Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7 Маржинализм и методология субъективного анализа
В 70-е годы 19 века в противовес классической школы и учению К. Маркса сформировалось неоклассическое направление. В своем развитии это направление опиралось на различные школы и течения. Первым течением был маржинализм., его в своем учении о предельной производительности труда развил Д.Б. Кларк. 3-Е течение - это теория эффективности рыночной экономии Маршалла и 4-е - математическая школа (Джевонс). В данной лекции мы подробно рассмотрим особенности 1-го течения. Основные положения марджинализма были разработаны профессорами Венского университета Менгером, Бём-Баверком, Визером. 1.Центральным звеном их учения была теория полезности. С позиций предельных величин они объясняют зависимость полезности товаров от редкости благ и интенсивности желаний субъектов. 2.Вторым главным акцентом анализа является категория ценности, которую они определяют субъективными оценками продавцов и покупателей, а не затратами труда на производство товаров. 3.Цену товара субъективисты трактуют как функцию спроса и предложения, складывающихся под влиянием разнообразных факторов. 4.Отношение собственности они рассматривали как отношение человека к вещи, а не как отношение между людьми. 5.Большое место в теории М. занимают проблемы распределения факторов производства, прибыли и процента. Методология с.ш. т.ж. отличается своеобразием. Ее характеризует: 1. Субъективный подход. Субъективная оценка индивида считается критерием, истинности и гл. Определителем величины полезности, ценности и цены товаров. 2. Метод робинзонад, предлагающий изучение эк. поведения индивида вне связи с экономической средой, абстрагируясь от влияния общественных отношений. 3. Анализ экономических явлений и процессов М. начинают не со сферы производства, а признают первичность сф. потребления. 4. Австрийцы считают, что все в мире имеет количественную оценку, поэтому для их школы характерен количественный анализ и метод ползучего эмпиризма, согласно которому задача экономической науки сводилась лишь к накоплению фактов. 5. В отличие от классиков М центр тяжести переносят со средних величин на предельные. 6. Динамическому подходу они предпочитают статику 7. Они не признавали объективности экономических законов, считая закономерным то, что доказано опытом. 8. Они в противовес Марксу подменяли причинно-следственный подход функциональным, что, по их мнению, снимало необходимость разрешения делемы первичности и вторичности экономических категорий. (они упрекали Маркса за то что он абсолютизировал внимание на 1 свойство товара- стоимости, в ущерб другому - полезности) Первыми маржиналистами были К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк. Идеологические функции маржинализма - отрицание эксплуататорской природы буржуазного общества, идеализацию капиталистического рыночного механизма, игнорирование противоречий воспроизводства и возможности циклических кризисов. Субъективно – психологический подход получил в маржиналистских концепциях неодинаковое воплощение. Если австрийская школа проникала им насквозь, то в теориях А. Маршала и Дж. Б. Кларка его роль значительно слабее. Методологическая опора маржинализма – принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. В соответствии с ним капиталистическое хозяйство предстает в виде совокупности рациональных субъектов, участвующих в нем с целью максимизации личной выгоды. Разница между этими индивидуумами заключается в том, в какой сфере они стараются добиться своего и что любую конкретную экономическую ситуацию они оценивают субъективно. Маржиналисты признавали лишь те субъективные оценки, которые имели отношение к предметам потребления. Именно эти оценки определяли у теоретиков маржинализма цены на предметы потребления, а у австрийцев – даже цены на факторы производства, доходы владельцев и издержки производства. Важное место занимал принцип редкости (чем реже встречается товар, тем выше его ценность). Экономисты австрийской школы выступали за причинно-следственный экономический анализ, например, стремились обнаружить конечное основание цены. Теоретики кембриджской и американской школ рассматривали только функциональные взаимосвязи в экономике. Date: 2015-07-22; view: 523; Нарушение авторских прав |