Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы повышения рентабельности и их количественная оценка ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Уровень и динамика рентабельности, величина прибыли определяются многообразными факторами, которые можно подразделить на две основные группы: основным слагаемым (источникам) повышения рентабельности и по основным направлениям развития и совершенствования технического и организационного уровня производства. Основными источниками увеличения прибыли и роста рентабельности являются снижение издержек производства и реализации продукции, увеличение объема продаж, повышение качества, конкурентоспособности производимой продукции, снижение ее фондо- и капиталоемкости. Прирост прибыли по основным источникам рассчитывается следующим образом: 1. За счет снижения издержек производства и реализации продукции 2. ΔПс = (И1 – И2) х А2,
где И1 и И2 – издержки производства и реализации единицы продукции в базисном и отчетном периодах; А2 – выпуск продукции в отчетном периоде. 2. За счет увеличения объемов реализации продукции
ΔПа = (А2 – А1) X П1,
где А2 и А1 – соответственно выпуск продукции в отчетном и базисном периодах, П1 – прибыль в расчете на единицу реализованной продукции в базисном периоде. 3. За счет изменения качества продукции и связанного с этим изменением цен
ΔПц = (Ц2 – Ц1) х А2,
где Ц2 и Ц1 – соответственно цена единицы продукции в отчетном и базисном периоде, А2 – выпуск продукции. Снижение фондоемкости производства продукции оказывает влияние как на числитель, так и на знаменатель формулы рентабельности производственных ресурсов, поскольку в числителе отражается экономия на амортизационных отчислениях, а в знаменателе – экономия (высвобождение) производственных фондов. При обосновании и анализе прибыли и рентабельности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Важнейшими факторами повышения эффективности производства по этой классификации выступают: ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика; структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений, приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологических отраслей; совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организаций производства и труда на предприятиях и в объединениях; разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотиваций к труду; В зависимости от места и сферы реализации факторы повышения эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные, В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти факторы подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние факторы или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться. Вторая группа факторов – это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, системы госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д. Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий. Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования производства – снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий. Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы новый продукт или услуги вышли на рынок; время, необходимое для освоения и реализации новых идей, изобретений и рационализаторских предложений, освоения производства новой продукции и ее снятие с производства и замены новой или существенно модернизированной продукцией. Резервы роста прибыли – это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции. Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия. Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность – показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов. Рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: 1. рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; 2. снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; 3. либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся: 4. природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы); 5. изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); 6. повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. (интенсивные); 7. снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. (внепроизводственные факторы). В целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить: 8. повышение эффективности использования ресурсов предприятия; 9. совершенствование системы управления оборотными средствами; 10. уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости; 11. уменьшению остатков нереализованной продукции; 12. ускорению оборачиваемости оборотных средств; 13. снижению затрат на рубль товарной продукции; 14. росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию; 15. совершенствование системы управления производством. Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом. Заключение Главная цель производственного предприятия в современных условиях – получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия. Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса. Как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается увеличение рентабельности хозяйственной деятельности. Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Список использованной литературы
1. Анализ хозяйственной деятельности деятельности в промышленности: Учебник / Н.А. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др.; под. общ. ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш.шк., 1998.-398 с. 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2009.-704 с. – (Экономическое образование). 3. Экономика предприятия в условиях рынка: Учебное пособие/под общ. ред. Руденко А.И., Александрович Я.А. Мн., 1993.-256 с. 4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА‑М, 1999. – 520 с. 5. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с. 6. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина. – 2-е изд., испр.-М.: Новое знание, 2011. – 672 с. – (Экономическое образование).
Date: 2015-07-25; view: 559; Нарушение авторских прав |