Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы и функции права: понятие и виды
Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Они являются стержнем всей системы права государства. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые (ибо действуют во всех без исключения отраслях права) 1) справедливость; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом; 3) гуманизм; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) сочетание убеждения и принуждения и т.п. Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принципы состязательности и гласности судопроизводства и т.д. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция невиновности и т.п. Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права). Функции права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения и их упорядочение, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Регулятивная и охранительная функции определяют необходимость его существования как социального института. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) — регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев). Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, и других сферах. Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, и другие. регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан. Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Специфика охранительной функции: Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций. Во-вторых, она служит информатором для субъектов о том, какие социальные ценности взяты под охрану государства. В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Функции права можно рассматривать как две основные группы с точки зрения их общесоциальной и специально-юридической направленности. -» Общесоциальные функции - это направления правового воздействия на различные сферы общественной жизни - экономику, политику, духовные отношения, культуру и др. Различают следующие общесоциальные функции: экономическая (правовое обеспечение производственных отношений, закрепление форм собственности и т.д.); политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы); воспитательная (педагогическое воздействие на общество). -» Специально-юридические функции - это правовое регулирование общественных отношений:» регулятивная (содействует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей, регулирует общественные отношения);» охранительная (направленное на охрану общезначимых и вытеснение отношений, чуждых данному обществу, реализуется с помощью правовых ограничений-обязанностей, запретов, наказаний и пр.). 1. Функции права производны от сущности права и определяются назначением права в обществе. 2. Функции права — это такие направления его воздействия на общественные отношения. 3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества. 4. Функции права представляют в динамике. Еще Гёте говорил: «Функция — это существование, мыслимое нами в действительности». 5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.
4. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. ПРИЗНАКИ: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальную определенность); 3 ) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);4 ) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности). 5) микросистемность (состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза,диспозиция и санкция). Структура: ГИПОТЕЗА-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. ДИСПОЗИЦИЯ-это основная часть правовой нормы, содержит само правило поведение(либо требование,запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й. САНКЦИЯ-это элемент структуры правовой нормы,кот-й указывает,какие неблагоприятные последствия(меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта; 3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права. Date: 2015-08-15; view: 1025; Нарушение авторских прав |