Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Июнь 2009 г





Издание Постановления Правительства Российской Федерации «О Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» от 15.06.2009 № 477.

 

 

Историко‑терминологический словарь

 

А

 

АКТУАРИУС КОЛЛЕГИИ – коллежский чиновник XVIII в., который собирал корреспонденцию, приходящую в канцелярию коллегии, вел общий журнал входящих бумаг и заведовал заготовлением канцелярских принадлежностей.

АПЕЛЛЯЦИЯ – заявление в высшую судебную инстанцию с жалобой на решение или приговор, постановленные судом нижней ступени, с просьбой о новом рассмотрении дела по существу, о постановлении нового решения или приговора. Высшим апелляционным судом в России в XVIII – начале XX в. являлся Сенат.

АРХИВАРИУС – хранитель или сотрудник архива; должность введена в начале XVIII в. при отделении архивного хранения от текущего делопроизводства.

АСЕССОР – должность в коллегиях и других высших учреждениях XVIII в. Начиная с XIX в. должность в губернском правлении, казенной палате, палате государственных имуществ. Асессор присутствовал на общем собрании присутствия, не имея отдельной должностной компетенции; использовался для командировок, занимал место отсутствующего чиновника, вел производство дел при их большом скоплении.

 

Б

 

БЕЛЕНИЕ – переписка документов с черновика набело, а также копирование документов.

БИТИ ЧЕЛОМ – 1) низкий поклон с прикосновением лбом к земле; 2) просить о чем‑либо, подавать жалобу.

БОЯРСКАЯ ДУМА – коллегиальный орган при московских царях в XV–XVII вв. Этот орган был упразднен царем Петром I.

БУМАГА – 1) материал, предназначенный для письма, печати, рисования и т. п. (обычно изготовляемый из древесной массы), распространен в России с XIV в., листы такого материала; 2) письменный документ официального характера.

БЮРО ЖАЛОБ – специальные органы, созданные в 1919 г. в составе Наркомата государственного контроля, а затем функционировавшие с 1920 по 1934 г. при Наркомате Рабоче‑крестьянской инспекции в целях преодоления разобщенности различных учреждений, работающих с жалобами трудящихся. Существовала единая «вертикаль» бюро жалоб, включавшая Центральное бюро и местные отделения бюро жалоб во всех областях и районах СССР. На районном уровне бюро жалоб существовали в райисполкоме и его отделах, роно, райздраве, райсобесе, райжилотделе, домтресте, районном рабочем кооперативе, райфо, райсберкассе, райжилсоюзе, отделе связи, в райпрокуратуре. С 1934 г. бюро жалоб потеряли самостоятельность в принятии решений по проверкам жалоб и вошли в систему органов исполнительной власти.

 

В

 

ВЕРХНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД – судебное учреждение для дворян, образованное Указом Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи». В состав верхнего земского суда входили два председателя (назначаемые Сенатом с Высочайшего утверждения) и 10 заседателей по выбору местного дворянства (на три года). При верхнем земском суде состояли прокурор и два стряпчих. Суд подразделялся на департаменты – уголовный и гражданский – и служил губернской апелляционной инстанцией для низших судов: уездных, дворянских опек и нижних земских. Дела по искам не свыше 100 руб. решались верхним земским судом окончательно. Высшими инстанциями для этого суда были губернские гражданская и уголовная палаты. Упразднен указом Павла I в 1796 г.

ВЕРХНЯЯ ЗЕМСКАЯ РАСПРАВА – судебное учреждение сословного характера для крестьян‑однодворцев, образованное Указом Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи».

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ («ВЕРХОВНИКИ») – высшее государственное учреждение России в 1726–1730 гг. Был создан указом Екатерины I. Формально он имел совещательный характер, но фактически решал все важнейшие государственные дела. Под его контролем находились коллегии, роль Сената ограничивалась, он лишился названия «Правительствующий» и стал называться «Высокий». Сначала Верховный Тайный Совет продолжал политику царя Петра I, но затем стал все более от нее отходить. При царе Петре II деятельность Верховного Тайного Совета была продолжена. Манифестом 4 марта 1730 г. царица Анна Иоанновна распустила Верховный Тайный Совет.

ВИДОВОЙ СОСТАВ ДОКУМЕНТОВ ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА был довольно однообразным: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, отписки, памятки, челобитные. Грамоты – это царские указы, посылаемые из приказов на места боярам, воеводам, приказным людям; отписки – документы, поступавшие в приказы от воевод; приказы представляли царю отписки или доклады; воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы; приказы обменивались памятками; жалобы оформлялись в виде челобитных.

ВИЦЕ‑ГУБЕРНАТОР – помощник губернатора (наместника), его заместитель, по Указу Екатерины II от 7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи» глава Казенной палаты, ведавшей экономическими и финансовыми делами губернии. В 1837 г. введены в состав губернского правления.

ВОЕВОДА – должностное лицо местного управления в XV–XVIII вв., назначался царем на 1–3 года с двумя товарищами или дьяками и подьячими в город с уездом, где осуществлял административную, полицейскую, судебную и финансовую власть, являясь начальником всех приказных людей. Для организации управления при воеводе создавалась приказная изба. По реформе 1718–1720 гг. возглавлял полицейскую власть в провинции, а с 1722 г. осуществлял и судебную функцию. Упразднены в начале XVIII в., восстановлены в 1727 г., все отрасли местного управления вновь оказались в руках воевод. В 1775 г. должность воеводы была упразднена.

ВОЛОСТНОЙ СУД – крестьянский суд по маловажным, вытекающим из крестьянского быта делам. Образован в 1861 г. Ежегодно избирался волостным сходом в количестве четырех судей. Для принятия решения необходимо было присутствие не менее трех судей. Волостной суд решал все споры и тяжбы на сумму не более 100 руб., дела о маловажных проступках и мог приговорить к общественным работам до 6 дней, денежному штрафу до 3 руб., аресту до 7 дней или телесным наказаниям до 20 розог. Решения волостного суда с 1866 г. обжаловались на съезде мировых посредников. С 1874 г. волостной суд контролировался уездным по крестьянским делам присутствием. С 1889 г. волостной суд состоял из председателя и трех судей, избиравшихся на три года, и решал дела до 300 руб. по спорам, а по наследству и разделам до 500 руб., приговаривал к штрафу до 30 руб., аресту до 30 дней. Председатель волостного суда избирался уездным съездом (уездными членами окружного суда, почетными мировыми судьями, городскими судьями и земским начальником). За проступки председатель волостного суда мог быть подвергнут земским начальником штрафу или аресту.

ВЫПИСЬ – 1) специфические вторичные деловые тексты в XVI–XVIII вв., удостоверяющие существование подлинного текста целого документа, преимущественно приказной книги. Выписи также функционировали как самостоятельные документы; 2) делопроизводственная справка по определенному вопросу в виде перечня, ведомостей из ранних документов, иногда с изложением их краткого содержания.

ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ – письменное или устное (словесное) предписание, исходившее от имени царя. Объявлялось уполномоченными лицами: председателем общего собрания Государственного Совета, канцлером, вице‑канцлером, министрами, главноуправляющими, сенаторами, членами Синода, государственным секретарем Государственного Совета, статс‑секретарями, дежурным генерал‑адъютантом и др. Имело силу закона.

 

Г

 

ГЕНЕРАЛ‑ПРОКУРОР – должность, учрежденная Петром I в 1722 г. для надзора за деятельностью Сената и управления канцелярией Сената. При преемниках Петра I генерал‑прокуроры утратили значение, которое было временно вновь восстановлено в 1740–1741 гг. При Павле I в лице генерал‑прокурора было соединено заведование юстицией, финансами, Государственным казначейством и контролем. С учреждением министерств звание генерал‑прокурора соединено в 1802 г. с должностью министра юстиции, в силу этого пользовался правом надзора за деятельностью должностных лиц всего судебного ведомства.

ГЕНЕРАЛ‑РЕКЕТМЕЙСТЕР – государственная должность, установленная царем Петром I в 1723 г. в составе Сената для рассмотрения челобитий на имя царя и надзора за деятельностью государственных органов управления и должностных лиц. Ликвидирована в 1727 г. и восстановлена в 1730 г., окончательно упразднена в 1810 г.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1720 г. – законодательный акт Петра I, имевший название «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют». Согласно Генеральному регламенту, коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В состав присутствия входили президент канцелярии, вице‑президент, советники, асессоры. В регламенте подробно описывались обязанности всех должностных лиц. Делопроизводством в коллегии ведала канцелярия, состоящая из секретаря, нотариуса, переводчика, актуариуса, регистратора, канцеляристов и копиистов. Генеральный регламент: 1) отразил в себе всю систему коллежского делопроизводства; 2) регламентировал обязанности всех членов коллегии – от президента до копииста; 3) явился основой для последующего развития делопроизводства, в нем рассматривались такие виды работы с документами, как прием, регистрация, учет и контроль за документацией; 4) сочинение новых форм документов (были приведены общие принципы протоколирования, характерные для коллежского способа делопроизводства); 5) определены должностные обязанности членов канцелярии: секретаря, нотариуса, актуариуса, регистратора.

ГЕРБОВАЯ БУМАГА – 1) вид пошлины на совершение крепостей и др. сделок, подачу челобитий (прошений); 2) бумага особого качества, изготовляемая правительством, с гербовыми знаками в целях лучшей сохранности и предотвращения подделок. Гербовая бумага изготовлялась в виде листов определенного формата с клеймом российского государственного герба. Изображение наносилось типографским способом, филигранью или штемпелеванием. Предназначалась для написания актов, документов, договоров, векселей. Введена по указу Петра I в 1699 г., которым предписывалось челобитные писать только на гербовой бумаге. Гербовая бумага различалась по стоимости, что отражалось в размерах клейма с изображением государственного герба и указанием под клеймом стоимости бумаги.

ГОСУДАРЕВО СЛОВО И ДЕЛО – донос по особо важному преступлению против царя.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ – особая печать, прилагавшаяся к правовым актам как знак их окончательного утверждения и придания юридической силы. Заново изготовлялась при вступлении каждого московского царя (впоследствии российского императора) на престол. Имелись большая, средняя и малая государственные печати. Большая государственная печать содержала большой государственный герб, вокруг которого помещался большой или полный титул царя (императора). На средней государственной печати изображался средний герб и средний титул; на малой государственной печати – малый герб и малый титул. Государственная печать хранилась в Посольском приказе (затем Коллегии иностранных дел, Министерстве иностранных дел).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ – с 1810 г. высший законосовещательный орган, а в 1906–1917 гг. верховная законодательная палата Российской империи. Рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов. Председатель и члены Совета назначались императором. Состоял из Общего собрания, нескольких департаментов и Государственной канцелярии во главе с государственным секретарем. После создания Государственной Думы (1906 г.) в Государственный Совет входили члены по назначению императора и члены по выборам (поровну) от духовенства, губернских земских собраний, губернских и областных дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также от промышленности и торговли (частично путем косвенных выборов). Рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором. После Февральской революции 1917 г. не собирался, упразднен декретом СНК РСФСР в декабре 1917 г.

ГРАЖДАНСКИЙ ШРИФТ – шрифт, утвержденный царем Петром I взамен церковно‑славянского. В 1708–1711 гг. была предпринята реформа русской письменности, устранившая надстрочные знаки, упразднившая несколько букв и узаконившая другое (приближенное к латинским шрифтам того времени) начертание оставшихся, что значительно упростило составление официальных документов.

ГРАМОТА – форма документов, содержащих важнейшие царские указы или пожалования, в виде больших широких листов бумаги (иногда пергаментных листов) с вислыми печатями. Такие документы всегда состояли из одного листа. В XII–XIX вв. слово «грамота» употреблялось для обозначения просто писаного текста. С середины XV в. у слова «грамота» также появляется значение «деловое письмо распорядительного характера из приказа в местные учреждения и к должностным лицам». После реформы 1861 г. большое значение имели уставные грамоты, определявшие взаимоотношения помещиков и освобожденных крестьян.

ГУБЕРНАТОР – с 1708 по 1917 г. высший правительственный чиновник в губернии, глава губернии, осуществлявший административные, полицейские и военные функции, назначенный непосредственно царем. Губернатор мог производить ревизии во всех административных учреждениях губернии, принимать на службу или исключать из нее всех должностных лиц, допускать или закрывать общественные или частные организации, а с 1881 г. в местностях, объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны, подвергать неблагонадежных лиц высылке. Являлся председателем губернского правления, губернского статистического комитета, губернского по крестьянским делам присутствия, присутствий по земским и городским делам, питейным делам, фабричным делам и воинской повинности, распорядительных и лесоохранительных комитетов, приказов общественного призрения, комиссий народного продовольствия и др. Назначался обычно из лиц первых четырех классов Табели о рангах и имел титул Ваше превосходительство. Гражданский губернатор носил мундир по ведомству МВД, военный – по прежней службе.

ГУБЕРНИЯ – основная административно‑территориальная единица в России в XVIII – начале XX в. Первые восемь губерний созданы Петром I в 1708 г. В 1719–1762 гг. число губерний увеличено до 23, они разделены на провинции. В 1775 г. было образовано 40 губерний, разделенных на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал‑губернаторства. К 1917 г. было 78 губерний. В 19231929 гг. вместо губерний созданы края и области.

ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ – учреждение, управлявшее губернией. Состояло под председательством губернатора из общего присутствия и канцелярии. Решало административные и судебные дела. Канцелярия работала под наблюдением вице‑губернатора и делилась на четыре отделения, которыми заведовали советники губернского правления.

 

Д

 

ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ – канцелярская должность в 18281917 гг. (с 1828 по 1863 г. – производитель дел). Введена в штат Комиссии прошений Государственного Совета Указом Николая I от 20 февраля 1828 г. «Образование канцелярии статс‑секретаря Е.И.В. для принятия прошений, на Высочайшее Имя приносимых». Делопроизводители подразделялись на старшего делопроизводителя и делопроизводителя или на старшего и младшего делопроизводителя. Делопроизводитель был обязан обеспечивать регистрацию жалоб и прошений, поступавших в экспедицию, а также составление журнала с решением Комиссии прошений по ним, при необходимости наводить справки, составлять докладные записки и зачитывать их в комиссии, следить за очередностью рассмотрения там жалоб и прошений и пр. Схожие обязанности были и у делопроизводителя других государственных учреждений. В частности, делопроизводители, служившие в канцеляриях министерств, докладывали дела в советах министров. В казенных палатах и губернских казначействах старшие делопроизводители заведовали канцеляриями, а делопроизводители – столами. При этом, согласно Мнению Государственного Совета, Высочайше утвержденному 23 мая 1866 г., в губернских казенных палатах функции старшего делопроизводителя и начальников отделений были во многом идентичны. Должность производителя дел (делопроизводителя) была отнесена к V классу Табели о рангах (статский советник), по штатам различных учреждений в 1860‑1910‑х годах старший делопроизводитель – к V–VII классам (VI–VII классы – коллежский советник, надворный советник), младший делопроизводитель – к VIII классу.

ДЕПАРТАМЕНТ – структурное подразделение высших, центральных и местных учреждений XVIII – начала XX в. Департамент делился на отделения, а отделения – на столы.

ДЕТИ БОЯРСКИЕ – мелкие феодалы, несущие при дворе, в приказах, в полках службу нижних чинов.

ДОЕЗДНАЯ (ДОЕЗЖАЯ) ПАМЯТЬ – отчет («доезд») приказного лица в XVI–XVII вв., посылаемого куда‑либо с конкретным заданием, в котором излагалось содержание ранее полученного распоряжения и сообщалось об итогах его выполнения. При необходимости к доезду прилагались записи собранных сведений или показаний свидетелей – «сказки» и «речи».

ДОКЛАД – 1) документ, представляемый приказами царю; 2) в судопроизводстве – изложение существа дела одним из судей (докладчиком); 3) устное или письменное официальное сообщение о служебном деле руководству, вышестоящему должностному лицу.

«ДОЛГИЙ ЯЩИК» – выражение, означающее намеренное затягивание решения дела по обращениям в органы власти. Это понятие появилось в царствование царя Алексея Михайловича. В селе Коломенском царь приказал перед своим дворцом установить длинный ящик, куда каждый мог опустить свое челобитье. Но ждать ответа в силу сложной процедуры рассмотрения жалобы приходилось очень долго. В народе этот ящик прозвали долгим. Отсюда появилась поговорка «Положить в долгий ящик», т. е. затянуть решение вопроса.

ДОНОШЕНИЕ (ДОНЕСЕНИЕ) – в XVIII – начале XX в.: 1) служебная бумага нижестоящего учреждения или должностного лица вышестоящему, содержащая сообщение о каком‑нибудь случае или предмете (рапорт); 2) донос; 3) сводка, список каких‑либо фактических данных, расположенных в определенном порядке (донесение); 4) записки, дневник (мемории XVIII в.).

ДУМНЫЕ ДВОРЯНЕ – чин «служилых людей по отечеству», составлявший в XV–XVII вв. третий по «чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседаниях Боярской Думы, в работе ее комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности, назначались воеводами в города. В XVI в. думные дворяне чаще всего принадлежали к родовитым фамилиям и число их было невелико.

ДУМНЫЕ ДЬЯКИ – низший думный чин в Московском царстве XVI–XVII вв. Думные дьяки составляли и правили проекты приговоров Боярской Думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской Думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты.

ДЬЯК ПРИКАЗА – ответственный руководитель аппарата московского приказа, приказной избы или других государственных органов в XVI–XVII вв., отвечавший за ведение делопроизводства в приказе. Дьяки назначались царем из числа неродовитых дворян, а также из купцов и духовенства. Попав в дьяки, купцы и дети духовенства становились служилыми людьми. Многие дьяки предварительно работали подьячими, некоторые назначались в Боярскую Думу и становились думными дьяками.

 

Ж

 

ЖАЛОБА – просьба, письменная или устная, в органы власти. Появление жалобы как средства найти правду и справедливость соответствует началу российской государственности. В истории России жалобы всегда играли значительную роль для власти как механизм обратной связи с населением. Большое значение уделялось властными органами правовому регулированию обращения и рассмотрения жалоб.

ЖАЛОБНИК – подданный московского царя, обращающийся с челобитьем. Это название было закреплено Судебником Великого князя Московского Ивана III (1497 г.).

ЖАЛОБНИЦА – письменный документ, содержащий жалобу или просьбу князю или царю о противоправных действиях должностного или частного лица в отношении жалующихся и с просьбой о восстановлении их прав и защиты. Такое название было распространено еще во времена Киевской Руси, но впоследствии в судебниках Московского царства использовалось название «челобитье», отмененное Указом Сената от 19 февраля 1786 г. «Об употреблении слов и речений «бьет челом» и замене их на «просит имярек»», предписывавшим вместо названия «челобитье» употреблять название «жалобница».

«ЖЕЛТЫЙ ЯЩИК» – выражение, появившееся в конце XVIII в. По указанию царя Павла I в Зимнем дворце был поставлен желтый металлический ящик с прорезью (или, как его называли иначе, «окном»), вделанный в широкий проем одной из стен дворца, куда каждый российский подданный независимо от сословия мог опустить письмо императору с уверенностью, что тот его прочтет. Письма‑прошения попадали прямо в комнату, расположенную ниже этого «окна», ключ от которой находился только у царя. Резолюции или ответы на эти прошения всегда были написаны царем лично или скреплены его подписью, а затем публиковались в газете «Санкт‑Петербургские Ведомости».

ЖУРНАЛИСТ – с XVIII в. канцелярский служащий, который вел исходящие и входящие журналы. Одна из низших должностей, занимаемых канцелярскими служителями или чиновниками невысокого ранга.

ЖУРНАЛЫ КОМИССИИ ПРОШЕНИЙ, ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННЫЕ – с 1810 по 1884 г. по жалобам на решения министерств Комиссия прошений при Государственном Совете собирала от министров объяснения, а также готовила заключение о возможных мерах исправления ситуации, указанной в жалобе. По всем таким жалобам делались записи в журналах, которые через статс‑секретаря комиссии передавались на Высочайшее усмотрение. Также на основании записей в журналах Комиссии прошений каждые полгода составлялись списки лиц для награждения, которые представлялись на Высочайшее усмотрение с учетом мнения Министерства финансов о возможности выделения соответствующих финансовых средств.

 

З

 

ЗАВЕДОМЫЙ ЯБЕДНИК – формула, употреблявшаяся судами в XVIII – начале XIX в. для обозначения сутяги, обременяющего судебные учреждения тяжбами (в основном с целью завладения чужим имуществом). По решению Сената местные полицейские власти в присутствии свидетелей изымали у «заведомого ябедника» письменные принадлежности и впредь всем казенным местам воспрещалось принимать от него какие‑либо прошения.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН» – законодательный акт Российской Федерации, принятый Верховным Советом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. Данный закон предоставляет каждому гражданину право обратиться с жалобой в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Закон также предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагает обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

ЗАКОН СССР «О ПОРЯДКЕ ОБЖАЛОВАНИЯ В СУД НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, УЩЕМЛЯЮЩИХ ПРАВА ГРАЖДАН» – законодательный акт Союза ССР, принятый Верховным Советом СССР 2 ноября 1989 г. В соответствии с этим законом к актам, подлежащим судебному обжалованию, «относятся коллективные и единоличные действия, в результате которых: гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, которое предоставлено ему законом или иным нормативным актом; на гражданина незаконно возложена какая‑либо обязанность».

ЗЕМСКИЙ ИСПРАВНИК (КАПИТАН‑ИСПРАВНИК) – старший полицейский чин в уезде, начальник земской (сельской) полиции, председатель земского суда. Должность учреждена в 1775 г. Избирался местным дворянством на три года. В 1862 г. преобразована в должность исправника, возглавлявшего уездное полицейское управление, в компетенции его оказался и уездный город. Назначался и увольнялся губернатором. С 1889 г. избирался помещиками и утверждался министром внутренних дел, обладал дисциплинарной, судебной и полицейской властью над крестьянами в своем округе, вплоть до права телесных наказаний, ареста, смещения выборных должностных лиц крестьянского самоуправления, приостановки решений сельских сходов и волостных судов, контролировал начальные школы.

ЗАЯВЛЕНИЕ – форма официальной бумаги, излагающей какую‑либо просьбу. Данный вид обращений в органы власти сложился в России в конце XVIII – начале XIX в. как прошения о милостях и наградах. Согласно современному пониманию, изложенному в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59‑ФЗ, – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

 

И

 

ИВАНОВСКАЯ ПАЛАТКА – место работы площадных подьячих на Ивановской площади в Московском Кремле, составлявших и заверявших частноправовые документы: прошения, расписки и др. акты, на которых ставилась помета: «…писана на Ивановской площади».

ИВАНОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ – площадь в Московском Кремле у колокольни Иван Великий. В XVI–XVII вв. на ней происходили смотры и сборы войск, крестные ходы. Здесь были расположены приказы, чинились наказания по решениям приказов, читались вслух указы и приказные постановления («кричать во всю Ивановскую»). В особой палатке сидели площадные подьячие.

ИМЕННОЙ УКАЗ – законодательный акт, составленный только царем без участия Боярской Думы, появляется во 2‑й половине XVII в. Именной указ императора в XIX в. издавался: 1) при отсутствии единогласия в Государственном Совете, когда император утверждал мнение меньшинства или особое мнение отдельного члена совета или же постановлял собственную резолюцию; 2) как особая форма законодательства, использовавшаяся в тех случаях, когда Сенату предписывалось ввести в действие какое‑либо новое законоположение.

ИМЕННОЙ УКАЗ, ДАННЫЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СЕНАТУ – особая форма правового акта в XVIII в., использовавшаяся в тех случаях, когда Сенату предписывалось ввести в действие какое‑либо законоположение, а также для изложения мотивов царского нововведения. В XIX в. проекты именных указов Сенату вносились на рассмотрение Государственного Совета совместно с теми положениями, которые они вводили в силу.

 

К

 

КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА – учреждение в 1704–1727, 1741–1917 гг., ведавшее личным имуществом царской фамилии и занимавшееся некоторыми др. вопросами. Учрежден в 1704 г. Петром I, являлся собственно канцелярией царя, ведал его казной и имуществом, вел переписку. С 1826 г. подчинен Министерству императорского двора.

КАЗЕННАЯ ПАЛАТА – в 1775–1917 гг. губернский орган министерства финансов. Ведала сбором налогов, государственным имуществом, винными откупами и другими финансовыми делами. В подчинении Казенной палаты находились губернские и уездные казначейства. Председательствовал в Казенной палате сначала вице‑губернатор, затем председатель, имел чин V или IV классов Табели о рангах. Казенная палата состояла из директора экономии, советника, двух асессоров и губернского казначея. Заведовала податными делами, осуществляла финансовый контроль, ведала источниками доходов, откупами и подрядами, казенными зданиями, вела перепись податного населения.

КАНЦЕЛЯРИСТ КОЛЛЕГИИ – низшая должность среди работников канцелярии коллегии, не имевших классного чина. С 1720‑х годов заменил подьячих. Канцеляристы изготавливали дипломы, патенты и другие виды второстепенной документации, которые надлежало подавать секретарю коллегии для утверждения.

КАНЦЕЛЯРИЯ ГУБЕРНАТОРА – специальный орган, который был создан с целью освобождения губернатора от сугубо канцелярской работы, в том числе от личного разбирательства нескончаемого потока жалоб. Круг вопросов ее деятельности включал: составление отчетов губернатора, срочных сведений, ведение секретной и особо важной переписки, созыв дворянских собраний и проведение дворянских выборов, представление к наградам, выдачу подорожных, заграничных паспортов и др. срочных документов; перемещение и использование войск; ведение делопроизводства о рекрутских наборах, постойной повинности, подрядах и торгах, о вырубке лесов, о рассмотрении губернатором судебных и просительских дел, о цензуре, о лицах, содержащихся под гласным надзором полиции.

КАНЦЕЛЯРИЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ПО ПРИНЯТИЮ ПРОШЕНИЙ, НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ ПРИНОСИМЫХ – специальный орган Российской империи для принятия прошений от всех сословий на имя царя. Создана указом Николая II в феврале 1895 г. В этом же году были утверждены правила о порядке принятия и направления прошений и жалоб, на Высочайшее Имя приносимых, незначительные изменения в которые были внесены Манифестом Николая II от 20 февраля 1906 г. «О переустройстве Учреждения Государственного совета». Канцелярия Е.И.В. по принятию прошений состояла из управляющего делами, его помощников, старших чиновников и других чинов по штату. При учреждении Канцелярии Е.И.В. по принятию прошений, на Высочайшее Имя приносимых, функции ее отделений не были определены, что было исправлено лишь в октябре 1910 г. Указом Временного правительства Сенату от 16 марта 1917 г. учреждена должность комиссара Временного правительства над Канцелярией по принятию прошений. Окончательно ликвидирована Постановлением СНК РСФСР от 6 декабря 1917 г. «Об упразднении Канцелярии для принятия прошений при Временном правительстве».

КАНЦЕЛЯРИЯ КОЛЛЕГИИ – согласно Генеральному регламенту 1720 г., канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, переводчика, актуариуса, регистратора, канцеляристов и копиистов. Канцелярия возглавлялась секретарем, который руководил всем делопроизводством в коллегии.

КАНЦЕЛЯРИЯ ПО ПРИНЯТИЮ ПРОШЕНИЙ ПРИ ИМПЕРАТОРСКОЙ ГЛАВНОЙ КВАРТИРЕ – создана в июне 1884 г. указом Александра III, упразднена в феврале 1895 г. указом Николая II в связи с учреждением Канцелярии Его Императорского Величества по принятию прошений, на Высочайшее Имя приносимых.

КАНЦЕЛЯРИЯ ПРИСУТСТВИЯ ПРАВЛЕНИЯ – отдельная структурная единица губернского правления, учрежденная 2 января 1845 г. именным Указом Николая I «Учреждение губернских правлений», для ускорения рассмотрения жалоб и прошений. Канцелярия присутствия занималась регистрацией документов, в ее ведение входили «экзекуторская, хозяйственно‑распорядительная» деятельность, дела ревизионного стола, а также секретные дела. Канцелярией присутствия управлял старший секретарь. В ее состав входили два его помощника, регистратор с помощниками, экзекутор с помощниками, а также помощники столоначальников и канцелярские служители.

КАНЦЕЛЯРСКИЕ СЛУЖИТЕЛИ – с XVIII в. государственные служащие, не имевшие классного чина. Подразделялись на канцеляристов, подканцеляристов и копиистов. Первые под руководством секретаря канцелярии составляли бумаги, последние переписывали их набело. В XVIII в. служба канцелярских работников была пожизненной и наследственной. В 1790 г. им было разрешено переходить в военную службу нижними чинами, с 1808 г. – записываться в мещане, цеховые и казенные поселяне. Канцелярские служители распределялись по разрядам: окончившие гимназии производились в чин через 1–4 года в зависимости от происхождения; не окончившие испытывались за курс уездного училища, сроки их производства в чин удваивались.

КНИГА – форма записи и хранения документа. 1) рукопись, написанная на отдельных тетрадях, сшитых вместе и переплетенных; 2) отдельные комплексы документов (дела) и виды актов приказного делопроизводства объемом в несколько листов, которые соединялись в столбцы («книги в столбцах»), в тетради («книги в тетратех»).

КНИГИ ПИСЦОВЫЕ в XV–XVII вв.: 1) документация статистического учета и хозяйственного описания города или определенной местности с перечислением сел, деревень, починков с указанием их владельцев и населения, качества земли, достатка и повинностей жителей с целью налогового обложения. Явились средством закрепощения крестьян, усиления феодального землевладения. Составлялись комиссиями из писцов и подьячих, посылаемых из Москвы на места, в уезды и города. Термин появился в XVI в.; 2) разновидность регистрационных книг.

КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – система отраслевых государственных учреждений, установленная Петром I взамен приказной системы управления. Такие органы управления имели более четкие функции, основывались на коллегиальном принципе принятия решений и более соответствовали потребностям абсолютной монархии.

КОМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР – союзно‑республиканский орган государственного контроля, созданный согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июня 1961 г. № 644 «О преобразовании Комиссии советского контроля Совета Министров СССР в союзно‑республиканский орган и мерах усиления контроля за исполнением решений Партии и Правительства». В результате в период с июня 1961 г. по ноябрь 1962 г. в стране была создана разветвленная «вертикальная» система контроля, что выразилось в образовании групп госконтроля во всех автономных республиках, краях и областях, что в целом создавало более восприимчивую реакцию на письменные и устные обращения граждан. По решению Ноябрьского (1962 г.) пленума ЦК КПСС Комиссия государственного контроля была упразднена и создан Комитет партийно‑государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

КОМИССИЯ ПРОШЕНИЙ – орган при Государственном Совете Российской империи для принятия прошений на имя царя, созданный, согласно Манифесту Александра I «Об образовании Государственного Совета», в январе 1810 г. В феврале 1828 г. Указом Николая I «Образование канцелярии статс‑секретаря Е. И. В. для принятия прошений, на Высочайшее Имя приносимых» при статс‑секретаре Комиссии прошений была образована специальная канцелярия, состоящая из пяти экспедиций. В январе 1835 г. Комиссия прошений выделяется из состава Государственного Совета в самостоятельное государственное учреждение с непосредственным подчинением императору. В июне 1884 г. Александром III издается указ об упразднении Комиссии прошений как самостоятельного органа в связи с созданием Канцелярии по принятию прошений при Императорской Главной квартире.

КОМИССИЯ СОВЕТСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ СНК СССР – орган государственного контроля, созданный в феврале 1934 г. по решению XVII съезда ВКП(б) вместо упраздненного ЦКК – НК РКИ. В составе Комиссии советского контроля при СНК СССР сохранялось Бюро жалоб. В июне 1936 г. СНК СССР издало Постановление «О постановлении Комиссии советского контроля при СНК Союза ССР о рассмотрении жалоб трудящихся руководителями учреждений и организаций». В данном постановлении СНК СССР Бюро жалоб поручалось решительно перестроить свою работу, сосредоточив основное внимание на контроле за правильной организацией разбора жалоб ведомствами, учреждениями, профессиональными союзами путем проведения систематических проверок правильности расследования жалоб по существу и своевременного устранения имеющихся недостатков. Бюро жалоб как самостоятельная структура было ликвидировано в связи с реорганизацией в сентябре 1940 г. Комиссии советского контроля в Наркомат государственного контроля СССР, в составе аппарата которого был создан отдел жалоб.

КОМИССИЯ СОВЕТСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР – орган государственного контроля, созданный в августе 1957 г. на основе реорганизации Министерства государственного контроля СССР. В отличие от прежнего министерства, Комиссия советского контроля формировалась как орган коллегиальный, а ее аппарат строился по отраслевому принципу. Контрольная работа комиссии должна была вестись совместно с местными партийными, советскими органами и общественными организациями с привлечением к контролю широких масс трудящихся, в том числе для рассмотрения писем, поступающих в Бюро жалоб и заявлений. Но Комиссия советского контроля не имела своей «вертикали». Подобные комиссии в союзных республиках не были связаны прямым подчинением центру, что и послужило причиной преобразования в июле 1961 г. Комиссии советского контроля в Комиссию государственного контроля Совета Министров СССР.

КОМИТЕТ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР – орган государственного и общественного контроля, созданный в декабре 1965 г. в соответствии с Законом СССР «Об органах народного контроля в СССР». Согласно Положению об органах народного контроля в СССР, утвержденному совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 декабря 1968 г., на них возлагались осуществление контроля за соблюдением должностными лицами советских законов при рассмотрении предложений, жалоб, заявлений граждан, проверка состояния этой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях. В отличие от предшествующих органов контроля, комитеты народного контроля образовывались как органы Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, местных Советов депутатов трудящихся и работали под их непосредственным руководством. В соответствии с нормами Конституции СССР 1977 г. был принят 30 ноября 1979 г. Закон СССР «О народном контроле в СССР», согласно которому Комитет народного контроля СССР выводился из‑под непосредственного подчинения Совета Министров СССР. По новому законодательству комитеты всех уровней, а также группы народного контроля поселковых, сельских Советов стали образовываться соответствующими Советами народных депутатов, работали под их руководством, подотчетны им и подконтрольны перед ними. При этом комитеты, группы и посты народного контроля образовывали единую вертикальную систему, а советское право установило новый самостоятельный институт – институт ответственности перед органами народного контроля. Система народного контроля была упразднена Постановлением Верховного Совета СССР от 16 мая 1991 г. № 2162‑1.

КОМИТЕТ ПАРТИЙНО‑ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР – орган единого партийного и государственного контроля, созданный в ноябре 1962 г. решением пленума ЦК КПСС. Формировалась «вертикаль» из союзного, республиканских, краевых, областных, городских и районных комитетов партгосконтроля. Важной функцией комитета был контроль за состоянием рассмотрения жалоб и заявлений трудящихся. Но в отличие от ЦКК – РКИ, органы партийно‑государственного контроля проверяли только деятельность аппарата государственного управления. На VII сессии Верховного Совета СССР в декабре 1965 г. был принят Закон СССР «Об органах народного контроля в СССР», согласно которому произошло преобразование Комитета партийно‑государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Комитет народного контроля при Совете Министров СССР.

КОПИИСТ КОЛЛЕГИИ – низшая должность среди работников канцелярии коллегии, без классного чина по Табели о рангах. Согласно Генеральному регламенту 1720 г., копиистам надлежало «.все, что отправляется в канцелярию, набело иметь».

«КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ» – выражение, появившееся в XVI в. в связи с рассмотрением челобитий на имя московского царя. На Ивановской площади Московского Кремля в XVI–XVII вв. располагались приказы и палатка площадных подьячих. Площадь была одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы, сюда стекались челобитчики со всей Руси. На площади дьяки громко объявляли царские указы по челобитьям. Отсюда и пошла поговорка «Кричать во всю Ивановскую».

 

Л

 

ЛАРНИК – хранитель документов и печати, которой мог скреплять частноправовые акты (XVI–XVII вв.).

ЛАРЬ – большой ящик с навесной крышкой, откосом, место хранения документов (свитков) в учреждениях XVI–XVII вв.

ЛИСТ – письмо или грамота в XVI–XIX вв.

ЛИХОИМСТВО – взимание приказными людьми позволенных пошлин свыше установленных законом (Судебником 1550 г., затем Соборным Уложением 1649 г.) за рассмотрение челобитий при судебном поединке между послухом и противной стороной. Взятый «лишек» в приказе (приказной избе) возвращался челобитчику приказными людьми в тройном размере. Приказные судьи и дьяки, изобличенные в лихоимстве, могли быть подвергнуты телесному наказанию, сопровождавшемуся бесчестьем. Виновному привязывали к шее кошелек, серебро, мягкую рухлядь, жемчуг, даже соленую рыбу или другую вещь, взятую им в подарок.

 

М

 

МАНИФЕСТ – законодательный акт, непосредственно исходящий от российского императора. Избрание манифеста как формы провозглашения правовых норм указывало на личную связь и ответственность царя за принятое решение. Кроме того, по сложившейся традиции манифест не подлежал отмене, с чем связаны общность его выражений, открывающая широкие возможности толкования, и редкость использования манифеста как формы законодательства. Обязательна форма манифеста была только для следующих случаев: 1) для возвещения о восшествии на престол Государя; 2) для объявления о рождении, браке и кончине Великих Князей, Княгинь и Княжон; 3) для созыва ратников второго разряда.

МАНИФЕСТ АЛЕКСАНДРА I «ОБЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ». Принят в 1811 г. Содержание этого манифеста свидетельствует о достаточно четком различии двух аспектов делопроизводственной деятельности: 1) формы документов, по которым совершается делопроизводство (для обозначения этой деятельности в XX в. широко употреблялся самостоятельный термин «письмоводство»); 2) движение документов и дел (порядок течения дел), понимая вместе с тем, что в практической деятельности канцелярии они тесно взаимодействуют. Канцелярия министра по своей структуре была аналогична и действовала на правах департамента; канцелярии департаментов имели более простое внутреннее устройство: они возглавлялись правителем канцелярии и имели штат чиновников – журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др., их должностной и количественный состав зависел от объема и содержания дел.

МЕМОРИЯ – документ, введенный в документооборот в XVIII в.; имел вид записки, выписки, выдержки из журнала, представляемой на утверждение.

МИНИСТЕРСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – система государственных учреждений, установленная Александром I в 1802 г. и окончательно утвержденная Манифестом «Общее учреждение министерств». Новая система была основана на принципе единоначалия. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное».

МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СССР орган государственного контроля, созданный Указом Президиума Верховного Совета СССР в октябре 1946 г., имевший в составе аппарата специальное структурное подразделение – отдел жалоб. Основная задача министерства была связана с осуществлением лишь надзорных функций по исполнению решений центра. Богатый опыт контрольной деятельности с участием трудящихся периода деятельности РКИ и ЦКК – РКИ оказался забытым. В августе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Министерство государственного контроля было преобразовано в Комиссию советского контроля при Совете Министров СССР.

 

Н

 

НАКАЗНАЯ ПАМЯТЬ – письменная справка по исполнению царского наказа.

НАРКОМАТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ – орган управления, созданный в июле 1918 г. в составе СНК РСФСР. Уже в 1919 г. Наркомат госконтроля получил 26 529 жалоб, а в 1920 г.

48 322 жалобы. Аппарат Наркомата госконтроля состоял в основном из дореволюционных чиновников, имевших значительный опыт контрольной работы. Поэтому ВЦИК РСФСР декретом от 8 февраля 1920 г. реорганизовал Наркомат государственного контроля в Наркомат Рабоче‑крестьянской инспекции с целью «орабочения» и «окрестьянивания» госконтроля, усиления борьбы против дисфункциональных проявлений в работе госаппарата. В сентябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был вновь создан Наркомат государственного контроля СССР, реорганизованный в октябре 1946 г. в Министерство государственного контроля СССР.

НАРКОМАТ РАБОЧЕ‑КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ СССР орган государственного и общественного контроля в СССР с февраля 1920 г. по февраль 1934 г. Главной задачей РКИ В.И. Ленин считал принятие мер по предупреждению и устранению нарушений законов, а также работу с жалобами и заявлениями граждан. На XIII съезде РКП(б) были приняты специальные постановления по организационному объединению Центральной контрольной комиссии РКП(б) с Наркоматом РКИ в единый орган контроля ЦКК – НК РКИ. Решением XVII съезда ВКП(б) (февраль 1934 г.) ЦКК – НК РКИ был упразднен.

НАЧАЛЬНИК ЗЕМСКИЙ УЧАСТКОВЫЙ (ЗЕМСКИЙ) – административно‑судебное должностное лицо в сельской местности в 1889–1917 гг. Назначался губернатором, как правило, из потомственных дворян, владевших недвижимой собственностью, и утверждался министром внутренних дел. Осуществлял контроль над органами крестьянского общественного управления, функциями мировых судей, утверждал должностных лиц и волостных судей и др. По мере необходимости созывался уездный съезд, ежегодно представлявший губернскому присутствию отчет о деятельности всех земских начальников.

НИЖНИЙ ЗЕМСКИЙ СУД – с 1775 по 1862 г. уездный административно‑полицейский орган во главе с земским исправником и из 2–3 выборных заседателей от дворянства и крестьянства. Упразднен в 1862 г.

НИЖНЯЯ ЗЕМСКАЯ РАСПРАВА – с 1775 г. суд первой инстанции для рассмотрения дел свободных сельских податных сословий ценностью до 25 руб. – однодворцев, государственных крестьян и др. Учреждалась в уезде на 10–30 тыс. душ населения и состояла из расправного судьи и восьми заседателей, избранных от населения.

Судьи назначались губернским правлением. Из заседателей два командировались для присутствия в нижнем земском суде и два в совестной суд. В 1796 г. была упразднена.

 

О

 

ОБЕР‑СЕКРЕТАРЬ – старший секретарь, заведующий канцелярией Сената, Синода.

ОТКАЗНАЯ ГРАМОТА – распоряжение Поместного приказа (в провинции – приказной избы) о передаче («отказе») во владение определенному боярину или дворянину поместья.

ОТПИСКА – донесение, отчет, докладная должностного лица (например, воеводы) в XVI–XVII вв. в какой‑либо приказ об исполнении царского распоряжения.

ОТПИСЬ – в приказном делопроизводстве означала расписку.

ОТПРАВЛЕНИЕ – документ, исходящий из коллегии.

ОТПУСК – выдача царской жалованной грамоты или специального акта челобитчику.

ОТСЫЛКИ – командировки по делам приказа.

 

П

 

ПАЛАТА – 1) в IX–XVIII вв. каменное большое помещение, здание, дворец, роскошно отделанное или предназначенное для каких‑либо специальных целей: зрелищ, хранения произведений искусства и т. п.; 2) название некоторых государственных (административных и судебных) или общественных учреждений; 3) помещения государственных учреждений.

ПАЛАТА ГРАЖДАНСКОГО СУДА – с 1775 г. судебное учреждение губернии (наместничества), ведавшее разного рода гражданскими судебными делами и торговыми сделками, надзорный орган над низшими судами губернии. Упразднена в 1864 г.

ПАЛАТА УГОЛОВНОГО СУДА – с 1775 г. судебное учреждение губернии (наместничества) для разбора уголовных дел, надзорный орган над низшими судами в губернии. Упразднена в 1864 г.

ПАМЯТЬ – обобщенное название документа служебной переписки в XVI–XVII вв. между приказами и служилыми людьми, не подчиненными друг другу. В зависимости от предмета переписки различают более десяти разновидностей «памятей». Формуляр памяти предусматривал обязательное указание точной даты документа в самом его начале, перед текстом, например: «Лета 7196 месяца септеврия в 7 день». Как правило, составители памятей вместо названия приказа ограничивались наименованием его руководителя.

ПИСЦЫ – самые нижестоящие работники приказов или приказных изб. Им поручалось переписывание набело уже готовых документов.

ПИСЬМЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ – материалы для письма.

На протяжении XV–XIX вв. в комплект письменных принадлежностей входили: чернила, перья, песочница, бумага, карандаши, в эпоху гусиных перьев – перочинный нож, с появлением машинным способом заготовленных гусиных, а также стальных перьев – ручка – «вставочка». Чернила наливались в разнообразные чернильницы: небольшие глиняные, медные, серебряные флаконы с крышечками либо массивные хрустальные, с небольшим углублением для чернил, стоявшие на приборе и также закрывавшиеся крышечками, чтобы чернила не высыхали. Перья первоначально были гусиные, особым образом приготовленные и очиненные перочинным ножом, который носили в чехольчике. Песочница служила для осушения написанного, для чего в ней было множество мелких отверстий. Песочницы наполнялись особо приготовленным мелким, лучше всего мраморным песком. К концу XIX в. появилась «пропускная» (промокательная) бумага. Употреблялись также черные грифельные доски, на которых писали мелом. Роскошные чернильные приборы, украшавшие письменные столы богатых людей, отличались массивностью, изготовлялись из малахита, яшмы, мрамора, хрусталя, украшались массой бронзовых деталей и даже небольшими скульптурными изображениями. В них иногда были гнезда для палочки сургуча для запечатывания конвертов и массивной печатки с гербом владельца.

ПЛОЩАДНЫЕ ПОДЬЯЧИЕ – особый род вольных писцов в XVI–XVIII вв., действовавших под надзором правительства на городских площадях. Эти писцы могли оформлять челобитные, а также вотчинные и дворовые купчие, закладные и другие юридические документы. Их право заниматься составлением документов было зафиксировано Соборным Уложением 1649 г. В связи с введением гербовой бумаги в 1699 г. институт площадных подьячих был сначала ликвидирован, а с 30 января 1701 г. совершение частных актов было вновь возвращено компетенции площадных подьячих.

ПОВЫТЧИК – 1) подьячий, производящий дело по жалобам в повытье (столе) приказа (избы); должность ликвидирована в 1720 г.; 2) в XVIII–XIX вв. название канцелярских служащих (пренебрежительный оттенок).

ПОВЫТЬЕ (СТОЛ) – 1) структурное подразделение приказов, состоявшее из подьячих (XVI–XVII вв.); 2) отделение в канцелярии в XVIII–XIX вв.

ПОДКАНЦЕЛЯРИСТ – в XVIII–XIX вв. младший письмоводитель, переписчик бумаг в канцелярии, низший канцелярист.

ПОДЬЯЧИЕ – нижестоящий за дьяком чин в приказе XVI–XVII вв., ведавший делопроизводством. По стажу службы подьячие различались на «старые», «середние» и «молодшие».

ПОЛИЦЕЙМЕЙСТЕР – с 1775 г. глава полиции в губернском городе, председатель управы благочиния, а с 1862 г. – во всех городах. Полицеймейстер находился в штаб‑офицерских чинах, часто назначался из отставных военных, не выслуживших пенсии из‑за ранений или болезней и не имеющих иных доходов.

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ первое издание 1830 г. составлено под руководством М.М. Сперанского, включает более 30 тыс. законов – от Соборного Уложения 1649 г. до конца царствования Александра I (12 декабря 1825 г.) ‑45 томов. Второе издание выпускалось ежегодно в период с 1830 по 1884 г., содержит более 60 тыс. законов царствования Николая I и Александра II (55 томов и указатели). Третье издание выходило ежегодно с 1885 до 1916 г., включает более 40 тыс. законов, принятых с 1 марта 1881 г. до конца 1913 г. (33 тома).

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ В ГУБЕРНСКИХ ПРАВЛЕНИЯХ – Высочайше утвержденный Николаем I государственный нормативный акт, изданный 3 июня 1837 г. Регулировал делопроизводство по рассмотрению различных прошений за счет сокращения количества форм внутренних документов: устанавливалось наличие одного общего реестра входящих бумаг вместо предшествующего деления на общий и частные реестры документов. Также было упрощено документирование процесса доклада и решения дела.

ПОЛУИМЯ – форма личного имени, обычно с уменьшительным суффиксом (например: Петрушка от Петр, Илейка от Илья, Анница от Анна), употреблявшаяся в XVI–XVIII вв. при обращении с челобитьями к царю (с целью самоуничижения). Употребление полуимени было обязательным. Священнослужители имели особую форму полуимени на «‑ище» (поп Иванище). Требование писаться полуименем было отменено указом Петра I от 30 декабря 1701 г.

ПОЛУОТЧЕСТВО – форма отчества, обычно с указанием родства в кругу семьи (отец – сын). Например: Василий Иванов сын. Впоследствии эта форма была заменена формой отчества со старославянским окончанием «‑вич», которая в XVII–XVIII вв. была признаком дворянской принадлежности, а с середины XIX в. и других сословий.

ПОЛУУСТАВ – форма кириллицы, употреблявшаяся в XV–XVII вв. для написания книг, жалованных грамот. Полуустав был мельче и проще устава, рисунок букв приобрел наклон, пробелы между буквами уменьшились, вводилось сокращение слов. Над сокращенным словом ставили надстрочный знак, указывающий на сокращение, так называемое титло.

ПОМЕТА – резолюции и другие отметки, проставляемые дьяком или подьячим на обратной стороне столбца.

ПОМИНКИ – приношения (подарки) челобитчика чиновнику в XVII–XX вв. уже после благополучного окончания дела.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЧЕЛОБИТНОЙ (XVI–XVII вв.). Основными этапами этого сложного административного процесса были: 1) составление самого челобитья на имя царя с просьбой о выдаче грамоты или акта; 2) подача челобитья на рассмотрение в тот приказ, ведомство которого уполномочено было его рассматривать; 3) вынесение решения в этом приказе; 4) рассмотрение при необходимости в Боярской Думе; 5) выдача жалованной грамоты или специального акта челобитчику.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА В ПРИКАЗЕ – последовательность делопроизводства, определенная на основании требований Соборного Уложения 1649 г. Как правило, по повелению царя в приказах либо сразу готовилось решение («отпуск»), если соответствующий приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение – рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов. Дьяк «чернил» (исправлял) подготовленный документ (грамоту), младший подьячий переписывал его набело, старший подьячий «справлял» (сверял) беловик с черновиком, удостоверял («справлял») его своей подписью – «справой», которая выражала ответственность подьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не придавала юридической силы документу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР «О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ С РАЗБОРОМ ЖАЛОБ ТРУДЯЩИХСЯ» – нормативный документ, принятый в декабре 1935 г., в котором впервые в СССР были подробно прописаны правила работы с жалобами граждан, до того определявшиеся ведомствами самостоятельно. В целом установленные этим нормативным актом правила действовали до 1968 г., да и потом постоянно воспроизводились в многочисленных инструкциях по делопроизводству и работе с обращениями граждан в различных ведомствах и государственных учреждениях СССР.

ПОСУЛ – взятка («скверные прибытки»). Взятка обычно была самым крупным подношением чиновникам.

ПОЧЕСТЬ – подарок чиновнику XVII–XX вв. от обращавшегося с челобитьем, прошением и не требовавший «отдарка». Почесть являлась формой благодарности за сделанную работу, подразумевавшей благорасположение чиновника на случай новых обращений к нему за помощью.

ПРАВИТЕЛЬ ДЕЛ – чиновник, возглавлявший канцелярию в министерстве, губернскую канцелярию и др. и ведавший общими делами всех подразделений учреждения, личной перепиской министра или губернатора по особо важным делам. Впервые данную должность в декабре 1796 г. в штате канцелярии Сената ввел Павел I. Правитель дел имел права директора департамента в министерстве, имел чин IV–V класса Табели о рангах.

ПРАВЛЕНИЕ ГУБЕРНСКОЕ – с 1775 г. главное административное учреждение губернии, возглавляемое губернатором. Осуществляло административно‑полицейское управление, решало некоторые вопросы благосостояния. При создании рассматривалось Екатериной II как орган контроля над губернаторами. Однако губернаторы стремились подчинить членов правления себе. В 1865 г. в связи с образованием земств часть второстепенных административно‑хозяйственных дел изъята из ведения правлений. Оно потеряло права самостоятельного учреждения и превратилось в исполнительный орган при губернаторе. Состояло из общего присутствия и отделений: строительного, врачебного, межевого и распорядительного. К числу предметов ведения общего присутствия правления относились: а) содействие в исполнении законов; б) обнародование законов и Высочайших указов; в) дела по службе чиновников; г) разрешение пререканий о компетенции между уездными и городскими присутственными местами и лицами и др.

ПРАВО ЧЕЛОБИТЬЯ НА ИМЯ ЦАРЯ впервые было закреплено Судебником Великого князя Московского Ивана III (1497 г.), согласно которому разрешалось всем подданным без сословных различий обращаться с челобитными к властительным особам вплоть до великого князя. По решению Земского Собора 1549 г. дворяне и дети боярские получили право напрямую обращаться к суду самого царя, что нашло закрепление в Судебнике царя Ивана IV Грозного (1550 г.). Для рассмотрения челобитий на имя царя в 1549 г. было создано специальное судное учреждение – Челобитный приказ (упразднен в 1685 г.). Соборное Уложение 1649 г. установило запрет прямой подачи челобитий на имя царя и патриарха и предписывало рассматривать челобитья только в приказах, а при невозможности решить дело в приказе подавать жалобу на имя царя. Указы Петра I в 1714–1723 гг. формально отменили право челобитья на имя царя, что неоднократно подтверждалось указами последующих государей. Для рассмотрения челобитий и прошений на царское имя в разные исторические периоды создавались специальные государственные должности и учреждения: генерал‑рекетмейстер Сената (1722–1810 гг.), рекетмейстерская контора Сената (1722–1816 гг.), Комиссия прошений в составе Государственного Совета (1810–1835 гг.), Комиссия прошений при Его Императорском Величестве (1835–1884 гг.), Канцелярия по принятию прошений при императорской Главной квартире (1884–1895 гг.), Канцелярия по принятию прошений, на Высочайшее Имя приносимых (1895 – март 1917 гг.).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – в XVIII – начале XIX в.: 1) документ делопроизводства, посредством которого должностное лицо или учреждение связывалось с другим органом, не подчиненным ему непосредственно, для решения дела (например, обращения губернатора к губернским управлениям); 2) документы сношений равных между собой учреждений коллежского делопроизводства; 3) вежливое название предписания, которое не всегда является обязательным и дается месту, а не лицу. В современном понимании, изложенном в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59‑ФЗ, – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально‑экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

ПРИГОВОР БОЯРСКОЙ ДУМЫ ПО ЧЕЛОБИТНЫМ – решение, принимаемое Боярской Думой после обсуждения доклада приказного дьяка по чьему‑либо челобитью. Приговор был внутренним документом Боярской Думы, иначе говоря, протоколом, на основании которого создавались распорядительные документы, поступающие в московские приказы в виде «новоуказных статей» сначала к Судебнику 1550 г., затем к Соборному Уложению 1649 г. или в виде записей в указных книгах. Решение принималось единогласно, в случае разногласий передавалось на рассмотрение царя. Тексты приговоров Боярской Думы начинались со слов: «Царь, государь, великий князь указал», «по Государеву указу и боярскому приговору» или «Великий государь, сей доклад слушав, указал, и бояре приговорили» (с некоторыми изменениями эта форма начала текста царских указов просуществовала свыше ста лет – со второй половины XVI в. до конца XVII в.).

ПРИКАЗ – центральный орган управления в Московском царстве в XVI–XVII вв. В основном приказы имели судебные функции. Структурно подразделялись на столы и повытья. Во главе приказов стояли «начальные люди» (приказные судьи), назначаемые царем из думных чинов Боярской Думы (в некоторых приказах судей было по два и более; они назывались товарищами главного судьи). В ведении приказного судьи состояли дьяки – от трех до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие.

ПРИКАЗНАЯ ИЗБА – канцелярия уездного воеводы в XVI–XVII вв. В структуре приказных изб, как правило, имелись «денежный» и «судный» столы (повытья). Кроме того, в ряде воеводств Московского царства добавлялись повытья «ясачное», «хлебное», а иногда и «разрядное».

ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – система учреждений управления, сложившаяся в эпоху сословно‑представительной монархии в России в XVI–XVII вв. Возникла на основе исполнения боярами отдельных государственных функций по поручению (приказу) царя. Постепенно нерегулярные поручения приобрели постоянный характер, а для их исполнения вокруг боярина, ставшего должностным лицом, образовывался штат по

Date: 2015-07-24; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию