Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция: сущность, виды. Индексы цен





Инфляция – макроэкономический рост уровня цен. В сущности, инфляция означает уменьшение масштаба цен, обесценивание денежных знаков.

Инфляция ведет к перераспределению собственности и производственных ресурсов, разрушает долгосрочный кредит, подрывает условия для реализации инвестиционных проектов, тормозит технические нововведения и, в конечном счете, тормозит экономическое развитие.

Инфляция различается по следующим основным критериям:

1) в зависимости от размеров государственного регулирования:

открытая инфляция – присуща для стран с рыночной экономикой, характеризуется нарушением равновесия между совокупным спросом и предложением, постоянным повышением цен, действие механизма адаптивных инфляционных ожиданий;

подавленная инфляция – присуща для стран с командно-административной экономикой, характеризуется установлением жесткого контроля над ценами и доходами, временным замораживанием цен и доходов, постоянным дефицитом товаров и услуг.

Подавленная инфляция более опасна: если открытая деформирует рынок, то подавленная разрушает его.

2) в зависимости от уровня темпа роста цен:

умеренная инфляция, когда цены растут менее, чем на 10% в год, покупательная стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов;

галопирующая инфляция – среднегодовой темп роста цен 10% - 100%; деньги теряют свою ценность; опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер, предсказуема, но не управляемая;

гиперинфляция – цены растут быстро (более 100% в год, расхождение цен и зарплаты становится катастрофическим, разрушается народное хозяйство, падает уровень благосостояния, недоверие к деньгам, вследствие чего происходит переход к бартерному обмену. Вести бизнес невозможно;

3) в зависимости отстепени сбалансированности роста цен:

сбалансированная инфляция – цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными; не страшна для бизнеса;

несбалансированная цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

4) в зависимости отстепени предсказуемости:

ожидаемая – предсказывается и прогнозируется заранее, что позволяет предотвратить или уменьшить потери;

неожидаемая – приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и перераспределению дохода между кредиторами и заемщиками;

Состояние экономики, которое характеризуется одновременным ростом цен и сокращением производства, называется стагфляцией;

5) в зависимости от факторов, порождающих инфляцию:

инфляция спроса – когда "слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров";

инфляция предложения – рост цен, спровоцированный ростом издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

Потребительская корзина – фиксированный набор потребительских товаров, взятых в количествах, потребляемых типичным индивидом. Индекс потребительских цен (ИПЦ) – отношение стоимости потребительской корзины в ценах исследуемого года к ее стоимости в ценах базового года. Базовым может быть выбран любой год. Итак, ИПЦ рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к стоимости потребительской корзины в базовом году.

ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса (табл. 4.1).

Рыночная корзина для данного года есть набор продуктов (потребительских, инвестиционных, экспортных, общественных благ и т. д.), взятых в той пропорции, в которой они представлены в ВВП данного года. Индекс рыночных цен (дефлятор ВВП) – отношение стоимости рыночной корзины в ценах исследуемого года к ее стоимости в ценах базового года. В базовом году дефлятор ВВП равен единице.

Дефлятор ВВП рассчитывается по типу индекса Пааше (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1

Индексы цен

Индекс цен Определение Формула для расчета
Индекс Ласпейреса Индекс цен, где в качестве весов используется набор благ базисного периода
Индекс Пааше Индекс, где в качестве весов используется набор благ текущего периода
Индекс Фишера Отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение
  где – цены i-блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде; – количество i-блага в базисном периоде; – количество i-блага в текущем периоде

 

Дефлятор ВВП показывает, в какой степени обесценилась денежная единица по сравнению с базовым годом. Дефлирование – процедура приведения стоимостного показателя, выраженного в ценах текущего года, к его эквиваленту, выраженному в ценах базового года. Дефлирование есть, по сути, деление некоторой суммы денег на индекс потребительских цен (дефлятор ВВП). Стоимость, выраженная в денежных единицах базового года, называется базовой или реальной стоимостью. Она представляет собой отношение текущей стоимости к дефлятору ВВП.


Пример 1. В потребительской корзине имеется только два продукта: хлеб и молоко. В базовом году стоимость хлеба в потребительской корзине в 3 раза превышала стоимость молока. За 7 лет хлеб подорожал на 40%, а молоко – на 60%. Найти индекс потребительских цен.

Решение:

Обозначим через х стоимость потребительской корзины в базовом году, тогда стоимость хлеба в этом году равна 0,75 х, а стоимость молока – 0,25 х.

Поскольку подразумевается, что потребительская корзина за исследуемый период не изменилась, то стоимость каждого продукта выросла пропорционально его цене.

Стоимость хлеба в текущем году (через 7 лет) равна: 1,4 * 0,75 х = 1,05 х.

Стоимость молока в текущем году равна: 1,6 * 0,25 х = 0,4 х.

Стоимость потребительской корзины в текущем году равна:

1,05 х + 0,4 х =1,45 х.

Таким образом, ИПЦ за исследуемый период составил 45%.

Пример 2. В таблице представлены данные по объемам продаж картофеля и ценам на двух городских рынках. Найти индекс цены картофеля (методом Ласпейреса и Пааше).

 

Рынок Объем продаж, кг Цена, руб./кг
         
А В        

Решение:

Метод Ласпейреса.

Возьмем объемы продаж в базовом году и рассчитаем их суммарную стоимость по обоим рынкам в базовых и текущих ценах. Найдем отношение этих стоимостей:

(15*40+14*80)/(10*40+12*80)=1,26.

Метод Пааше.

Возьмем объемы продаж в текущем году и рассчитаем их суммарную стоимость по обоим рынкам в базовых и текущих ценах. Найдем отношение этих стоимостей:

(15*50 + 14*70) / (10*50+12*70)=1,29.

Пример 3. Дефлятор ВВП равен 1,2, тогда в текущем году сумма денег 240 руб. эквивалентна по своей покупательной способности сумме денег

240 / 1,2 = 200 (руб.) в базовом году.

Пример 4. В 2004 г. дефлятор ВВП равен 1,4. Базовым выбран 2000 г. Найти относительное изменение покупательной способности денег за период 20002004гг.

Решение:

Согласно экономическому смыслу дефлятора один рубль в 2004 г. эквивалентен сумме 1/1,4 руб. в 2000 г. Относительное изменение реальной покупательной способности рубля составило за этот период

(1/1,4  1)/1=  0,286 ( 28,6%)

Пример 5. Реальная покупательная способность рубля снизилась по сравнению с базовым годом на 58%. Найти дефлятор ВВП.

Решение:

Обозначим дефлятор ВВП через х, тогда реальная покупательная способность рубля в текущем году равна 1/ х, а относительное изменение реальной покупательной способности рубля равно:

(1/ х – 1) /1 = – 0,58, отсюда х = 2,38.

Пример 6. В экономике производят масло и хлеб. За период, прошедший после базового года, стоимость годового выпуска масла возросла с 400 до 450 млн руб., а стоимость годового выпуска хлеба – с 900 до 1200 млн руб. Индекс цены масла за этот период составил 1,5, а индекс цены хлеба – 2,4. Найти дефлятор ВВП.


Решение:

Обозначим через х цену масла в базовом году, а через у – цену хлеба в базовом году. Тогда в текущем году цена масла равна 1,5 х, а цена хлеба равна 2,4 у. Выпуск масла в текущем году (в натуральном выражении) равен отношению выручки и цены, т.е. равен 450 /1,5 х. Выпуск хлеба в текущем году равен 1200/2,4 у.

Выпуск масла в текущем году, выраженный в ценах базового года, равен: ( 450 /1,5 х) х =300(млн руб.).

Выпуск хлеба в текущем году, выраженный в ценах базового года, равен: (1200 / 2,4 у) у = 500 (млн руб.).

Выпуск текущего года, выраженный в ценах базового года, равен:

300 + 500 = 800 (млн руб.)

Выпуск текущего года, выраженный в ценах базового года, равен:

450 +1200 = 1650 (млн руб.).

Дефлятор ВВП равен 1650/800=2,06.

Замечание. Приведенные в условии данные о стоимости произведенных в базовом году масле и хлебе при решении задачи не используются.

 







Date: 2015-07-25; view: 1075; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию