Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главные отличительные признаки науки





 

Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм

познавательной деятельности человека. Однако четкая экспликация

специфических черт науки в форме признаков и определений оказывается

довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют многообразие дефиниций

науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме демаркации между ней и

другими формами познания.

 

Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания.

 

Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть

различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности

переходят в другую и становятся ее компонентами. Например, железная руда

как продукт горнодобывающего производства становится предметом, который

преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведенные на заводе из

добытой сталеваром стали, становятся средствами деятельности в другом

производстве. Даже субъекты деятельности - люди, осуществляющие

преобразования объектов в соответствии с поставленными целями, могут быть в

определенной степени представлены как результаты деятельности обучения и

воспитания, которая обеспечивает усвоение субъектом необходимых образцов

действий, знаний и навыков применения в деятельности определенных средств.

 

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос: "для чего нужна та или иная деятельность".

Цель - на вопрос: "что должно быть получено в деятельности". Цель - это

идеальный образ продукта. Она воплощается, опредмечивается в продукте,

который выступает результатом преобразования предмета деятельности.

 

Поскольку деятельность универсальна, в функции ее предметов могут выступать

не только фрагменты природы, преобразуемые в практике, но и люди,

"свойства" которых меняются при их включении в различные социальные

подсистемы, а также сами эти подсистемы, взаимодействующие в рамках

общества как целостного организма. Тогда в первом случае мы имеем дело с

"предметной стороной" изменения человеком природы, а во втором - с

"предметной стороной" практики, направленной на изменение социальных

объектов. Человек с этой точки зрения может выступать и как субъект, и как

объект практического действия.

 

На ранних стадиях развития общества субъектная и предметная стороны

практической деятельности не расчленяются в познании, а берутся как единое

целое. Познание отображает способы практического изменения объектов,

включая в характеристику последних цели, способности и действия человека.

Такое представление об объектах деятельности переносится на всю природу,

которая рассматривается сквозь призму осуществляемой практики.

 

Известно, например, что в мифах древних народов силы природы всегда

уподобляются человеческим силам, а ее процессы - человеческим действиям.

Первобытное мышление при объяснении явлений внешнего мира неизменно

прибегает к их сравнению с человеческими поступками и мотивами. Лишь в

процессе длительной эволюции общества познание начинает исключать

антропоморфные факторы из характеристики предметных отношений. Важную роль

в этом процессе сыграло историческое развитие практики, и прежде всего

совершенствование средств и орудий труда.

 

По мере усложнения орудий те операции, которые ранее непосредственно

производились человеком, начинали "овеществляться", выступая как

последовательное воздействие одного орудия на другое и лишь затем на

преобразуемый объект. Тем самым свойства и состояния объектов, возникающие

благодаря указанным операциям, переставали казаться вызванными

непосредственными усилиями человека, а все больше выступали в качестве

результата взаимодействия самих природных предметов. Так, если на ранних

стадиях цивилизации перемещение грузов требовало мускульных усилий, то с

изобретением рычага и блока, а затем простейших машин можно было заменить

эти усилия механическими. Например, с помощью системы блоков можно было

уравновесить большой груз малым, а прибавив незначительный вес к малому

грузу, поднять большой груз на нужную высоту. Здесь для подъема тяжелого

тела не нужно усилий человека: один груз самостоятельно перемещает другой.

 

Подобная передача человеческих функций механизмам приводит к новому

представлению о силах природы. Раньше силы понимались только по аналогии с

физическими усилиями человека, а теперь начинают рассматриваться как

механические силы. Приведенный пример может служить аналогом того процесса

"объективизации" предметных отношений практики, который, по-видимому,

начался уже в эпоху первых городских цивилизаций древности. В этот период

познание начинает постепенно отделять предметную сторону практики от

субъективных факторов и рассматривать данную сторону как особую,

самостоятельную реальность. Такое рассмотрение практики является одним из







Date: 2015-07-25; view: 749; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию