Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 5





Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
1. Вступление Задачи: пробудить интерес к теме разговора, установить контакт, подготовить слушателей к восприятию информации, обосновать постановку вопроса · Обращение · Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы · Прием сопереживания · Изложение парадоксальной ситуации · Аппеляция к интересам аудитории · Прием соучастия · Аппеляция к событиям · Аппеляция к географическим или погодным условиям · Аппеляция к речи предидущего оратора · Аппеляция к авторитетам или известным источникам · Аппеляция к личности оратора · Юмористическое замечание · Вопросы к аудитории ·
2. Главная часть Задачи: последовательно разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность, подвести слушателей к необходимым выводам
3. Заключение Задачи: суммировать сказанное, повысить интерес к предмету речи, подчеркнуть значение сказанного, поставить задачи, призвать к непосредственным действиям (на митинге)  

 

Существуют общие требования к определению структуры выступления.

1. Вступление должно быть кратким, ясным, выразительным. Следует сформулировать цели лекции; указать на ее место в учебном курсе, на ее прикладное значение; сообщить план лекции. Дидактически целесообразным представляется напоминание содержания предыдущей лекции, установление ее взаимосвязи с новым материалом.

Цель вступления: вызвать интерес у аудитории, завоевать доверие. Избегайте негативного вступления. Не говорите: «Это трудная тема». Лекция начинается бодрым голосом, тем самым задается темп для студентов, внушается оптимизм и переключается внимание с проблем студентов. Важно установить визуальный контакт и психологический контакт (улыбка, кивок, обвести глазами аудиторию и присоединение к идентичности и ценностям аудитории, избегая изложения своих взглядов: «Я приветствую вас, у вас существует представление о проблеме, чтобы вас не интересовало, я бы хотела поразмышлять с вами…»). У опытных преподавателей в запасе есть обязательно приемы привлечения внимания аудитории: актуальная цитата, анекдот, свежий пример из практики. (метод «трамплина»).

2. В основной части лекции раскрывается тема, достигается общая цель (передать знания так, чтобы они были усвоены) и решаются конкретные задачи (соответствуют плану лекции). При этом, по каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. Материал подается «порционно» для облегчения конспектирования. У преподавателя должен быть подготовленный заранее текст лекции, но не исключается и импровизация.

В процессе выступления преподаватели используют приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания:

· диалогизация устного текста («Я начну с…, мы будем рассматривать…,я подхожу ко второму вопросу…,вот обычный пример…»);

· контактоустанавливающие средства («вы прекрасно знаете, что…, представьте себе…, это понятно?), риторические вопросы, переключение с абстрактного мышления на конкретное образное с помощью забавных историй, шуток;

· невербальные компоненты (интонация, жесты, мимика, позы);

· неожиданность, провокация (вызвать на некоторое время реакцию несогласия), гипербола (преувеличение), прогнозирование, сопоставление «за» и «против», сопереживание, драматизация;

Опытные педагоги используют правило 20 минут: каждые двадцать минут менять форму изложения, темп, тембр и силу голоса, можно рассказать анекдот, пошутить.

3. В конце необходимо подвести итог представленному материалу, выделить его научно-практическую значимость, а также осуществить рефлексию лекционного занятия. Заключение лекции должно быть четким и решительным.

Методы изложения:

Индуктивный и дедуктивный методы. Основная часть лекции может строиться как индуктивное (от аргументов к выводам) или дедуктивное (от вывода к аргументам) изложение учебного материала. Это может быть также последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов по заданному плану.

Аналогия. Этот метод предполагает не просто упоминание о сходстве каких-то явлений, а помогает слушателям совершить определенное умозаключение по аналогии, основываясь на следующем: если два явления сходны в одном или более отношении, то вероятно, они сходны в других отношениях.

Правила аналогии: 1) используются существенные, а не поверхностные признаки явления, их существенные свойства для создания аналогии; 2) общие свойства явлений должны характеризовать явление с различных сторон; 3) в процессе умозаключений по аналогии необходимо устанавливать не только сходство, но и черты различий явлений.


Концентрированный метод – изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В течении лекции мы возвращаемся, углубляем и развиваем проблему.

Ступенчатый метод. Последовательно излагаем проблему, переходя от первой ступени к последующим.

Исторический метод (связан со ступенчатым) предполагает рассмотрение каждого вопроса с точки зрения того, как явление возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, как понимается (трактуется) данное явление в настоящее время. использование исторического метода предполагает оперирование фактами, цифрами, цитатами.

Успех зависит от:

– глубины содержания;

– активности студентов, их мотивации;

– оценочного отношения студентов к личности преподавателя (авторитет преподавателя);

– готовности аудитории к восприятию;

– настроения аудитории;

– успех зависит от обратной связи, которая может быть организована как линейная (учитываются слуховые эффекты – шум, реплики и т.д.); нелинейная, которая предполагает наблюдение за поведением студентов (жесты, мимика, улыбки, кивок головой и т.д.);

– яркости, эмоциональности, правильности темпа речи преподавателя

 

 







Date: 2015-07-25; view: 284; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию