Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 11. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение
Люди особенно подвержены социальному влиянию, когда вынуждены думать, ощущать и чувствовать иначе, чем обычно, или когда кто-то или что-то нарушает их эмоциональное равновесие. Такие изменения в субъективном восприятии (или изменения в сознании) разрушают психологическую матрицу, к которой привязаны наши представления (без привычных внутренних ориентиров мы утрачиваем всякое представление о реальности). Замешательство, которое возникает, когда мы, сталкиваясь с неизвестностью, не в состоянии объяснить происходящее, побуждает нас поверить в самые абсурдные объяснения наших ощущений и принять новые установки, вложенные в эти объяснения. Измененное сознание может быть главной движущей силой как среди хорошо адаптированных людей, так и среди людей с нарушениями психики. Оно играет роль инструмента для трансформации личности и вовлечения людей в харизматические группы. Измененное сознание позволяет формировать убеждения членов харизматической группы. О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. В русле рационального эмпирического мышления мистический опыт трансов, видений и глоссолалии считался ненаучным. Истинность любого явления проверялась экспериментально и в ходе объективных наблюдений. Увы, в системе материализма не было места для мировоззрения, основанного на духовных ценностях. Как воспроизвести субъективные ощущения? Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психиатрии. Исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта. Классификации подвергается то, что могут увидеть и измерить независимые наблюдатели, тогда как измененное сознание воспринимается лишь субъективно. Однако этот феномен не только существует, но и служит одной из движущих сил в харизматической группе. Чтобы понять роль состояний измененного сознания в харизматических группах, обратимся к работе Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта», написанной еще в 1902 году. Он писал: «Распределение сознания оказывается точно таким же, каким оно было бы у любого органа, созданного для управления нервной системой, которая стала слишком сложной для саморегуляции». Такое представление о сознании как о метаоргане позволило Арнольду Людвигу сформулировать определение измененного состояния сознания. Он описал его как «любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания»[6]. Но какие аспекты восприятия действительно изменяются в ИСС (измененном состоянии сознания)? Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями. В соответствующей социальной среде люди действительно испытывают религиозные трансцендентные переживания. Во многих харизматических группах христианской направленности сохранилась традиционная практика групповой молитвы, во время которой люди входят в ИСС и переживают мистический опыт. Иррациональный субъективный опыт, «запрограммированный» убеждениями, помогает им постичь «высшую» реальность. Культурные рамки группы заставляют последователей «предчувствовать» трансцендентный опыт. Это «предчувствие» стимулирует интенсивные и глубокие переживания. В состояние транса человека можно ввести и с помощью практики глоссолалии. Во время процесса, который называется «драйвингом», харизматический лидер секты, как правило, одаренный оратор, вводит аудиторию в состояние крайнего возбуждения. Драйвинг осуществляется поэтапно: сначала аудитория поет гимны в определенном и четко повторяющемся ритме (иногда отбивая ритм хлопаньем в ладоши, а иногда в музыкальном сопровождении). После такого предварительного «подогрева» аудитории лидер начинает ритмично двигаться и громко читать молитву. Далее начинается этап глоссолалии, когда молящийся начинать громко выкрикивать молитвы, которым вторит весь зал. Через некоторое время все присутствующие входят в состояние транса. Такое гипнотическое состояние резко отличается от обычного состояния бодрствования. Если в нормальном состоянии сознания благодаря пяти органам чувств наше внимание сосредоточено на восприятии сигналов внешнего мира, то в состоянии транса наше внимание полностью сфокусировано на внутренних ощущениях. Человек видит, слышит и ощущает внутренне. Степени погружения в транс бывают различными, от легкого отключения до глубокого «замораживания», когда человек практически не воспринимает окружающий мир и чрезвычайно подвержен внушению. Именно в таком состоянии человеку легко внушить те или иные установки. Собственно говоря, сам процесс внушения заключается в том, что человеку вводят установочную программу определенного поведения, воздействуя на психофизиологические механизмы его мозга, в результате чего запускаются цепочки психонервных процессов, регулирующих его поведение. Такая программа полностью определяет стиль поведения, характер воспринимаемой информации и эмоциональные реакции человека, которого подвергли внушению. Члены «религиозных» сект, находясь в состоянии медитативного транса, становятся более внушаемыми и восприимчивыми к ее доктрине. Кроме того, состояние транса обычно сопровождается очень приятными ощущениями и полным расслаблением, поэтому люди стремятся как можно чаще переживать этот опыт. К примеру, изменения в сознании (играющие важную роль в формировании персональных убеждений) членов «Миссии Божественного Света» осуществляются во время четырех «медитаций», каждая из которых вызывает определенные ощущения в теле, неожиданные видения, вкусовые и слуховые галлюцинации и изменение ориентации во времени. В названии секты фигурирует понятие «Божественный Свет», так как во время одной из медитаций человек может увидеть этот свет. На одном из собраний присутствовал молодой практикующий психиатр, который считал самообманом и патологией «ощущения», которые невозможно проверить в ходе независимых наблюдений. Но когда он полностью расслабился, убаюканный плавным течением слов лектора, то неожиданно увидел яркое свечение вокруг фигуры лектора. «Я видел очень яркий свет. Лектор светился, словно религиозный персонаж на иконе. Он был похож на святого. Это был реальный свет, такой же реальный, как свет электрической лампочки. Я начал внимательно прислушиваться к словам, но ничего нового не услышал. Я скептик, который не верит в чудеса. Я решил себя проверить и специально отвернулся. Я полагал, что, взглянув на лектора вновь, уже не увижу этот таинственный ореол, но каково же было мое удивление, когда я вновь отчетливо его увидел. Никто мне не говорил, что такое возможно, так что это не может считаться принятием желаемого за действительное. К тому же мне казалось, что никто, кроме меня, этот ореол не видит. Когда лекция закончилась, я поднялся с места и пошел к двери, наблюдая, как лектор по-прежнему светится. И пока я шел, я вдруг начал осознавать, что со мной произошло нечто важное, нечто такое, от чего я не могу просто так отмахнуться. Это стало началом пересмотра моих представлений о мире. Это стало частью окружающей меня реальности». Этот пример измененного состояния сознания ничем не отличается от других, описанных в литературе по религиозной конверсии, но труднообъяснимых с психиатрической точки зрения. Видение ореола могло быть галлюцинацией, возникшей в результате изменения восприятия, которое объясняется диссоциативной реакций, временным психозом или даже массовой истерией. Но в поведении, биографии и манере общения психиатра не было и намека на такой диагноз, хотя совершенно ясно, что этот опыт позволил ему приписать его жизни новый смысл. Видение ореола вывело его из состояния равновесия, и он обратился к философии секты, пытаясь найти в ней объяснение этому загадочному явлению. С этого момента его взаимоотношения с сектой начали углубляться, ибо пережитый им опыт создал фундамент для нового мировоззрения и понимания его роли в этой жизни. Такой или похожий опыт пережили практически все участники собраний Миссии Божественного Света. Для многих из них измененное сознание в форме необъяснимых ощущений и трансцендентных эмоциональных состояний послужило толчком к религиозной конверсии и вступлению в секту. Изменяемое в процессе группового опыта, каждое такое состояние сознания позволяет приписать новое значение приобретенному опыту. Феномен ИСС заложен в физиологии человека, и поэтому у состояний, которые субъективно воспринимаются как похожие, могут быть общие физиологические характеристики. Это иллюстрируют изменения в нервной деятельности, обнаруженные в некоторых состояниях ментального расслабления и рефлексии. Например, энцефалограммы людей, давно практикующих трансцендентальную медитацию, свидетельствуют об активизаций альфа-волн во время медитации. Это умиротворенное состояние можно сравнить с состоянием, в котором находится курильщик марихуаны при интоксикации, когда он расслабляется в отсутствие входной информации из социума. В этом случае на энцефалограмме видны альфа-волны большей амплитуды. Активизация альфа волн, сопровождаемая похожим психическим расслаблением, достигается благодаря биофидбэк-тренингу. Поскольку измененные состояния сознания могут замещать друг друга, многие члены новых религиозных движений переключились с употребления наркотиков на медитацию для достижения похожих психических состояний. Такое изменение субъективного состояния, то ли от наркотиков, то ли благодаря попаданию в новую социальную среду, позволяет человеку приписать новое значение его ощущениям. Например, измененное состояние сознания во время медитации служит средством дестабилизации прежних установок и подготавливает медитирующего к признанию групповых убеждений. Оно поддерживает групповую сплоченность, стабилизирует и даже повышает степень включенности человека в группу. Эмоциональная реакция на медитацию укрепляет стремление регулярно ее практиковать. Некоторые восточные секты вели избирательный отбор потребителей ЛСД и марихуаны. Например, Баба, лидер маленькой восточной секты, называл мистический психоделический опыт увертюрой к втягиванию человека в гравитационное поле его группы. Для признания иррациональных убеждений в этой группе огромное значение имел опыт приема его членами психоделических наркотиков и психотомеметиков. Важная роль измененных состояний сознания в Миссии Божественного света подтверждается отзывами членов, описывающими транцендентальность ощущений, которые они переживали во время ежедневных медитативных практик. В состоянии транса критические способности человека снижаются и ухудшается способность оценивать полученную информацию. Еще В. М. Бехтерев утверждал, что в обход «критичной личности» и активного внимания, когда деятельность мозга осуществляется бессознательно, человеку можно внушить нужные идеи, реакции и эмоции. Например, его можно заставить поверить в то, что он - «избранный» и должен выполнить великую миссию. Внушение осуществляется вербально, так как слова передают информацию и эмоциональный заряд. Во время групповых мероприятий, когда критичность слушателей снижается, их эмоциональная сплоченность и чувство единения укрепляется, им прививаются самые невероятные фобии и самые иллюзорные и иррациональные установки. Для привлечения людей в секты активно используются технологии воздействия на подсознание с помощью сигналов, записанных на видео и аудиокассетах. Как известно, кинопленка движется со скоростью 24 кадра в секунду. При такой скорости человеческий глаз успевает увидеть все, что происходит на экране. Но если ввести дополнительный, - 25-й кадр, - он останется незамеченным для глаза, но войдет в подсознание. Точно также можно записать на звуковую дорожку информацию, которая не будет восприниматься сознательно, но будет активно воздействовать на подсознание. Кстати, такие технологии могут использоваться в СМИ, на стадионах во время массовых проповедей, на партийных митингах и пр. К концу просмотра видеоматериала, или проповеди, сопровождаемой прослушиванием аудиоматериала, который предоставляет секта, человек не только перестает логически и аналитически мыслить, но и теряет способность к адекватному восприятию реальности окружающего мира. Причем, если человеку удается сразу же вернуться в привычный туннель реальности, он не в состоянии понять, что с ним происходило. Чтобы ввести аудиторию в транс, не обязательно прибегать к медитациям. Можно использовать такие приемы, как постоянное повторение и акцентирование внимания на определенных фразах. Глядя на группу в такой обстановке, легко распознать, когда люди начинают входить в транс. Это похоже на сон в состоянии бодрствования: они расслабляются, начинают реже моргать и проявлять рефлекс глотания, не реагируют на окружающих, а взгляд становится безучастным. Когда люди пребывают в таком состоянии, недобросовестные манипуляторы могут внушить им самые иррациональные убеждения, которые искажают реальность. Эффективность внушения зависит от эмоционального состояния и силы воображения слушателей, а также от харизмы лектора, который осуществляет внушение. Человек, ставший объектом внушения в трансовом состоянии, в состояния бодрствования может испытывать раздвоение личности. Глава 12. Как формируется общественное мнение. Электронное духовенство Еще один способ группового гипнотического перепрограммирования - средства массовой информации. Этот способ блестяще (и с присущим ему юмором) описал Тимоти Лири в книге «Нейрополитика»[7]. «Реальность для каждого вида определяется его каналами и методами передачи информации. Примитивное племя общается при помощи хрюканья, жестов, барабанного боя, гонцов и дымовых сигналов. Первые одомашненные приматы поначалу общались при помощи печатных страниц, картин, костюмов, религиозных драм, песен и статуй. Созданная таким образом реальность охраняла социальную мораль и социальные техники выживания, которыми руководствовался наш вид в доэлектронную эру. Могучим генетическим инструментом, определяющим и защищающим этику одомашненных приматов, выступает официальная пресса. Новости искусно «вплетаются» в кибернетические возвратные циклы, в которых пресса рассказывает читателю то, что он хочет услышать. Ведь только тогда читатель будет покупать газету. Заголовки, курсив и жирный шрифт, лихо закрученные замысловатые сюжеты, санкционированные «утечки» информации, сведения от «информированных источников, пожелавших остаться неизвестными», тенденциозные сообщения и фотографии играют важную роль в формировании общественного мнения. Они же намечают актеров, персонифицирующих моральную драму. Эта игра свирепа и безжалостна. Ее главный принцип таков: живи как хочешь, пока твоя жизнь не стала достоянием гласности. Все позволено... пока никто не видит. Но малейшая публичная оплошность, публичный просчет или слабость - и твоя фотография появляется в газетах. Общественное мнение о тебе сформировано. «Общественное мнение»-это коллективный нейрологический импринт, который требует постоянного закрепления. Так же, как каждому гражданину в состоянии бодрствования надо постоянно напоминать, что он тот, кем себя считает, общественному мнению тоже требуется постоянное закрепление методом повторений. Например, имидж Уинстона Черчилля приходилось вып-* лавлять, словно стальную маску. Когда эта маска застыла и оформилась, ее постоянно приходилось шлифовать и обтачивать, чтобы сохранилась четкость линий. Один неверный шаг мог навсегда все испортить. Но главным изготовителем и продавцом идеологического шоу выступает телевидение. Все мы знакомы с классическим телевизионным противостоянием: полицейские против преступников, сионисты против палестинцев, скинхэды против цветных, агенты спецслужб против террористов. Сегодняшнее вечернее шоу становится причиной волны завтрашних преступлений. Среднестатистический обыватель смотрит телевизор не менее семи часов в день. Этот кошмарный нейрологический факт не так-то просто осознать. Наверное, понадобится целый год круглосуточного телевещания, в котором умные профессора, демонстрируя графики и диаграммы, сумеют нам научно объяснить, как наши мозги привыкают к допингу в виде телевизионного «мусора». Телевидение создает, программирует и расписывает по часам нашу реальность. Оно формирует общественное мнение и создает идеологические иллюзии. Чтобы упаковать и подать лавину «новостей», телевизионная цивилизация нуждается в непрерывных сенсациях и нескончаемых шеренгах «героев дня»... актеров реальности, играющих роли в дневных и вечерних телевизионных передачах, программирующих нашу жизнь. Современная реальность создается, главным образом, телевидением и кинематографом. Информационные продюсеры становятся кастой жрецов, которая управляет и манипулирует реальностью. Как тут не вспомнить «дела» телевизионных евангелистов, которые были «застуканы» на месте преступления, вследствие чего вокруг их имени разгорелся информационный скандал. Грехи евангелистов рекламируются так же широко, как и грехи политиков, хотя сценарий падения евангелистов существенно отличается от сценариев падения высших должностных чинов, прописанных в Белом доме. Харизматические ребята добиваются славы и признания, заявляя, что обладают «божьим даром». Их грех состоит не в том, что они тайно обогатились. Кальвинистская догма гласит, что агентам Царя Царей и Бога Богов положено процветать и вообще жить красиво. Грехопадение харизматических евангелистов обычно связано с причастностью к скандалам на почве сексуальных извращений. Ох уж этот первородный грех. Греховна человеческая природа, темны чары развратных женщин и лукав дьявол. Ведь именно его нечестивые агентки прячутся в низкопробных мотелях под видом проституток. Харизматических евангелистов судит паства. Они признаются в совершенном грехе с телевизионных экранов. Они плачут. Они молят, чтобы кровь Иисуса смыла с них грехи и пороки. Поскольку они обладают божьим даром, то и наказываются по высшему разряду. Они приговариваются к падению в низшие круги ада. Они теряют доходные туристические земли, колоссальные прибыли, особняки и -последний удар плетью - доступ к телевизионному эфиру, благодаря которому распространяли свои заразные идеи. Неожиданное распространение евангелизма на телевизионном экране ознаменовало появление гипнотического аспекта в электронной технологии, приступившей к манипулированию самыми сильными человеческими побуждениями. Вы усаживаетесь в удобное кресло и включаете телевизор. На экране возникает харизматический лидер, провозгласивший себя Гласом Божьим. Он искусно вызывает у зрительской аудитории измененное состояние сознания, страстно вводя телезрителя в классический гипнотический транс. И внушает загипнотизированному мозгу ревностный религиозно-родовой фанатизм. Возьмем в качестве примера ток-шоу «Клуб 700» Пата Робертсона. Пат Робертсон основал христианскую сеть телевещания с центром в Вирджиния-Бич. Начнем с того, что шоу показывается в вечернем телевизионном эфире. В нем используются такие же ловкие гипнотические техники, как и в рекламах, которые внушают покупать только «наши таблетки от диареи». Актеры, ведущие шоу, весьма привлекательны: величавый Бен Кинчлоу с белыми аккуратными усами похож на судью Верховного Суда, а его миловидная ассистентка Данута Соудерман, позирующая возле урны, в которую будут опускать свои деньги зрители в студии, напоминает фотомодель, приглашенную рекламировать товары от отечественного производителя. Продуманный сценарий программы позволяет быстро приблизиться к кульминации. Пристегните ремни, путешественники, когда «шаман» Пат Робертсон страстно сжимает веки, упрямо морщит лоб и потеет от напряжения. Он концентрируется, и это дается ему не легко. Понятное дело, ведь парень устанавливает связь с Богом, главным небесным спонсором! С Патом разговаривает сам Бог! Ширли Маклейн называет это ченнелингом. Но Пат считает это куда более серьезным занятием. И вот связь установлена. Царь Царей сообщает ему о своем раздражении в связи с последними событиями внутри страны и за рубежом. Всемогущему Богу «до смерти противно» (любимая фраза Рейгана), что Америкой управляют коррупционеры, гомосексуалисты, феминистки, демократы, либералы, светские гуманисты и ученые-атеисты. И по какой-то неясной причине (см. Откровения Иоанна Богослова) Бог страшно ненавидит иранцев. А тем временем ведущий Бен Кинчлоу благочестиво вздыхает и постанывает: «Иисус! Иисус!» Потом Пат Робертсон начинает умолять Господа-Мстителя укрепить и вооружить его народ, чтобы одолеть всех врагов. Напряжение возрастает. Пат и Бен вступают в следующую фазу, начиная ритмично покачиваться. Затем камера наезжает на аудиторию и показывает крупным планом, как зрители исступленно сжимают руки и с болезненно искаженными лицами тихо скандируют имя Господа. С крайним изумлением наблюдая за происходящим на экране, я вдруг понял, что здесь происходит. Все эти типы испытывают наркотический кайф! Они участвуют в искусно разработанной психоделической шаманской церемонии. Послушайте, я знаю последовательность развития таких событий. В силу моих профессиональных обязанностей я, не меньше чем эти ребята, участвовал в экспериментах по введению в групповой транс. Уильям С. Берроуз однажды отвез нас в горы Эр-Рифа в Марокко, в деревню пастухов-музыкантов, которые на протяжении трех тысяч лет практикуют самую древнюю из известных нам религий. Языческое поклонение природе. Ритуалы Пана-Диониса. Они садятся в круг, излучая безмятежность, покой и удовлетворение, курят марокканские сигареты, играют на барабанах, что-то поют, а затем по очереди исполняют ритуал. Каждый из них вытанцовывает ритмы узнаваемого божества: бога-животного, бога плодородия, бога - мудрого старца, бога-гермафродита. На протяжении церемонии все люди улыбаются, а их лица светятся умиротворенностью. Тэд Маклэнд привез нас в пустыню Аризоны, где на темно-вельветовом небе мерцают такие же звезды, как на лазерных шоу «Пинк Флойд». Мы приняли участие в пейотном ритуале племени навахо. Это своего рода разновидность «Клуба 700». Мы сидели вокруг костра и смотрели на огонь, который казался высеченным рукой скульптора. Слышался бой барабанов и пение. А затем кто-то взял трещотку из перьев, игравшую роль телефонной трубки, и начал передавать глубоко личное и довольно оптимистичное сообщение то ли от определенного Бога, который в тот момент находился на дежурстве, или от Божественного Духа, который случайно снял трубку. Затем «телефон» передавался по кругу, и следующий человек вступал во внеземной диалог с очередным дежурным Богом. На протяжении всей ночи люди ощущали покой, уверенность, и были дружелюбны. Эй, Пат, можешь ли ты рассказать о расслабленных и улыбающихся людях, введенных в групповой транс? Нет, потому что эти люди болезненно экспрессивны. По моему мнению, самые сложные и яркие шаманские ритуалы - это ритуалы вуду. В них тоже задействован гипнотический групповой ритуал, с барабанами, песнопениями, дымком, после чего в участников вселяются боги. Человек считается лошадью, везущей божество, которое зовется лоа. «Нужна сильная лошадь, чтобы выдержать большого лоа». Доморощенные ритуалы наших южных евангелистов идентичны групповым шаманским путешествиям, а Пат Робертсон исполняет классическую шаманскую роль, которая заключается в харизматическом промывании мозгов и манипуляции групповым сознанием. В тот момент, когда ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) их последователей открывается, они вводят туда свое священное программное обеспечение, которое называется Библией, в режиме «запись с сохранением». Нет ни малейших сомнений в том, что это работает. Библейская парадигма завладевает мозгом. Люди «рождаются заново», поскольку в их биокомпьютерах старые программы затираются новыми. Происходит перепрограммирование сознания. Однако: 1. Если «послание», которое вы получаете, побуждает вас совершить безумное и фанатичное действие на материальном плане, вы связались не с дежурным Богом. Какой-то человек ввел в загрузочный сектор вашей памяти некое примитивное программное обеспечение. Возможно, с самыми благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. 2. Если к вам обращаются с просьбами о денежных пожертвованиях или политической поддержке, знайте, что вы позвонили не дежурному Богу, а дежурному оператору филиала какой-нибудь коммерческой фирмы или местной политической организации. Сбор денежных средств дежурными операторами осуществляет ся круглосуточно. 3. Если во время ритуала в вас «вселяется» некий невидимый разум, который называет себя единственным Богом, и утверждает, что «кроме него нет иных Богов»; если он утверждает, что его программное обеспечение (Библия) и есть истинное евангелие, а те, кто ему не подчиняется, — слуги Дьявола, то знайте: вы снова встретились с нашим старым добрым приятелем Патом Робертсоном! Пат, тебе не откажешь в умении мобилизовывать все твои трансцендентальные способности в нужное время и в нужном месте. Но есть определенные принципы, которыми надо руководствоваться, разыгрывая божественную партию. А ты постоянно нарушаешь правила нейрогенетической игры. И знаешь почему? Потому что заявляешь, что есть лишь одна божественная форма во всей вселенной. Займись чем-то попроще. Лечи геморрой, разгоняй ураганы, или сражайся за лидерство в республиканской партии. Пока я смотрел, как Робертсон разжигает ненависть к неверующим, мне вспомнились кадры телевизионной хроники, в которых показывали толпы людей на улицах Тегерана, избивающих себя цепями в припадке безумной ярости и ненависти, направленной против мусульман-суннитов, иракцев, христиан и других агентов Сатаны. Если пренебречь стилистическими и культурными различиями, бросается в глаза поразительное сходство между нашими харизматическими евангелистами и аятоллой. И те, и другие - информационные шаманы, харизматические маги, использующие телевидение для изменения человеческого поведения» Date: 2015-07-25; view: 306; Нарушение авторских прав |