Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
детей, указывается инвентарь и оборудование, организацию детей, ход и методические ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 приемы (методику проведения).
Предварительно ставит в известность родителей, обговаривает особенности одежды детей (удобная по сезону и погоде).
определяются специалисты и количество взрослых, которые пойдут вместе с детьми (эколог, воспитатель группы, медсестра, родители, инструктор по физвоспитанию и др). Непосредственно перед экскурсией воспитатель указывает дату, время и место проведения в специальном журнале ДОУ
Общие требования к организации наблюдения природоведческого содержания (с учетом требований современной Программы могут быть изменения): - пространственная организация наблюдения; - временной параметр: I младшая группа – до 15 минут; II младшая группа - 15 минут; Средняя группа - 15-20 минут; Старшая группа- 20-25 минут Подготовительная к школе группа- 25-30 минут. Начиная с I младшей группы, проводится занятие по разделу «Программы…» (под ред. М.А. Васильевой) «Ребенок и окружающий мир», в старшей группе выделятся самостоятельное занятие «Природное окружение. Экологическое воспитание», а в подготовительной к школе группе проводится занятие по ознакомлению с окружающим. - учет дидактических принципов обучения; - четкая структура экскурсии и соблюдение методики проведения; - знание и учетбиологических особенностей объектов, принцип «не навреди!»; - развитие речевой, двигательной, умственной и познавательной активности детей (разнообразие методов и приемов обучения); - сформированность целостного представления об объектах, закрепление полученных представлений в других видах и формах деятельности детей.
Специфические требования к организации и проведению наблюдения за объектами природы: 1. Определяя место наблюдения, необходимо найти типичную для животного среду обитания или создать комфортную. 2. Наблюдение не должно причинить вреда живым объектам (привести к гибели, смене места обитания, разрушению жилища). 3. Необходимо учитывать биологические особенности конкретного представителя животного мира (размер, особенности передвижения, невозможность общения – через индивидуальное, групповое, фронтальное наблюдение). 4. В процессе наблюдения необходимо ориентироваться на характер проявлений живого объекта в данное время. Поэтому намечается лишь схема наблюдения, и ход зависит от умения гибко строить наблюдение, мобильно реагировать на особенности поведения объекта, наблюдательности педагога.
Методика проведения экскурсии
Природоведческая экскурсия включает: вводную беседу, коллективное наблюдение (рассматривание), индивидуальное самостоятельное наблюдение, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.
1) Вводная беседа – задача – собрать детей и сконцентрировать их внимание; принятие детьми познавательной задачи, дать время осмотреться. Основные приемы – художественное слово, вопросы и др. 2) Коллективное наблюдение (рассматривание) - задача – обеспечить получение детьми сенсорной информации, реализацию задуманного содержания, используя разнообразные методы и приемы. Выявление свойств, качеств, признаков, особенностей поведения, образа жизни, состояния объектов природы; установление необходимых причинно-следственных связей. Педагог использует: вопросы к детям, похвалу, художественное слово, обследовательские действия, вопросы задания, проблемные ситуации, поисковую деятельность, прием сравнения, двигательную активность детей. Педагог приучает детей рассматривать объект (внешний вид) планомерно (по порядку) Не допустимо: длительные пояснения, рассказы, отвлекать детей посторонним содержанием. Основное содержание экскурсии составляет коллективное наблюдение. 3) Игра природоведческого содержания (дидактическая, подвижная и т.п.): «С какой ветки детки», «Узнай по запаху (описанию)» и др. Индивидуальное самостоятельное наблюдение – задача – обеспечить самостоятельно пополнение, уточнение, закрепление информации о природных объектах, переключение на другой вид деятельности, непосредственное общение с природой. 4) Сбор природоведческого материала - задача – обеспечить самостоятельно пополнение, уточнение, закрепление информации о природных объектах, переключение на другой вид деятельности, непосредственное общение с природой; собрать материал для дальнейшей работы в д/с (поделки: аппликации, гирлянды и т.п.) и «прощание» с живыми объектами, обратный путь Окончание должно быть эмоционально-положительным. Можно использовать чтение стихов, загадки, пение песен и др. 5) Итог подводится в группе или на участке ДОУ (в соответствии с возрастными особенностями детей) задача – обобщить полученные знания детей, подвести итог экскурсии. 6) Работа после экскурсии включает: - размещение собранного природного материала и последующую работу с ним (наблюдения, рассматривание, создание поделок); - проведение занятий по содержанию экскурсии (беседы, с использованием раздаточного материала)
Требования к объектам природы. Объекты должны быть: - интересными; - доступными для восприятия; - активными (лучше перед наблюдением животное не кормить, учитывая биологические особенности); - средней величины (не большим, не маленьким); - неагрессивным (не причинять вреда детям).
Своеобразие экскурсий на сельскохозяйственные объекты - дети наблюдают за трудом людей (воздействие человека на природу). Экскурсия на сельскохозяйственные объекты в целом включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу со взрослым, работающем на данном объекте, посильное участие детей в труде. Подготовка включает: - предварительное ознакомление с объектом, определение времени; - предварительную беседу с работающем на объекте и определение его роли в экскурсии; - определение вида и объема труда детей.
Структура написания конспекта экскурсии на природу (традиционные требования)
Конспект экскурсии на природу (занятия по ознакомлению с окружающим и экологическому воспитанию детей) в (средней, старшей и др.) группе ДОУ № … студентки группы 704-3 Ивановой Марии Ивановны (Воспитатель: Петрова Ольга Ивановна)
Конспект экскурсии на природу включает следующие структурные элементы: Тема занятия: например, «Экскурсия в лес» (на водоем, на ферму, в парк и др.) Программное содержание: три задачи (познавательная (образовательная), речевая, воспитательная (развивающая)). Материал: указывается необходимый материал инвентарь, оборудование по содержанию занятия Подготовка к занятию: указывается предварительная работа, которая проделывается в ходе подготовки к занятию (например, пополнение знаний об объекте, подбор необходимой литературы) в т.ч. и непосредственно перед его проведением (подготовка инвентаря, беседа с детьми и др.). Ход и методические приемы: конспект пишется от первого лица (педагога), в прямой речи, без сокращений; желательно оставлять поля с обеих сторон (для заметок) с указанием всех используемых педагогом методов и приемов обучения, предполагаемыми ответами детей, действиями воспитателя и ребят. Кроме этого, указывается перечень вопросов к детям по содержанию используемого в ходе занятия рассказа о животном. Если необходимо при условии недостаточной двигательной активности детей во всех возрастных группах проводится физкультминутка, которая должна быть логическим продолжением содержания занятия. В конце конспекта отражаются особенности подведения итога в соответствии с возрастными особенностями детей; он выделяется отдельно.
ПРИМЕЧАНИЕ.Данные рекомендации могут использоваться студентами в ходе разработки конспектов как «тренировочных» (на занятиях в колледже), так и при подготовке к работе в ДОУ; в их основе – традиционный подход к организации работы по экологическому воспитанию в детском саду.
|