Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа





 

Изучая и анализируя произведения различных видов искусст­ва, мы видим, что в разном материале, в разных принципах пост­роения художественного образа их объединяют одни и те же ха­рактеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и неповторимой характерности. Посредством каждого художествен­ного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие лич­ностного отношения автора к изображаемой действительности. Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский, обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр - это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театраль­ных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режис­сёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деяте­ля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую отно­сится и к профессиональной деятельности режиссёров театрали­зованных представлений и праздников. Более того, все вышепере­численные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед ре­жиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений и праздников необходимо решать уже на первых этапах творчес­кого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в Период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, после­дняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудито­рии, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и Нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61). Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны воспринимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, поднимать и решать современные проблемы, звать аудиторию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, -пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные современности» (22). И положиться здесь можно только на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на лич­ную заинтересованность в инициативно-новаторской и творческо-поисковой деятельности.



Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не­обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю­бого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера­ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про­цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении ис­кусства.

В практике работы над сценариями различных форм и разно­видностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап - отбор сценарного материала;

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрализованного действа;

Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена­риев театрализованных представлений и праздников наиболее выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо­димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос­новным законам творчества, так как названные этапы работы над сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии творческого процесса создания художественных произведений. В свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со­средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо­ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар­кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений:

- создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации);

- разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

- разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

- отбор художественных средств;

- монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);

- литературная запись сценария (литературная обработка сце­нария).

Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо­вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор­ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес­те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со­здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена­ристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой деятельности.



Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован­ного действа происходит:

- выбор и анализ темы;

- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

- постановка педагогической цели будущего театрализованного действа;

- определение идеи;

Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо­димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ­ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинается с решения сценаристом следующих задач:

- выявление и изучение события, которому будет посвящен сценарий;

- тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала;

- изучение психолого-педагогической характеристики аудито­рии будущего театрализованного действа, её интересов и потреб­ностей;

- выбор и изучение возможностей места проведения театра­лизованного действа;

- выявление творческих и финансовых возможностей вопло­щения сценария будущего театрализованного действа.

Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде­лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа.

В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре­шения содержания театрализованного действа требует от сцена­риста:

- определения формы будущей программы;

- выявления жанрового решения театрализованного действа.

- определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра­лизованной программы;

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей­ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз­ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз­нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, подобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при­держиваясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма­териала играет сценарно-режиссёрский замысел.

Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

- разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза­имосвязи и соподчиненности частей целому;

- выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

- монтаж сценарного материала;

- литературную работу над сценарием.

В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием.

Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес­са, сценарист сумеет получить результат своей работы —сцена­рий театрализованного действа.

Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием. «Процесс сочинительства сценического произведения - главней­ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по­рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков - сценического произведения», — пишет известный режиссёр те­атрализованных представлений И. Шароев (73, 19).

Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про­цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали­зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо­лее обстоятельно.






Date: 2015-08-15; view: 2402; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию