Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды теорииСтр 1 из 3Следующая ⇒ Вопросы для Зачета по общему курсу «Методология и методика социологического исследования» - I семестр 2012/2013 уч. года
Исследовательская парадигма – это общая мировоззренческая конструкция, которая задает нормативный способ исследовании реальности, принятый в качестве образца решения исследовательской задачи. Позитивизм, неопозитивизм, номинализм, интерпретативизм
Позитивистский подход состоит в использовании исходных понятий, являющихся обобщением частных явлений. В рамках этого подхода объяснения в социологическом исследовании должно быть формализовано в виде дедуктивной модели. Позитивизм трактует социальный мир как ряд переменных, связанных причинными законами, казуальными связями и некоторыми отношениями, имеющими более слабую форму причинности, где переменная есть измеренное понятие.
Неопозитивизм – отказ от крайностей формально-логического подхода при исследовании социальной реальности, признание её существенных отличий от природной реальности. К таким фундаментальным отличиям относится свобода воли действующего субъекта. Причинные законы социальной реальности носят не детерминистский, как в природном мире, а вероятностный характер. При неопозитивистском подходе исследователь описывает социальную реальность в рамках выбранной теоретической модели исследования, «смотрит» на нее сквозь структуру тех понятий, которые составляют содержание данной модели. Логическая схема гипотетико-дедуктивной модели социологического исследования. Этапы:
В рамках номиналистического подхода обобщающие понятия не имеет никакого бытийного содержания, как в объективной действительности, так и в уме познающего субъекта и сводится только к словам. Номинализм опирается на реальность существования единичных предметов, как исходных объектов научного познания.
Номиналистский принцип познания воплощается в индуктивно-эмпирической модели социологического исследования:
Интерпретативистская парадигма реализует прямое постижение социальной реальности, в противоположность выводному знанию и объяснению, характерному для неопозитивистской и номиналистской парадигм. Данная парадигма воплощается в «понимающей» модели исследования (Логич. Схема: Процесс понимания: Познающий субъект -> <- Познаваемый объект Взаимное переживание смысла существования)
В отличие от парадигмы, теория – это последовательная система взаимосвязанных утверждений, направленная на объяснение определенных сторон исследуемой реальности. Исследовательская парадигма находит свое конкретное воплощение в теоретическом наполнении. Неопозитивизм – Структурный функционализм Номинализм – Бихевиоризм, Теория Социального обмена Интерпретативизм – Этнометодология
Сциентизм, или количественная методология построена на принципах математической статистики, гуманистическая, или качественная перспектива, пытается воплотить принципы человекоцентричного понимания бытия.
Универсализм – это требование рассматривать явления природы как одинаковые повсюду и понимать истинность утверждений как не зависящую от утверждающего. В соответствии с принципов универсализма значение имеет не личный опыт распознавания и предвидения, имеющийся у исследователя, а безличная процедура распознавания общезначимых заключений, которые могут быть воспроизведены при соблюдении заданных условий.
Организованный скептицизм – это требование систематического опровержения установленных обобщений, поиск таких фактов, которые им противоречат. Научное утверждение считается истинным до тех пора, пока не появились доказанные факты, противоречащие данному утверждению. Появление таких фактов побуждает формулировать ученых новые обобщающие утверждения, которым не противоречат как имевшиеся ранее, так и вновь полученные факты. Таким образом, наука развивается посредством опровержения своих собственных истин, однако этот процесс совершается в рамках определенной системы норм познания, регламентирующих научный вывод.
Выполнения требований одного из них невозможно, если не выполняется требование другого принципа. Принцип организованного скептицизма можно реализовать в научной практике только в том случае, если научному сообществу известна последовательность процедур исследования, посредством которых получены доказательства общезначимости утверждения, т.е. признаны требования принципа универсализма. Тогда любой ученый имеет возможность воспроизвести эту процедуру и получить новые факты, которые подтверждают или опровергают данное утверждение. В свою очередь выполнение принципа универсализма, т.е. доказательство тождественности явлений природы и независимости истинности утверждений от утверждающего, достоверно только тогда, когда реализуется принцип организованного скептицизма – научное сообщество постоянно находится в процессе постоянного поиска фактов, способных опровергнуть данное утверждение. Отсутствие таких фактов служит доказательством универсальности общезначимого утверждения.
Программа социологического исследования – это совокупность действий по теоретическому обоснованию и методическому обеспечению получения и обобщения эмпирических данных об исследуемом социальном явлении. Функции: · теоретическая, · методическая, · налитическая.
ЧТО НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть 1.Введение, или Замысел социологического исследования НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть 2.Теоретическое построение социологического исследования. ЧТО НАДО ДЕЛАТЬТ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть3. Методическое построение социологического исследования ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЛУЧЕННЫМИ ДАННЫМИ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть4. Аналитическое построение социологического исследования.
Соц. проблема – несоответствие между желаемым и действительным состоянием соц. отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью и обществом, соц. действий и массового поведения, препятствующее развитию общества. Выявить соц. Проблему - значит определить то, что лежит в ее основе, ее создает, выявить причину существующего несоответствия между действительным и желаемым состоянием социальных отношений. Выявление социальной проблемы – значит раскрыть социальное противоречие (наличие у индивидов, социальных групп, общества в целом, находящихся во внутреннем единстве и обусловливающих существование друг друга, недостаточного и неравного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей при существовании противоположных интересов), заключенное в рамках исследуемого явления. Выявление социальной проблемы - установление несоответствия реального и желаемого состояния взаимодействия индивидов, групп и общества посредством анализа направленности их взаимообусловленных интересов.
В основе формирования соц. проблемы лежит социальное противоречие. Это наличие недостаточного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей или противоположных, взаимоисключающих интересов у индивида, соц. групп, общностей и общества в целом, находящихся во внутреннем единстве и обуславливающих существование друг друга.
Сложность процесса выявления социальной проблемы различается в зависимости от степени осознания наличия данной проблемы в обществе. Осознание соц. проблемы: 1) соц. проблема может совсем не осознаваться обществом (противоречия слабые, неочевидные) Задача социолога - выявить проблему до того, как она стала острой. 2) соц. проблема, будучи осознанной, не всегда становится предметом исследования, т.к. нужна заинтересованность общества в ее решении. Задача социолога - выявить значимую проблему и показать ее значимость.
Критерии выделения социальной проблемы: · Массовый характер проблемы (социальная или психологическая проблема)- проблема явл. Социальной поскольку она затрагивает жизнедеятельность групп людей или общества в целом. · Отклонение от социального фона (степень расхождения с естественными средними отклонениями – социальным фоном). · Степень влияния на жизнедеятельность общества (серьезность препятствий для развития общества или социальной группы).
Социальная ситуация, порождающая определенную проблему в жизнедеятельности общества, называется проблемной социальной ситуацией. В социологическом исследовании она рассматривается по отношению к конкретной проблеме. Проблемная социальная ситуация - существующая в определенных условиях система отношений в обществе, создающая противоречивость интересов и взаимодействий индивидов и социальных групп и порождающих конкретную проблему их жизнедеятельности. Любая проблема рассматривается в рамках проблемной социальной ситуации. Она должна обязательно быть представлена в рамках проблемной социальной ситуации.
Чем на большее число сфер жизнедеятельности людей, отношений между ними отрицательно воздействует социальная проблема, тем выше значимость, тем сильнее ее отрицательное воздействие на развитие об-ва. Определяем значимость с точки зрения степени влияния на жизнедеятельность об-ва.
Научная значимость – степень присутствия знания о данной проблеме (в неполной мере, устарело, существует частично). При выявлении научной значимости социальной проблемы необходимо показать наличие потребности в знании, требующемся для ее решения, при отсутствии такого знания. Научная значимость социальной проблемы обусловлена ее общественной значимостью. Однако не всякая социальная проблема является научной проблемой, т. е. требует исследования. в первую очередь надо определить то, что необходимо знать для решения социальной проблемы, и определить то знание, которое отсутствует. Наличие потребности в таком знании при его отсутствии определяет научную значимость социальной проблемы.
Критерии научной состоятельности социологической проблемы: - наличие теории или теоретической идеи, которая применима для исследования проблемы. - научная доказанность теории или теоретической идеи.
Разработанность проблемы исследования - масштаб и глубина существующего научного знания по поводу состояния исследуемого явления и факторов его формирования.
В процессе обоснования соц. проблемы раскрываются: а)выявление наиболее значимых социальных характеристик, характер отклонения от желаемого состояния, б)выявляется наличие теоретических подходов к его описанию и объяснению, в)определяются теоретические подходы. Обоснование соц. проблемы исследования- это выявление наиболее значимых социальных характеристик исследуемого явления, отклонение которых от желаемого состояния наиболее сильное и причины которых наименее изучены.
Теоретический объект - конкретная область социальной действительности, имеющая характер целостного явления и включенная в процесс познания. В одном исследовании все их не охватить, поэтому надо выбрать то явление, которое будет изучаться в данном исследовании, это и будет теоретич. объект.
Предмет с.и. -существенные свойства теоретического объекта, обусловливающие возникновение в его рамках соц. проблемы. Обоснование предмета с.и. - это выделение того свойства теоретического объекта соц. исследования, которое в наибольшей степени определяет существование в его рамках соц. проблемы, или того фактора, воздействие которого влияет на ее возникновение.
Исследовательский вопрос - вопросительное предложение, выражающее недостаток знания о том, как предмет исследования влияет на объект исследования, и требующее для получения ответа проведения с.и. Это сформулированное на основе соц. проблемы общетеоретическое предположение о том, что между предметом и объектом исследования может существовать определенное отношение. На его основе формулируется тема исследования.
Структура темы с.и. (предмет исследования, отношение между предметом и объектом, объект исследования, пробл. Ситуация) Тема социологического исследования - это формулировка отношений между теоретическим объектом исследования, в рамках которого присутствует в явном или неявном виде социальная проблема в определенной проблемной ситуации, и предметом исследования посредством названия социологической проблемы. Тема - формулировка отношений между предметом и объектом. Формулировка темы социологического исследования – объект социологического исследования, социальная проблема, проблемная ситуация, предмет исследования, социологическая проблема, исследовательский вопрос, формулировка темы социологического описательно-объяснительного исследования. Структура темы исследования позволяет признать тему: 1. Социально значимой 2. Научно значимой 3. Соотнесенной с более или менее отчетливо определенной областью знания 4. С конкретной социальной действительностью.
Цель с.и. - сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования. Содержание цели определяется темой исследования. Формулировка цели социологического исследования представляет собой содержательную конкретизацию его темы. Критерии формулировки цели исследования: Содержание цели исследования представляет собой формулировку результата исследования в виде предполагаемого знания, а не процесса исследования. Содержание цели исследования непосредственно определяется темой исследования через конкретизацию свойств предмета исследования, влияющих на состояние объекта исследования; через конкретизацию свойств объекта исследования, состояние которых зависит от состояния предмета исследования.
Типичные ошибки - · Цель формируется в том же виде, что и тема, без конкретизации составляющих предмета и объекта исследования (отсутствует указание на те содержательные свойства предмета и объекта, которые будут анализироваться в данном исследовании) · Цель формулируется в виде процесса исследования, а не его результата. · В содержании цели исследования присутствуют явления, которые не имеют отношения к содержанию объекта и предмета исследования, присутствующих в теме исследования.
Задачи с.и. - сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используется теоретико-методологические, методические, аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования.
Виды задач: Аналитические - названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений.
Совокупность задач исследования - это ряд частных результатов (подцелей), которые составляют главный результат- цель социологического исследования. Из этого можно сделать вывод об основных ошибках, допускаемых при формулировке задач исследования: в формулировках задач могут присутствовать явления, не имеющие отношения к содержанию объекта и предмета исследования, присутствующих в теме исследования. Полное сращивание задач и цели - ошибка, т.к. задачи это средства для достижения цели. Формулировка абстрактных исследовательских вопросов для постановки задач исследования – ошибка, т. к. необходимо формулировать частные исследовательские вопросы для определения способов достижения цели исследования.
Цель с.и. - сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования. Формулировка цели социологического исследования представляет собой содержательную конкретизацию его темы. Задачи с.и. - сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используется теоретико-методологические, методические, аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования.
Пример цели и задач можно взять из своего исследования.
Теоретические основы с.и. - названия тех конкретных теорий, которые будут использованы при теоретическом описании и объяснении состояния объекта и предмета исследования. Теоретические основы исследования определяются в ходе анализа социальной природы проблемы и ее научной разработанности. Критерии выбора: · соответствие теории природе исследуемого явления – это то, насколько используемые в рамках данной теории понятия и закономерности отвечают внутренним особенностям исследуемого явления, способны необходимым образом описать и объяснить его существование · Описательно-объяснительный охват теории– это количество сторон явления, которые она может описать и объяснить, используя «свои» понятия и закономерности. · Объяснительная сила теории – это количество выдвинутых ею гипотез, нашедших эмпирическое подтверждение. · Объяснительная глубина теории – это способность теории описывать и объяснять характер связи между различными явлениями и механизмы их возникновения. · Конкретность теории – это степень направленности понятийного аппарата на описание и объяснение непосредственно исследуемого явления.
Виды теории · общие теории способны охватить своим описанием и объяснением самую широкую совокупность явлений социальной действительности и оперирует понятиями самого абстрактного уровня(Парсонса) · отраслевые(семьи) охватывают своим описанием сферы общественной жизни или социальные институты, общности, группы. · специальные или теории среднего уровня(малых групп) могут объяснить только отдельные социальные процессы, формы взаимосвязей или другие социальные феномены.
Логика выбора основы с.и. 1. поиск частых теорий, которые могут объяснить данное исследуемое явление 2. поиск отраслевых теорий, охватывающих своим описанием и объяснением широкий круг явлений в рамках отдельных сфер общественной жизни. 3. поиск общих теорий, которые охватывают своим описанием и объяснением самую широкую совокупность явлений социальной действительности. 4. Продолжение поиска теоретических основ исследования среди эмпирических понятий, фактов, гипотез, относящихся к исследуемым явлениям, которые предшествуют теории, но также являются формами научного знания и присутствуют в научной литературе
Эмпирические основы исследования - источники, методы получения и обобщения эмпирических данных, посредством которых обеспечивается достижение цели и задач исследования.
Источники получения эмп. данных: эмп. данные -форма знаний, которые получаются через оценку доступного для наблюдения состояния соц. явления. Источник получения основных эмпирических данных – проводимое социологическое исследование Источник получения вспомогательных эмпирических данных – результаты уже проведенных социологических, социально – психологических и других исследований, а также данные статистических обследований, которые опубликованы в монографиях, научных статьях и статистических сборниках.
Первичные данные -результаты измерения, характеризующие состояние отдельных единиц исследования, которые получены в ходе проведения полевого исследования. Появляются после проведения полевого исследования и фиксируются в анкетах, бланках интервью и тд. Нельзя непосредственно использовать для достижения цели и решения задач исследования. Вспомогательные - получение которых осуществляется применительно к другим по отношению к проводимому исследованию целям и задачам, но которые м.б использованы для достижения цели и задач проводимого исследования.
Эмпирический объект -это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования – общностей, организаций. Для проведения чувственного опыта необходимо определить явления, существующие в соц действительности, которые поддаются чувственному познанию и которые будут представлять цель данного исследования на эмпирическом уровне.
Содержательные свойства явлений, рассматривая с теоретических позиций – как явления и свойства,рассматриваемые вообще, как идеальная модель. Однако си предполагает эмпирическую оценку явлений, те оценку на основе чувственного опыта.
Метод сбора первичных данных - совокупность способов измерения, позволяющих зафиксировать состояние единиц исследования. Выбор зависит от того, каким должны быть представительность и точность измерения данных, какова доступность индивидов, выступающих в качестве эмпирич объекта.
Метод обработки и обобщения первичных данных - совокупность математических методов преобразования первичных эмпирических данных во вторичные и способов их представления в обобщенном виде. Для достижения цели и решения задач необходимо обобщение первич
Метод анализа и обобщения вторичных данных - совокупность математических методов преобразования вторичных эмпирических данных, позволяющих провести оценку состояния исследуемого явления, его свойств, взаимосвязей. В процессе анализа вторичных эмпирических данных необходимо определить значение всех тех показателей, содержание которых позволяет оценить состояние исследуемых свойств явления и их взаимосвязей. Может происходить обобщение вторич эмпирич данных, чтобы сократить их количество и повысить информативность показателей.
Научная новизна - содержательные характеристики не исследовавшейся ранее проблемы, или не использовавшихся ранее теоретических подходов к исследованию проблемы, или характеристика результатов, полученных в новый временной период или в условиях другой проблемной ситуации. 1) методологическая новизна, если используется теоретический подход, отличающийся от используемых ранее. 2) теоретико-методическая новизна, если используются методическая стратегия и методы,отличающиеся от использовавшихся ранее. 3) содержательная новизна, если результаты получены в другой временной период и в условиях другой проблемной ситуации.
Практическая значимость темы - содержательная характеристика той стороны исследуемой проблемы, практическое решение которой могут обеспечить результаты проводимого с.и. (разновидности не нашла)
Концепция с.и. - это система теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения. Роль: позволяет выступать в качестве основополагающей идеи и объединять в логически связанную последовательность действий теоретич, методич, аналитич и содержат процедуры исследования.
Выбор концепции - рассмотрение, отбрасывание и принятие теории(ий),определяющей способ понимания и объяснения теоретического объекта и предмета исследования. Логика выбора: 1)насколько теория соответствует природе исследуемого явления и типу проблемы 2)определить описательно-объяснительный охват данной теории 3)выявить объяснительную силу теории 4) определить объяснительную глубину теории 5)определить конкретность рассматриваемой теории 6) определить насколько эмпирически разработана теория
47. Каковы понимание концептуальной модели социологического исследования и её составляющих? Концептуальная модель с.и. - система взаимосвязанных понятий(понятийная сетка),характеризующая состояние теор. объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы Составляющие. 1. Исходная теоретич основа – совокупность выведенных в теории понятий и утверждений с их доказательствами и логический аппарат
|