Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития творческой активности детей на примере программы дополнительного образования
Особенности развития творческой активности детей мы рассмотрим в данной курсовой работе на примере программы дополнительного образования «Мастерская Карандаша», разработанной коллективом воспитателей детского сада №22 города Читы. Это программа художественно-эстетической направленности, которая является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Новизна программы в том, что «Мастерская Карандаша» является интегрированным курсом, который включает в себя следующие виды изобразительного творчества: рисование, аппликация, лепка из пластилина (плоскостная и объемная), осуществляемые в нетрадиционной технике, что способствует развитию творческого начала в детях с раннего возраста. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и дополняют друг друга в течение всего учебного года. Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, дополнение рисунка жестами, словами, звуками, создание условий для детского экспериментирования, свободного выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных возможностей творчество дошкольников и воспитателей создают радость открытий и взаимопонимания в общении. Цель программы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей воспитанников, развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности. Задачи: - Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству; - Формировать устойчивый интерес к изодеятельности. Обогащать сенсорный опыт детей, включать в процесс ознакомления с предметами, обследование их при помощи движений рук по предмету. - Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в изодеятельности, используя выразительные средства; - Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и, одновременно, точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность; - Учить новым способам работы с уже знакомым материалом: рисование по сырому слою, свечой, по шелку, «ниткография» и т.д., разным способам создания фона для изображаемой картины. Отличительной особенностью программы является разработка занятий на четыре года обучения, начиная с младшего дошкольного возраста, для дополнительных занятий в ИЗО-студии с детьми дошкольного возраста. Но заниматься можно начинать с любого года обучения, т. е. ребенок может придти в студию и в 3 и в 4 и в 6 лет и развивать творческие и технические навыки в изодеятельности, т. к. занятия в студии являются дополнительными и развивают уже имеющиеся у ребенка навыки и способности. Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Изображение природы, животного мира, сказочных сюжетов связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства, уметь передавать радостное настроение праздника, используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный, нетрадиционный). Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа. Предполагаемый возраст детей: · 1-ый год обучения 3-4 года; · 2-ой год обучения 4-5лет, · 3-ий год обучения 5-6 лет. · 4-ый год обучения 6-7 лет Срок реализации программы: 4 года. Реализация программного материала предполагает 1 час занятий 2 раза в неделю по 15 минут (3-4 года), 20 минут (4-5 лет), 25 минут (5-6 лет), 30 минут (6-7 лет). Занятия проводятся во вторую половину дня, в ИЗО-студии. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности «Мастерская Карандаша». На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения. Уже к концу 2-го года обучения дошкольник умеет проявлять инициативу: самостоятельно на занятиях выполняет задания на пройденные темы по представлению и памяти; дает оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации. Результативность образовательной программы определяется по результатам диагностики знаний, умений, навыков детей к концу учебного года, участию воспитанников в городских и краевых конкурсах детского творчества. В детском саду организуются выставки работ, вернисажи к памятным и праздничным датам, а также персональные выставки воспитанников ИЗО-студии. В области рисования к концу учебного года обучающиеся должны знать: · названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания; · применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи; · основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт); · название материалов и инструментов и их назначение; · правила безопасности и личной гигиены. Обучающиеся должны уметь: · правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.); · определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки; · получать простые оттенки (от основного к более светлому); · рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.); · рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет); · изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги. Создание изостудий в ДОУ позволяет строить занятия с детьми индивидуально, учитывая интересы и потребности ребенка, его способности в той или иной художественной деятельности Методическое обеспечение программы дополнительного образования. Программа сопровождается: · разработанными методиками для диагностики: - уровня развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста; - невербальной креативности; · разработками занятий; · образцами выполненных работ. В приложении к курсовой работе представлен учебно-тематический план первого года обучения по программе «Мастерская Карандаша» для детей в возрасте 3-4 года (см. приложение). В процессе изобразительной деятельности детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческой активности дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы – компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а следовательно, способствуют развитию творческой активности детей. Использование различных приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Заключение
Итак, цель курсовой работы – выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста, была достигнута. Мы установили, что развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Рассматривая вопросы развития творческой активности дошкольников, мы выявили, что в настоящее время появилось немало альтернативных программ воспитания и обучения дошкольников. Тем не мнение, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития – с другой. Формирование творческой личности, личности эстетически развитой и нравственной - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Решать эти сложные задачи помогает искусство. Любовь к прекрасному, которую педагог привьет своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, поможет понять истинные ценности, обогатит яркими эмоциями. Теоретическое обоснование программ творческого развития, внедрение в практику лучших образцов литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, их взаимодействия имеют неоценимое значение в развитии творческой активности детей дошкольного возраста. Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самой ценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы. При этом следует учитывать возрастное развитие дошкольников: физиологическое (физический статус, резистентность, здоровье); когнитивное (устойчивые навыки, данные при рождении); аффективные (эмоциональные); психологические (восприятие, речь, мышление, память, воображение, представление). Это требует от педагогической практики разработки таких условий, которые могли бы обеспечить художественное образование как системное.
Список литературы
1.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2002. – 147с. 2.Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 46 с. 3.Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. - № 3. – 2005. – с.41-43. 4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. – 276с. 5.Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2010. 6.Гмошинская М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2009. – С.30-33. 7.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2004. – 193с. 8.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. – 2008. – 21-29; № 5. – 2008. – 3-13. 9.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с. 10.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2010. 11.Карпенко, Л.А. Словарь: психология. - М., 1990. 12.Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. 13.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2009.-128 с. 14.Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 2008. 15.Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 1986. 16.Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 2003. - 184с. 17.Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. - М., 1987. 18.Петровский, А.В. Психология словарь, 2-е изд. - М., 1990. 19.Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. - М., 2011. – 187с. 20.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с. 21.Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2007. – 202 с.
Date: 2015-07-25; view: 751; Нарушение авторских прав |