Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ростов-на-Дону – 2015

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Высшая школа бизнеса

Кафедра государственных муниципальных финансов и финансового инжиниринга

Полионная Анастасия Валерьевна

Раздаточный материал

к дипломной работе на тему:

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ЗАЕМЩИКОВ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ ПРАКТИКЕ

Научный руководитель –

К.э.н., доцент Шлыков О.В.

Ростов-на-Дону – 2015

 

 

Актуальность темы исследования связана с тем, что финансовые риски присущи каждой экономической системе, особенно большого масштаба, к которой относятся кредитные организации. В современном обществе в условиях обострения конкурентной борьбы и постоянно меняющейся ситуации на рынке внимание к банковским рискам увеличивается. В погоне за прибылью любой ценой банки все чаще занимают агрессивную позицию по отношению друг к другу, проводя всё более рискованные операции и сделки.

Банк выполняет важную роль в экономических преобразованиях, так как по своей сути является общественным денежно-кредитным институтом, регулирующим платёжный оборот в наличной и безналичной форме. В условиях, когда банки рискуют не только собственными, но и, главным образом, заёмными ресурсами, последствия становятся более острыми. В случае неудачи теряет не только банк, но и его клиенты – физические и юридические лица, разместившие в нём свои денежные средства. Банковские кризисы оказываются при этом более болезненными, чем кризисы производства, поскольку влекут за собой многочисленные финансовые потери участников, связанных друг с другом цепочкой денежно-кредитных обязательств[1].

Среди всех банковских рисков особое место принадлежит именно кредитным рискам. Опасность возникновения данного типа рисков существует при проведении кредитных и других приравненных к ним операций, которые отражаются на балансе, а также могут носить забалансовый характер. Кредитование традиционно относится к основному виду банковских операций, занимает существенную долю активов коммерческих банков и является одновременно наиболее прибыльной и рискованной статьей деятельности. При этом доля кредитов, предоставляемых корпоративным клиентам, в структуре активов российского банковского сектора составляет более 40%, а значит, именно в этом направлении сосредоточен основной объём кредитных рисков. В такой ситуации устойчивость и эффективность банка в значительной степени зависят от системы кредитного риск-менеджмента, в которой важную роль выполняет количественная оценка риска.

На 1 января 2014 года величина просроченной задолженности в совокупном объёме банковского кредитования составила 3,7%, а доля ссуд IV и V категории качества – 6,0%[2]. Также существенным остаётся объём реструктурированных и пролонгированных кредитов юридическим лицам – 1621,5 млрд. рублей или 25% совокупного портфеля крупных ссуд. В связи с этим появилась необходимость модернизации существующих подходов к оценке кредитного риска заёмщиков, разработки новых, более совершенных методик.

Известно, что в зарубежной и российской практике ведется поиск новых подходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности оценки кредитных рисков в целях создания достаточных резервов для их покрытия. Один из таких подходов предложен в рекомендациях Базельского соглашения (Базель II).

Цель работы: на основе исследования передового опыта Сбербанка России в области оценки кредитного риска выявить перспективы и проблемы в реализации такого подхода другими российскими банками.

В соответствии с целью исследования в работе решены поставлены следующие задачи:

1. Обобщить представление о кредитном риске, определить причины его возникновения и последствия реализации;

2. Провести анализ требований Банка России к оценке кредитного риска;

3. Изучить рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору к оценке кредитного риска;

4. Проанализировать основные методы оценки кредитного риска и выявить их недостатки;

5. Исследовать методику оценки кредитного риска, применяемую Сбербанком России;

6. Определить перспективы и проблемы внедрения нового подхода к оценке кредитного риска российскими банками.

Объектом исследования является кредитный риск, возникающий у кредитной организации при кредитовании корпоративных клиентов.

Предмет исследования – методы оценки кредитных рисков.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют научные труды отечественных экономистов, посвящённые проблемам кредитного риска, аналитические обзоры российских экспертов в области оценки кредитного риска, результаты исследований, опубликованные в периодических изданиях, инструктивные и методические материалы Банка России, рекомендации Базельского комитета, внутренние нормативные документы Юго-Западного банка Сбербанка России.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение, системный подход.

Структура дипломной работы обусловлена предметом исследования, ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

Таблица 1.1 – Ключевые показатели при оценке финансового положения  
Финансовое положение
Хорошее Среднее Плохое
Положительная величина чистых активов. Рентабельность и платежеспособность. Рост объёмов производства. Наличие картотеки. Неисполнение обязательств по кредитным договорам. Скрытые потери в виде неликвидных запасов. Убыточная деятельность, не обусловленная бизнес-планом. Снижение имущества. Факторы, свидетельствующие об ухудшении финансового состояния (снижение объёмов производства, рост дебиторской и кредиторской задолженности). Заемщик признан несостоятельным (банкротом), является устойчиво неплатежеспособным. Наличие угрожающих негативных тенденций (убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, значительное падение объемов производства, ощутимый рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности).

 

 

Таблица 1.2 – Ключевые показатели при оценке качества обслуживания долга  
Обслуживание долга
Хорошее Среднее Неудовлетворительное
Платежи по основному долгу и процентам осуществляются вовремя. Имеется единичный случай просроченной задолженности в течение последних 180 дней (по юридическим лицам – до 5 дней). Платежи по предоставленному кредиту осуществляются за счет денежных средств, предоставленных заёмщику ссудодателем. Ссуда реструктурирована. Имеется просроченная задолженность в течение последних 180 дней (по юридическим лицам – до 30 дней). Ссуда предоставляется на погашение задолженности по ранее предоставленной ссуде. Имеется просроченная задолженность в течение последних 180 дней (по юридическим лицам – свыше 30 дней). Ссуда реструктурирована и по ней имеются просроченные платежи. Ссуда предоставляется на погашение задолженности по ранее предоставленной ссуде.

 


[1] Банковские риски: учебное пособие / под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцевой. – М.: КНОРУС, 2007. – С. 10

[2] Состояние банковского сектора России в 2012 году // Вестник Банка России. – 2014. – № 17. – С. 11


<== предыдущая | следующая ==>
Пересчет обычных статей текущих расходов в функциональные | Прочитай текст. Озаглавь его. (IV)

Date: 2015-07-25; view: 189; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию