Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию учебно-познавательной компетентности





Главная особенность компетентности заключается в том, что это форма организации, способ существования содержания образования. Освоить компетентность, как, впрочем, и проявить ее, можно только в работе. А коли так, то проектную и исследовательскую деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в школе развивать у учащихся учебно-познавательную компетентность. Она как раз и содействует направлению усилий ученика на решение личностно интересной и социально актуальной проблемы.

Организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся предполагает реализацию трех основных векторов работы в школе по обеспечению управленческо-методического сопровождения:

– разработка и внедрение внутришкольных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса;

– формирование и внедрение методических рекомендаций учителям, выступающим в качестве научных руководителей и консультантов проектных и исследовательских работ учащихся;

– создание и внедрение в образовательный процесс дидактических рекомендаций учащимся, осуществляющим исследовательскую деятельность, разрабатывающим учебные проекты.

В качестве примера дидактического сопровождения формирования готовности учащихся компетентно заниматься исследовательской деятельностью приведем краткое описание элективного курса «Учебное исследование», который определяет общешкольные «правила игры» как для учащихся, так и для педагогов. Доступно и, самое главное, без искажений до учащихся доводятся азбучные азы исследования, элементарные правила разработки и воплощения исследовательского проекта.

Это единый учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, календарно-тематический план, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации для учителя. Целостность учебно-методического комплекса элективного курса означает, в первую очередь, полноту состава его дидактических и методических компонентов, их непротиворечивость, преемственность, взаимодополняемость с учебно-методическими комплексами базовых и профильных дисциплин, способность обеспечить формирование и развитие запланированных знаний, умений, нормативно-ценностных установок.

В основу архитектоники учебного пособия «Kак корректно провести учебное исследование»11 была положена логика научного исследования: от выявления и формулирования проблемы до публичной презентации ее решения. Назовем и кратко представим контур содержания только основных разделов учебного пособия:

1.Барьер и трамплин исследования. В данной части определение проблемы рассматривается как начало исследования. Особое внимание уделено ее значимости для исследования и корректности формулировки, предполагающей указание условий и требований.
2. Kак найти интересную тему для проекта? Здесь названы, обоснованы и проиллюстрированы основные требования к выбору темы исследования.
3. «Почему?» и «для чего?» – два кита исследовательской работы. Актуальность исследования достигается, если оно отвечает насущной потребности и полученные результаты заполнят пробел в науке. Его практическая значимость связана с полученными данными и с используемой методикой.
4. Общее и частное в исследовании. При определении объекта и предмета исследования подчеркивается, что предмет – это не кусок, отрезанный от объекта, не его часть, а способ или аспект рассмотрения.
5. Следующие шаги... Определены и подробно обоснованы пять следующих (после определения проблемы) основных этапов исследования: цели и задачи; формулирование гипотезы; описание методов; планирование; распределение ролей при работе в команде.
6. Обзор информационных источников одна из составляющих исследовательской работы. В этой самой большой по объему части названы и прокомментированы ключевые типы литературных источников информации, основные разновидности чтения, важнейшие способы первичного фиксирования информации (планы, тезисы, конспект, выписки, цитирование письменного текста) и приоритетные виды обобщения сведений (аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики). Kроме того, приведены современные правила библиографического описания литературных источников информации.
7. Эксперимент и исследование. В этой части содержатся рекомендации по планированию, выбору методов эксперимента, раскрываются требования к проведению основного (технологического) и аналитического этапов.
8. И в заключение… Определены и раскрыты основные литературные жанры представления результатов исследования (доклад, научная статья, тезисы доклада, литературный обзор, стендовый доклад, научный отчет, реферат).
9. Уважаемые члены комиссии!.. Эта часть учебного пособия раскрывает основные принципы и правила написания защитной речи, содержит рекомендации по ее произнесению. Особое внимание уделено подготовке и оформлению стендового доклада.
10. Успех презентации – залог признания и путь к номинации! Из всего возможного разнообразия форм представления результатов исследования и продуктов проектирования сделан акцент на устной защите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате PowerPoint.
11. Тезисы и рецензия – это тоже важно! В связи с тем, что перед школьной конференцией исследовательских работ учащихся традиционно печатается сборник тезисов будущих выступлений, в этой части приводятся основные правила их написания, возможная структура.


Заключение

Формирование учебно-познавательных компетенций – еще один ключевой момент преподавания любого предмета. Мы определили место физики как учебного предмета в этом процессе. Физика как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями организации процесса обучения, обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей учащихся. Курс физики – это уникальная школьная дисциплина, единственный школьный предмет, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания.

Модель формирования учебно-познавательной компетенции можно представить как целостный комплекс, основанный на согласовании нескольких компонентов.

1. Целевой компонент (ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер).

2. Операционный компонент (отбор форм и методов передачи учебной информации в оптимальном соответствии с целями и содержанием учебной программы и отыскание рациональных путей и средств организации учебного процесса).

3. Содержательный компонент (подбор учебного материала к разработанной системе занятий и разработка системы дидактических материалов по формированию УПК учащихся в процессе обучения).

Основными составляющими УПК являются:

1. Знания, отражённые в Федеральном стандарте. Умения – познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации, проводить наблюдения, ставить физический эксперимент), практические (измерять, вычислять, строить и анализировать графики, пользоваться лабораторными принадлежностями), организационно-оценочные (ставить цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой учебно-познавательной деятельности, выступать письменно и устно о её результатах).

2. Качества личности – мотивационно-рациональная направленность, способность к самоорганизации и самоуправлению в учебной деятельности, нравственные, эстетические и интеллектуальные черты человека.

Практическая реализация формирования учебно-познавательных компетенций на уроках физики в старшем звене представлена в заметках из опыта работы. В курсе основной школы уделяется большое внимание обучению физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:


1. все вещества состоят из частиц;

2. испарение сопровождается понижением температуры;

3. испарение зависит от рода жидкости.

В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.

Также используется составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности. Ежегодно учащиеся обвиняют «Господина Трение», а другие защищают его.

Следующий важный момент – вывод учащихся на новое понятие. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умение творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умение нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Успех деятельности школьника во многом зависит от того, способен ли ребенок к общению, умеет ли он смотреть и увидеть главное, слушать и услышать важное, читать и выделить значимое.

Реализовать себя каждый человек может только через взаимодействие, поэтому одной из важных педагогический целей является развитие коммуникативных компетенций у обучающихся в урочное и внеурочное время. Для достижения этой цели на уроках математики целесообразно использовать деятельностную форму организации занятий, которая позволяет искать, думать, сотрудничать, реализовать себя и помочь адаптироваться.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. (А.В. Хуторской)

Коммуникативная компетенция детей во многом формируется, когда они учатся задавать вопросы учителю и сверстникам; во время групповых работ – обсуждая совместные действия, распределяя роли, выполняя контроль, оценивая и подводя, т.е. выполняя рефлексию. Для этого необходима хорошо развитая монологическая и диалогическая речь. Для создания ситуации диалогового взаимодействия на уроках удобно применять такую интерактивную форму организации урока, как урок-игра.


Пример: урок-игра «Математика в профессиях» по теме «Дробно-рациональные уравнения» в 8 классе. Описываемый урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по применению дробно-рациональных уравнений для решения задач. Урок содержит задания из коллекции ЦОР, дифференцированные по уровню сложности. Мультимедийные средства применяются для повторения теории, проверки ответов к заданиям и просмотра правильного решения. Интерактивное задание направлено на актуализацию ранее изученного материала, выявляет пробелы в знаниях обучающихся и помогает их устранению.

Еще одной важной компетенцией является развитие алгоритмического мышления школьников. Достаточно большое поле для развития данной компетенции имеется во всех предметах технического и физико-математического циклов, но наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере уроков математики. В качестве примера приведем разработки урока-исследования по теме «Работа с графиками». Работа на уроке включает в себя не только групповую и индивидуальную работу на уроке, но и исследовательскую работу на уроке и дома, результатом которой становится презентация обучающихся.

Общеучебные компетенции, развивающиеся в процессе изучения данной темы:

· планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

· навыки поиска, систематизации, анализа и классификации информации.

Предметно-ориентированные компетенции:

· изучение свойств и графиков элементарных функций;

· развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации;

· использование графического языка математики при решении различных задач.

В заключение можно отметить, что, несмотря на разнообразие общеучебных компетенций и предметов, позволяющих их развивать, наибольший эффект достигается лишь при совместных и согласованных действиях учителей разных предметов, реализующих комплексное развитие таких компетенций путем реализации межпредметных связей и установления единых требований друг к другу и к ученикам.

 

 

Список литературы

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.

2. Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект: Монография / С.Г. Воровщиков. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 232 с.

3. Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография / С.Г. Воровщиков. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.

4. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова.– Самара, 2003. – 148 с.

5. Карецкая, А.М. Методические рекомендации по обучению гимназистов началам научного исследования / А.М. Карецкая, А.Н. Баранова. – М.: АПКиПРО, 2001. – 31 с.

6. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

7. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

8. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.

9. Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования / Л.М. Перминова. – СПб: СПбАППО, 2006. – 64 с.

10. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А.В. Усова. – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 34 с.

 







Date: 2015-07-22; view: 706; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию