правовых актов. В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности - административного, гражданского, трудового права, например Федеральные законы от 10 июля 1992 г. "Об образовании", "О средствах массовой информации", транспортное законодательство. В др случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения Идеальным вариантом является совпадение системы законодательства и системы права.
Правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормой права, находящиеся под охраной государства. ПРИЗНАКИ: · Возникают, изменяют и прекращаются на основе правовых норм (нет нормы-нет правоотношений). · Субъекты правоотношений взаимосвязаны юр правами и обязанностями, которые называются субъективными · Носят волевой характер. Через нормы права отражается гос воля и воля участников. · Охраняются государством. · Возникают поп поводу определенного блага, ценности. Элементы: субъект, объект, субъективное право, юридическая обязанность. КЛАССИФИКАЦИЯ:
· Абсолютные (точно определена 1 сторона напр. Собственник вещи) · Относительные (точно определены обе стороны правоотношений) · Общерегулятивные (отношения между Г и гражданами, а также между гражданами общего х-ра: на жизнь, свободу слова)
Правоотношение имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Оно состоит из четырех элементов: субъекты правоотношения, субъективное право, субъективная юридическая обязанность и объект правоотношения. Субъекты правоотношения – это те, кто вступил в данную правовую связь, являются ее стороной, участником. Например, в семейном правоотношении это супруги – муж и жена. В правовые отношения могут вступать как отдельные люди (индивиды), так и их объединения, организации. В связи с этим различают два основных вида субъектов правоотношений: 1) физические лица Правоспособность – это установленная государством способность иметь права и обязанности, а дееспособность – способность своими действиями осуществлять их. Правоспособность и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства несколько уже, чем у граждан данного государства, так как первые не имеют тех прав и обязанностей, которые непосредственно вытекают из гражданства. Например, иностранцы и лица без гражданства не имеют права избирать или быть избранными Президентом Российской Федерации или депутатом Государственной Думы. 2) коллективные субъекты – различные объединения людей. К ним относятся государственные и общественные организации, хозяйственные объединения (предприятия, фирмы). Организации приобретают правоспособность и дееспособность с момента утверждения устава или положения об этой организации или ее регистрации. Среди организаций выделяют такой вид субъектов правоотношений, который называется «юридические лица». Не любая организация является юридическим лицом, а лишь та, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени совершать различные сделки с этим имуществом, нести ответственность по своим долгам и выступать в суде в качестве истца или ответчика. В качестве субъекта правоотношений могут выступать не только государственные организации, но и государство в целом, например при подписании международных договоров. Юридическое содержание правоотношения составляют два элемента: субъективное право и юридическая обязанность, которыми связаны субъекты правоотношения. Причем субъективное право – это возможность определенного поведения, а юридическая обязанность – это поведение должное, необходимое. Субъективное право реализуется в трех ипостасях:
Объектом правоотношения являются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в данное правоотношение.
Юридические факты — Это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Это — реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений. Придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить.
События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, стихийные бедствия — пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого. Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на Правомерные делятся на юр акты (действия направленные на опр результат: голосование, заявление, сделки) и поступки (наступление результата вне зависимости от желания лица: находка кладка) и Неправомерные (проступки и преступления).
Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные, комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий ( совокупность фактов). Так, для правоотношения типа «студент — вуз» требуются следующие условия: а) аттестат об окончании средней школы; Б) сдача вступительных экзаменов; в) проходной балл по конкурсу; г) приказ ректора о зачислении на первый курс соответствующего учебного заведения. В целом юридические факты играют весьма важную и активную роль в общей правовой системе, являясь своего рода звеном между правовой нормой реальными общественными отношениями.
Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все ϶ᴛᴏ превращается в ϲʙᴏд благих пожеланий Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм. Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. В этой форме реализуются запрещающие нормы. Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы. Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы. Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуществлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов. Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:
Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми. Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.
Правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие: а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим); б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию); в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо 2) имеет государственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право; 6) представляет собой сложный, стадийный процесс; 7) имеет творческий характер; 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права. С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений. Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) формирование юридической основы дела; 3) решение дела. В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта. Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны. Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств. Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия: а) выбор юридической нормы, подлежащей применению; 6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика); в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика); г) уяснение содержания нормы права (путем толкования). Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм). Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного развития общественных отношений. Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно. Органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права. Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения. Например, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР не предусматривает отвод общественного обвинителя. Однако решение об отводе этого участника уголовного процесса решается на основе статьи того же Кодекса, предусматривающей отвод прокурора. Аналогия права применяется, когда в закондательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь прежде всего идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах. Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства в праве. Чтобы использовать аналогию права, необходимо: во-первых, установить, что данная жизненная ситуация имеетюридический характер и требует правового решения; во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи; в-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его " основе решить дело (аналогия права); в-четвертых, в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела. Таким образом, применение права по аналогии – это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом. Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законе, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.
Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий. виды юридических коллизий РФ: 1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон); 4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже); 5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый). Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты; 4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др. Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовкепонятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.
Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению (внутреннее постижение смысла) и разъяснению (внешняя деятельность) смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте. В теории права выделяют следующие основные способы толкования: § филологический; § систематический; § логический; § исторический. Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл. Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются. Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается. Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др. Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное противоправное деяние. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное действие. от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: · Конституционно-правовая ответственность — Предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов. · Дисциплинарная ответственность — применение дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел. · Административная ответственность — Применение гос. органами исполнительной власти, а так же органами местного самоуправления мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — КоАП. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие. · Налоговая ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Налагается в соответствии с НК РФ. Т.к это отдельный вид ответственности, привлечение лица к ней не освобождает его от привлечения также к административной или уголовной ответственности. · Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации. · Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации. · Материальная ответственность — Заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья. · Семейная ответственность — Применение судом мер к лицу, недобросовестно исполняющему обязанности, закрепленные в СК РФ. К мерам семейно-правовой ответственности могут быть отнесены лишь: лишение родительских прав, отстранение опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, отмена усыновления (в случае виновного противоправного поведения усыновителя). · Процессуальная ответственность — Может наступить в случае нарушения участником судебного процесса правил поведения в суде. · Международная ответственность — Вид ответственности, применяемый международными организациями к публичным образованиям (как правило государствам) за нарушения норм международного права. ФУНКЦИИ: 1) Воспитательная: вера в справедливость и мощь Г, о незыблемости правопорядка, вера в защиту прав => укрепление законности и устойчивости правопорядка 2) Правовосстановительная (компенсационная): восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения 3) Организующая (регулятивная): сам факт существования наказания, его неотвратимости обеспечивает организующие начала в деятельности общества. ПРИНЦИПЫ: 1. В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности: законность, справедливость (нельзя за проступки устанавливать уголовное наказание; 2. закон, устанавливающий ответственность или усиливающий её, не может иметь обратной силы; 3. юридическая ответственность по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причиненного правонарушением; 4. наказание, взыскание должно соответствовать характеру и степени вредности правонарушения; 5. лицо несет ответственность лишь за свое собственное поведение(исключение — случай ответственности за чужую вину по гражданскому праву); 6. за одно правонарушение — возможно лишь одно юридическое наказание), неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания, а также принцип гуманности.
Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует норме права и не нарушает ее. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения. Виды правомерного поведения По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения): 1. Действия - активное правомерное поведение. 2 Бездействия - пассивное правомерное поведение. По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) 2 Положительное (привычное) поведение - человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. Просто в силу привычки\воспитания 3 Конформистское правомерное поведение - низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, ''делать как все''. 4 Маргинальное правомерное поведение - когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания. По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 в политической сфере. 3 в культурной сфере и т.д. По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 организаций. 3 государства, его органов, должностных лиц. По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное. 3 Гражданское С точки зрения форм реализации норм права - это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.
Правонарушение – виновное противоправное деяние дееспособного лица, наносящего вред обществу, за которое предусмотрено наказание. Правонарушением не могут быть мысли, чувства. Бездействие считается правонарушением, когда в конкретной ситуации закон предполагает действовать. ПРИЗНАКИ: · Действие/бездействие · Противоправность (причем незнание закона не освобождает от ответственности) · Виновное поведение · Причинение вреда обществу, Г (нарушение норм права) · Совершение деяния дееспособным лицом · Наказуемость ВИДЫ:
Состав правонарушения - совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания данного деяния правонарушением. В состав любого правонарушения входят четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект правонарушения это урегулированные нормами права отношения, на которые посягает правонарушитель. Объект - это всегда общественное отношение, связь между людьми по поводу материальных и духовных предметов. Субъект правонарушения - это отдельные лица или организации, которыми нарушаются предписания правовых норм Отдельные физические лица для признания их субъектом правонарушения должны обладать деликтоспособностью. Они должны достигнуть возраста, определенного нормами соответствующей отрасли права, и быть вменяемыми. Субъективная сторона правонарушения - внутреннее интеллектуально-волевое состояние субъекта во время совершения правонарушения. Необходимым элементом субъективной стороны состава правонарушения является вина - психическое отношение субъекта к противоправному деянию и наступающим вредным последствиям. Объективная сторона состава правонарушения характеризует внешние признаки правонарушения как противоправного деяния.
Правосознание – одна из форм общественного сознания – совокупность чувств, представлений, выражающих отношение людей к праву, и прочим явлениям обществ жизни. Структура: 1) Правовая идеология (правопонимание, вкл теории, идеи, концепты) – отражение правовой действительности в форме систематизированных идей, взглядов, принципов осуществляющихся на рациональной основе. 2) Правовая психология – т.е эмоц-чувственная оценка правовых явлений. Ее элементы: а) стойкие компоненты (обычаи, традиции, привычки) Б) подвижные компоненты (настроения) 3) нек-е выдел правовое воспитание (передачу правовой инфы из поколения в поколение) Недостатки: может привести к правовому нигилизму/фетишизму/инфантилизму Функции: оценочная, регулятивная, познавательная (приобр знание о правовой действит-ти) ВИДЫ:
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. вкл в себя хорошо организованную юр. Практику, качественные достижения в обл права. В узком смысле это культура отдельного лица, явл элементом общей культуры и вкл в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения. ЭЛЕМЕНТЫ: право и правосознание. Правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность. Правовая культура отдельной личности выраж в культурных ориентациях, творческой деятельности по реализации и результатах этой реализации. Уровни Пр К: обыденный и профессиональный. Или общества, человека, соц.общностей и цивилизации Оценивается уровень правовой культуры по уровню развития ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ: 1) уровень общественного и индивидуального правосознания в т.ч уровень развития юр науки и юр образования 2) уровень законности 3)совершенство законодательства 4) судопроизводство ФУНКЦИИ: Ø Познавательно-преобразовательная связана с созданием правовых и нравств гарантий Ø Праворегулятивная (обсепеч устойчивости всех элементов права и всего общества) Ø Ценностно-нормативная (оценка правовой деятельности) Ø Правосоциализаторская (через формирование правовых качеств Ч Ø Коммуникативная (общение граждан в юр сфере)
Г – особая организация политической власти, располагающая специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. В историч плане Г можно определить как соц организацию, обладающую конечной властью над людьми, проживающ на опр территории и имеющих главной целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка. В структурном плане Г-сеть учреждений, осуществляющих 3 ветви власти Г-официальный представитель всего общества, каждого его члена – гражданина. Гос власть верховна и независима по отношению ко всем внутри и вне страны, а взимаемые налоги идут на содержание гос аппарата. ПРИЗНАКИ: Ø Территория Ø Публичный хар-р власти (аппарат управления неравен обществу) Ø Суверенный хар-р власти (верховенство внутри страны и независимость вне) Ø Монополия на законное насилие Ø Обязательность членства в государстве Ø Исключительное право на сбор налогов и эмиссию денег Ø Общество как единое целое. Защита общих интересов и обществ благ Ø Наличие гос символики (гимн, герб, флаг) Ø Единый гос язык Ø Единая транспортная, информационная, энергетическая системы. ФУНКЦИИ: 1. внутренние (регулятивные (соц, налоговая, культурная), охранитильные) и внешние. 2. Правовые и организационные
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Достоинства формационной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки: 1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: · Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); · Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. · Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. Сэмюэль Хантингтон выдвинул теорию "столкновения цивилизаций" в одноимённой книге. Согласно этой теории, существует 8 цивилизаций — культурных объединений, состоящих обычно более чем из одного государства и существующих на протяжении тысячелетий. Этими цивилизациями являются: · Западная цивилизация · Исламская цивилизация · Индуистская цивилизация · Синская (китайская) цивилизация · Японская цивилизация · Латиноамериканская цивилизация · Православная цивилизация · Африканская цивилизация Согласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать культурные конфликты.
Достоинства цивилизационной типологии: 1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); 2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Форма правления – способ организации гос власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных гос органов, порядок их взаимоотношений друг с другом и с населением. ВИДЫ: I. МОНАРХИЮ – форма правления, при к-й полномочия верховной власти принадлежат 1 Ч: королю, императору. a) Абсолютная (неограниченная власть монарха) – саудовская аравия b) Ограниченная (парламентская (япония), конституционная (Британия) c) Дуалистические (монарх сам формирует правительство, назначает премьер-министра. Монарх и правительство с премьером – 2 высших гос органа) d) Теократическая, где религиозный лидер-глава государства e) Сословно-представительная (рядом с монархом есть совещательный орган) II. Республику – форму правления, при которой полномочия высших органов осуществляют представительные выборные органы от народа. Они изменяются, переизбираются и несут юр ответственность А) президентская: П-глава Гос, избир населением, как и парламент. Президент формирует правительство и является его главой, не отчитывается парламенту. (США) Б) полупрезидентская (смешанная) Президент и парламент избираются народом, правительство назначается парламентом по рекомендации президента. Президент НЕ глава правит-ва, которое подотчетно и Президенту, и парламенту (Франция, Россия, Украина) В) парламентская: центральное положение парламента, который избирает президента и правительство (исп власть), они ему подотчетны. Иногда президент не избирается, а глава государства – премьер-министр (ФРГ, Италия)
Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу. Государственное устройство может быть простым и сложным. Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: † единый властный "центр" - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд); † одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; † единая денежная система, одноканальная система налогов; † территориальные элементы унитарного государства не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Наиболее распространенной формой является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований. Для федерации характерно следующее:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной. Конфедерация - это "государственный союз государств". То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Конфедерации свойственны следующие черты: 1. создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); 2. создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; 3. каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; 4. члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; 5. неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное; 6. у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации. Монархические государства могут быть объединены в унии - личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Империи – сложные и большие гос-ва, объединяющие др гос-ва и народы. Как правило, в результате захвата и держатся на насилии. Распадаются после отмены принуждения.
Государственный (политический) режим – совокупность способов и методов осуществления гос власти. Виды: 1. Демократический: народовластие может осуществляться путем прямой непосредственной демократии либо представительной. При демократии реально обеспечиваются права и свободы Ч и гражданина, решения принимаются с учетом интереса меньшинства, предполагается создание правового Г, включающего принцип разделения властей, выборность и сменяемость органов, многопартийность, плюрализм, свободу от цензуры и т.д 2. Авторитарный: не такой мягкий, как демократический, но и не столь жесткий, как тоталитарный. При авторитарном режиме власть осуществляется конкретным лицом/элитой при минимальном участии народа. Игнорируется пр-п разделения властей, роль представительских органов ограничена или отсутствует, нет отчета перед населением, частичный плюрализм и цензура, права и свободы не полностью реализованы, используются силовые структуры в политических интересах. Выделяют ее разновидности: · деспотический (произвол, неограниченная власть, основанная на самоуправстве) · тиранический – единоличное правление, но в отличии от деспотии, тиран получает власть путем захвата, переворота · военный режим – власть военной элиты, в результате военного переворота. Создается военно-политич аппарат для контроля за обществом, акты власти заменяют конституцию При авторитарном режиме, в отличие от тоталитарного, есть сферы соц жизни, недоступные гос контролю и проводится тактика выборочного террора по отношению к противникам, напр на предотвращение возникновения оппозиции. 3. Тоталитарный: полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни, подчинение человека политич власти и принятой идеалогии. Общество отделено от власти, но не осознает этого, так как идеология 1 и др партии нет (монопартийность). СМИ, религия, культура – все под контролем Г, вплоть до личной жизни. Власть формируется бюрократическим способом по частным каналам. Метод управления – насилие, террор. Права и свободы Ч только формально.
Функции Г – основные направления деятельности Г, в которых выражается и конкретизируется его сущность, роль и соц назначение. Элементы функций Г: объект (конкретная сфера обществ отношений), содержание (конкретные действия, предприним Г для достижения поставл цели в данной сфере. Особые методы и особые формы осуществления. Классификация функций идет по разным основаниям: ПО СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА:
· Охрана прав и свобод Ч и гражданина · Обеспечение правопорядка · Экономическая функция · Функция налогооблажения · Соц защиты · Культурная · Экологическая
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ: постоянные и временные (прекращаются когда решена поставленная задача) ПО ЗНАЧИМОСТИ И СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ: основные (решение главных задач Г) и неосновные (обществ отношения в опр области) ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ: охранительные и регулятивные ПО СФЕРАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ: экономич, соц, политич, экологическая, фискальная (формир денежных доходов Г) ПО ТИПУ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: законодат, исполнительные, судебные – не все поддерживают данную классификацию
Глава 2 конституции РФ Конституция РФ нормативно не разделяет права и свободы человека и гражданина на какие-либо группы, однако на основе теоретического анализа широкого спектра конституционных и международных норм основополагающий конституционно-правовой институт прав и свобод может быть подвергнут классификации. Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают ав Date: 2015-08-15; view: 464; Нарушение авторских прав |