Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы понятия финансового лизинга





 

1.1 История возникновения и развития лизинга

 

В связи с тем, что в привычном нашем понимании лизинг появился и начал развиваться относительно недавно, то есть в период новой или новейшей истории хозяйственных отношений, может сложиться впечатление, что это новое явление в экономике. Но это не так.

Сама идея лизинга витает над миром еще со времен древней Эллады. Пользование с последующим выкупом, сопровождая человечество из века в век не раз видоизменялось, детализировалось.

По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности", написанном около 350 г. до новой эры. В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания "чугунные ценности" возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина "лизинг" связывают с операциями телефонной компании "Белл", руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией "Юнайтед стейтс лизинг корпорэйшн" и, таким образом, США стали родиной нового вида бизнеса. На долю США в то время приходилась половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. Уже в 1986 г. в лизинг было поставлено оборудования на 85 млрд долл., что составило более 20% всех инвестиций в оборудование в стране. Одной из причин быстрого развития лизинга в США явились налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционные льготы (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Однако право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым Министерством финансов США для аренды. В число таких требований входили:

- продолжительность лизинга - не менее 30 лет;

- лизинг не должен означать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной (например, за 1 долл.);

- лизинг не предполагает графика платежей "по нисходящей" (что свидетельствовало бы об использовании лизинга в целях ухода от налогов);

- лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли;

- при рассмотрении возможности продления договора лизинга должна учитываться реальная рыночная стоимость оборудования.

До 1977 г. фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому фирмы, уже обремененные солидными долгами, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности и подлинные размеры кредитной задолженности. В 1976 г. Департаментом стандартизации финансового учета было издано постановление, обязывавшее учитывать такие финансовые сделки, как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью указанного постановления было разграничить "подлинный лизинг" и фактическую покупку с использованием лизинга. В постановлении фиксировалось, что:

- право собственности по окончании сделки переходит к арендатору;

- лизинговая сделка позволяет купить оборудование по завершении сделки по цене ниже рыночной;

- срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы арендуемого оборудования;

- текущая стоимость лизинговых платежей (без стоимости страхования, расходов на управление, налогов) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

В тех случаях, когда сделка отвечала хотя бы одному из этих условий, имущество учитывалось на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассиве ("Обязательства по финансовому лизингу").

В 1984 г. английское правительство объявило, что "корпоративный" налог (corporate tax) будет снижен с 52 до 35% к апрелю 1986 г. Изменения происходили постепенно, и ценность этой льготы с понижением ставки налога значительно уменьшилась, следовательно, сократилась стоимость покупки и лизинга, но он продолжает занимать важное место в экономике Великобритании.

Так как "корпоративный" налог сокращался постепенно, изменения не сразу сказались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Так, в течение первого года арендные платежи не облагаются налогом. Это очень выгодно для лизингополучателей продукции.

Лизинг недвижимости также регламентируется Законом 1966 г. В 1967 г. во Франции были созданы общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ), имевшие форму акционерных компаний. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: часть прибыли не облагается налогом, возможно применение ускоренной амортизации и т.д.

В настоящее время в стране развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического и крупного промышленного оборудования.

Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 г. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает более 50 компаний. Так, крупнейшая итальянская лизинговая группа "Локафит" передает в лизинг землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты и т.д.). При этом группой были созданы совместные фирмы в Германии, Франции, США, Испании, Китае, Венгрии и других странах.

В Италии законодательно закреплены налоговые льготы по лизингу для общественных организаций, также определенные льготы предусмотрены при проведении лизинговых операций в некоторых отраслях экономики.[3]

В КНР в 1979 г. был принят закон, разрешающий деятельность международных совместных предприятий.

Основная часть сделок приходится на финансовый лизинг сроком от 1 года до 5 лет, средний срок лизинга 2-3 года. Пользователи предпочитают короткие сроки лизинга, что позволяет им свести к минимуму расходы по выплате процентов. Обычно выплаты производятся раз в квартал или еще реже. После завершения срока контракта пользователь может выкупить оборудование по остаточной стоимости. Контракты обычно подкрепляются гарантиями банков.

Значительная часть фабрик и заводов устарела, и представляется, что финансовый лизинг оборудования имеет хорошие перспективы.[4]

Century Leasing System - первая лизинговая компания в Японии, которая была создана в 1969 г. и оплаченный капитал которой составил 584 млн. иен. В состав акционеров компании вошли коммерческие банки, торговые и страховые компании. Century Leasing System имела филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

Кроме того, в Японии создана система органов, обеспечивающая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежденной в 1966 г. системе лизингооборудования принимают участие в качестве кредиторов национальное и префектурные правительства.

В Германии лизинг считают не столько альтернативой продажам, сколько одной из наиболее эффективных форм реализации оборудования, техники, автомобилей. Статистика свидетельствует, что в течение нескольких последних лет передаваемое в лизинг имущество его непосредственными производителями увеличивается в среднем на 6%. К примеру, лидеры автомобильного рынка "Мерседес", "Фольксваген", "БМВ" и "Опель" являются учредителями ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многие страны мира, а также поставку оборудования для новых заводов, производящих автомобили различных моделей.

Основная масса лизинговых инвестиций в Германии осуществляется компаниями, входящими в состав Национальной федеративной ассоциации лизинговых компаний. Уставный капитал более половины лизинговых компаний Германии составляет в среднем 5 млн. евро и более чем у трети - свыше 5 млн. евро, что позволяет привлекать кредитные ресурсы в размере сотен миллионов евро. Однако высокая результативность присуща не только крупным лизинговым фирмам: каждая шестая лизинговая компания создавалась с уставным капиталом от 25 тыс. до 500 тыс. евро.

Чешский лизинг занимает одну из ведущих позиций в рамках лизинговых рынков посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы как по объему стоимости заключенных лизинговых сделок, так и с точки зрения уровня разработки и качества предлагаемых лизинговых услуг. По объему новых заключенных сделок лизинговый рынок Чехии опережает даже ряд развитых рынков и Западной Европы, в том числе датский, норвежский, финский, греческий и португальский.

В структуре ассортимента на лизинговом рынке доминирующим стал лизинг легковых автомобилей. Он является движущей силой чешского лизинга, причем не только с точки зрения количества, но также с точки зрения шкалы предлагаемых лизинговых продуктов и дополнительных услуг. Значительной на лизинговом рынке является также доля лизинга грузовых автомобилей (около четверти рынка автотранспорта).

Ведущее место на чешском лизинговом рынке занимает финансовый лизинг, являясь средством реализации инвестиций (инвестиции в форме лизинга составляют около 30% от общего объема инвестиций). Спрос на лизинговые услуги более зависит от необходимости управления финансовыми потоками торговых обществ, чем от заинтересованности заказчиков в рациональном и несложном управлении имущества, предоставленного в лизинг.

На лизинговом рынке Чехии продолжает повышаться роль дочерних обществ банков, а также лизинговых обществ крупных производителей и импортеров.

Тенденции развития чешского лизинга подтверждают, что в экономическом развитии страны он играет довольно значительную роль, став неотъемлемой частью рыночной экономики и относительно стабильным сегментом финансового рынка Чехии.

В Польше лизинговые операции начали активно развиваться с конца 80-х гг., когда появился первый закон о прямых иностранных инвестициях в стране. Уже в 1998 г. пятнадцать крупнейших лизинговых компаний Польши сдали в долгосрочную аренду оборудование общей стоимостью 1,1 млрд. долл., таким образом, на 58% был превзойден уровень 1997 г. В настоящее время рост лизингового рынка Польши составляет около 10% в год.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США - Западная Европа - Япония". В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или являются их дочерними обществами.[5]

В России первые лизинговые операции проводились еще в советское время при приобретении судов и самолетов, но сделки эти были очень немногочисленными. Первый рывок в развитии лизинга в России состоялся в 1989 - 1991 гг., когда за 2,5 года объем лизинговых операций вырос с 1,3 млрд. руб. на 1 июля 1989 г. до 286,8 млрд. руб. (неденоминированных) на 1 января 1992 г.[6]

В начале 90-х гг. в России начали работу частные лизинговые компании, причиной появления которых стали приватизация промышленности России и становление банковской системы. Однако не все компании, получившие лицензию на осуществление лизинговой деятельности, начинали работать. Собственных средств практически не было, крупные промышленно-банковские группы еще не были сформированы.

К середине 90-х гг. Правительство Российской Федерации, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. В результате этого на рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами для модернизации собственных производственных мощностей.

С апреля 1993 г. Россия является членом Международной финансовой корпорации (МФК), входящей в группу Всемирного банка, и пользуется ее консультациями при реализации инвестиционных проектов. С 1997 г. при участии МФК и финансовой поддержке Канадского агентства международного развития и Британского фонда "Ноу-хау" работает группа по развитию лизинга в России. Она оказывает экспертные услуги федеральным и региональным правительственным структурам, российским лизинговым компаниям, банкам, предпринимателям, участвуя в разработке законодательных актов по лизингу. В октябре 1994 г. из 15 лизинговых компаний в России была создана Российская ассоциация лизинговых компаний («Рослизинг»). Тогда же в октябре 1994 г. Совет Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний подтвердил присвоение Российской ассоциации лизинговых компаний статуса члена-корреспондента.

Целью Ассоциации являются координация деятельности организаций, входящих в ее состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав ее членов. Основные задачи Ассоциации:

- целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки лизинга;

- участие в подготовке и принятии законодательных, правовых и нормативных документов, влияющих на реализацию стратегических направлений лизинга;

- создание условий, позволяющих членам Ассоциации объединять свои ресурсы и усилия для выполнения собственных и совместных программ и проектов как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Ассоциация обеспечивает своих членов законодательной и нормативно-правовой документацией по вопросам лизинговой деятельности в России и за рубежом, информацией по рынку лизингового оборудования, субъектам лизинговой деятельности, статистическими данными. В составе Ассоциации действуют восемь комитетов и рабочих групп. На базе созданной Высшей школы лизинга осуществляются подготовка и повышение квалификации сотрудников лизинговых компаний - членов Ассоциации.

Кроме того, Ассоциация оказывает услуги российским и зарубежным товаропроизводителям: поступающие от них предложения доводятся до сведения лизинговых компаний.

Ассоциацией накоплен большой практический и методологический опыт осуществления лизинговой деятельности как внутри России, так и по операциям международного лизинга. Особое место в ее работе отведено рассмотрению вопросов использования лизинга как формы интеграции и делового сотрудничества между странами СНГ.

В 1998 г. для создания благоприятных условий развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике был принят Федеральный закон "О лизинге", доработанный в 2002 г.

В настоящее время в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения: принимает участие в создании инфраструктуры лизинговой деятельности (является акционером некоторых лизинговых компаний, таких, как "Ильюшин Финанс Ко", работающей в области развития авиационного лизинга.

Банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставляется освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных экономических условий для деятельности лизинговых компаний им предоставляются в законодательном порядке налоговые и кредитные льготы.

Темп роста российского рынка лизинговых услуг в 2004 г. составил 85%, в 2005 г. – 26%, 2006 - 100,7%, среднегодовой показатель за последние 8 лет равняется 39,4%. Даже для растущей российской экономики это очень высокие показатели. Вместе с тем на сегодня имеется значительный резерв для роста доли лизинга в валовом внутреннем продукте и в инвестициях в основные средства. В Европейских странах эти показатели составляют 5 и 30% соответственно, и для достижения таких же размеров суммарный объем лизинга на российском рынке должен вырасти в 5 раз.[7]

Таким образом, можно говорить, что лизинг в России находится на стадии своего активного развития и сопровождается ростом конкуренции, что делает его актуальным объектом для исследования.

 


1.2 Экономическое содержание, классификация, функции лизинга

 

Слово «лизинг» является русской транскрипцией английского термина «lease», переводимого на русский язык как «аренда»[8]. Чем же лизинг отличается от аренды, хорошо известной в России?

Под арендой понимается сдача имущества во временное владение и пользование за определенную плату. Как правило, арендодатель сдает в аренду собственное имущество, возмещая через арендные платежи свои затраты и получая прибыль. Таким образом, под арендой, как краткосрочной, так и долгосрочной, всегда понимались двусторонние отношения (арендодатель - арендатор). Применение нового термина лизинг было вызвано необходимостью выделить новый вид аренды – финансовую аренду. Все действия Правительства РФ, связанные с развитием лизинговых отношений в России, касаются финансового лизинга. Первый нормативный документ – Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1929, касающийся лизинга, называется «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

В случае финансового лизинга между производителем имущества и его пользователем возникает финансовый посредник, который и берется финансировать сделку.

Но любое определение лизинга является ограниченным и не учитывает всех форм проявления этого гибкого кредитного инструмента. Приведем еще одно определение лизинга, данное Европейской федерацией национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): «лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем и он сохраняет за собой право собственности».

Таким образом, лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.

Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в ст. 3 п. 1,2 конкретизирует, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Лизинговые операции приравниваются к кредитным и регулируются теми же правами о нормами, что и кредитные.[9]

В наиболее общем виде операция лизинга в ее классическом понимании может быть представлена на следующей схеме (рис.1.2.1.).


Рис. 1.2.1. Общая схема лизинговой сделки[10]

 

Как видно из схемы, лизинговая сделка состоит из нескольких операций. Нуждающийся в некотором имуществе потенциальный покупатель (лизингополучатель), предпочитающий в силу ряда обстоятельств приобрести это имущество путем лизинговой сделки, определяет продавца, у которого он хотел бы приобрести имущество; как правило, продавец выбирается им самостоятельно (операция 1). После этого он заключает договор с лизинговой компанией (операция 2), согласно которому она приобретает в собственность указанное имущество (операция 3) и сдает его в аренду лизингополучателю (операция 4). Для финансирования сделки лизинговая компания (лизингодатель) использует собственные ресурсы или обращается за необходимыми средствами в банк или иное кредитное учреждение (операция 5). Объект лизинговой сделки может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения, причем в качестве страхователя могут выступать как лизинговая компания (лизингодатель) (операция 6), так и лизингополучатель (операция 7).[11]

В проекте лизинговых операций наиболее сложным моментом является определение суммы лизинговых платежей, причитающихся лизингодателю.

Многие экономисты отмечают, что, несмотря на имеющееся сходство между лизингом и кредитованием, разработка условий лизинга и документальное оформление его являются более сложным делом и требуют специальной подготовки и опыта.

В состав любого лизингового платежа входят следующие основные элементы:

-амортизация;

-плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки;

-лизинговая маржа, включающая доход лизингодателя за оказываемые им услуги (1-3%);

- рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель.

Для расчета суммы арендных платежей по финансовому лизингу используется формула аннуитентов (ежегодных платежей по конкретному займу), которая выражает взаимосвязанное действие всех условий лизингового соглашения на величину арендных платежей. Эта формула имеет следующий вид:

 

Р = А * И:Т (1.2.1.)

1-1:(1+И:Т)Т*П

 

где Р- сумма арендных платежей;

А – сумма амортизации (или стоимость арендуемого имущества);

П – срок контракта;

И – лизинговый процент;

Т - периодичность арендных платежей.

Использование этой формулы характеризует линейный график, который показывает, что на протяжении всего периода договора сумма каждого арендного платежа остается неизменной. Например, при стоимости арендованного оборудования 15000 ед., сроке договора 5 лет, процентной ставке 9%, квартальной периодичности платежей (раз в три месяца) сумма их будет постоянно равна:

15000* 0,09:4 =15000*0,06375=956,3 ед.

1-1:(1+0,09:4)5*4

Амортизация на оборудование может начисляться линейным методом или методом ускоренной амортизации по нормам, установленным в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений. Общая сумма лизинговых платежей (Лп) имеет следующий вид:

 

ЛП = А + ПК + ПКОМ + ПУ, (1.2.2.)

 

где А – сумма начисленной амортизации;

ПК – плата за привлеченные кредитные ресурсы;

ПКОМ – размер комиссионных выплат;

ПУ – плата за дополнительные услуги.

При этом компоненты этой формулы рассчитываются следующим образом:

Сумма амортизационных отчислений:

 

А = (С * На * Т) /100, (1.2.3.)

 

где С – балансовая стоимость оборудования;

На – норма амортизационных отчислений;

Т – период действия договора.

2. Плата за привлеченные кредитные ресурсы (ПК):

 

ПК = (К * СК)/100, (1.2.4.)

 

где К – величина кредитных ресурсов;

СК - ставка за пользование кредитом.

Величина кредитных ресурсов определяется:

 

К = (СН – СК)/2, (1.2.5.)

 

где СН,К – стоимость оборудования на начало (конец) года.

3. Размер комиссионных выплат (ПКОМ):

ПКОМ = (К*СКОМ)/100, (1.2.6.)

где СКОМ – ставка комиссионного вознаграждения.

4. Расчет платежей за дополнительные услуги банка (ПУ):

 

ПУ = (РК + РУ + РР + РД)/Т (1.2.7.)

 

где РК – командировочные расходы работников банка;

РУ – расходы на услуги;

РР – расходы на рекламу банка;

РД – другие расходы;

Т – срок договора, лет.

5. Расчет размера налога на добавленную стоимость, который уплачивается лизингодателем по услугам договора лизинга, по формуле:

 

НДСt = (Вt*СТН)/100, (1.2.8.)

 

где НДСt – величина налога, подлежащего уплате в расчетном году;

Вt – выручка от сделки по договору лизинга в расчетном году;

СТН – ставка налога на добавленную стоимость.

6. Определение суммы выручки в расчетном году (Вt). В нее включаются амортизационные отчисления (Аt), плата за пользование кредитными ресурсами (Кt), сумма вознаграждения лизингодателю (КВt) и плата за дополнительные услуги лизингодателя (ПУt), предусмотренные договором:

 

В = Аt + Кt + КВt + ПУt (1.2.9.)

 

7. Рассчитаем размеры лизинговых взносов при их уплате равными долями с оговоренной в договоре периодичностью по формуле:

 

ЛВ = ЛП / Т, (1.2.10.)

 

где, ЛВ – размер ежегодного лизингового взноса;

ЛП – общая сумма лизинговых платежей;

Т – срок договора лизинга (лет).[12]

Указанным образом с учетом всех элементов лизинговых платежей рассчитывается базовая величина, которая будет служить исходной для расчетов стоимости лизинга. Кроме того, лизинговые платежи должны учитывать фактические темпы инфляции. В рассмотренных нами методиках такую корректировку на ожидаемые темпы инфляции предполагается осуществить сразу на весь период, предусмотренный договором финансового лизинга. Между тем невозможно точно предсказать не только темпы инфляции на весь период лизингового договора, но даже изменение цен на взятое в лизинг оборудование. В издании «Лизинг, экономические и правовые основы» коллектив авторов – Карп М.П., Шабалин Е.М., Эриашвили Н.Д., Истомкин О.Б. – считают, что правильнее производить подобную корректировку базовой величины лизинга не на весь период договора сразу, а индексировать стоимость лизингового договора за каждый год по фактическому изменению цен на оборудование, взятое в лизинг.

Однако следует учитывать, что в каждом конкретном случае расчет лизинговых платежей зависит от конкретного вида лизинга, особенностей лизингового соглашения и выбранного вида лизинговых платежей.

Рассмотрим классификацию лизинга.

Основными видами лизинга являются финансовый, возвратный и оперативный.

Оперативный лизинг характеризуется сделками, в которых затраты лизингодателя, связанные с приобретением сдаваемого в аренду имущества, окупаются частями, так как срок аренды не охватывает полного периода физического износа имущества. Лизингодатель не рассчитывает покрыть все свои затраты от одного лизингополучателя. Одно и то же имущество может многократно передаваться от одного лизингополучателя к другому, а в заключение продано по остаточной цене. Риск потерь от порчи или утраты имущества лежит на лизингодателе, если иное не предусмотрено договором.

При оперативном лизинге в сделке участвую следующие юридические лица: лизингодатель, лизингополучатель, поставщик предмета лизинга.

На практике сделки оперативного лизинга не превышают трехгодичного периода. Арендатор в данных сделках сохраняет за собой право аннулировать контракт при условии предварительного уведомления арендодателя. Арендатор берет на себя обязательство самостоятельно заключать контракты с фирмой-поставщиком на ремонт и техническое обслуживание оборудования. Довольно часто лизинговая компания берет на себя техническое обслуживание объекта лизинга, т.е. регламентный ремонт, страхование, осуществляя таким образом полносервисный лизинг или частносервисный лизинг (в договоре оговаривается разделение обязательств).[13]

Финансовый лизинг. Лизинговые сделки этого типа представляют собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки.

Основные признаки, характеризующие финансовый лизинг, состоят в следующем:

- право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю;

- продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг; имущество непосредственно поставляется пользователю и принимается им в эксплуатацию;

- претензии по качеству имущества, его комплектности, исправлению дефектов в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества;

- риск случайной гибели и порчи имущества переходит к лизингополучателю после подписания акта приемки-сдачи имущества в эксплуатацию.

Финансовый лизинг имеет несколько различных видов, которые получили самостоятельное название.

Отличительной чертой классического лизинга является трехсторонний характер взаимоотношений и возмещение полной стоимости имущества. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика необходимое оборудование и передает его в лизинг лизингополучателю, возмещая свои финансовые затраты и получая прибыль через лизинговые платежи.

Возвратный лизинг (sale and lease back). Является разновидностью финансового лизинга. По сути, он представляет собой двухстороннюю лизинговую сделку. То есть продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. При этом возвратный лизинг в Федеральном законе «О лизинге» называется одним из основных самостоятельных видов лизинга. Он заключается в продаже собственником (промышленным предприятием) оборудования лизинговой компании с одновременным заключением договора лизинга на это оборудование в качестве пользователя. В такой операции только два участника: арендатор имущества (бывший владелец) и лизинговая компания (новый владелец). В результате первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, сохраняет за собой право владения и периодически платит за пользование оборудованием.

Это основные вида лизинга, однако современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции.[14]

Охарактеризуем функции лизинга.

Лизинг как сложное социально-экономическое явление выполняет важнейшие народно-хозяйственные функции по формированию многоукладной экономики и активации производственной деятельности. Из многочисленных функций лизинга отметим основные четыре: финансовую, производственную, снабженческую и налоговых льгот.

Финансовая функция: выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и в предоставлении ему как бы долгосрочного кредита в материально-вещественной форме.

Производственная функция: заключается в оперативном решении производственных задач путем временного пользования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, НТП. При полносервисном лизинге передача имущества может сопровождаться широким сервисом: техобслуживанием, страхованием, обеспечением сырьем, рабочей силой и т.д.

Функция сбыта – это расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество.

Функция получения налоговых и амортизационных льгот имеет следующие особенности:

- во-первых, взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;

- во-вторых, лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что, соответственно снижает налогооблагаемую прибыль;

- в-третьих, применение ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе нормативного срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает налогооблагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.

В результате лизинг способствует диверсификации предложений, вовлекая новые объекты в свою сферу, развивает и диверсифицирует рынок средств производства, сокращает цикл освоения новых поколений техники.[15]

 

1.3 Особенности финансового лизинга при приобретении основных средств.

В чем же преимущество финансового лизинга перед другими путями приобретения имущества? В принципе, приобретатель имущества мог бы самостоятельно обратиться в банк за кредитом, минуя лизинговую компанию, и в случае положительного решения банка самостоятельно приобрести необходимый ему актив. Соответственно, это привело бы к уменьшению абсолютной цены сделки, так как у приобретателя будут отсутствовать расходы, связанные с выплатой комиссионного вознаграждения лизингодателю (при прочих равных условиях - одинаковых сроках кредитования и ставках по кредиту - цена лизинговой сделки выше, поскольку в ней присутствует комиссионное вознаграждение лизингодателя). Тем не менее, приобретением имущества через лизинг достаточно активно пользуются многие компании, в том числе и отечественные.

Дело тут даже не в особых отношениях, складывающихся между лизинговыми компаниями и банковскими учреждениями, хотя, как правило, лизинговые компании функционируют в составе финансовых групп, благодаря чему некоторые технические вопросы при заключении и оформлении кредитных договоров могут быть решены, например, в более краткие сроки. Лизинговая компания является профессиональным покупателем основных средств, а также посредником среди всех субъектов – участников лизинговой сделки (банком, продавцом предмета лизинга, перевозчиком, таможенными органами, страховыми компаниями). Лизинговая компания добровольно принимает на себя целый круг довольно хлопотных мероприятий и ответственных обязательств, таких, как проверка надежности продавца, грамотное оформление контракта, использование 100% надежных финансовых схем, сотрудничество с надежными таможенными брокерами, оптимальное страхование имущества, покупка, завоз, монтаж и запуск оборудования, послегарантийное обслуживание и, главное, выбор надежного банка.

Ситуация объясняется иными обстоятельствами - лизинговые компании имеют возможность воспользоваться налоговыми льготами, которые в приложении к операции по покупке имущества и сдаче его в лизинг могут существенно уменьшить стоимость сделки для лизингополучателя (приобретателя) по сравнению с приобретением имущества за счет кредита. В настоящее время при списании объектов лизинговой сделки отечественным законодательством предусмотрена возможность применения коэффициента ускоренной амортизации (k=3). Данное обстоятельство позволяет списать стоимость объекта лизинга на затраты в существенно короткие сроки и, таким образом, «окупить» инвестицию в имущество в существенно более короткие сроки. Эти и другие преимущества финансового лизинга для лизингополучателя представлены в приложении 1. Преимущества лизинга для лизингодателя и продавца подробно рассматриваются в приложениях 2 и 3.

То, что этот вид лизинга является новой формой финансирования инвестиций, альтернативной традиционному использованию собственных финансовых ресурсов и банковскому кредиту, свидетельствует мировой опыт.

Например, в 90-е гг. прошлого столетия в период подъема инвестиционной активности в Западной Европе объем финансового лизинга в промышленных инвестициях составил более 20%, а в Юго-Восточной Азии и Австралии этот показатель достиг 1/3 всех инвестиций в промышленное производство.[16]

По нашему мнению, современная экономическая ситуация в России благоприятна для активного развития лизинга, и главной причиной являются не налоговые льготы, а спрос со стороны малого и среднего бизнеса. Лизинг позволяет сгладить противоречия между предприятием, у которого нет достаточных средств для приобретения оборудования, и банком, который неохотно предоставляет этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. При этом, по самым скромным подсчетам, экономия предприятия при приобретении оборудования в лизинг по сравнению с обычным кредитованием составляет не менее 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, равный обычно1,5-5 годам.[17]

Таким образом, лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства (в большинстве стран имущество, взятое в лизинг, отражается у лизингополучателя на забалансовом счете).

Итак, лизинг, как альтернативный метод финансирования приобретения основных средств имеет следующие преимущества перед банковским кредитом:

- инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняется право собственности на переданное имущество, которое в отличие от денег выступает в качестве залога.

- предприятию проще получить имущество по лизингу, чем кредит на его приобретение, так как лизинговое имущество частично выступает в качестве залога.

- лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.

- лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на имущество.

- лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции лизингополучателя и, соответственно, снижают налогооблагаемую прибыль.

- существуют амортизационные и налоговые льготы для лизингодателя, которыми он может «поделиться» с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.

- производитель продукции получает дополнительные возможности сбыта своей продукции.

- лизинг дает возможность арендатору использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденные благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели.

- привлекательность лизинга за рубежом определяется еще и особыми взаимоотношениями между лизингодателем и лизингополучателем при банкротстве последнего. С началом процедуры банкротства имущество, переданное на условиях лизинга, не участвует в формировании конкурсной массы, таким образом, лизингодатель имеет неоспоримые преимущества перед другими кредиторами.

Отвечая на вопрос, что эффективнее – кредит или лизинг, нужно помнить, что такое сравнение можно делать только при условии одинаковой доступности получения ресурсов в кредит и по лизингу, см. приложение 4.

Если сравнивать финансовый лизинг и покупку оборудования за счет собственных средств, то бесспорно, предприятию выгоднее покупка (нет посредников, требующих комиссионное вознаграждение, удорожания имущества за счет выплаты процентов.). Однако и здесь существует несколько нюансов:

- во-первых, лизинг дает возможность арендатору использовать сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке, т.е. временно высвобожденные благодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели;

- во- вторых, далеко не каждое предприятие может позволить себе разом выплатить стоимость покупки столь дорогого имущества, каким являются основные средства.

В таблице 1.3.1. наглядно представлены затраты при различных формах финансирования.

 

Таблица 1.3.1.

Совокупные затраты при разных вариантах финансирования[18]

Лизинг Кредит Покупка
Затраты
Лизинговые платежи, включая налог на добавленную стоимость (НДС) Расходы на погашение кредита, в том числе проценты по кредиту Расходы на закупку оборудования, включая НДС (при покупке за счет собственных средств)
  Налог на имущество Налог на имущество
  Потери приобретателя на процентах Потери при покупке
Из совокупных затрат вычитаются
Возврат НДС по лизинговым платежам Возврат НДС по приобретенному имуществу Возврат НДС по приобретенному имуществу
Налоговая экономия в результате списания лизинговых платежей на себестоимость Налоговая экономия в результате списания амортизационных отчислений и налога на имущество на себестоимость Налоговая экономия в результате списания амортизационных отчислений и налога на имущество на себестоимость

 

Можно сделать вывод, что реальная эффективность лизинга как явления достигается, если лизинг выгоден всем: государству, банку, лизингодателю, лизингополучателю. Таким образом, следует согласиться со всеми перечисленными преимуществами, поскольку они подтверждают экономическую выгоду лизинга для организации в связи с экономией собственных оборотных средств и использованием легального способа оптимизации налогообложения и, как следствие, с повышением финансовой устойчивости предприятия.

Для объективности изложения нам следует отметить ряд недостатков, присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга может оказаться больше, чем цена покупки или банковского кредита; лизингополучатель, не являющийся собственником своих основных средств не может предоставить их в качестве залога в случае необходимости банковского займа на более выгодных условиях.

Однако, положительных моментов присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга во многих странах подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности. Особенно привлекательным лизинг становится с введением налоговых и амортизационных льгот.

Более наглядное сравнение будет приведено в параграфе 2.3.

 


Выводы

 

Существуя со времен Аристотеля, лизинг развивается и в наши дни.

На родине, в США, где была зарегистрирована первая лизинговая сделка, финансовая аренда проявила все свои возможности и преимущества в сравнении с иными видами финансирования и, как следствие, распространилась по всем развитым странам, все более совершенствуясь, приобретая новые формы и качества.

В России история лизинга не столь продолжительна. Наибольшее применение получил именно финансовый лизинг, являющийся формой финансирования основных средств.

Основными чертами финансового лизинга являются:

- право выбора имущества и его продавца принадлежит пользователю (лизингополучателю);

- продавец имущества осведомлен, что имущество приобретается для сдачи в лизинг;

- предоставляются налоговые льготы (лизингополучатель не платит налог на имущество, за счет списания лизинговых платежей на себестоимость уменьшается налогооблагаемая прибыль);

- предусматривается ускоренная амортизация имущества с коэффициентом ускорения не выше трех;

- временное освобождение денежных средств, которые предприятие может вложить по своему усмотрению.

Однако у лизинга имеются и недостатки. У лизингополучателя существует риск морального старения имущества и риск неполучения лизинговых платежей. Для лизингополучателя стоимость лизинга может оказаться больше, чем цена покупки и банковского кредита.

Но следует учитывать, что мировой опыт применения и развития финансового лизинга свидетельствует о его важной роли в обновлении производства, в котором так нуждаются многие предприятия России.

Рассмотрев теоретические основы финансового лизинга, следующую главу посвятим анализу использования финансового лизинга в деятельности одного из российских предприятий на примере деятельности общества с ограниченной ответственностью «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №4», проследим, как изменились результаты деятельности предприятия до применения лизинга и после заключения лизингового соглашения.


2. Проблемы и перспективы развития финансового лизинга в России

2.1 Проблемы развития законодательства о лизинге

Нормы законодательства, касающиеся лизинговых операций, в большинстве стран резко отличаются друг от друга. Например, французская модель лизинга (т.е. аренда с опционом покупки в конце контракта по цене, учитывающей арендную плату) в Англии рассматривается не как лизинговая операция, а как аренда-продажа. Лизинговые соглашения в Германии оформляются различными контрактами в зависимости от сроков амортизации и вида опциона на завершающих этапах сделки. При этом далеко не во всех странах, где практикуются лизинговые операции, принято специальное законодательство для их регулирования. В Англии одним из немногих нормативных текстов является "Консъюмер Кредит Акт" (Consumer Credit Act), регламентирующий потребительский кредит. Юридическую основу лизинга составляют различные документы более общего характера, основным из которых выступает договор аренды. В Германии правила осуществления лизинга были установлены посредством нормативных актов, опирающихся на общее коммерческое право. В странах Южной Европы появились преимущественно классические формы. Так, французский Закон о лизинге оборудования (1966 г.) был широко использован при создании испанского и португальского Законов 1988 и 1986 гг. соответственно.

В последнее время в гражданском праве ряда зарубежных стран появились юридические определения лизинга и отдельных его видов, а в некоторых из них приняты соответствующие законодательные акты. Это позволяет выделить несколько уровней правового обеспечения лизинговых отношений, в соответствии с которыми зарубежные страны объединены в три основные группы:

- континентальные страны Западной Европы (Франция, Бельгия, Испания), имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки;

- страны, имеющие специальные законодательные акты (страны "общего права" - Англия, Австралия, Новая Зеландия);

- страны, не имеющие специальных законов, подзаконных актов (США, Германия).

Для специальных законов, принятых в странах первой группы, характерна определенная гибкость. В них сочетается стремление к урегулированию всего комплекса трехсторонних отношений, возникающих при лизинге, с отсутствием подробной регламентации многих важных вопросов. Они привлекательны тем, что регулируют взаимоотношения не только между двумя основными партнерами (лизингодателем и лизингополучателем), но и между лизинговой компанией и поставщиком. В соответствии с этими законодательными актами в лизинговом соглашении на трехсторонней основе обязательно указывается, что оборудование приобретается с целью последующей сдачи в аренду и что оно может использоваться только в производственных целях, а также ограничиваются условия о праве на покупку и цена, по которой оборудование приобретается после окончания срока договора. Вопросы риска и возникновения ответственности в связи с проведением лизинговой операции решаются общими нормами гражданского и торгового права.

В странах второй группы правовое регулирование лизинга осуществляется на основе двух принципов: в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование, и в зависимости от субъектов лизингового соглашения.

Для третьей группы стран характерно, что отсутствие специального законодательства не препятствует развитию лизинга. Так, до недавнего времени в США главным побудительным мотивом обращения к лизингу выступали амортизационные и налоговые льготы, которые регламентировались в законодательных актах по вопросам налогообложения. В остальном в странах этой группы применительно к лизинговым сделкам также широко используются общие положения гражданского и торгового права.[19]

Поскольку регулирование вопросов лизинга в правовых системах разных стран различно, попытка унификации норм была предпринята Международным институтом по унификации частного права - УНИДРУА (International Institute for the Unification of Private Law) [20] в Конвенции о международной финансовой аренде, принятой в мае 1988 г. в Оттаве (Канада).

Федеральный закон о присоединении Российской Федерации к Конвенции подписан Президентом РФ 8 февраля 1998 г.

Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (далее - Конвенция) была принята 26 мая 1988 г. на дипломатической конференции, состоявшейся в Оттаве. Ее участниками являлись 55 государств, включая СССР.

На данный момент количество нормативных документов, где имеется хоть какое-то упоминание о лизинге, составляет более 800, включая законы. Естественно, что такое многообразие приводит к большому количеству противоречий и несоответствий между различными документами. Различное понимание правовой и экономической сущности финансового лизинга сложилось у хозяйствующих субъектов, путаницу в толкование лизинга вообще и финансового в частности вносят ученые от юриспруденции и законодатели. Но, помимо всего прочего, существуют и акты, содержащие противоречивые нормы внутри самих себя. Примером может служить Федеральный закон «О лизинге».[21]

К сожалению, к моменту его принятия Государственной Думой РФ проект закона претерпел существенные изменения и приобрел ряд недостатков: он вступает в противоречие с уже существующей до его принятия нормативной базой, а также отличается неточностью терминологии, внутренней противоречивостью и неоднозначным толкованием основных понятий лизинговой деятельности.

Лизинговая деятельность признается видом инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Таким образом, финансовый лизинг является формой финансирования, инвестирования в основные средства. Проведем наглядное сравнение законодательной базы по инвестиционной деятельности и лизинговой деятельности в таблице 3.1.1. (Закон «О лизинге» и Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[22]).

Во-первых, недостаточно корректны формулировки в законах «О лизинге» и «Об инвестиционной деятельности…». При финансовом лизинге имущество закупается по указанию лизингополучателя и, следовательно, можно говорить о некоторой «несамостоятельности» лизингодателя».

Во-вторых, делает невозможным принимать авансовые платежи от лизингополучателей по договорам лизинга, поскольку в соответствии со статьей 823 ГК РФ аванс является разновидностью коммерческого кредита.

Противоречия в области правового регулирования отношений лизинга вызвали путаницу в определении понятия «лизинг».

Нет точной трактовки лизинга, продолжаются научные дискуссии по поводу правовой природы лизинговых отношений и договора финансового лизинга как правовой формы инвестиционных отношений. В этих исследованиях обозначились два направления. В одном из них договор лизинга рассматривается как форма арендных отношений. Сторонники другого направления считают такой договор разновидностью инвестиционных отношений и правовым институтом, который должен занять самостоятельное место в договорном праве.

Таблица 2.1.1.

Сравнительная таблица определения лизинговой деятельности

ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Закон «О лизинге»
Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, эффективность инвестиций, привлекая необходимых ему физических и юридических лиц. Лизингодатель приобретает имущество, указанное лизингополучателем.
Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Запрещает совмещать обязательства лизингодателя и лизингополучателя, кредитора и лизингополучателя.
Условия договора сохраняются до конца срока его действия. Предусматривает изменения условий договора.
Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью. Переход права собственности происходит по истечении срока договора или при условии выплаты всех лизинговых платежей.

 

Исследуя экономическую сущность лизинга, некоторые авторы приходят к выводу, что в основе расчета величины и периодичности платежа по договору лизинга лежат амортизационные отчисления с полной или с большей части первоначальной стоимости имущества. Этот экономический аспект позволяет законодательно установить общее правило приобретения лизингополучателем в собственность используемого им на условиях лизинга имущество в зависимости от срока действия договора и периодичности выплаты предусмотренного лизингового платежа. Еще одна экономическая особенность лизинговых платежей заключается в том, что финансовый лизинг – это, по сути, инвестиционные отношения, которые складываются в результате инвестирования в средства производства, передаваемые лизингополучателю. Эти положения и подлежат правовому регулированию лизинговым законодательством.

Исходя из концепции лизинговых инвестиционных отношений, напротив, нельзя согласиться с той точкой зрения, что лизинг является разновидностью аренды, как это трактуется в законе «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О лизинге»№10-ФЗ от 29 января 2002г., где лизинг заменен финансовой арендой. Эти изменения отделили инвестиции от лизинга и «загнали» последний в несвойственные ему арендные отношения.

Еще большую путаницу в лизинговые отношения внесли законодатели, исключив из закона «О лизинге» от 29 октября 1998 г. деление лизинга на оперативный и финансовый, что привело к обезличиванию принципиально разных по содержанию видов деятельности.

Гражданский кодекс ставит знак равенства между понятиями «финансовая аренда» и «лизинг». При этом ГК РФ все-таки понимает финансовую аренду так же, как Закон «О лизинге» понимает финансовый лизинг.

1. Прежде всего, это инвестиционный момент, который заключается в том, что денежные средства имеются у лизингодателя, оборудование требуется лизингополучателю и лизингодатель, таким образом, инвестирует в основные фонды лизингополучателя.

2. Вторым признаком является то, что лизингодатель приобретает оборудование по заявке лизингополучателя, который, в свою очередь, сам подбирает для себя поставщика, а также оборудование по качеству, то есть право выбора объекта лизинга и имущества принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором (диспозитивная норма).

3. Предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях.

4. Предмет лизинга приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг (о чем должно быть сказано в договоре купли-продажи).

5.Сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную (или близкую к ней) стоимость предмета лизинга. [23]

Если говорить об определении самого термина «лизинг», сравнивая его содержание в различных нормативно-правовых актах, то наиболее удачным, на наш взгляд, является его раскрытие в Конвенции УНИДРУА. Дело в том, что понятие лизинга (финансовой аренды), сформулированное в ГК РФ, не включает в себя понятие «оперативного лизинга». Формулировки Закона «О лизинге» не содержат этих недостатков, но происходит некоторая неувязка с нормами ГК РФ. Это даёт повод некоторым авторам критиковать закон за несоответствие нормам ГК РФ, который в системе актов гражданского законодательства имеет приоритет над иными законами. С другой стороны, Конвенция дает большую широту понятия «лизинг», вместе с тем, имеет более высокую юридическую силу, чем ГК, что и снимает указанное противоречие. [24]

В Законе «О лизинге» впервые определены экономические основы лизинга, то есть подробно расписано, что можно отнести к инвестиционным затратам, а что является вознаграждением лизингодателя. При этом перечень инвестиционных затрат не является исчерпывающим, так как предусматривает в статье 27 «иные расходы, без осуществления которых невозможно нормальное использование предмета лизинга». Такое расширение перечня, вызывает постоянные разногласия в толковании между хозяйствующими субъектами и фискальными органами.

В ст. 9 Закона «О лизинге» установлены запреты на совмещение обязательств участниками лизинга. В частности, запрещено в одном лице выступать кредитору и лизингополучателю предмета лизинга, за исключением возвратного лизинга. Такой порядок приводит к невозможности использования авансовых платежей при осуществлении лизинговых контрактов. Дело в том, что в п. 1 ст. 823 ГК РФ определено, что «договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе, в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит)».

Следовательно, аванс (или предварительная оплата) является формой коммерческого кредита, а значит, возможно совмещение обязательств.

Анализ результатов работы 56 российских лизинговых компаний показал, что в подавляющем большинстве случаев им приходится брать авансовые платежи или осуществлять предоплату в размере от 10 до 50 процентов от стоимости имущества. Всего несколько лизингодателей, и то с определёнными оговорками отметили, что не предусматривают включение авансовых платежей в договор лизинга.[25]

Кроме того, не соответствуют Гражданскому кодексу нормы Закона «О лизинге», регулирующие порядок расторжения договора в одностороннем порядке, т.е. нормы о бесспорном взыскании денежных сумм и бесспорном изъятии предмета лизинга. В ст. 619 ГК, регулирующей общие положения об аренде, в том числе и финансовой, говорится, «что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях когда, арендатор:

- пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества, либо с неоднократными нарушениями;

- существенно ухудшает имущество;

- более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

- не производит капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора».

Сопоставив текст, содержащийся в ГК РФ и текст, содержащийся в ст. 13 Закона «О лизинге» можно отметить их схожесть по перечню возможных случаев расторжения договора. Вместе с тем, в Законе говорится о применении бесспорного порядка, а в Гражданском кодексе РФ сказано о необходимости решения суда о досрочном расторжении договора аренды (лизинга).

Помимо недостатков в Законе «О лизинге» содержатся и определенные положительные моменты. Прежде всего, многие лизинговые компании интересовал вопрос об обеспечении кредитного договора, заключаемого с финансирующим банком в целях осуществления лизинговой операции. Что может предоставить лизинговая компания в обеспечение исполнения своих обязательств по возврату кредита? Как правило, это приобретаемое в будущем оборудование и право на получение лизинговых платежей. Принятый Закон «О лизинге» разрешает эту проблему в статье 18. Однако некоторые банки стоят на другой позиции, мотивируя тем, что ни право получения лизинговых платежей, ни оборудование, закупаемое в будущем, не являются достаточным обеспечением по кредитному договору. Здесь имеется в виду (в отношении залога оборудования) тот возможный коммерческий риск, когда кредит будет предоставлен, оборудование, приобретаемое по контракту, оплачено лизингодателем, а само оборудование в силу каких-либо причин не поставлено (например, в результате случайной гибели во время транспортировки). Но, во-первых, груз всегда застрахован. Во-вторых, выставляется аккредитив, который, как правило, исполняется поэтапно: частично с момента предоставления отгрузочных документов, частично после поставки и частично после монтажа. Если предусмотрена частичная предоплата, то продавец должен предоставить гарантию возвратности авансового платежа, данную первоклассным банком.

Проблема заключается и в том, что, согласно статье 335 ГК РФ, в залог можно передать имущество, находящееся в собственности залогодателя. А в связи с тем, что оборудование на момент заключения кредитного договора не принадлежит лизингодателю и у банка имеются сомнения по поводу того, будет ли когда-нибудь имущество принадлежать лизинговой компании, то соответственно и нечего передавать в залог. То есть, здесь возникает временной разрыв: с момента заключения кредитного договора до момента осуществления поставки и перехода права собственности на оборудование от продавца к лизингодателю. И, тем не менее, некоторые банки нашли выход из сложившейся ситуации: финансирующий банк заключает с лизингодателем предварительный договор залога, согласно которому залогодатель (лизингодатель) обязуется заключить договор залога на оговоренных условиях.

Что же касается передачи в залог прав на получение лизинговых платежей, то банк вообще не рассматривает такую возможность, объясняя это тем, что нельзя передать в залог денежные средства. Это положение трудно оспаривать, но ведь в данной ситуации в залог передается имущественное право на получение лизинговых платежей. Проблема в том, что, несмотря на содержащуюся в Законе «О лизинге» норму, прямо оговаривающую возможность как передачи в залог приобретаемого в будущем предмета лизинга, так и возможность уступки своих имущественных прав по договору лизинга, которые в силу статьи 336 ГК РФ также могут являться предметом залога, банки это не убедило и данная норма не действует. Для того чтобы она работала, желательно разработать сам механизм ее действия и отразить это в банковском законодательстве.[26]

Неточности также встречаются даже на уровне трактовки участников и формы договора. Рассматривая договор лизинга в качестве нового правого института, необходимо также установить правоотношения участников лизинговой сделки. Существует точка зрения, что договор лизинга представляет собой сложную юридическую конструкцию, состоящую из двух взаимосвязанных договоров: договора купли-продажи и договора лизинга как такового или, что договор лизинга регулирует отношения трех равноценных участников (субъектов): лизингополучателя, лизингодателя и продавца лизингового имущества. Схожесть двух указанных позиций тем не менее дает основания рассматривать договор лизинга как трехсторонний, поскольку остается неясным, что связывает договор купли-продажи и договор лизинга и каков механизм взаимодействия трех указанных участников лизинговой сделки. Попытаемся разрешить сложившееся противоречие, исходя из своеобразия предмета финансового лизинга и обязательств сторон по отношению к предмету лизинга и его сопутствующим элементам.

Как установлено выше, предметом договора финансового лизинга является объект производственного назначения, заказываемый лизингополучателем, а сторонами договора являются лизингополучатель и лизингодатель. В нем нет места для третьей стороны.

Предметом же договора купли-продажи является комплектное технологическое оборудование для производственного объекта. Стороны договоров купли-продажи (договоров может быть несколько в зависимости от числа элементов комплекта) – лизингодатель и поставщик элемента комплекта или полного комплекта, если он является генеральным поставщиком. Таким образом, договоры финансового лизинга и купли-продажи ни в правовом, ни в хозяйственном отношении не пересекаются.[27]

Таким образом, на основании проведенно

Date: 2015-07-25; view: 724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию