Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы культуры





1. Символ - от греч. знак, опознавательная примета.

В широком смысле – образ, знак.

Символы – объекты, действия, которым приписывается замещенный смысл, обозначения окружающего, являются эквивалентом чего-то другого.

Смысл нужно понять, распредметить, что предполагает внутреннюю работу.

Их обозначения, как правило, понимаются одинаково разными людьми. Имеют разные формы: билет на поезд, икона, картина, эмблема, жест, мимика.

Есть отличия понимания в разных культурах. Истолкование символа возможно только внутри человеческого общения. Например, невербальная коммуникация (согласие - качание головой вперед, болгары - качание головой в стороны).

2. Язык - это система знаков и символов, наделённых определённым значением, для получения, хранения и передачи информации. Это средство общения, выражения, мышления.

Знаки различают языковые и неязыковые (цвет).

В свою очередь языки бывают естественные и искусственные.

Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки.

Язык содержит значения и смыслы, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Значение – то, что открывается в предмете (что вообще представляет собой вода, война).

Смысл – значение + отношение (вода – в холод и жару имеет разный смысл, война для ветеранов и переживших ее, ветеранов Великой Отечественной, участников боевых действий в Афганистане, Чечне и пр.)

Функции языка:

- познавательная - познания мира,

- сигнификации - выражения, обозначения,

- объективации самосознания,

- способ создания культуры,

- трансляции ее из поколение в поколение,

- эмоциональная - выражение отношения.

Относительно самостоятелен, имеет внутренние закономерности функционирования и развития.

Гипотеза лингвистической относительности Эдварда Сепира – Бенджамина Л. Уорфа.

Языки «делят» и концептуализируют мир опыта, создают различные реальности для людей. Человек избирательно сортирует сенсорные импульсы, поскольку это запрограммировано языком.

Опыт, воспринимаемый через один набор лингвистических фильтров отличается от опыта, воспринимаемого через другой набор.

Язык структурирует, определяет мышление, определяет соглашение, значения.

В целом характер познания зависит от языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера.

(Верблюд для араба и эскимоса, ученик – для учителя и родителя, снег для эскимоса, профессиональный язык социологов, математиков, студентов).

3. Ценности - это основа значимого отношения человека к окружающему, имеющего форму общих принципов, идеалов, целей, выступают в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов.

Виды:

1. По объективным характеристикам явлений: духовные и материальные.

2. По типу потребности: экономические, политические, социальные, нравственные, религиозные.

3. По субъекту отношения: общественные ценности, ценности группы, ценности индивида.

4. По функции в конкретной ситуации: интегрирующие, дифференцирующие.

5. По целеполаганию: ценности – цели (терминальные), ценности средства (инструментальные).

6. По объекту оценок: предметные, ценности сознания.

7. По роли в жизнедеятельности личности:

- существующие или наличные, актуальные;

- целевые или мыслимые, желательные, возможные;

- ценности – цели, ценности- идеалы, ценности-желания, ценности должного.

8. По способу осмысления жизни: ценности творчества, ценности переживания, ценности-отношения.

9. По содержанию: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образования, общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье) и пр.

Ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.

4. Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.

Виды: Универсальные (общие) и партикулярные (частные). Моральные и правовые. Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений и наказаний.

5. Миф – от греч. предание, сказание. Это форма сознания, которая предполагает миропонимание, в котором не расчленены символические формы и смысл.

Присутствует во всех типах обществ, в т.ч. современных.

Функции мифа:

- воздействия на человека,

- высвобождает энергию,

- мотивирующая - мотивирует, направляет.

Например, миф о воскрешении Христа. Помогает преодолевать страдания, переосмысливать жизнь.

Это тип мышления. Мифологическое мышление противоречиво: логично и нелогично, рационально и иррационально.

К. Леви-Стросс – французский этнограф и социолог - в иррациональных формах (не в абстрактных понятиях, а в образах персонажей, событий) мифа выражены логические формы.

Имеет аксиологический характер (о начале и конце мира, преемственности между заданным порядком и настоящим).

6. Обычай – унаследованная из прошлого стереотипная привычная форма социальной регуляции деятельности. Присущ определенному обществу, группе. Функционирует в определенных областях жизни. Функции обычая – регуляция отношений, средство социализации, поддержания внутригрупповой сплоченности.

Формы обычая: правила общения (опоздания, приветствие), производственные навыки, навыки создания продуктов (печь хлеб, квасить молоко), религиозные обряды, гражданские праздники.

Неинституциональная форма, действуют спонтанно. Меняются медленно.

7. Обряд – это разновидность обычая, характеризует определенные социальные отношения, выражается в наборе символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности (свадебные, крещения, похорон и пр.).

8. Традиции - элементы социального и культурного наследия, сохраняющие и передающие значимый опыт прошлых поколений.

9. Нормы - установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы взаимодействия, поведения, присущие всем уровням социальной организации.

Выполняют роль:

- социальных ожиданий – создают предсказуемость поведения;

- целей – создают программу поведения;

- критериев оценки действий, поведения.

В их основе - общие представления о способах поведения.

Они определяют поведение, образ жизни. Отличны в разных культурах (студенты дают списывать или не дают), могут быть различными в разных группах одного общества (отношение к гражданскому браку в зависимости от возраста и др. факторов).

Различают следующие виды норм:

- формализованные (институциональные) правила - все, что официально записано;

- неформализованные (неинституциональные) - правила морали (неписанные правила); образцы поведения (мода).

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

Эти компоненты можно рассматривать как универсалии культуры, которые присущи любому обществу.

 

Date: 2015-07-25; view: 202; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию