Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правила логического вывода и доказательстваЭти составляющие теории обусловливают построение концептуальной модели си
48. Каково понимание построения концептуальной модели социологического исследования и способов конструирования её понятий? Построение концептуальной модели с.и. - процесс отбора и определения тех понятий, которые необходимы для характеристики свойств объекта и предмета, подлежащих исследованию в соответствии с его целью и задачами.(определить родовые, видовые признаки). Выражают наибольший уровень обобщения исследуемого явления. Простое концептуальное понятие определяет видовые признаки одного явления, выступающего в качестве объекта или предмета. Чтобы его определить, надо: 1) задать родовые признаки и 2) ЗАДАТЬ ВИДОВЫЕ ПРИЗНАКИ. Сложное концепт понятие определяет видовые признаки нескольких явлений одновременно, выступающих в качестве объекта и предмета. Конструирование представляет собой соединение нескольких определений простых понятий в одно понятие. При отсутствии соц теории: Использовать определения понятий, сформулированных в рамках несоциолог теорий. Использовать определение значений слова, выступающего в качестве названия понятия, существующего в толковом словаре.
49. Каковы требования к определению концептуальных понятий? · 1) определение концептуального понятия не должно строиться с использованием самого себя · 2)определение концептуального понятия не должно строиться через родовое понятие более высокого уровня, чем то общее понятие, в которое входит само определяемое понятие. · 3)опр. концептуального понятия не должно строиться через неопределяемое родовое понятие
50. Каковы понимание исходных понятий для построения концептуальной модели социологического исследования и её сущностного определения? Каково назначение сущностного определения? Исходные понятия концептуальной модели с.и. – это те понятия, посредством которых происходит выделение исследуемых явлений – объекта и предмета – из класса однородных явлений социальной действительности. Сущностное определение исходного понятия – это выделение такого(таких) видового свойства явления, обозначаемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особый вид явления и которое отделяет его от других явлений данного рода, им не обладающих. Задача сущностного определения – обозначить социальную границу исследуемого явления, т.е. посредством выделения сущностного видового свойства отделить исследуемое явление от других явлений данного рода.
51. Каковы подход к содержательному определению исходных понятий для построения концептуальной модели социологического исследования и назначение этого определения? Содержательное определение исходного понятия – выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия. Раскрытие частных сущностных видовых свойств исследуемых явлений необходимо для того, чтобы 1)получить целостное представление о содержательных свойствах исследуемого явления;2)уточнить те стороны исследуемых явлений, которые могут быть включены в данное исследование.
52. Как определяются параметры концептуальной модели социологического исследования и каковы принципы выбора выбор этих параметров? В результате построения структуры содержательных свойств исследуемых явлений, и анализа характера их взаимосвязи происходит выделение тех свойств, которые включаются в концептуальную модель исследования - параметров концептуальной модели с.и. Приципы для построения концепт. модели с.и.: 1)допустимой сложности; 2)допустимой длительности; 3)допустимых финансовых затрат; 4)новизны исследования; 5)наименьшей взаимообусловленности
53. Каково понимание понятий с различным уровнем обобщения? Уровень обобщения определяется объемом понятия. Объемом понятия называется класс обобщаемых в понятии предметов. В формальной логике различают понятия с пустым объемом, единичные понятия и общие понятия.
54. Каковы понимание операционализаций концептуальных понятий, её процедуры и способов её осуществления? Операциональное определение – определение относительно абстрактных теоретических понятий через конкретные термины, которые обозначают то, что поддается наблюдению. Под процедурой операционализации – поиск частных проявлений содержания концептуального понятия, поддающихся наблюдению. Способы её осуществления: 1)в рамках теорий, используемых в качестве основ с.и., или в рамках смежных теорий 2)в рамках статистических наблюдений 3)в аналитических отсчетах по результатам социологических и других исследований. 4)в публицистической, худож. и мемуарной лит-ре, толковых словарях русского языка. 5)из собственных наблюдений и обобщений.
55. Каково понимание переменной социологического исследования и её роли? Переменая с.и. – операциональное свойство предмета или объекта исследования, поддающееся наблюдению и принимающее два и более значений. Переменная с.и. позволяет: 1)раскрыть множество его наблюдаемых состояний; 2)установить наличие или отсутствие зависимости между его состоянием и состоянием других явлений.
56. Каковы требования к операциональным понятиям как к переменным и каково понимание модели переменных социологического исследования? Требования: 1. должны иметь необходимый диапазон изменений 2. в принципе поддаваться наблюдению.
Модель переменных социологического исследования - это понятийная модель, которая представляет совокупность тех понятий операциональной модели, которые принимают два и более значений, имеют эмпирически наблюдаемые различия и включены в данное исследование.
57. Каковы понимание сетки переменных и её разновидностей? Сетка переменных - система таких переменных, которые на эмпирическом уровне характеризуют свойства объекта и предмета в рамках исследования и позволяет установить закономерные связи между состояниями этих свойств. Линейная сетка переменных- это сетка переменных, которые характеризуют отдельные свойства исследуемого явления. Многолинейная сетка- это сетка переменных, которые характеризуют два или более свойства исследуемого явления. Многомерная сетка - это сетка переменных, которые характеризуют причинную связь двух и более свойств одного или нескольких исследуемых явлений. Двухмерная сетка - выражает непосредственную причинную связь между двумя свойствами одного или нескольких исследуемых явлений в каждом отдельном случае. Трехмерная сетка - выражает непосредственную причинную связь между тремя свойствами одного или нескольких исследуемых явлений, каждое из которых связано друг с другом непосредственной причинной связью.
58. Каковы разновидности переменных в зависимости от способов их измерения?
Явные переменные – это такой вид переменной, состояние которой можно оценить по непосредственно наблюдаемым признакам. Скрытая (латентная) переменная – вид переменной, состояние которой нельзя оценить непосредственно по наблюдаемым признакам.
59. Какие характеристики индивида относятся к явным переменным, их содержание?
Явные переменные – это такой вид переменной, состояние которой можно оценить по непосредственно наблюдаемым признакам. Социально-демографическое положение индивида: пол, возраст, семейное положение. Точность оценки возрастной принадлежности индивида не столь высока по сравнению с половой принадлежностью. Социально-трудовое положение индивида: профессия, должность, квалификация. Социально-политическое и социально-общественное положение индивида: членство в партии и в общественной организации, партийная и общественная должность Социально-материальное положение индивида: предпринимательский доход, заработная плата, доход семьи, банковские вклады, ценные бумаги, недвижимое и движимое имущество. Социально-образовательное положение индивида: вид, уровень образования, профиль учебного заведения, специальность.
|