Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуждение культа личности Сталина





Главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытымдокладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культаличности И. В. Сталина. В нём была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны,с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. В докладе была также поднята проблема реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине.

Несмотря на условную закрытость, доклад был распространён по всем парт ячейкам страны,причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; обсуждениедоклада велось также в ячейках ВЛКСМ.

«Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦККПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и егопоследствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма .Решения съезда по транспорту.

На съезде было принято решение о начале массового внедрения на советских железныхдорогах тепловозной и электровозной видов тяги, а также о прекращении строительствапаровозов. Вместо них, указанные заводы перешли на выпуск тепловозов ТЭ3

 

63. Внешняя политика СССР в первое послесталинское десятилетие.

К середине 1950-х гг. на международной арене существовала достаточно напряженнаяобстановка. Продолжалась жесткая «холодная война». Шло создание военных блоков,направленных на сдерживание влияния «социалистического лагеря» (СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС).После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией,ФРГ и другими западными странами Западная Германия получила право восстанавливать своивооруженные силы и вступила в НАТО. Это нарушало баланс сил в Европе и затрагивалогеополитические интересы СССР. ФРГ отказывалась признать послевоенные границы сПольшей и Чехословакией. Перед лицом реальной военнойугрозы 14 мая 1955 г.социалистические страны (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР иЧехословакия) подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.На базе этого документа для проведения совместной оборонной политики социалистическихстран была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В ее рамках существовалообъединенное военное командование и велась координация внешнеполитической деятельности.Присутствие советских войск на территории Центральной и Юго-Восточной Европы получилоюридическое основание. Создание военно-политических блоков накаляло международнуюобстановку, способствовало усилению конфронтации. В США с начала 1950-х годовсуществовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаныпрервать всякие торговые отношения с социалистическими странами. В свою очередь социалистические страны максимально ограничили контакты с капиталистическим миром. Вся ихвнешнеторговая деятельность проходила в рамках СЭВ.

Либерализация внутренней жизни после 1953 г. приводит к серьезным изменениям и вмеждународной политике Советского государства. Обновленное советское руководство (в 1956г. получил отставку министр иностранных дел В.М. Молотов, а с февраля 1957 г. в течение 28лет этот пост занимал А.А. Громыко) руководство понимало, что «холодная война» с ее гонкой вооружений ведутмировое сообщество в тупик. Оно отказывается от нереалистичной и опасной сталинскойвнешней политики. Приостановке «холодной войны» способствовало успешное испытание вСССР в августе 1953 г. водородной бомбы. Оно создало временное военно-стратегическоепреимущество Советского Союза и заставило западные державы изменить политику вотношении его. Начинается поиск новых подходов к решению сложных международныхпроблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Среди важнейших задачсоветской дипломатии на международной арене: снижение военной угрозы, завершение«холодной войны», расширение международных связей и усиление влияния СССР в мире вцелом.

Положительные сдвиги на международной арене начались уже с 1953 г.

27 июня этого года было наконец подписано соглашение о прекращении огня в Корее. Успехомзакончилась Женевская конференция 1954 г., решения которой урегулировали ситуацию вИндокитае. Франция вывела свои войска и признала независимость Вьетнама, Лаоса иКамбоджи. 15 мая 1955 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали договор овосстановлении независимой и демократической Австрии, парламент которой принял решение опостоянном нейтралитете.

Путь к разрядке напряженности новое руководство СССР видит и в урегулировании двухсторонних связей со многими странами. В 1955 г. дипломатические отношения быливосстановлены с Австрией и Югославией. После визита в сентябре 1955 г. в Москву канцлера К.Аденауэра были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В октябре 1956 г. в результате переговоров нормализовались отношения с Японией. СССР отказался отрепарационных претензий и поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН. Однако мирногодоговора так и не было подписано из-за территориальных разногласий. К концу 1950-х годовСоветский Союз имел торговые и дипломатические отношения более чем с 70 странами мира. В1954 - 1964 гг. советские руководители посетили десятки столиц Европы, Азии и Америки.Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, Италии имногих других стран мира. Советским Союзом в это время была предложена новая формавнешнеполитической деятельности - публичная дипломатия.

Влияние СССР растет после вступления его в 1954 г. в ЮНЕСКО - организацию по вопросамобразования, науки и культуры при ООН - и в Международную организацию труда (МОТ). В 1958г. Советский Союз возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Импульс внешнеполитическому курсу Хрущева дал XX съезд КПСС в феврале 1956 г. На нембыла сформулирована новая внешнеполитическая доктрина Советского государства, в которойпровозглашался возврат к политике мирного сосуществования государств с различнымобщественным строем, возможность предотвращения войн в современную эпоху ипризнавались различные формы перехода стран к социализму. Провозглашенный курсотличался достаточной противоречивостью. С одной стороны, декларировались уважениесуверенитета и невмешательство во внутренние дела других стран, а с другой – подчеркиваласьнеобходимость оказания помощи как странам социалистического лагеря, так и мировомукоммунистическому и национально-освободительному движению, т.е. фактически речь шла овмешательстве во внутренние дела капиталистических и развивающихся стран. СССР неотказывался от противостояния с Западом. Мирное сосуществование понималось какспецифическая форма классовой борьбы. Доктрина имела ярко выраженную классовуюнаправленность. Она допускала использование различных способов воздействия на классовыхпротивников на международной арене от силового давления до мирных инициатив.

В качестве главного направления в деле обеспечения мира на планете Хрущев предложилсоздать систему коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также приступить кнемедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений,советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил. Сокращенияармии, проведенные в 1955 - 1960 гг., позволили уменьшить ее почти на 4 млн человек идовести численный состав советских войск до 2,5 млн. Значительные сокращения своих армийпровели также и другие страны социалистического лагеря. Наконец, в 1957 г. СССР внес в ООНпредложения о приостановке испытаний ядерного оружия и принятии обязательств об отказе отприменения атомного и водородного оружия, а также об одновременном сокращениивооруженных сил СССР, США и Китая до 2,5 млн, а затем до 1,5 млн человек. В 1958 г. Советское правительство в одностороннем порядке объявило мораторий на проведениеядерных испытаний и обратилось к парламентам всех стран поддержать эту инициативу. Однакоразорвать порочный круг гонки вооружений в 50-е гг. так и не удалось. Западные страныскептически относились к советским предложениям и выдвигали неприемлемые условия.Осенью 1959 г. Н.С. Хрущев первым из советских руководителей посетил США. Большойрезонанс в мире вызвало его выступление на Генеральной Ассамблее ООН по проблемевсеобщего разоружения. В своей знаменитой речи он предложил полностью ликвидироватьнациональные армии и флот и оставить у государств лишь полицейских силы. Эта инициативарезко повысила авторитет и престиж нашей страны на международной арене и способствовалаослаблению напряженности в советско-американских отношениях.

Однако советское руководство не было искренним в своем стремлении к миру. Видимо,правильнее считать, что оно старалось выиграть время в гонке вооружений. Мирныеинициативы Советского государства выдвигались на фоне значительных успехов советскихученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 г. в СССР былиуспешно проведены испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерногоудара. Одновременно началось не только крупномасштабное оснащение ракетнымвооружением ПВО, ВВС и сухопутных войск Советской Армии, но и создание нового видаВооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения (с 1962 г.). Помимо этого,ракетно-ядерное оружие получил и подводный флот ВМФ СССР. Давление на противника «спозиции силы» по-прежнему оставалось главным инструментом советской внешней политики.Как заявлял Хрущев, «другой политики не может быть, другого языка наши противники непонимают». Именно благодаря угрозе советского «ядерного возмездия» в 1956 г. Удалосьпредотвратить объединенную агрессию стран Запада против Египта в период Суэцкого кризиса.СССР значительно укрепил, а затем последовательно расширил сферу советского влияния встранах, освободившихся от колониальной зависимости как в Азии, так и в Африке.

Расширение многосторонних отношений с социалистическими странами являлось одним изприоритетных направлений внешней политики СССР. Новым в отношениях с социалистическимистранами стала десталинизация - разоблачение культа личности, отказ от теории и практикисталинизма. Из Москвы прозвучал призыв к лидерам этих стран осуществить демократизациюсвоей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал ростдемократического движения, объединявшего противников сталинской модели социализма.Ослабление цензуры и реабилитация политзаключенных усилили критику режимов и привели крадикализации населения. Летом 1956 г. в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, азатем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Лишь благодаря гибкой политике вновь пришедшего к власти Генерального секретаря Польскойобъединенной рабочей партии В. Гомулки удалось предотвратить широкомасштабное военное«умиротворение» Польши с помощью советских войск.

Под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре - октябре1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство во главе с ИмреНадем попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы, разорвать союзническиеотношения с СССР и другими странами народной демократии, добиться вступления в НАТО.Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и фактически оказалась вне закона.Был прекращен тотальный контроль над всеми сторонами жизни венгерского общества состороны карательных органов. По требованию правительства Надема части советских войск,расквартированные в Будапеште и других городах, были выведены из страны. Одновременнобыла открыта граница с Австрией. Апогеем венгерской «октябрьской революции» стали события23 октября 1956 г., когда собравшиеся на митинге в Будапеште вооруженные студенты ирабочие разрушили монумент Сталину. В ответ на эти действия советское руководство принялорешение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии (опираясь на формальноеобращение «временного рабоче-крестьянского правительства» Я.Кадара). В ночь на 4 ноябряБудапешт был оккупирован советскими войсками. Народное восстание было подавлено.Погибло около 2,5 тыс. повстанцев, десятки тысяч венгров были ранены, многие эмигрировалииз страны. Власть компартии и союзнические обязательства ВНР по отношению к СССР истранам ОВД были восстановлены.

После событий в Венгрии тенденция некоторой либерализации была прекращена, усилилсяидеологический нажим и более жестким стал контроль над политической обстановкой в странахсоциалистического лагеря. Единство в нем теперь держалось на войсках ОВД.

Вторая половина 1950-х годов ознаменована резким ухудшением отношений с КНР. С 1957 г. руководство Китая стало высказывать резкие критические замечания по поводу советскоймодели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культаличности. Mao Цзэдун открыто начал претендовать на роль второго лидера в социалистическоммире и мировом коммунистическом движении. Китай уже больше не хотел мириться с ролью«младшего брата» в семье социалистических народов. Попытки Москвы сгладитьсоветско-китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочихпартий в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив советское руководство в отходе от принциповмарксизма-ленинизма и в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений сСССР: В 1960 г. Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР иМонголии. Одновременно возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Албанией, котораяподдержала политику Мао на международной арене. В 1961 г. Албания отказалась предоставитьСССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в еепортах. В 1962 г. советско-албанские отношения были фактически разорваны, а в 1968 г. Албания вышла из ОВД. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайскойгранице. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958г. добилась вывода советских войск со своей территории. В значительной степениориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи. Таким образом, в годы «оттепели»начинается нарушение единства стран социализма.

Конец 1950 - начало 1960-х годов стал временем крушения колониальной системы. Укреплениюсвязей со странами «третьего мира» («развивающимися» странами) СССР уделял большоевнимание по двум причинам. Во-первых, привлечением освободившихся стран на свою сторонуон пытался удержать баланс сил на мировой арене. Как только ослабевала помощь СоветскогоСоюза, в них автоматически росло влияние США. Во-вторых, ХХ съезд КПСС причислилнационально-освободительное движение, наряду с коммунистическим и рабочим движениями, ксоставным частям мирового революционного процесса. Поэтому расширение сотрудничества сэтими странами рассматривалось как форма борьбы с мировым империализмом.«Развивающиеся» страны получали от СССР серьезную дипломатическую поддержку, но самоеглавное, огромную финансовую помощь. Особенно тесные контакты сложились с Индией,Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Им оказывалась помощь в строительствепромышленных предприятий и других объектов. С помощью советских специалистов в Индиибыл возведен Пхилайский металлургический комбинат, а в Египте Асуанская плотина. Всего жеза это время при финансовой и технической поддержке СССР было построено в разных странахмира около 6 тыс. промышленных объектов.

Важнейшей проблемой международной обстановки в Европе этого периода являлосьурегулирование германского вопроса, который теперь заключался в определении статуса Западного Берлина. Согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г., столицаГермании, как и вся территория страны, была разделена на оккупационные зоны. Советскаязона в 1949 г. превратилась в ГДР, а Берлин стал столицей социалистической Германии.Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г.советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статусаЗападного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом.Целью являлась ликвидация «форпоста империализма на социалистической немецкой земле».Принципиальное решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено (в соответствиис договоренностями между Хрущевым и Эйзенхауэром) на май 1960 г., когда должна быласостояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и несостоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбитамериканский самолет -разведчик У-2 (пилот Ф.Пауэрс был задержан на месте приземления и дал показания,обличавшие его как шпиона).

Отношения Восток - Запад резко обострились. Между темберлинский кризис углублялся. Западный сектор города быстро восстановился с помощьюинвестиций из США (план Маршалла). Уровень жизни в здесь был несравненно выше, чем ввосточном секторе. Весной - летом 1961 г. значительная часть населения, в основном молодежьи студенчество в крупных городах, открыто выступила за изменение политического строя. Всвязи с этим после предварительного согласования с Москвой по инициативе руководителя ГДРВ.Ульбрихта вокруг Западного Берлина в ночь на 13 августа 1961 г. была возведена стена избетона и колючей проволоки. Эта мера позволила предотвратить «голосование ногами» противсоциалистического строя. Берлинский кризис отрицательно сказался на развитиимеждународных отношений в Европе. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядкеотказался от соглашения с США о моратории на ядерные испытания в атмосфере и провелсерию ядерных взрывов.Противостояние Восток - Запад вскоре поставило человечество на грань мировой войны, когда воктябре 1962 г. разразился Карибский кризис. Причина его заключалась в том, что США, пытаясьсвергнуть режим Кастро, в апреле 1961 г. организовали высадку десанта в районе Плайя-Хирон. Для защиты от американской экспансии Ф.Кастро весной 1962 г. добился от СоветскогоСоюза размещения на Кубе ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками.Поскольку Куба провозгласила себя социалистической страной, Хрущев считал своим долгомзащитить «остров свободы». Соблазняла также возможность разместить военную базу внепосредственной близости от США. С весны 1962 г. СССР начал тайно осуществлятьпереброску ракет. В октябре 1962 г. это стало известно американцам. Президент Д. Кеннедиобъявил военно-морскую блокаду Кубы и потребовал немедленного вывоза советских ракет сострова. В полную боевую готовность были приведены не только войска США и СССР, но иНАТО и ОВД. Политические амбиции лидеров поставили мир на порог ядерной катастрофы. Новсе же спасительный компромисс был найден. В ходе интенсивных переговоров по прямомупроводу между Н.С. Хрущевым и Д. Кеннеди стороны договорились, что СССР уберет ракеты сКубы, а США - из Турции и Италии. Кроме того, Кеннеди гарантировал безопасность режима Кастро. При разрешении Карибского кризиса возникла новая эффективная формамежгосударственных отношений - личные контакты глав государств. Они позволили добитьсянекоторого смягчения международной напряженности. Однако убийство Д. Кеннеди в ноябре1963 г. и отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. прекратили этот процесс. С середины 1960-хгодов начинается новый виток гонки вооружений.

Эмоции, пережитые в дни Карибского кризиса, со всей очевидностью показали мирунеобходимость договора об ограничении ядерного оружия. В 1963 г. в Москве состоялосьподписание договора между СССР, США, Англией о запрещении испытаний ядерного оружия ватмосфере, в космическом пространстве и под водой. Вскоре к этому договору присоединилосьболее ста государств.

В период «оттепели» СССР удалось добиться снижения накала «холодной войны» и упрочитьсвое положение одной из мировых держав

 

64. СССР в период стабильного развития (65 – начало 80х)

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство странывозглавлял Л.И.Брежнев, называютвременем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, онозакончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни,застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский (1964г.) пленум ЦК КПСС.

На Октябрьском (1964г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Брежнев, председателем Совета Министров СССРКосыгин.

Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальнойэкономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной,командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавилКосыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС этареформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии.

Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям:

1) перемены в структуре управления народным хозяйством - ликвидироватьтерриториальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевойпринцип управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные исоюзно-республиканские министерства.

2) коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система быласориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовойпродукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию.

3) совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшениесистемы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.

В русле этих направлений предусматривалось:

1. оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованнойпродукции, полученной прибыли по выполнению заданий;

2. поставить оплату трудав зависимость не только от результатов ихиндивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;

3. положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать прямые связи междупредприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить рольхозяйственных договоров.

Date: 2015-07-22; view: 914; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию