Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Курсовая работа. По дисциплине: «Макроэкономика»
По дисциплине: «Макроэкономика» На тему: «Внешний долг РФ и пути его урегулирования» Выполнил: Проверил: студент 2 курса к.э.н., профессор группа ОЗО-122 Орлов Юрий Иванович Саблин А.А.
Бийск 2014
Содержание Введение------------------------------------------------------------------------------------- 3 Глава 1. Экономическое содержание внешней задолженности 1.1. Понятие и сущность государственного внешнего долга---------------------- 5 1.2. Влияние внешней задолженности на Российскую экономику-------------- 8 1.3. Стратегия управления внешним долгом---------------------------------------11 Глава 2. Внешний государственный долг Российской Федерации 2.1 Кредиторы России------------------------------------------------------------------- 15 2.2 Анализ динамики государственного внешнего долга за период с 2005 года по настоящее время --------------------------------------------------------------------- 18 2.3 Анализ структуры государственного внешнего долга РФ------------------20 2.4 Основные направления повышения эффективности управлениягосударственным внешним долгом.-------------------------------------------------- 24 Заключение-------------------------------------------------------------------------------- 29 Список литературы-----------------------------------------------------------------------31
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.Проведение экономической и правовой реформ, обусловленных переходом от административно-командных к рыночным методам хозяйствования, породило множество проблем в финансовой политике российского государства. Проблема внешнего долга России является наиболее острой с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики. Цель работы –раскрыть и в полном объеме рассмотреть вопросы о возникновении и способах погашения внешнего государственного долга РФ. Задачи: 1. Раскрыть экономическое содержание внешнего госдолга и его составляющих. 2. Осуществить анализ динамики и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации; 3. Выявить и охарактеризовать методы управления внешним долгом. 4. Разработать предложения по преодолению проблем государственного внешнего долга. Объект исследования - государственный внешний долг Российской Федерации. Предмет исследования - финансовые отношения, возникающие в процессе управления государственным внешним долгом России. Методы исследования - описание, системный анализ, обобщение, сравнение. Теоретическая основа:труды российских ученых и экономистов, занимающихся исследованием и изучением макроэкономических процессов. При написании данной работы также была взята ориентация на материалы и статьи различных периодических изданий, допускалось использование ресурсов Интернет, непосредственно связанных с темой курсовой работы.
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. 1.1.Понятие и сущность государственного внешнего долга. С появлением государства возникли и его потребности, которые необходимо было финансировать, что способствовало появлению таких финансовых категорий, как государственные налоги, расходы, бюджет. Развитие государства привело к расширению его функций, росту потребностей. Это вызвало увеличение государственных расходов. С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга. Государственный долг - это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов (правительственные займы). К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а так же долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний государственный долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, но оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внешний государственный долг - это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим. Он должен быть погашен в определенный срок и его погашение осуществляется свободно конвертируемой валютой. Государственный внешний долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: · номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; · объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; · объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте [1, с.160]. Величина государственного внешнего долга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего государственного долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли - это служит одним из факторов изменения общей величины этого долга. Увеличение государственного внешнего долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Также он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. Поэтому государство должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях, тем более сейчас, в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Внешние заимствования приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги. Вместе с тем они могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата полученных ранее кредитов. Последствия государственного внешнего долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж. Постоянное использование внешних займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного метода, вследствие этого нужно искать наиболее эффективные методы управления данной проблемой [10, c.515]. 1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику. Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам. Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга. У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. Внешняя задолженность России оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям: · усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставляющих кредиты, при принятии решений в области экономической политики; · происходит сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост; · ослабляет мотивацию к достижению наилучших макроэкономических показателей, которая повлекла бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме; · сокращается объём средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность; · дестабилизируется денежно-кредитная ситуация; происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов. Совокупность этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляют собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладают органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложится на граждан страны, которые через систему налогов передают субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывает серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию. Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора: · финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем; · возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа; · цена внешних финансовых ресурсов; · степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем [6, с.44-46]. 1.3. Стратегия управления внешним долгом. Разрешение проблемы внешнего долга является задачей стратегического характера. Без её решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного экономического подъёма и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны. Выбор стратегии управления внешним долгом определяется ответами на три принципиальных вопроса, связанных с установлением: · графика платежей и модели отношений с кредиторами; · размеров фактических платежей и источниками их финансирования; · видов средств платежа. Среди экспертов достаточно популярна точка зрения о необходимости переговоров с кредиторами по поводу реструктуризации долга. Россия может в одностороннем порядке пересмотреть часть долговых обязательств и даже пойти на разрыв отношений с кредиторами. При сопоставлении всех вариантов управления госдолгом важно учитывать не только сумму фактических платежей по долгу, но и макроэкономические и социально-политические последствия каждого из них. Расчеты показывают: при изменении действующего графика платежей с помощью реструктуризации значительно снижения приведенной стоимости долга не происходит, что означает экономические потери для страны и потому не является оптимальным. Дефолт делает эти потери, неприемлемо высокими. Заемные средства для бюджета – ресурс более дорогой, нежели обычные бюджетные доходы. Если власти занимают для того, чтобы заплатить долг, общие затраты по платежам возрастают. Средства платежа, предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению внешнего долга, можно сгруппировать по шести видам: · наличные денежные средства; · государственные ценные бумаги; · корпоративные ценные бумаги; · товарные поставки; · долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; · иные государственные активы. В реальной жизни, естественно, возможно их сочетание в различных пропорциях. Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно отложить до более позднего времени. Цены большинства предлагаемых «неклассических» средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, весьма низки сегодня, но в перспективе будут возрастать. Устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение цен акций отечественных компаний в будущем. Поэтому использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их фактически неизбежном удорожании, к тому же при наличии сегодня гораздо более дорогих альтернатив, несет стране и бюджету существенные экономические потери. Стратегия управления долгом сформирована с учетом того, что у России нет проблемы величины долга, а есть неэффективная его структура. В рамках решения проблемы неэффективности государственного долга целесообразно было бы устранить дисбаланс между внешним и внутренним долгом. Объем долга, номинированный в не национальной валюте, в шесть раз превышает долг в национальной валюте. В этой связи нужно принять меры по частичному рефинансированию внешнего долга за счет внутренних заимствований. Стратегия также предполагает более строгий подход к работе с займами международных финансовых организаций. Эти кредиты весьма дорогие и зачастую неэффективные. Возможны меры против применения стандартных схем нелегального вывоза капитала: занижения экспортных цен и невозврата валютной выручки; заключения фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами; коррупции на таможне; расчетов через офшоры. Наиболее доступные резервы на этом пути были использованы в 1994-1997 годов. Дальнейшие действия в данном направлении, в том числе основанные на международном опыте борьбы с подобными незаконными операциями, еще могут дать определенный эффект, правда, незначительный. Однако упор на такие действия чреват нарастанием произвола, заметно ухудшающего инвестиционный климат и тем самым способствующего усилению оттока капитала, а также, на мой взгляд, слишком жесткие административные меры по регулированию потока средств, уходящих за границу, насторожит иностранных инвесторов и людей, считающих безопасным держать капитал в России. Поэтому в предстоящие годы нужно сосредоточить усилия по реализации мер в рамках второго направления, обеспечивающих восстановление доверия к российским рынкам. В их числе: сбалансированность бюджета, совершенствование налоговой системы и налогового администрирования только на основе закона; обеспечение надежной работы банковской системы, что очень важно - защита прав кредиторов и инвесторов, так как привлечение инвестиций в национальную экономику уже давно объявлено приоритетным направлением деятельности российского Правительства, "прозрачность" финансовой отчетности всех предприятий и организаций; обеспечение заметных сдвигов в борьбе с преступностью и коррупцией, улучшение работы прокуратуры и судебной системы, для того чтоб инвестор чувствовал собственную защищенность в чужой стране и действовал на основании либеральных и защищающих его собственность законов. Строгое соблюдение федеральных законов на всей территории страны, прекращение произвола со стороны региональных и местных властей и ограничение их привилегий [2, с. 639-640].
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2.1.Кредиторы России. Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности, развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года. Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.) Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира. В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям. Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. МВФ использует несколько механизмов финансовой помощи. Это программы обычного кредитования stand-by, программы расширенного кредитования EFF, программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки ESAF и механизм финансирования системных преобразований STF). Существует также компенсационное и чрезвычайное кредитование CCFF; дополнительное резервное кредитование SRF. Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной МВФ). Date: 2015-07-22; view: 17723; Нарушение авторских прав |