Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Санкт-Петербургский университет





МЧС России

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы

Кафедра финансово-экономического и тылового обеспечения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

 

ВАРИАНТ 1

Тема: «Предмет и задачи экономического анализа»

Исполнил: Курсант учебной группы 31 «Э» 3 курса факультета экономики и права рядовой внутренней службы   ______________________________Аллабердин А.Ф. (подпись)
Оценка: __________________________________________________ (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)
Проверил: ___________________________________________________ (должность, специальное звание преподавателя) ______________________________________Давыдова А.А. (подпись, фамилия, И.,О.) «____» __________________ 2015 года

Санкт-Петербург

МЧС России

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы

Кафедра финансово-экономического и тылового обеспечения

 

З А Д А Н И Е

На курсовую работу

Курсант (студент, слушатель): Аллабердин Айтуган Фанилевич

(Фамилия, имя, отчество)

Факультет (институт), курс, группа: ФЭиП, 3 курс, 31 «Э» группа

1. Тема (вариант) курсовой работы: «Предмет и задачи экономического анализа»

2. Срок сдачи законченной работы «___» _____________ 2015 г.

3. Исходные данные к работе:

-

- другие нормативные акты, работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме, статьи в периодической печати.

4. Перечень разделов курсовой работы:

Введение.

Глава 1.

Глава 2.

Заключение

Список использованной литературы

5. Дата выдачи задания: «___» ____________ 2015г.

Руководитель: _________________________ (подпись руководителя)

Задание принял к исполнению «___» ___________ 2015 г.

_________________ (подпись курсанта, студента, слушателя)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …...………………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ……………………5-11

1.1. Предмет и объект экономического анализа ………………………….…….…5-11

1.2. Понятие и значение экономического анализа ………………….………… 11-13

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА …………………………………………………………………………13

2.1.Задачи экономического анализа……………………………………………….13

2.2.Принципы экономического анализа………………………………………17

2.3.Виды экономического анализа……………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………23

СПИСОК ИСПЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ИСТОЧНИКОВ) ………24

ГЛОССАРИЙ …………………………………………………………………26


ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ - это способ познания, основанный на разделении целого явления или предмета на части с целью изучения их сущности и взаимосвязей.

Экономика - динамическая, вероятностная хозяйственная система, в которой элементами являются хозяйствующие субъекты: люди, предприятия, организации, отрасли и т.д.; каждый элемент должен принимать решение, осуществлять выбор, для обоснования которого лучше применять анализ. Как практика экономический анализ представляет обоснование выбора, решения. Это обоснование выполняет отдельный человек, специальное подразделение предприятия, организации. Экономический анализ как практическая деятельность - это процесс подготовки информации, необходимой для управления. Экономический анализ как прикладная наука отражает потребности практики, изучает общие закономерности процесса экономического обоснования принимаемых решений. Как всякая наука, экономический анализ имеет свой предмет, объект, метод.

Цель работы - раскрыть сущность и содержание экономического анализа его объекта, предмета и задач.


1. Предмет и объект экономического анализа

 

1.1 Понятие и значение экономического анализа

 

Функционирование в условиях рыночной экономики требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

Квалифицированный экономист, финансовый менеджер, бухгалтер, аудитор должны хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практической деятельности своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Специалист должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Каждое предприятие имеет количественные и качественные показатели деятельности.

Количественные показатели характеризуют абсолютные величины, масштаб деятельности предприятия: объем производства и реализации продукции, численность и состав работников, потребность в основных фондах и материальных ресурсах и др.

Качественные показатели характеризуют эффективность промышленного производства, состояние деятельности предприятия: производительность труда, использование оборудования, уровень рентабельности, расход материальных и других ресурсов на единицу продукции и др. Каждый из экономических показателей является объектом анализа и характеризует лишь одну из сторон деятельности предприятия.

Чтобы понять взаимосвязь и взаимообусловленность различных сторон и процессов деятельности предприятия, отраженных в количественных и качественных показателях, необходимо общие показатели его работы разбить на составные части и изучить каждую из них в отдельности. Это анализ. Обобщение исследуемых частей экономических показателей и явлений в зависимости от их значения, позволяющее более глубоко изучить хозяйственные процессы и оказать активное воздействие на хозяйственную деятельность предприятия, называется синтезом.

Анализ (от греч. "analyzis" - "разделяю", "расчленяю") - способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Синтез (от греч. "sintesis") - соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое для выявления связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета. Диалектический тандем "анализ - синтез" понимается как синоним всякого научного исследования.

Различают общетеоретический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне (на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей), и конкретно-экономический анализ на микроуровне - анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД), который применяется для изучения экономики отдельных предприятий. Если общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, то АФХД как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно.

Освещая историю становления и развития АФХД как науки, нужно иметь в виду два аспекта: во-первых, разработку теоретических вопросов науки и, во-вторых, их практическое использование. Первые специальные книги по АФХД появились в начале XX в. Они были посвящены анализу баланса и имели явно методическую направленность, что можно принять за точку отсчета развития АФХД.

В 30-е гг. ХХ в. курс АФХД был введен в программы вузов СССР. Появились первые учебники и учебные пособия по АХД. Их авторами были Н.Р. Вейцман, С.К. Татур, М.И. Баканов и др. Именно в 30-е гг. произошло становление АФХД как науки, и он стал широко применяться на практике для комплексного системного изучения экономики предприятий и поиска резервов увеличения производства продукции. За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около трехсот книг и примерно шестьсот научных статей.

Во время Второй мировой войны вопросы перестройки бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности применительно к запросам военного времени нашли отражение в трудах названных и других авторов.

Послевоенное время можно охарактеризовать как период основательной разработки теоретических вопросов анализа. В это же время АФХД органически вписывается в практику управления хозяйством на уровне как предприятия, так и национальной экономики. Постепенно разрабатываются самостоятельные направления методологии экономического анализа: сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономико-математический, функционально-стоимостный и т.д.

Большой вклад в развитие методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности внесли такие ученые-экономисты как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, С.Б. Барнгольц, В.Ф. Палий, И.И. Поклад, П.И. Савичев, И.И. Каракоз, Е.В. Долгополов, М.Ф. Дьячков, А.Ш. Маргулис, А.И. Муравьев, В.И. Самборский, Н.В. Дембинский, Г.М. Таций, Н.Г. Чумаченко, В.И. Стражев, С.Г. Овсянников, Н.А. Русак, Л.И. Кравченко, Б.И. Майданчик, Р.С. Сайфулин, А.Ф. Аксененко и многие другие.

Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных научными работниками, используется в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

В настоящее время АФХД рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.

Планирование. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.

Учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку; проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

В рыночной экономике организация и управление торгово-производственной деятельностью предприятия не возможны без использования маркетинговых принципов, смысл которых сводится к следующему:

· к производству продукции в более точном соответствии с потребностями покупателей, к знанию рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций;

· к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей и заказчиков;

· к реализации продукции и услуг на отдельных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки;

· к обеспечению долговременной рентабельности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности;омический анализ предмет

· к строгому соблюдению выбранных маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций);

 

· к активной адаптации к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям потребителей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформулированные выше принципы лежат в основе маркетинговых программ, представляющих собой систему взаимосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Разработка самих маркетинговых программ и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами.

Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа:

· влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

· состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

· потребителей (имеющихся и потенциальных);

· конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий, работающих в той же отрасли);

· рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики;

· конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Таким образом, АФХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. В современных условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия сегодня должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли АФХД, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к АФХД, имеют хорошие результаты деятельности, высокую экономическую эффективность.

 

1.2 Предмет и объект экономического анализа

 

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, раскрыв которые можно подсчитать, как изменятся основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия под воздействием того или иного фактора, обосновать любое управленческое решение, изменение прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой прочности, себестоимость единицы продукции при изменении производственной ситуации.

Объектами экономического анализа являются экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности. Например, объем производства и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка; с научным обоснованием бизнес-планов, объективной оценкой их выполнения; с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия; с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; с обобщением передового опыта, с принятием управленческих решений.

В бизнесе экономический анализ является средством научного исследования, познания действительности для оценки предшествующих управленческих воздействий и обоснования плана - основы нового очередного управленческого воздействия.

· Система специальных знаний экономического анализа включает следующие блоки:

· Теорию экономического анализа - методологию построения конкретных методик выполнения анализа, аналитический инструментарий.

· Финансовый анализ, преимущественно базирующийся на данных бухгалтерской отчетности организации, выполняемый компанией и внешними пользователями информации для характеристики предприятия в целом.

· Управленческий анализ, выполняемый компанией для обоснования внутрифирменных управленческих решений и основывающийся на всей необходимой для этого информации.

· Управленческий анализ включает финансовый анализ и производственный, т.е. анализ для управления внутри организации, для осуществления ее деятельности ("производственный" - в широком смысле, по производству и получению любого продукта, услуги, результата деятельности).

 

 

Финансовый и управленческий анализ подразделяется на различные сегменты, виды, направления, а вместе с теорией экономического анализа все они объединяются в АХД - анализ хозяйственной деятельности, выполняемый для любого элемента экономики. Любое исследование, в том числе и сущности экономического анализа, начинается с определения цели, понимания подцелей или задач (целей более низкого уровня, необходимых для достижения вышестоящей цели), т.е. с построения "дерева целей".

 

Date: 2015-07-25; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию